Архимандрит Амвросий (Коновалов)
ЦЕРКОВЬ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
(Доклад сделанный для слушателей Св. Троицкой Духовной Семинарии 17/30 марта 1960 г.)
Преосвященнейший Владыко, Досточтимые Отцы и сослужители, возлюбленные о Христе, братия и сестры, хотелось мне поделиться с вами некоторыми мыслями. Простите, если я буду говорить просто, но я не художник слова и мое единственное желание, это чтобы доклад мой вас заинтересовал и принес вам пользу.
Нам всем известно со школьной скамьи, что Церковь основал Христос Бог. Он Сам об этом сказал: "...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф.16:18). Апостолы проповедовали Евангелие, и проповедь свою запечатлевали мученическою смертью. Для продолжения их проповеди, они рукоположили епископов, пресвитеров и дьяконов. В Святом Писании сказано: "Внимайте убо себе, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею" (Деян.20:28). Этими словами разбиваются все недомыслия сектантов, отделяющихся от единственной Св. Соборной Апостольской Церкви. Епископ в Церкви подобен солнцу, изливающему свои лучи на землю. Куда проникают эти лучи, там все оживает и растет, а куда они не доходят - все вянет и засыхает. Ибо Христос ниспослал Божественного Духа, от Отца Небесного, Апостолам, а они рукоположили епископов, пресвитеров и дьяконов, и передали им все таинства.
Христос Глава Церкви. Кто отделяется от Церкви, отделяется от Христа Спасителя и постепенно засыхает и умирает духовно. Засохшая смоковница иллюстрирует это. Ап. Павел называет Церковь "телом". Такое название Церкви уже указывает на Ее единство: все, входящие в Церковь, составляют одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим.12:5; Кор.12:30). Это было в продолжении многих веков: Церковь была одним телом Христовым до 1054 года, - когда от Св. Соборной Апостольской Церкви отделилась ее западная часть и пошла своими путями. По милости Божией мы принадлежим к Св. Соборной Восточной Церкви, которая ведет свое начало от Апостолов, и блюдет каноническую чистоту и неповрежденность до сего дня.
Было много ересей, расколов и сект, но многие из них исчезли. О них не буду подробно касаться, дабы не утруждать вас. Скажу о ереси арианской, взволновавшей всю Церковь. Почти все епископы были арианами. Остался хранителем чистоты веры Афанасий, Патриарх Александрийский, 47 лет, занимавший патриарший престол, 20 лет был, то в изгнании, то сам покидал престол и скрывался от гонителей. Второй пример: Максим Исповедник. Когда прибыли из Рима представители и пришли к нему в заточение, епископы просили его прибыть в храм и приобщиться Св. Таин, вместе с патриархом, Максим ответил: "если вся вселенная с ним приобщится, я один не приобщусь". Из этих двух примеров видно при каких гонениях верные сохраняли каноническую чистоту и неповрежденность Православной Церкви - ереси разбивались и исчезали, а Церковь продолжала ярко сиять, и сияет до сего дня. Надо благодарить Всемилостивого Бога, что мы являемся членами "Тела Христова" - Церкви, Его. Церковь, говорит Ап. Павел, не только "едино тело", но и "един Дух" (Кор. 1-ое: гл. 12, 11-13: Еф. гл. 4, 3-4 и 7 и др.). А Ап. Иуда говорит: "отделяюще себе (от единости веры и суть) телесни (душевни), духа не имуще" (Ап. Иуда 1-19).
Полагаю, что из этого краткого изложения, ясно, что Церковь есть Тело Христово. Обитающий в Церкви Дух Святый дает силу каждому члену Церкви быть "Новой тварью". Этому содействует Любовь Божия, изливаемая в сердца наши Духом Святым, даруемым нам при Крещении (Рим.5:5).
Вне Церкви и без Церкви невозможна Христианская жизнь. Без Церкви остается одно Христианское Учение, как Свят. Тихон Задонский говорит: "остается одна оболочка христианская".
