СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЕВИЦКИЙ
(Историкобиографический очерк)

Русский философ, мыслытель Сергей Александрович Левицкий

Левицкий Сергей Александрович родился в семье потомственных рус­ских моряков. Его дед П. П. Левицкий был адмиралом Российского флота, отец Александр Павлович, капи­тан 1-го ранга, был одним из первых русских подвод­ников. В 1906 г. в Либаве (ныне Лиепая) был создан Учебный отряд подводного плавания, выпускником которого был и А. П. Левицкий. Позднее он внес неко­торые технические усовершенствования в торпеды. Здесь, в Либаве, 15 марта 1908 г. и родился С. А. Ле­вицкий. В 1913 г. семья Левицких переехала в Ре­вель, где была в то время стоянка русского подводного флота и один из крупнейших в России заводов по стро­ительству подводных лодок («Нобелессер»). В 1918 г. была провозглашена независимость Эстонии, в резуль­тате чего Левицкие оказались гражданами иностран­ного государства. В Эстонии прошла юность С. А. Ле­вицкого, здесь он закончил гимназию. Один из его друзей вспоминал впоследствии: «Моя дружба с Серге­ем Александровичем началась с детства. С Сережей мы встретились в 1922 году в Эстонии, куда эмигриро­вали наши родители. Он... ввел меня в ряды русских скаутов в Ревеле. Сережа происходил из старинной морской семьи, преисполненной традициями: перед дедушкой (адмиралом) в семье стояли чуть ли не на вытяжку. Сергей должен был знать (и знал!) названия всех кораблей русского военного флота. Он искренне возмущался, когда я не мог отличить дредноута от канонерки.

Всем нам, русским беженцам, жилось нелегко. Отец Сергея, капитан 1-го ранга, зарабатывал на прокорм­ление семьи тем, что сопровождал игрой на рояле в кинематографе немые кинофильмы.

Когда молодому Сергею Левицкому пришло время выбирать себе профессию, перед ним открывались три пути: поступить в консерваторию и стать дирижером (он был очень музыкален, имел абсолютный слух и ис­ключительную музыкальную память), стать матема­тиком (еще в гимназии он поражал учителей своими математическими способностями) и наконец, он moг стать философом и литературоведом. Б конце концов его выбор остановился на философии, и вся дальней­шая его жизнь показала, что он не ошибся в выборе.

Высшее образование С. А. Левицкий получил в Карловом университете в Праге.  В 1922 году здесь был организован русский юридический факультет, который вскоре вошел в состав Карлова университета. Инициатором создания фпкультета был П.И. Новгородцев.

В 20-х годах Прага была одним из крупнейших культурных и на­учных центров русской эмиграции, успешно соперни­чавшим с Парижем и Берлином. В студенческие годы наиболее глубокое влияние на С. А. Левицкого оказал его учитель Н. О. Лосский, о котором он впоследствии написал несколько статей и теплые воспоминания.

В Карловом университете Ле­вицкий защитил докторскую диссертацию «Свобода как условие возможности объективного познания».

Тем временем на мир надвигалась вторая мировая война. В 1939 г. Эстония была присоединена к Совет­скому Союзу. Отец С. Л. Левицкого Александр Павло­вич был арестован и посажен в тюрьму сначала в Тал­лине, а потом в Ленинграде, где его расстреляли за не­скрываемые им монархические убеждения. Мать и брат С. А. Левицкого в 1941 г. были депортированы в Киров, где мать вскоре умерла.

Годы войны С. А. Левицкий с женой Марией Нико­лаевной провел в Праге, а весной 1945 г., когда в Чехословакию вошли советские войска, вынужден был покинуть страну, ставшую ему к тому времени второй родиной. В числе перемещенных лиц («ди-пи») он оказался в лагере в Менхегофе (под Касселем), ко­торый в первые послевоенные годы превратился во «вторую столицу» русской эмиграции (первой был Мюнхен). В годы войны С. А. Левицкий вступил в ряды НТС (Народно-Трудовой Союз), работавший в ок­купированной немцами Европе в подполье. В эти же годы он начал собирать материалы для давно задуман­ной книги.

Первая книга С. А. Левицкого — «Основы органи­ческого мировоззрения» — вышла в 1947 году (на об­ложке указан 1946) в издательстве «Посев». В ней он стремился, по его собственным словам, «изложить си­стему органического мировоззрения возможно менее тенденциозно, предпослав конструктивной части изло­жение основных философских школ». «Книга, — пи­шет он далее, — рассчитана не на специалистов, но и не на профанов. Она обращена прежде всего к мысля­щей интеллигенции».

Вспоминает М. Н. Левицкая: «Это произошло в бе­женском лагере Менхегоф в 1947 г. Из барака № 11 под названием «Сан-Суси» вышел в коридор усталый, но радостный Евгений Романович Романов, ныне воз­главляющий НТО, и громко объявил: «Я только что прочел книгу Сергея Левицкого «Основы органическо­го мировоззрения» и поверил в Бога!» Я была в это время в коридоре и подумала, что это лучший компли­мент его книге».

