АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР
АМЕРИКАНСКИХ ЕПИСКОПОВ РПЦЗ 1941 г. О ВОЙНЕ
Начавшаяся летом 1941 г. война Германии с СССР нашла, естественно, свое отражение у русских, проживавших в Соед. Штатах и частично ставших уже американскими подданными. 9 октября 1941 г. Архиерейский Собор, заседавший в Св. Тихоновском монастыре, за подписью всех девяти участников его, выпустил пространное послание, выдержка из коего гласит:
Великая скорбь и тяжкая мука объемлют сердца наши в виду великих потрясений, бед и страданий, в бездну которых повержена сейчас наша дорогая Отчизна и возлюбленный наш Русский народ.
Нет слов, чтобы в достаточной степени выразить всю силу и глубину тех неизмеримых бедствий, которые Промыслу Божию угодно было возложить на рамена нашего народа.
Беды отовсюду: и изнутри - от наших внутренних врагов, которые держат нашу Отчизну в узах великих религиозных гонений и полного политического закрепощения; беды и от внешних врагов, напавших на нашу Отчизну и занявших уже значительную часть русской территории, с такими великими святынями, как Почаевская Лавра и град Киев с Печерской Лаврой - Матерь Российских городов и удел Св. Князя Владимира, и стремящихся пленить всю нашу Родину.
... Пространственно далекие от нашей Отчизны, но духовно будучи всегда близки к ней, мы не можем быть безмолвными свидетелями и пассивными зрителями той кровавой Голгофы, которую сейчас переживает наш многострадальный народ. Как плоть от плоти и кость от костей его, мы должны носить его в своем сердце, скорбеть его муками, плакать его кровавыми слезами, употребить все свои способы и средства к спасению его.
Первое и главное из них — это наше всенародное покаяние, молитва, пост, наше доброе истинно-христианское житие, воздержание себя, удаление от излишних житейских утех и удовольствий, несовместимых с днями скорби и великого страдания нашего народа, дела щедрой христианской любви и благотворительности в пользу наших страждущих братий.
... Днем нашей церковной молитвы, поста и покаяния Собор определяет 28, 29 и 30 числа месяца ноября — начальные дни Рождественского Поста.
За подписями тех же архипастырей отправлена была следующая телеграмма:
Господину Президенту. Белый Дом, Вашингтон, Д. С.
Мы, Архиереи Русской Православной Церкви в Америке, собравшись на совещании в Саут-Канаан, Пенсильвания, считаем своим долгом выразить лояльность Правительству Соединенных Штатов и зная, что в России гонения на Церковь продолжаются, очень просим Вас, Ваше Высокопревосходительство, приложить Ваши усилия обеспечить свободу религиозной совести на нашей Родине в той мере, в какой мы пользуемся в настоящее время в пределах Америки и Канады. Наши молитвы о достижении полного успеха Вами в этом трудном, но святом деле.
(«Р. А. П. В.» № 10 октябрь 1941)
На этом же Архиерейском Соборе, на 4-м заседании 9 октября заслушано и принято было предложение Архиепископа Виталия [Максименко] внести в ектениях, при богослужении, следующие два прошения: 1) о многострадальном Русском народе, в тяжких обстояниях сущем и о спасении его, Господу помолимся, 2) О еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, нам же даровати единомыслие, братолюбие и благочестие, Господу помолимся» («Р. А. П. В.» № 11 ноябрь 1941).
Источник: Православная Русь. № 16, 1954 г. Стр. 10.; Архиепископ Виталий (Максименко). Мотивы моей жизни.