Перехожу к современным событиям: ныне особенно утонченно ведется гонение на Церковь Христову. Например: за железным занавесом, а особенно на нашей многострадальной Родине, где Церковь Христова ушла в пустыню, в "катакомбы", т.е. тайно сохранять чистоту Православия, а одновременно, так называемая Советская церковь, находящаяся в зависимости от богоборческой власти, а по Откровению Св. Апостола Иоанна Богослова "церковь блудница возсела на красного зверя и упивается кровию мучеников". А за границей страшное состояние - раскол. Но об этом будем говорить позже.
Вам, вероятно, известно о трех Иконах Божией Матери и одной Иконе Великомученицы Варвары, источающие слезы? А также об Иконе Господа Нашего Иисуса Христа, из ребра Которого истекла Кровь и Вода? (Одна дама, глядя на это чудо, от страха упала в обморок). В Сан-Франциско обновилась фотографическая карточка Отца Иоанна Кронштадтского с совершенно выцветшей надписью, а у Шоховых обновилась Икона Божией Матери Казанская, и когда один православный китаец пошел посмотреть на это чудо, то в момент, когда китаец Лиу наклонился к Иконе, рассматривая ее, Младенец Христос на Иконе обновился на глазах у китайца и Лиу от страха чуть не упал.
Все эти знамения предупреждают о надвигающихся страшных события, которые "Близ при дверях" как говорится в Священном Писании, а по сему мы должны бодрствовать, дабы не остаться перед закрытыми дверями, подобно нерадивым девам.
В заключение моего доклада прошу вас выслушать Слово Церкви, которое не только требуется принять к сведению, но и к исполнению.
В Церковных Канонах пишут:
Каноны это Альфа и Омега..., а Св. Антоний Великий добавляет: "Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной - он явный отступник от Бога" (Отечник). А по сему, всякий не наxодящийся в Церкви и не причащающийся Тела и Крови Христовой, какими бы красивыми словами он не называл свои убеждения, находится на ложном пути. И это не все: пресвитер, совершающий Таинство Св. Евxаристии, если поминает незаконного епископа, то Таинство не совершается; если епископ совершая Литургию, поминает незаконного предстоятеля Церкви, то Таинство остается не совершенным. А что же сказать о тех, которые не состоят в "Теле" Церкви Христовой - это еретики и раскольники. Таковые лишь носят "оболочку" христиан.
Чтобы спастись, нужно хранить и исповедовать твердо Веру во Святую Апостольскую Соборную Церковь, даже до крови и смерти, подражая Святым мученикам и исповедникам.
Настали столь страшные времена, что многие доживут до того, о чем предсказано в Священном Писании и у Святых Отцов. Да и мы уже являемся свидетелями многого.
"Аз тебе, сыне мой, твердо завещаю и заклинаю, да всеми своими силами держишися Святыя Восточныя Церкви, яко рождьшия тя матери... и всех противников Святыя Церкви отревай от себя и ни какого с ними сообщения дружеского не имей, понеже они враги сути Божии", наставляет своего сына Посошкова; а Святой Иоанн Златоуст (книга 1-я, т. 11-й, стр. 432): "От незнания писания всякое зло".
"Кто отделяется от Церкви, тот не имеет Духа Святого", говорят Святые Отцы, Св. Августин и Священномученик Киприан Карфагенский.
"Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец" - Аминь.
Приложения:
ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, СВЯЩЕННОГО СИНОДА И ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА
ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ от 7/20 НОЯБРЯ 1920 г. ном. 362-й.
Краткая выписка:
"... п. 2-й. В случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п., окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением во главе с Святейшим Патриарxом, почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношения с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли временного Высшего Церковного Правительства или Митрополичьего округа и еще иначе).
"...п. 3-й. Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целей управления епархиями, оказавшимися в положении, указанном в п. 2-м, составляет непременный долг СТАРШЕГО по сану Архиерея в означенной группе".
