СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.
Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию.
Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода.
3 июня 1888 г. в Александре-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
Преосвященный Владимир проявлял заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться и в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.
19 января 1889 г. святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый шел к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни.
С 18 октября 1892 г. в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тифлисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе. Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.
В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более 100 храмов, в том числе много старинных школ, устроена Духовная семинария в Кутаиси.
С 21 февраля 1898 г. владыка Владимир — митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в Народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни, приюты.
Будучи духовным руководителем вел. княгини Елисаветы Феодоровны (прославлена в лике святых в 1992 г.), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Большая Ордынка, 23 ноября 1912 г. высокопреосвященнейший Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.
Святейший Патриарх Тихон позднее говорил о деятельности владыки Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось».
Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущались гибельные последствия ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Г.Распутина святитель Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 г. был переведен в Киев.
Октябрьский переворот 1917 г. вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступали угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.
С началом Гражданской войны и захватом большевиками Киева начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры. 25 января 1918 г. вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательства над ним вывели его за стены лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братия-ми его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти» (Откр. 12, 11).