Священномученик Сергий Мечев
ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
Что же такое смерть? Верующий узнаёт о смерти то, что смерть есть сон, — говорит церковная богослужебная песня. Эту тайну Христос впервые открыл Своим апостолам, когда сказал им: Лазарь, друг наш успе… Реша убо ученицы Его: Господи, аще успе, спасен будет. Рече же Иисус о смерти его: они же мнеша, яко о успении сна глаголет (Ин. 11, 11—13).
Обычно считают, что сон отличается от смерти тем, что он есть нечто временное, после сна всегда наступает пробуждение. И мы веруем, что после смерти и Воскресения Спасителя смерть преодолена и побеждена Им и нас всех ждёт всеобщее воскресение. «Где твоё, смерте, жало?» Смерти больше нет, а есть сон — успение …Всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин. 11, 26). Много было людей, простаивавших подолгу на молитве, раздававших своё мнение и многими подвигами подвизавшихся, но для них конец жизни был не успением, а смертью. Духовный возраст христианина измеряется его отношением к смерти: думает ли он о ней, боится, ждёт ли её. Если ты боишься смерти, то помни, что она не есть что-то естественное, присущее нашей природе, но лишь через грех вошла в тебя смерть. Смерть есть то, чего может человек избежать. Отношение к смерти теснейшим образом связано для христианина с его отношением к своему телу. Одно из двух: или наша жизнь кончается со смертью тела, или смерть есть временное рассечение Божиим хотением естественнейшего союза души и тела. В первом случае всё кончается здесь, на земле, и тогда нечего успокаивать себя каким-либо утешением. Тогда и тело умершего есть, как считал Л.Н.Толстой, «противная и ненужная вещь», которая «мешает живым». Поэтому он завещал своим близким поскорее убрать его мёртвое тело, словно это падаль.
Если же, как и верит Церковь, смерть есть рассечение естественнейшего союза души и тела, то наше отношение к телу совершенно меняется. Тогда тело есть такая же равноправная часть целого человека, как и его душа. Более того, через тело освящается и душа человека; оно есть орган и проводник Духа Святаго в душу живу.
Ведь во всех Таинствах Церкви получение благодати Божией связано с воздействием на тело того, что называется «веществом» Таинства. В Таинстве крещения — это вода, в миропомазании — это миро, в Евхаристии — хлеб и вино, которые после их освящения становятся Телом и Кровью Христовыми. После святого причащения мы молимся: «…Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце».
Поэтому мы верим, что не только душа человека, но и его тело — есть храм Святаго Духа. Не знаете ли, — говорит апостол, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? (1 Кор. 6, 19). Если бы мы по-настоящему верили в это, то мы поняли бы, почему святые отцы называли тело нашим ближним. Они говорили, что заповедь Христова возлюби ближнего твоего (Мф. 22, 39; Мк. 12, 31) относится, прежде всего, к нашему телу, которое является первым нашим ближним. Тогда по-настоящему верили бы мы и в воскресение мёртвых, верили бы, что в день всеобщего воскресения мы восстанем и придём на суд Христов вместе с нашим телом, в котором жительствовали на земле.
А для мира, который не верит в вечность естественнейшего союза души и тела, не верит в воскрешение мёртвых, смерть — это сплошной ужас: жил человек и вдруг пропадает. Человек умирает, и тело его подвергается тлению. И вот, чтобы скрасить это тление, его окружают и маскируют речами, музыкой, торжественными процессиями. А всем этим можно только приукрасить, но не преодолеть ужас смерти. По-настоящему преодолеть его может только тот, кто знает, что смерть тела есть исполнение Господнего повеления: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Это закон, которому подчиняется всё живое до дня всеобщего воскресения. Не избегла этого закона и Матерь Божия, ведь и Она, так же, как и все, умерла.
Итак, возможны только два отношения к смерти и связанные с ними два отношения к телу: или тело наше, с момента смерти, есть «земля», которая Божиим изволением возвращается в землю и которое восстанет в день последнего воскресения, или это — падаль, которую нужно сейчас же выкинуть.
Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), и в каждом из нас есть если не Царствие Божие, то маленький уголок, в котором оно таится, и этот «уголок» понуждает нас что-то делать перед лицом смерти.
В том, что люди неверующие делают для преодоления ужаса смерти, они противоречат своим убеждениям. Наше же отношение к иной, будущей жизни оценивается нашим пониманием, что смерть является её вратами.
Источник: "Мир Православия" № 6 (123) июль 2008 г.