ПОСЛАНИЕ СОБОРА АРХИЕРЕЕВ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ К С. АМЕРИКАНСКОЙ ПАСТВЕ
(Церковные Ведомости н. 1-2 15/28 янв., 1928 г.)
Краткая выписка:
"... Объявить от имени СОБОРА Духовенству и мирянам С. Американской паствы, что таинства совершаемые запрещенными в священнослужении Митрополитом Платоном и подчиненным ему духовенством, НЕ ТАИНСТВА, и если они не прекратят канонического и молитвенного общения с запрещенным, то, по священным канонам, подлежат отлучению от Церкви, как РАСКОЛЬНИКИ.
"... п. 8-й. Осудил наш Собор и Митрополита Платона. Он окончательно запретил его в священнослужении и утвердил постановление Синода от 18/31 марта с. г. (1928) об увольнении его от должности управляющего С. Американской епархии, назначив вместо него Епархиальным Архиереем в С. Америку Преосвященного Апполинария...
... Именем Христа и ради вашего собственного спасения Собор умоляет вас возлюбленные о Господе чада С. Американской епархии, не быть в единении с таковыми.
Оставьте Митрополита Платона и послушных ему епископов и клириков. Они сами гибнут и вас влекут за собою на вечную погибель".
Подписали вышеозначенное послание:
Председатель Синода и Собора Митрополит Антоний.
Члены Собора: Арх. Феофан, Арх. Серафим, Еп. Сергий, Еп. Гавриил, Еп. Гермоген, Еп. Феофан, Еп. Дамиан, Еп. Серафим, Еп. Тихон.
(Выписка из Окружного Послания).
- "Вот почему Архиерейский Собор убеждает вас, отцы, братие, и сестры, не отделяйтеся от спасительной ограды Христовой Церкви и не отговаривайтеся будто Митрополит Евлогий и Платон наши епархиальные архиереи; они были таковыми до своего отпадения от Архиерейского Собора, до запрещения их в священнослужении, а после сего они стали для нас посторонними людьми..."
Выписка сделана из "Церковных Ведомостей".
ОТВЕТ ЦЕРКОВНОМУ И ОБЩЕСТВЕННОМУ МНЕНИЮ ПО ПОВОДУ МИРА
В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ, - согласно с СВ. ИОАННОМ ЗЛАТОУСТОМ.
ВОЗЗВАНИЕ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА К ОТДЕЛЯЮЩИМСЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
- Ничего так не оскорбляет Бога, как разделение в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, - повергнемся осуждению не менее тех, которые терзали Тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Один Святой муж (Св. Игнатий Богоносец) сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая. В самом деле скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? И так, будучи готов положить душу свою за Христа, как решаешься ты разорять Церковь, за которую положил душу Христос? - Сказанное мною направленно против тех, которые без разбора пристают к людям, отделяющимся от Церкви. Если эти последние содержат противные нам догматы, то потому самому не должно с ними иметь общения; если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше должно избегать их. Почему так? Потому что это недуг любоначалия. Не знаете разве, что случилось с Кареем, Дафаном и Авиром? Но одни ли они потерпели? Не вместе ли с ними погибли и их сообщники? Ты говоришь: "у них та же самая вера и они православны". Если так, от чего же они не с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение" (Ефес.4:5). Если у них хорошо, то у нас худо: а если у нас хорошо, то у них худо.
"Младенцы, говорит апостол, влающиеся и скитающиеся всяким ветром" (Ефес.4:5). Ужели, - скажите мне, достаточно то, что их называют православными, тогда как у них оскудела благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за все (благодать священства). А если всякому позволительно быть священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно установлен церковный чин, напрасно лик иереев; ниспровергнем и уничтожим это. Этого, говорите, не должно быть. Но не вы ли делаете это, а потом говорите: так не должно быть. - Я говорю это и свидетельствую, имея в виду не свою выгоду, а ваше спасение. Если кто смотрит на это дело безразлично, если ему нет об этом заботы, то нам есть. Мы поставлены для поучения вас словом, наше дело советовать вам и увещевать. Советник говорит, что ему должно, но не принуждать слушателя, предоставляя ему полную свободу принять или не принять совет; он будет виновен в том, если не скажет то, что ему поручено. Потому-то и мы говорим все это, обо всем этом напоминаем, чтобы вам уже нельзя было сказать в тот последний день: - "никто нам этого не говорил, никто не объяснил, мы этого не знали и вовсе не считали грехом". А так я говорю и свидетельствую, что производить разделение в Церкви не меньшее зло, как падать в ересь. Так как из вас каждый имеет возраст и даст отчет в своих поступках, то я прошу вас о том, чтобы вы, все слагая на нас, не считали невинными самих себя, и таким образом в обольщении не повредили напрасно самим себе. Мы дадим ответ за ваши души, но только тогда, когда что-нибудь будет опущено с нашей стороны, когда мы не будем упрашивать вас, не будем свидетельствовать против вас. После этого позвольте мне сказать: "чист аз от крови всех" (Деян.20:26); "избавит Бог душу мою" (2Тим.4:18).
Скажите, чего вы хотите, укажите справедливую причину, по которой вы отступаете и я буду оправдываться. Но вы не говорите; поэтому я прошу вас и самим твердо основаться здесь (в Церкви), и отложившихся привести, чтобы нам воспослать единодушную благодарность Богу, Которому слава во веки. Аминь. (Твор. Св. Иоанна Златоуста т. XI, ч. 1, стр. 102-106).
* * *
Это слово вселенского учителя - одно из многих, в котором он призывает антюхийцев присоединиться к Православной Церкви. Антиохийский раскол, известный под именем "евстафиан" или "павлинистов" возник в самом начале арианских смут. По смерти Св. Евстафия, Арxиепископа Антиохийского, ревностного борца за Православие против ариан, Архиепископом Антиохийским был поставлен Св. Мелетий, которого ариане рассчитывали видеть своим единомышленником Это последнее обстоятельство вызвало у почитателей Евстафия подозрение в чистоте православия Мелетия и они поставили себе епископа Павлина, человека твердого православного и доброй жизни. Но и Мелетий на самом деле был ревнителем православия не меньше Евстафия, за что, подобно ему, подвергся от арианствующего Императора Валентина, ссылке и заточению. Таким образом, православные антиохийцы разделились на две партии с епископами Мелетием и Павлином во главе, - Мелетием - законным и Павлином - незаконным, но строго православными и благочестивыми. Возникшее по недоразумению, из ревности о православии, разделение не кончилось со смертью Павлина, а стало поддерживаться с недобрым побуждением, из-за честолюбия, тщеславия, зависти, некоторыми из его партии. Павлину по смерти был поставлен преемник Евагрий. В свою очередь Мелетию наследовал по смерти Флавиан. Все усилия благомыслящих прекратить раскол, были тщетны: собирались соборы, понапрасну. А между тем, вред разделения очень сказывался и, прежде всего, на обращение язычников в христианство. Святой Иоанн Златоуст при таком пагубном, для веры Христовой, разделении и убеждал павлинистов присоединиться к православной Церкви. Целым рядом сильных проповедей, произнесенных им по смерти Евагрия, он добился того, что последнему не был поставлен преемник, вследствие чего раскол прекратился сам собой.
Читали ли со вниманием эти проповеди Святого Иоанна Златоустого против антиохийцев раскольники старообрядцы и современные наши раскольники?
На суде Вселенского Учителя, столь чтимого ими, грех их, - отделения от Греко-Российской Православной Церкви Заграницей, - оказался бы, без сомнения, гораздо тяжелее, греха антиохийцев раскольников. Вне Церкви Православной невозможно спастись. Неповинующийся Ей, и отделяющийся от Нее, преслушавшего Ее, Господь Спаситель объявляет язычником и мытарем, т.е. великим грешником (Мф.18:17).
