Протоиерей Иоанн Савченко
ТАЙНА СТАРЦА ФЕОДОСИЯ
Так была названа первая книга А. В. Ильинской. Сподобил же Господь простую писательницу, не посвященную вполне в церковные разделения, похоже не преследующую какую-либо цель и не выполняющую чей-то «заказ», написать эту книгу.
И когда книга увидела свет, Ильинская попала в немилость у архиереев и священников МП. Ее «попросили» написать другую книгу, в которой описать чудеса и жизнь старца, на ряду с другими «старцами» не отделяя советских от катакомбных. «Надо сохранять «мир», православному человеку не нужна политика».
«Церковь не должна заниматься политикой». Однако полная аполитичность не является достоинством духовной жизни. Часто она означает не участие в нуждах ближних, равнодушие к добру, страх перед властями и примирение со злом. Получается, что старец Феодосий был «политический»?
Потому в «высших» кругах церковной власти МП обсуждается вопрос деканонизации преп. Феодосия, что будто произошла ошибка, что совершивший ее, уже умерший митр. Гедеон (МП), не разобрался в ситуации! А как же нетленные мощи? А чудеса творимые им?
Так кто же он?
Жизнеописание преп. Феодосия во всех книгах о нем приводится в основном без изменения, но только до момента возвращения его в Россию. Ильинской довелось посетить в Минеральных Водах катакомбную церковь и из уст монахинь - послушниц старца Феодосия записать многое о нем.
В Иерусалиме после принятия схимы, иеросхимонах Феодосий повстречался с отставным генералом, помещиком из станицы Платнировской на Кубани. От него он многое узнал о положении дел в России, о революционной смуте в ней, и с его помощью решается вернуться в Россию.
В качестве удостоверения личности он пользуется документом, выданным в обители Положения пояса Богоматери при рукоположении. На этом документе стоит подпись Вселенского Патриарха Иоакима III, удостоверяющего его личность.
Приезд о. Феодосия в Челябинск - в горячую забастовочную зону, а не в Лавру или на родину в Пермскую губернию, - дает полное основание считать, что этот его приезд был вызван патриотическими чувствами.
6 июля 1912г. на документе старца уже стоит подпись нотариуса И. И. Простосердова о приезде о. Феодосия на временное жительство на станцию Кавказская. Здесь он получает удостоверение от 16 декабря 1915г. о том, что является членом Дубровинского Союза русского народа и имеет право на открытие отделов Союза в пределах Кубанской области.
Далее, перед самой революцией, о. Феодосий основывает пустыньку в 27км. от г. Крымска, в ущелье вблизи обители Темные Буки. Здесь он уединенно подвизается, однако не теряет связи с местным населением: активно помогает открывать приюты и воскресные школы, принимает послушников.
Перед Страстной седмицей 1925г. о. Феодосий заставляет сестер послушниц печь пасхи и варить яйца. Те недоумевают. Делает им наказ, в случае его ареста ехать в Мин. Воды, там жить и ждать его. И вот, в Страстную Пятницу его арестовывают и увозят на Север в ссылку.
Вернувшись в Мин. Воды в 1931 году, о. Феодосий находит на свободе не только советское общество, но и сергианскую церковь. В ссылке он пребывал между противниками курса митр. Сергия. На свободе при постоянном присмотре за ним НКВД, он не мог связаться с иосифлянами. Поэтому он принимает подвиг юродства: бегает с детишками и зовется «дедушкой Кузюкой», испытывая постоянные насмешки и издевательства. В то же время он тайно совершает богослужение, причащает своих чад, крестит и постригает в монахи. Это и является уходом в катакомбы.
Журнал «Православная Русь» в свое время сообщал и публиковал статью о том, что о. Феодосий принадлежал к Катакомбной Церкви. 12 лет назад мы нашли эту церковь в Мин. Водах, и там подтвердили нам, что о. Феодосий никогда и никакому советскому архиерею не подчинялся.
Многозначительный эпизод приводит и А. В. Ильинская: «В последний год жизни старца Феодосия, местные священники пригласили его в Покровскую церковь посмотреть, как они все устроили. Стояла зима, старец был слаб и пошел, везя за собой саночки. Около храма он поскользнулся, упал и сильно разбился. На его же саночках старца Феодосия отвезли домой. Видно не было воли Божией на посещение храма в своем городе».
Все здесь понятно. Старец сам не хотел посещать советский храм, и не только в своем городе. И его духовные чада после его смерти не пошли в эти храмы. На погребение старца при большом стечении народа не был приглашен советский священник, а явился как бы случайно странствующий или, вернее катакомбный иерей, который и совершил чин погребения, а потом удалился. В последние минуты жизни старца его чада недоумевали, как быть с отпеванием, и он, провидя это, сказал: «Меня Сам Господь управит, Сам пришлет человека».
При жизни о. Феодосий говорил своим чадам, чтобы приходили к нему на могилку. В 1995 году по распоряжению митр. Гедеона Ставропольского (МП) произвели открытие его мощей. В момент изъятия его останков среди ясного неба разразилась гроза. Маленькая девочка в этот момент увидела видение и воскликнула: «Смотрите! Дедушка встал из гроба и лег в могилку».
Под проливным дождем люди разбегались в разные стороны, ища укрытия и только единицы поняли, что нечистые руки коснулись его мощей. Сохраняя верность Богу при жизни, претерпев заключение и юродство, и по смерти он остался противником вхождения в храмы МП.