Святитель Димитрий Ростовский
ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА?
(Извлечено из творений Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского).
Верую, что есть только одна Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена кровию и учением Господа Иисуса Христа, Его Апостолов, святых Отец, и святых мучеников, которой никогда не одолеют врата адовы, которой крепко держится восточное православное исповедание. (Часть I, стр. 41). Эта Церковь есть одна, потому что есть только один Бог, одна вера, одно крещение, одни таинства и заповеди и одно учение Христа и Его Апостолов. Эта Церковь есть Святая, потому что верует во Святого Святых, имеет святейшие таинства, преданные от Христа Бога, и нигде нельзя найти благодатного освящения, кроме Святой Церкви Православной. Она есть Соборная, ибо соборна от народов всей вселенной, а не состоит из одного какого-нибудь, как прежде состояла из еврейского. Она есть Церковь Апостольская, потому что ведет начало свое и получила власть священства от самих Апостолов (I, 57). Основание и глава сей Церкви Сам Христос, ее стены — закон Божий, ее столпы — Апостолы, Евангелисты и учители, ее покров — Сам Дух Божий (II, 116). Она есть град великий Царя Небесного, куда укрываются все, наветуемые от проклятого диавола. Господь утвердил Церковь Свою так, что врата адова, то есть, вся сила демонская, все еретики и неверы никогда не возмогут одолеть ее, потому что премудрейший Архитектор кругов небесных основал ее не на слабом песке, но на твердом камне, на истинном оном исповедании Апостола Петра: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16), — на исповедании, которое Сам Христос Господь называл камнем: на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (18). Эта истина тверда и непреложна, потому что она есть слово Самого Христа, Который также именуется у Апостола камнем: камень же бе Христос (I Кор. 10, 4). Так непоколебимо основание Церкви! (3, 194). Она стоит, как высокая скала, в которую и день и ночь со всех сторон бьют волны морские, — стоит невредимо, а ее хулители как волны о камень разбиваются и исчезают; она прославляется, а те постыждаются; она воцарится со Христом, а те низвержены будут в бездну огненную с своим началовождем диаволом; она будет вечно торжествовать на небе, а те вечно будут плакать и рыдать в подземных адских темницах... (Розыск. 531 стр.). Тот, Кто создал Адаму помощницу из ребра его, Он же, Жених Небесный, создал Себе, от Своего же прободенного ребра, возлюбленную невесту, а нам любезную Матерь — Церковь Свою Святую, дабы она возродила множество чад водою и духом (Ч. I, 180). Церковь есть наша истинная Матерь, ее голос горлицы, нежно пекущейся о детях, ее уста источают миро Апостольских учений, от ее рук — каплет смирна благодеяний, совершаемых любовью и милосердием, ее два сосца — это два завета: Ветхий, Пророками возвещенный, и Новый, Апостолами проповеданный; святым крещением она рождает чад своих в жизнь безсмертную. Иди же к ней, о сын мой, питайся от сосцов этой истинной Матери! (Четьи-Минеи; июль). Она с своими пастырями и учителями не укрывается, не под спудом светит, но открыто сияет для всей вселенной, как свеча на свещнике (Розыск. 125).
Господь соделал Свою Церковь непогрешимою, Она есть столп и утверждение истины (I Тим. 3, 15). Она пребудет на земле до последнего дня судного, и врата адовы, по слову Господа, никогда не одолеют ей. Непреложны слова Господа нашего, пречистыми устами Его изреченные: Аз есмь с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Верен Господь во всех словесех Своих (Пс. 54, 13). Небо и земля прейдут, а словеса Его не мимо идут (Мф. 26, 35). Значит никогда не отнимет Господь благодати Своей у Церкви, потому что где Христос, там и благодать Его (Розыск. 520 — 1). Господь в Церкви Святей Своей (Пс. 10, 10), в Церкви Святой Православной, Апостольской; хотя бы враги и озлобляли ее, притесняли и терзали, однакоже она непреодолима: с нею Господь, и кто удаляется от нее, тот удаляется и от своего спасения (Ч. II, 117). Сию Церковь хранит Дух Божий, по слову Псалмопевца: не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120, 4) (стр. 172). От сего Духа все дарования, в Церкви сияюща. Со времени сошествия Святаго Духа на Апостолов, Святая Церковь процвела, как маслина плодовитая, различными ветвями — ликами праведников (стр. 173). Пострадавший за нас на кресте Господь Иисус соделался Главою Церкви, и Ея Начальником. После Него — вождями Церкви были Апостолы, за ними учители, святители, священники, и таким образом дошел до нас сей жребий святительского и священнического служения, и после нас пребудет до скончания века (Роз. 120).
Как между пщеницею, пока она не сжата, нельзя не быть плевелам: так и во Святой Церкви, пока она пребывает, как пшеница на ниве, в сей юдоли плачевной, нельзя не найтись между добрыми — грешным. Однакоже из-за грешных Господь не оставляет Церкви Своей, и не оставит до конца веков, как Сам обещал сие (Мф. 28, 20).
Кроме Церкви нельзя найти нигде благодатного освящения. (I, 57). Те добрые дела, которые делаются помимо Православной Церкви, хотя бы были и очень добрыми, однакоже не могут заслужить человеку спасения, ибо Глава Церкви — Христос говорит: иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает (Лук. 11, 23). Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие. Без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон якоже розга, и изсыщетъ: и собирают ю, и во огнь влагают и сгарает (Иоан. 15, 4-6). Кто присоединился к Церкви Христовой, тот присоединился Христу, Который неразлучен с Своею Церковью, как глава с телом. А кто чуждается Христовой Церкви, тот чуждается Самого Христа — главы церковной; без Христа же все его добрые дела, которые он думает собирать во спасение, — он не собирает, а расточает, и спасения себе ими не заслужит. Член, отсеченный от тела, главою оживляемого и управляемого, может ли быть живым членом и действовать? Никогда. Вот так же и человек — христианин, хотя бы он и проходил жизнь добродетельную, как скоро отлучится от единения с Церковию Православною, — не может получить спасения. Послушайте, что говорит святейший Афанасий, патриарх Александрийский, в своем символе: «кто хочет спастись, тому надобно содержать веру Православную: и кто не сохранит ее в целости и чистоте, тот, без всякого сомнения, погибнет на веки». Из сих слов святителя очевидно, что никто не может спастись помимо Православной Церкви Кафолической, как во дни Ноя никто не спасся от потопа кроме тех, кои находились в ковчеге. Святой Киприан говорит: «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». И Сам Господь сказал: аще кто не слушает Церкви, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Не смотри на его добрые дела, если он не слушает Церкви. Много и среди неверующих во Христа людей добродетельных, которые и правду любят, и милосердие показывают, и никого не обижают, и благодеяния делают не только своим, но и нам, христианам, однакоже эти добрые дела их не заслужат им спасения, потому что они чужды Христа и Его Церкви. Вот так же и те, которые носят имя христиан, но Церкви Христовой чуждаются, погибнут и с добрыми своими делами, хотя бы и имели их. Пусть у них будут посты, и чистота нравов, даже девство, пусть будет ревностная проповедь, — но если они отделили себя от Церкви, если еретичествуют, то никакие подвиги и труды не спасут их, а еще и муку их увеличат (Роз. 557).
(«Православная жизнь». 1974, №4).