* * *
Полагаю комментарии к сему излишни. Вселенский Учитель сильно и ясно сказал всем православным христианам и никакая казуистика не поможет раскольникам. Аминь.
О единстве Церкви и расколе
ОТВЕТ И УКАЗАНИЕ, ВОПРОШАЮЩИМ О МИРЕ ЦЕРКОВНОМ
1 - Св. Августин Блаженный говорит: - "Всякий отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергается от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем".
2 - Св. Священномученик Киприан Карфагенский говорит: - "Находящийся вне Церкви отделяющийся от ее единства и общения с нею, не имеет истинной жизни".
3 - Еще говорит Блаженный Августин: - "Кто отделяется от Церкви, - тот теряет плоды союза с нею, и лишается благодати; равно, кто родился и воспитался вне единения с Церковью, тот хотя бы и запечатлен был таинствами, но не получает от них благодатной силы и освящения".
4 - Читаем и в житие Св. Петра, Патриарха Александрийского, о явлении ему Господа Бога в разодранной ризе, Св. Патриарх спросил милостивого Господа, кто ему разодрал ризу. Господь ответил: - "Арий". А по сему и отделяющийся от единства Церкви раздирают хитон Церкви, а по сему и получают участь Ария.
5 - Священномученик Киприан Карфагенский, Священномученик Игнатий Богоносец, Св. Аптат Меливитский, Св. Иоанн Златоуст говорят: "Раскольник аще будет замучен за Христа и прольет кровь свою, то и кровь его не омоет сего греха".
6 - Св. Григорий Богослов, Патриарх Константинопольский, говорит Собору епископов: - "Мужие и сопастыри Святого Христова стада, стыдно есть вам, иных мир иметь поучающим, воздвизаете между собою брани: како бы других согласию и единению увещевати возможете, сами с собою не согласующе. - Но молю вас перед Самою Пресвятою Единосущною Троицею, да управите мир и любовь друг ко другу, и да согласно церковныя устроите дела: аще же аз разногласию и несоединению вашему виновен, несм, честнейший паче Ионы пророка, вверзите мя в море, и утолится от вас буря волн: изволяю пострадати, еже хощите, аще и невиновен есмь, токмо та вы примиритеся себе, и будете единомыслени, с престола низвергнете мя, от града иждените, точию истину и мир, со Захарием, возлюбите".
7 - Предлагаю в подлиннике книги Канонов прочитать нижеприведенные правила: Св. Ап. 10-е; 15-е пр. Двукратного Собора; 38-е ап. Карфагенского Собора и его же 65-е пр; 88-е пр. Св. Василия Великого. Вышеприведенный авторитет Церкви Христовой, для всех христиан, а тем паче ратующим о церковном мире и единстве Русской Зарубежной Церкви. Все вышеизложенное есть голос всей Вселенской Православной Церкви Христовой. А для кого вышеприведенные слова скользнут по душе, не волнуя ее, тому скажем слова Священномученика Киприана Карфагенского - "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец".
За истину Церкви пролиты реки крови Святых мучеников, а от нас требуется лишь Вера, житие по Вере и единство церковное.
Из писаний Св. Отцов видно какой великий и тяжкий грех, грех разделения, и за этот грех особенно ответят те, кои учинили разделение и соблазн в Церкви.
Все, отторгающиеся от единства зарубежной Церкви и ее предстоятеля Митр. Анастасия, стремятся, якобы, к миру и единству, но к какому? Хотят создать весну на одном своем дереве, несмотря на то, что кругом зима.
Своевременно для таких людей привести пример из истории Церкви: Император Константин Копроним, иконоборец, также якобы старался о единстве Церкви, но о каком единстве он старался? О каком единстве он старался нам будет ясно из следующего сказания: "... на рассвете царь послал в церковь к патриарху сказать: (Патриарх Никифор исповедник) "Зачем ты смущаешь народ и строишь ковы против царя, который желает общего мира и единомыслия. Зачем возбуждаешь на мятеж безумных людей, и кровью междоусобной рати хочешь наполнить царствующий град?" Подобный упрек получили и наши исповедники: Арх. Виталий, Тихон, Иосаф, Иероним, Еп. Серафим от М. Феофила и его сторонников.