В 1949 г. С. А. Левицкий с женой и двумя детьми переехал в США, где сначала зарабатывал на жизнь преподаванием русского языка и литературы и где ему пришлось даже «поработать на физической работе, низко оплачиваемой». В 1955 г. радиостанция «Свобо­да» объявила конкурс на лучший труд, опровергаю­щий и разоблачающий марксизм. В конкурсе приняли участие более двухсот ученых из разных стран мира. С. А. Левицкий получил по результатам этого конкур­са особый приз и следующие десять лет работал редак­тором на радиостанции «Свобода». В эти же годы он становится постоянным сотрудником «Нового журна­ла», журналов «Мосты» и «Новое русское слово» (в журнале «Грани» он начал печататься еще до переезда в Америку).

В 1958 г. в Германии в издательстве «Посев» вышла лучшая и «главная» его книга «Трагедия свободы», предисловие к которой написал Н. О. Лосский, оце­нивший Левицкого как «достойного преемника той линии философии, начало которой положил Владимир Соловьев». С тех пор на Западе С. А. Левицкого счита­ют — и с полным на то основанием — одним из глав­ных идеологов русского «солидаризма» — направле­ния социально-философской мысли, лежащего в осно­ве политической программы НТС.

Свобода является главной темой всего философского творчества С. А. Левицкого. В своих трудах он также пытался придать христианский характер масонскому понятию солидарность, фактически противопоставляя ему православное понятие соборность.

С 1955 по 1974 г. С. А. Левицкий преподавал рус­скую литературу и философию в университете Джорд­жтауна в качестве emeritus professor'a. По выходе на пенсию он много и плодотворно работал, в частности, над историей русской философской и общественной мысли — вообще он писал до конца своей жизни. В творческом наследии Левицкого (насчитывающем 4 опубликованные книги и более 300 статей) органиче­ски сочетаются лучшие черты русской философии и литературы. Его любимый писатель — Ф. М. Достоев­ский, любимые поэты — Ф. И. Тютчев и Б. Л. Пастер­нак. Друзья и вообще все знавшие Левицкого отмеча­ют его чисто человеческое обаяние, характеризуют его как глубоко религиозного человека, никогда не впа­давшего в соблазн неверия, свидетельствуют о его глу­боких познаниях в области русской и мировой филосо­фии, отмечают его искреннюю любовь к музыке и поэ­зии. Разумеется, он был из числа тех идеалистов, ко­торые «не умеют жить».

Умер Сергей Александрович Левицкий 24 сентября 1983 г. в одной из клиник Вашингтона от сердечно­го приступа и похороны на кладбище Rock сrесk, сек­ция 5.

Как уже отмечалось, большое место в наследии С.А. Левицкого занимает анализ творчества и отдель­ных произведений русских писателей. Одна из самых обширных глав в «Очерках по истории русской фило­софской и общественной мысли» (Франкфурт-на-Май-не, 1968) посвящена Ф. М. Достоевскому, в котором Левицкий усматривает «залог оправдания и возрожде­ния русской культуры». Главная проблема Достоев­ского есть и главная проблема русской философии: проблема добра и зла. «В этом отношении, —считает Левицкий, — гений Достоевского, умевшего, как ни­кто, видеть силы зла в мире, может принести боль­шую духовную пользу современному миру. Ибо Достоевский призывает нас к духовному подвигу катарсиса через объективацию и изживание зла». В статье «Вла­димир Соловьев и Достоевский» Левицкий пишет: «Именно Достоевский и Соловьев явились посмертны­ми вдохновителями русского ренессанса». «Их объе­диняла прежде всего общность христианского миропо­нимания в период, когда большинство русской интел­лигенции переживало увлечение материализмом и атеизмом». Ставя вопрос об «отражении Соловьева в творчестве Достоевского», Левицкий вслед за С. И. Гессеном отмечает, что «основная идея «Братьев Кара­мазовых» и соловьевской «Критики отвлеченных на­чал», в сущности, одна и та же: «церковь как обще­ственный идеал» и критика основных соблазнов на пути осуществления этого идеала».

Подводя итоги нашего краткого очерка, подчеркнем особо: С. А. Левицкий, с юных лет будучи оторванным от родины, до конца своих дней был и оставался рус­ским мыслителем и писателем в высшем смысле этого слова. Весьма символично само название его неопуб­ликованного романа, хранящегося ныне в его семей­ном архиве в Вашингтоне, — «Прошлое, которого не было».

С середины 80-х гг. труды С. А. Левицкого приобре­тают мировую известность и признание. Немецкий пе­реводчик сочинений Левицкого Дитрих Кеглер, явля­ющийся одновременно и горячим проповедником его идей в Германии, говорит, что через труды С. А. Левицкого «нашел подход к русской философии, филосо­фии единства и целостности, которая для западноевро­пейского аналитического мышления представляет вы­зов и обогащение». В России имя и труды С. А. Ле­вицкого пока еще мало известны. Хочется верить, од­нако, что настоящее издание его сочинений, будучи первым изданием на родине мыслителя, обеспечит имени С. А. Левицкого долгую и счастливую жизнь. На смену «прошлому, которого не было» придет буду­щее, которое никогда не кончится...

В.В. Сапов. (Печатается в сокращении)

Скопировать ссылку

Статьи этого Автора: