В.П. Редечкин
ПОЙМИ ВРЕМЯ
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время.
Не жди благоустройства в общем церковном составе,
а будь доволен тем, что представлено
в частности спасаться людям, желающим спастись»
Архиепископ Аверкий.
«И когда малейшее на чаше добра перевесит,
тогда явит Бог милость Свою над Россией».
Иеросхимонах Аристоклий Афонский, 1918 г.
Огромная доля всего происшедшего с Церковью в нынешнем веке приходится на Россию. И в настоящем естественно искать пути разрешения главных церковных проблем именно в связи с судьбой Русской Церкви. Но, если от теоретических обоснований, прейти к практическому изучению, то всякий, находящийся в России наблюдатель, сможет убедиться, насколько скромно обстоят дела с Российской Церковью в настоящее время. И это после всего, что с ней было в истории! Имея некоторое разочарование в настоящем, естественно, обратиться к будущему и усмотреть главное в нем. Но здесь я бы предостерег от иллюзий. Сейчас многие склонны ожидать скорого возрождения России в ее прежнем духовном великолепии. Думается, что такие ожидания отчасти естественны для политиканов, которые всегда ищут пути для общественных преобразований, но во многом непростительны для воцерковленного духовного сознания.
Глядя на то, как сейчас некоторые политики пытаются приспособить церковные пророчества к своим политическим затеям, думается, что «Бог поругаем не бывает», и помимо искусственных «возрождений», возможно и подлинное исполнение пророчеств. Но я думаю, что это исполнится во многом совсем не так, как кому-то сейчас кажется. И политическое, государственное в возрождении России будет играть довольно малую роль.
Люди, преданные умом и сердцем России, были и в эти 70 лет в большом количестве, но назвать их возрождением России мы все же не можем. Для такого возрождения необходимо действительное единение в общество. Такое единение во исполнение пророчеств возможно только на основе истинного Православия, а иначе это уже никакое не возрождение. Так, что и царь, даже и если будет выбран, то обязательно должен принадлежать к истинной Православной Церкви. К этой же Церкви должны принадлежать и все люди, являющие собой возрожденную Россию (поскольку и в прежнем нельзя под Россией понимать всяческих коммунистов — было бы смешно и глупо разуметь под возрождением России и «возрождение» таковых в ней теперь — это абсолютно чуждые ей элементы).
Общность идей культуры, исторической памяти, ответственности за настоящее и будущее образуют вторую степень единства таких людей. Такое воссоединение представителей народа может и образовать собой возрожденную Россию. И это может произойти наряду с осуществлением той явной политической фальсификации, которую сейчас так усердно готовят. Я имею в виду социалистическую монархию с двойным политическим дном, построенную на базе всенародного обмана и ложного православия, и которую так настойчиво сейчас подсовывают разцерковленному и измученному русскому народу.
То первое единение людей, о котором я говорил выше, может возникнуть в крайне неблагоприятный исторический и политический момент на территории России или на каком-то даже небольшом ее пространстве и при каких-то иных условиях. Возможно, что такое единение «в Россию» может охватить только немногих, к которым позже могут присоединиться еще люди. В какой-то момент в их среде может быть избран даже православный царь. Эта гармония может продлиться очень недолго — вряд ли окружающий мир позволит ей существовать долго. Но даже, если такая Россия простоит и недолго, то миссия ее на земле все равно будет выполнена — она обличит весь отпавший от правой веры и государственности мир, закостенелый в грехе и неправде и, таким образом, будет исполнено пророчество святых о России времен Апокалипсиса.
Но, говоря о русской миссии, надо сказать, что главное с Россией во многом уже было. Она дольше всех народов смогла державно сохранять Православие и тем влиять на духовный распорядок всех событий в мире, а также дать самое большое в истории христианства число святых мучеников за веру во время самых лютых гонений.
В этом была осуществлена миссия России в мире, и было произнесено то особое «слово», о котором столько говорилось в прежнем и о котором русские люди столько гадали. Таким образом, это было слово православное. И если чему-то из чаяний российских людей не дано было осуществиться, то это только потому, что они были выстроены на песке, а не на камне. К этим чаяниям нужно отнести идею о какой-то российской православно-политической могущественности, «которая поведет за собой мир». Сейчас именно эта идея снова обретает бытие и зовет православных людей на себя поработать. В этом желании во что бы то ни стало обрести внешнее политическое духовное могущество есть многое от тех политических чаяний иудеев, которых не устраивало внеземное Царство Христа. В этом смысле и отношение к святым Новомученикам и Исповедникам Российским у православных людей как-то занижено и не глубоко выражено — это потому, что к этому относятся как к чему-то промежуточному на пути к другому, подлинному величию. Промежуточному, а потому проходящему. В то время, как Новомученики и Исповедники Российские — это и есть тот подлинный Олимп, которому не суждено быть превзойденным, как во многом не суждено быть превзойденной той подлинной православной (и миссианской!) монархии, которая была при Николае II.
Однако, многие думают, что если речь заходит о русском миссианстве, то, тем самым, оголяется фронт, становясь удобным для нападок противника. При этом последний спешит обвинить русское сознание в излишней самоуверенности. Но трудно с успехом проповедовать Евангелие, не будучи уверенным в этом. Отсутствие такой «самоуверенности» у русских людей привело бы к тому, что они среди иноверного мира уже давно бы потеряли свою православную духовность. Если такая «самоуверенность» и была изначально в русском характере, то через соединение с Православием последнее смогло удержаться и в таком масштабе, и так долго среди враждебного духовного самосознания иных народов именно в России. Господь ведь так прекрасно и мудро все устрояет, что все глубинные национальные особенности направляет на добрые дела, коль скоро нация предала себя Его воле, — смягчает и подавляет в нации то, что будучи предоставлено темной воле, способно принести большое разрушение себе и другим. В последнем мы хорошо убедились. Только в соединении с Православием русский национальный дух дает добрый плод.
Все происшедшее с нашей страной надо понять именно в этом смысле. А поняв, донести своему народу и всему миру. Это понимание доступно только воцерковленному сознанию, поэтому это должно быть неотделимо от духовной православной позиции.
Думается, что кровью стольких святых в последнем веке именно России дано особое право на то, чтобы иметь у себя истинную Православную Церковь, хранящую благодать Св. Даров до скончания века. Ей предстоит отдельных людей (а не целые народы) просветить до того, как все кончится, а также через свой урок, через свое знание просветить и некоторых нерусских.
Среди новых мучеников нашей страны не все святые, павшие за веру. Какова же в отношении их воля Господня? Вероятно, что большинству Он послал крайние страдания, чтобы убелить этим их слабости и грехи. Это было необходимо для их оправдания. Потому так много страдальцев в России в эту смутную страшную пору, что особенно мила Ему Русь, и Он хочет, чтобы как можно больше ее людей спаслось.
Когда говорят — «Церковь» — то прежде всего под этим названием следует понимать не административные структуры, а соединенных истинным исповеданием веры ее членов. В основу такого единения за минимально допустимый уровень поставлено единение в вере двух или трех единомышленников-христиан. Думается, что подобное соответствие приложимо и к России, которая в отрыве от Церкви немыслима. То есть полагаю, что Россия после октября 1917 г. — это не государство, но люди, единые в духовном, культурном, историческом содержании своих личностей, которое имеет основу именно на русской почве или в связи с ней. Вот они-то, думаю, и есть Россия. Но как и в отношении Церкви, единение в Россию за минимальную основу ставит единство в единомыслии двух или трех. Такое единение возможно и на основе церковного прихода.
Таким образом, наша истинная Православная Русская Церковь должна стать памятником по нашей ушедшей и в единицах живущей России, и таким храмом-памятником должна стать душа каждого русского человека. Одновременно она должна быть вместилищем подлинной православной веры и искать прежде всего благодати Христовой.
Как писал Архиепископ Аверкий (Таушев): «...ведь Церковь останется Церковью со всеми принадлежащими ей высокими обетованиями и благодатными полномочиями, правами и в том случае, если в ней останется хотя бы один епископ и самое малое количество верующих. А все остальное "поколеблется" и "падет", будет "одолено вратами адовыми", хотя бы и впредь продолжало именовать себя "церковью"».
«Свои своих всегда узнают» — так будем еще едины в молитве и исповедании. Пусть это и будет нашей «государственностью».
8/21 ноября 1991 г.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил безплотных.
Источник: "Православная Русь" №22, 1994.