Но о каком "мире" старался Император Константин Копроним? О иконоборческом. О каком "мире" ратует М. Феофил? - О разделении Церкви. А Св. Киприан Карфагенский и Св. Иоанн Златоуст говорят: "Аще раскольник будет замучен за Христа и прольет свою кровь, то и кровь его не омоет сего греха". А отделяющиеся от единства Церкви, как бы себя не называли, какие бы красивые и лестные прозвища себе не придумывали, все же остаются раскольниками.
Святые Отцы сказали кратко и ясно и поэтому комментарии не требуются. Кто считает себя православным, а тем паче иерархом или пресвитером, для тех голос Церкви является законом и никаких казуистических толкований быть не может, да они ни в сей жизни, ни в будущей пользы принести не могут.
Церковь Божественного происхождения
(Продолжение. 1-ый доклад сделан 17/30 марта 1960 г. в Св. Троицком монастыре с благословения Епископа Аверкия, для студентов Духовной Семинарии Св. Троицкого монастыря. Присутствовали: Еп. Аверкий Ректор Семинарии, Архимандрит Пантелеймон, Игумен Антоний и иеродиакон Геласий. Тема доклада: "Церковь Божественного происхождения". А сей доклад является продолжением 1-го)
"Одному благочестивому пустыннику надлежало сказать что-либо братии, ожидавшей от него наставления. Проникнутый глубоким чувством бедности человеческой, старец (Антоний Великий), вместо всякого наставления воскликнул: "Братия, давайте плакать", и все пали на землю и пролили слезы".
* * *
Знаю, братия, что и вы ожидаете теперь слово назидания; но уста мои невольно замыкаются при виде, - что происходить в сем мире. А происходят страшные события.
* * *
По милости Божией и с благословения Преосвященнейшего Вл. Еп. Аверкия 17/30 марта с. г. я произнес краткий доклад, а ныне продолжу его и прошу Ваше Боголюбие выслушайте его внимательно. Мы вступили в страшные времена Апостасии, и эти времена не всем дано распознавать, а лишь тем, кто сохраняют каноническую чистоту и неповрежденность Православной Св. Соборной Христовой Церкви. Символ Веры составлен и утвержден на 1-м и 2-м Вселенском Соборе и в нем ясно, определенно и твердо сказано: "Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь". Быть может кто в сердце своем подумает: что он говорит эту простую истину, ведь мы все это знаем? Верно, но эти, кто знают - лишь "остаток" верующих. Боголюбивейшие отцы и братие. Нам всем известно, что Бог Один и Христос Бог основал на земле Свою Церковь едину. Он Глава Церкви. И власть передана Апостолам и Епископам (Деян.20:28). Нам также известно, какую борьбу вынесла Церковь с ересями и расколами и прочими лжеучениями. И все зафиксировано в книге "Кормчая". А также в книге "Канонической" Правила Св. Апостолов, 7-ми Вселенских Соборов, 9-ти поместных и правила Св. Отцов. Все это, повторяю, известно. И, однако, что же происходило и происходить в течение 20 веков с основания Церкви Христом Богом? И до чего же мы дожили, а дожили до ужасного состояния. Ныне, именуемыми некоторыми себя Христианами, отрицается Священное Писание, отрицается Церковь Христова, то есть Таинства Церкви, отрицается Непорочное Зачатие, отрицается Воскресение Христово, отрицаются Таинства Церкви. Нам известно из Священного Писания следующее: "Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во Плоти пришедша, от Бога, есть: и всяк дух иже не исповедует Иисуса Христа во Плоти пришедша, от Бога несть: и сей антихристов... (1Иоан.4:2 и 3). Дорогие о Христе, слушатели, вы быть может подумаете, что привожу вам известные слова Священного Писания. Но ныне они особенно нам нужны в виду того, что многие, прикрываясь Священным Писанием, толкуют по казуистическим измышлениям, а не так, как учит нас Церковь Христова и отцы и подвижники благочестия, прошедшие опытом Церковно-духовную жизнь, ибо они говорили: "изволися Святому Духу и изволися нам" и запечатлевали это великими чудесами и страданиями включительно. И что же мы видим ныне в век культуры и в век науки. Страшно становится. Ибо ныне, если еще не все, то многое исполнилось, сказанное в Священном Писании и предсказанное Св. отцами нашей Св. Православной Церкви. А по сему, да позволит мне, Ваше боголюбие, и Ваша любовь о Христе перейти к самому главному, что мы переживаем и видим и чего мы должны держаться и от чего уклоняться.
Дорогие мои о Христе, отцы и братие. Быть может некоторым странным покажется, что я начну говорить. Но прошу не смущайтесь. Таковы времена настают. Приведу для вашего внимания три исторических свидетельства, дабы для нас были эти примеры твердым правилом, и мы их приняли к сведению и неуклонному исполнению: 1-й пример: - Антония Великого еретики ариане оклеветали, говоря, - что Антоний Великий с ними в молитвенном общении. Св. Антоний Великий покидает пустыню и идет в Александрию и в храме перед всей Церковью заявляет, что он находится в общении со Св. Соборной Церковью и предал анафеме ариан.
2-ой пример: - 4-ый Вселенский Собор низложил еретика Нестория. Это постановление доложил императору Арх. Кирилл, Патриарх Александрийский, председательствующий на Соборе, препроводил императору это постановление таким образом: было просверлено отверстие в палке и вручили пастуху, последний пришел к Св. Долмату и вручил этот жезл. Когда Долмат прочитал это, собрал братию - монашествующих множество и с пением канонов прибыл в Константинополь к Царю. А Долмат 45 лет не выходил из пустыни. Прибывши к императору вручил постановление Вселенского Собора, говоря: Царь, еретики свободно пребывают в царствующий град, а соборным нет доступа. Прочитав постановление Собора, император приказал съехаться всем епископам еретикам и соборным. Соединенный Собор подтвердил низложение Нестория.
3-й пример: - Старец Агафон. Однажды братья пришли к нему и стали обличать его в разных, даже смертных грехах, которыми он, якобы предается. Агафон принял на себя обвинения, поклонясь земно братии, просил прощения и молитв. Братия признала его еретиком. Авва решительно восстал против этого обвинения. Братия тогда пали к его ногам и спросили, почему он принял на себя все обвинения, а последнего не принял. Авва сказал: "первые обвинения я принял для смирения, второе отверг потому, что ересь есть отчуждение от Бога, а отлученный от Христа, во всех отношениях есть погибший" (Отчетник). Дорогие мои во Христе, отцы и братия, из вышесказанных примеров для нас ясно видно, как твердо стояли за Св. Соборную и Апостольскую Церковь Великие Св. Отцы. А мы кто с вами? Мы обязаны подражать Св. Отцам. Вам известно из жития Св. Отцов праведных, что Антоний, живший столько лет в пустыни и вынужден был ее покинуть и защищать Православие, Св. Долмат 45 лет не выходил из пустыни, вышел защищать Православие. Старец Великий подвижник принял все обвинения в грехах, но не принял обвинения в ереси. Еще есть поучение Св. Отцов: "Когда ты приходишь в какой город, то не спрашивай, где церковь. Ибо еретики свои вертепы называют церквами. А спрашивай где Соборная Церковь, это отличительная черта ее".
