Протопресвитер Василий Бощановский

ПРЕОБРАЖЕНИЕ - «ФАВОРСКАЯ СЛАВА»

«Преобразился еси на горе Христе Боже,
показавый учеником твоим славу твою, якоже можаху;
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

(Тропарь Преображения).

Преображение Господне

Так определяет Церковь Христова значение события, которое мы ныне светло празднуем. Преображение Господа — это слава Преобразившегося; это радость для Его учеников, а значит, и радость и надежда для всего мира, всего человечества. Потому вторая половина приведенного нами церковного песнопения и заключает в себе молитвенное обращение: «да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Итак, Преображение Господа прежде всего радость для Его учеников-апостолов. И вот почему:

Время общественного служения истинного Сына Человеческого подходило к концу. Приближались дни, когда Он, как Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, должен был принести за спасение погибавшего человечества небывалую от века жертву. Сам — жертва, и Сам Приносящий, а жертвенник страшный — Голгофский Крест.

Словом, наступило время, когда великий Пророк из Галилеи, засвидетельствованный от Бога-Отца, как «возлюбленный Сын Божий»; от величайшего из рожденных женами Крестителя Господня Иоанна — «Сей есть Сын Божий», исповеданный апостолами: «Ты — Христос, Сын Божий», — будет «предан в руки грешников, много пострадает от них... будет убит и в третий день воскреснет» (Мф. XVI, 21).

Эту страшную истину Господь со всей ясностью открыл своим ученикам в день, когда они устами Петра исповедали «Ты Христос Сын Божий».

Апостолы были глубоко потрясены этим откровением. Исповедуя своего Учителя Христом-Мессией-Сыном Божиим они все же воспринимали это учение в духе своих благочестивых современников. Мысль о страданиях и смерти Христа-Мессии никак не вмещалась в их сознание. Величайшая тайна искупления рода человеческого чрез страдания и смерть истинного Сына Божия была еще сокрыта от них. Страдания и смерть Христа могли оказаться для апостолов таким же соблазном, как впоследствии слово о Кресте явилось соблазном и безумием для всего отверженного Богом иудейства.

Нужно было предупредить этот соблазн; нужно было уберечь апостолов от крушения в вере. И вот Господь и явился трем ближайшим ученикам на горе Фаворской во славе «да егда узрят распинаема, страдание уразумеют убо вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Утомленные дневным путешествием, апостолы уснули. Господь же, взойдя на самую вершину горы, преобразился: «лицо Его просияло, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег»... Явились Моисей и Илия — величайшие ветхозаветные праведники, с Ним беседующие... (Мф. XVII, 2-3).

Дивный свет, исходящий от преобразившегося Христа, пробудил апостолов. Пораженный славой преобразившегося Господа Петр воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть: если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». В это время светлое облако осенило их и се глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Охваченные страхом, апостолы пали ниц на землю; но виденного и слышанного на горе Преображения они не забыли. Слава Преобразившегося сначала радостию наполнила сердца очевидцев: «добро нам зде быти»; потом, позднее, обратилась в силу, давшую апостолам возможность не только устоять в вере во дни величайшего уничижения Сына Божия, но в свидетельствовать: «Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. И этот голос, пришедший с Небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (1 Петр. I, 17-18).

Такова радость Преображения в прошлом, радость, пережитая апостолами. Но слава Преображения является источником глубочайшей радости и светлых надежд и для нашей столь плачевной действительности. Раскроем подробнее эту мысль.

Современный мир в глубочайшей духовной тревоге. Сердце современного человека жаждет мира и благополучия, а каждый шаг нашей действительности отмечается глубокой скорбью, страданиями, слезами. Томление духа, общее недовольство — почти неразлучные спутники нашей жизни. Царство Правды Божией, подлинно человеческой жизни, богатой плодами любви, истины и добра ищет наша душа. Ложь и лицемерие, взаимную злобу и ненависть преподносит нам ежедневно наша плачевная действительность. Мудрецы века сего громко говорят и кичатся достижениями современной человеческой культуры, а вся сущность достижений этой культуры сводится к изобретению самых верных и надежных средств к уничтожению или духовному порабощению и низложению человечества. Таков в своей глубинной сущности современный большевизм. Но тем же духом насыщена в значительной мере и работа современного свободного мира...

