Архиепископ Нафанаил (Львов)

ВОЗНЕСЕНИЕ

Икона Вознесения Господня

Сегодня кончается Пасха. Завтра — празднуем Воз­несение.

Описанием события Вознесения Господня заканчи­вается евангельское повествование о земной жизни Христа.

Разъясняя смысл этого праздника, Церковь гово­рит: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли, соединив небесным — т. е. выполнив план о нас и со­единив то, что на земле, с небесным, — вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяйся, но пребываяй неотступный...»

Исполнив смотрение — выполнив план. Все, что хотел Христос Спаситель совершить на земле, уже выполнено Им: дано Божественное учение, природа человеческая в Нем Самом соединена с природой Бо­жественной, смертью Христовой и сошествием Его во ад освобождены узники адовы, Воскресением побеж­дена смерть, и явлениями Христа по Воскресении утверждены в вере Его ученики. Больше не для чего Господу оставаться внешне во внешнем мире, в мире еще не преображенном, еще не могущем существенно соединиться с Господом, но предназначенном для та­кого соединения.

И Господь возносится, внешне уходит из мира, но пребывает неотступный, т. е. по существу не покидая Своего мира.

Но тогда для чего вообще нужно было Вознесение, почему Господь не остался с нами так, как пребывал Он со Своими учениками после Своего Воскресения до Вознесения?

Почти все мы в детстве задавали себе этот вопрос, и воображение рисовало нам радостную возможность приходить ко Христу, целовать ноги Его, слышать Его святые слова.

Однако зрелое размышление подскажет нам, что Вознесение обязательно должно было совершиться не только потому, что все дело, для которого пришел в земной мир Сын Божий, было уже выполнено, но и для того, чтобы беспрепятственно могло совершаться даль­нейшее дело Божиего Промысла, созревания мира к соединению с Господом, для того, чтобы встречи с Гос­подом, возможность общения с ним, то, что каждомгновенно нужно для всякого верующего, не зависе­ли ни от каких внешних земных условий.

Земные встречи связаны с необходимостью пере­мещения в то место пространства, где находится тот, с кем хочешь встретиться. Это связано с материальны­ми средствами, с формальными разрешениями, с тех­ническими трудностями. А может ли встреча со Хрис­том, возможность общения с Ним зависеть от таких случайных внешних условий, которые легко могут оказаться в руках у недругов Божиих, как это случилось в наше время?

Единение, общение в нашем земном непреображенном мире ограниченно, слабо, немощно. Возможность единения у людей надорвана грехом. Даже при самых сердечных встречах мы остаемся в значительной сте­пени замкнутыми в себе. А Христос хочет полного, все­целого обращения по образу Пресвятой Троицы: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», открывает Он людям Своим Пришествием.

Христос пришел в земной непреображенный мир, чтобы преобразить его и тем дать ему возможность со­единения с Собою. Для этого Господь дал миру Свое Божественное учение и основал Церковь Свою, кото­рая и есть тот преображаемый мир, который может жить и живет в непрестанном единении со Христом, в общении с Ним.

В эту жизнь — в Церковь — ввел Господь Своих последователей — учеников. При этом мы видим, что для проповеди, для привлечения к новому Им основы­ваемому единству в Церкви пользовался Господь и тем ограниченным человеческим общением, которое одно только было доступно ветхозаветным, непреображенным людям. Ученики подошли к Нему как к земному «равви» — учителю, совершенно так же, как подходи­ли они к Иоанну Крестителю. Потом Он сделал их дру­зьями Своими. Но не это земное общение было целью Господней, а подлинное полное единство, приобретаемое в Церкви. Поэтому в Церковь ввел Господь Сво­их друзей-учеников, и Церковь преображает весь мир, зовя в Нее всех желающих единства с Богом и стара­ющихся об этом.

Процесс преображения, перерождения всего мира в Церковь начался от момента первого пришествия Христова в мир и закончится вторым Его пришестви­ем. Процесс этот состоит в том, что все в этом мире, что хочет и может соединиться с Господом, соединя­ется с Ним, а все, что отвергает это соединение, отвер­гается полностью. Так что в том, что соединяется со Христом, не остается уже ничего, не сродного Ему, а в том, что отвергается от Него, не остается уже ни­чего, Ему сродного.

Но для того чтобы этот выбор — встречи с Госпо­дом или отстранения от Него, соединения с Ним или отчуждения от Него — никак ни в какой мере не зави­сел от случайных внешних обстоятельств, нужно было Господу внешне выйти из преображаемого Им мира и сделать общение с Ним доступным нравственным, а не внешним усилиям.

Когда же процесс преображения закончится, когда весь мир пережжется на Божественном огне полного и окончательного испытания, когда плевелы будут пол­ностью отделены от пшеницы и солома от золота, ко­гда весь мир станет или Церковью, или чуждым и не­сродным Ей, тогда явится Господь наш снова и внеш­не в силе и славе, как засвидетельствовали о том в час Вознесения святые ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. I, 11).

И когда в Богом созданном и до конца преображен­ном мире не останется зла, тогда возможно будет по­стоянное соединение, и внутреннее и внешнее, всех спасенных Господом тварей со своим Творцом. Тогда и внешнее общение с Господом глазами и слухом бу­дет уже не слабым и ограниченным, а целостным и совершенным.

Но внутреннее единение, не фигуральное, не меч­тательное, а подлинное, реальное единение с Самим Господом, вознесшимся, но не отступившим от земли, возможно и сейчас, и каждый христианин имеет в большей или меньшей степени опыт таких встреч, та­кого общения с Господом.

Это внутреннее общение со Христом у свв. апосто­лов к моменту Вознесения было настолько подлинным и ярким, что они, безмерно любившие своего Господа и всегда жаждавшие встречи с Ним и общения, видя Его возносящимся, уходящим от этого мира, но ощу­щая, что такое Его вознесение никак не нарушает пол­ноты духовного единства с Ним, уходили с места Воз­несения, с горы Елеонской, не со скорбью, а с радос­тью, и притом великою, как говорит св. Евангелие: «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они же поклонились Ему и воз­вратились во Иерусалим с великою радостью» (Лк. XXIV, 51-52).

Однако, при всей радостности сознания неразрыв­ности общения с Господом, расставание с Ним, прекра­щение возможности и телесными очами видеть его и телесными ушами слышать Его святые слова, было для свв. апостолов лишением, которое вызывало нужду в Утешителе.

Потому Господь обещает им ниспослать Утешителя — Духа Святого.

Безгранично полюбив Христа и оставшись Ему до конца верными, свв. апостолы через Христа полюбили всю Пресвятую Троицу, связанное Божественной любовью Единство Трех Божеских Лиц, как полюбляет человек всю семью того, кого он любит. Они знали, что через наитие Святого Духа они войдут в самую Божественную жизнь Пресвятой Троицы, которою предвечно живет любимый ими Господь.

Потому-то после Вознесения, возвратившись с Елеонской горы, все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении с Мариею Матерью Иисуса и с братьями Его и с некоторыми женами» (Деян. I, 14), в радостном ожидании того события, которое должно было принести полноту свершения всего дела Христова — схождения Святого Духа, когда опять таки «все они были единодушно вместе» (Деян. II, 1).

Единство со Христом и их всех соединило воедино.



Скопировать ссылку