Из всего вышесказанного какое же мы получаем назидание и указание. Нам, и ныне особенно, надо сохранять каноническую чистоту и неповрежденность Церкви, это говорил и поучал еще блаженнейший Митрополит Антоний и далее говорил: "А иначе мы распылимся". Повторяю ныне особенно надо нам эти тонкости знать, ибо ныне уже проникли масоны в Восточную Церковь, в лице иерархов. Ныне нам известно течение, так называемое, "экуменическое". Это страшное течение. Они хотят создать какую-то церковь интернациональную, помимо Церкви Христовой. Ныне Афинский Синод постановил пересмотреть Св. Евангелие и выбросить те слова, которые укоряют Израиль и иудеев. А один патриарх, как нам сообщили, даже, сделал распоряжение на Страстной Неделе выбросить те слова из богослужений, которые касаются евреев. А наш заграничный раскол вот длится 30 лет и неужели расколоучители не знали истории Церкви и не знали канонов? Они были и суть академики, знали и сознательно шли на преступление. И ныне идут. По сему поводу написаны кучи книг и взывали миряне с просьбой прекратить это печальное явление раскол и слиться во единую Соборную Церковь. Но все вопли остаются "гласом в пустыне". Мало этого, на какую ложь и клевету идут наши современные раскольники. Говорят: "Мы здесь хозяева, (это Митрополит Леонтий и его последователи), а Митрополит Анастасий и прочие это - беженцы... Да, кто же они? Американцы. Ведь и они все без исключения беженцы - русские.
Дорогие мои о Христе, слушатели, да простит меня грешного ваша любовь о Христе, что задержал ваше боголюбие большой беседой. Но ныне таковы времена, что мне старику, пережившему страшную и жестокую борьбу с расколом, необходимо сказать о нем. А многие даже именуемые "богословы" и с высшим образованием не имеют понятия о расколе. Вы же ныне слышали, прочитанные каноны о расколе и беженстве, а по сему, я полагаю, что для вас все сказанное и прочитанное становится ясным и убедительным. Но этого мало, а в особенности для вас студентов семинарии и младшей братии из монашествующих. Вы можете дожить до кошмарного периода, а посему вам надо все вышеизложенное знать и твердо сохранить в памяти. Ибо то, что предсказали наши великие свят. Тихон Задонский и Еп. Игнатий Брянчанинов, - что в конце мира будет лишь "оболочка" у христиан, ныне исполнилось. А времена сии приближаются. Вы знаете из священного писания, что пришествия Господа никто не знает, ни дня, ни часа. А о преддверии Его пришествия сказано в Евангелии... А Св. Петр Афонский пишет, что антихрист воцарится в 1992 году, а Св. Нил Мироточивый Афонский говорит, что антихрист воцарится в 1990 году, а некоторые полагают: "что апокалепсический год будет 1999-й, а 2000 года человечество не увидит". А что это время приближается это ясно из сего: "когда икона Богоматери стала источать слезы, то в городе Нью-Йорке евреи по радио на еврейском языке сообщили евреям, что их мессия родился". А раз, если так, то в эти 20-30 лет будут такие страшные события и доведут до того состояния народ, что когда объявят иудеи своего царя, то весь мир его сразу признает законным царем. А что подготовляют к сему весь мир вам известно и, что Америка подготовляет к созданию Европейские Штаты и одно мировое правительство. Это для того дабы сразу признал весь мир царя иудейского и мессию - антихриста. И этот проект многие поддерживают. Даже один наш епископ православный сие течение поддерживает. А по сему он открыл свое лицо. Кто он такой? И даже пишет ереси. А также масоны проникли в Восточную Церковь в лице епископата. А по сему, мне кажется, уже дальше некуда идти. Страшно становится.
Дорогие мои, наверно многим известно, кто поддерживает раскол, и кто субсидировал и субсидирует. Нам прекрасно известно и у меня есть их отчеты, но они в пустыне, а по сему я не смогу точно цитировать сумму их. А, вы дорогие мои о Христе, собратья студенты, будьте готовы ко всему и если Бог благословит вас быть пастырями Соборной Церкви, то вы величайшую награду получите от пастыреначальника Христа Бога. Вы будете ныне избранники Церкви Христовой.