Откуда такая ненормальность? Где причина такой аномалии? — Современный человек, гордый своей победой над природой, стал спиной к тому, что есть истина и свет, что есть правда и добро, любовь и сострадание. Вол не забываете своих яслей, осел своего господина, а современный человек забыл Бога, отринул свое подлинное достоинство, низвел себя в разряд простых животных. Земля стала его любимым отечеством, ее блага — единственными его ценностями, обладание и услаждение которыми составляет весь смысл его жизни. Отсюда рабство пред землей и всем земным, алчная погоня за ее благами; соперничество с другими себе подобными; зависть и ненависть к ближнему-человеку. И, как результат всего этого, царство жестокого эгоизма, где слышен только голос торжествующего Хама — зверя-человека и глубокий стон и плач его несчастных жертв.

Да, сокрыло от нас свои лучи Солнце Правды Христос Бог наш, и в жизнь человеческую ворвалась беспросветная тьма.

Где же выход из этого духовного тупика? Да и возможен ли он? Где тот благословенный свет, который мог бы разогнать тьму, окутавшую жизнь современного человечества?

Ближе сердцем подойдем к горе Преображения, и мы услышим необходимый ответ. Услышим прежде всего голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Значит есть не только Отец, но есть и Его Божественный Сын, Который пришел на землю, открыть человеку истину, указать ему путь к неземному отечеству, вечной блаженной жизни. Путь этот есть Христос-Мессия; возлюбленный Сын возлюбившего нас Отца Небесного.

Он уничижен, но только потому, что, как Агнец Божий, вземлющий грехи мира, Он пришел на землю пострадать, чтобы таким образом «взыскать и спасти погибшее», т. е. человечество. Потому и повеление Отца: «Его слушайте»...

Страдание и смерть Христа, это — явление временное, преходящее, за которым Страдальца ожидает вечная слава, где лице Его будет сиять как солнце, а одежды блистать, как свет, где соберутся к Нему все возлюбившие Его, чтобы воздать Ему, как своему Искупителю, славу и честь во веки,

Ликуй же ныне и веселися Сионе! Ибо спасение во Христе не мираж, не пустое обольщение, а та истина, которая возвращает человеку его подлинное достоинство и указывает его истинное отечество, славу и назначение.

Слава Преображения это именно тот свет, который разгоняет тьму, окутавшую жизнь современного человечества. Он свидетельствует, что, кроме земли, есть иной мир, иное бытие, есть блаженная божественная вечность. Что человек не простой комочек бездушной земли, а подлинный образ Отца небесного, долженствующий стать и Его истинным подобием. Что люди не соперники-враги, поедающие друг друга, а братья, содействующие устроением в своей земной жизни откровения Царства Правды Божией — своему вечному спасению.

В свете Преображения люди познают Бога, познают себя самих и свое подлинное назначение, смысл своего земного подвига. Потому и дарит этот свет человеческому сердцу радость: «добро нам зде быти!» Эту радость знает Святая Церковь потому и взывает в день Преображения: «да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче слава Тебе».

Восстанем же от сна греховного и мы, дорогой брат и сестра, и мысленно поспешим на гору Преображения, и подражая апостолу Петру, воскликнем: «добро нам зде быти!» следуя же Матери-Церкви, вознесем молитву: «да воссияет и нам свет Твой присносущный!»

Тебе же Господу Христу, возлюбленному Сыну небесного Отца, Агнцу, закланному за спасение мира, нашему Спасителю да будет слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Протопресвитер Василий Бощановский.

1957 г.

Скопировать ссылку

Другие статьи Автора: