Архиепископ Виталий (Максименко)
ОБРАЩЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ IX-го ЕПАРХИАЛЬНОГО СОБРАНИЯ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОЙ И КАНАДСКОЙ ЕПАРХИИ
Возлюбленные во Христе братие и сестры, православные русские люди!
Девятое Епархиальное Собрание Северо-Американской и Канадской Епархии, созванное в Вознесенском кафедральном соборе в Нью-Йорке, в неделю 4-ую по Пасхе — о Расслабленном — посылает всем вам радостный пасхальный привет:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Мы собрались сюда для обычного ежегодного обсуждения и разрешения разных церковных дел в знаменательный день, когда на Божественной литургии читается евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного, 38 лет безнадежно лежавшего в Иерусалиме у Овчей Купели.
Это евангельское чтение чрезвычайно поучительно, в особенности для нас, современных христиан. Оно ясно учит о том, что причиною такого тяжкого недуга, как общее телесное расслабление, служит духовное расслабление, или грех, поражающий и душу и тело. Это видно из слов Господа Иисуса Христа, сказанных исцеленному Им расслабленному: «Се здрав бысть: ктому не согрешай, да не горше ти что будет!».
Это духовное расслабление является главным, основным недугом, от которого так страждет современное человечество. Оно есть корень и причина всех зол.
Проявляется оно прежде всего в молитве, которую мы совершаем неохотно, леностно и небрежно. Проявляется оно и при чтении Слова Божия в нашей рассеянности и невнимательности к его заповедям. Той же духовной расслабленностью объясняется и наше столь ныне распространенное холодное и нелюбовное отношение к ближним, особенно к страждущим и ожидающим нашей помощи.
В наши дни особенно ярким проявлением духовной расслабленности надлежит признать отсутствие идейности, строгого и неуклонного следования вечным принципам жизни, приспособленчество, угодничество, пресмыкательство пред сильными и богатыми и, вследствие того, всякого рода компромиссы с совестью. Отсюда и то спокойно-примирительное отношение как ко всем служителям грядущего антихриста, безбожникам и богоборцам, так и ко всем их приспешникам, ко всем тем, кто сотрудничает с ними и угождает им.
Так, в данное время не может не вызывать в нас чувства скорби и нравственного возмущения то, что люди, именующие себя «христианами», приглашают сюда в Америку представителей Советской церкви. Эти представители Советской церкви, дерзающие называть себя «христианами» и даже «православным духовенством», то есть служителями Христа, открыто и усердно поддерживают и словом и делом лютых гонителей Христовой веры и Церкви. Нам, как и всем, кажется, хорошо известно, что один из членов этой делегации, в высоком сане митрополита, постоянно восхвалял в своих публичных выступлениях гонителя веры Сталина, причем уверял, что делает это добровольно, а не по принуждению. В этом своем подлинно безумном преклонении перед Сталиным он дошел до того, что стоял на почетной страже у гроба этого лютого богоборца.
Казалось бы, что после всем известного развенчания Сталина его же собственными сотрудниками и приспешниками, это советское духовенство должно было бы почувствовать себя крайне неловко. Но не тут то было. Разоблачение их недавнего кумира Сталина, видимо, никак не подействовало на них, не пробудило в них совести, и вот они едут сюда, чтобы и здесь сеять смуту.
Чем можно объяснить настроение людей, терпимо, благосклонно и даже сочувственно относящихся к этому столь скомпрометировавшему себя советскому духовенству?
Конечно, не чем иным, как тою же всепоражающей духовной расслабленностью, которая преклоняется пред всем тем, что кажется ей СИЛОЮ и что наводит страх и тревогу за свое будущее.
С какою целью едет сюда советская церковная делегация?
Конечно, с тою целью, чтобы вызвать здесь среди широких кругов населения недоверие к подлинно-верующим и содействовать распространению доверия к богоборческой Советской власти. Этот приезд косвенным образом направлен и против нас — православных русских людей, объединенных в лоне не приемлющей Советской власти Русской Зарубежной Церкви.
Быть может, этот приезд советской церковной делегации и не повлечет за собою никаких скорбных осложнений для нас. Но мы все же должны отдавать себе отчет в том, что может наступить час, когда нам придется решительно встать на защиту нашей Святой Веры и даже, быть может, пострадать за нее.
Наше время несомненно есть время исповедничества, когда от нас более всего требуется непоколебимая твердость в стоянии за истину и верность подлинной Христовой Церкви, служащей Христу, а не враждебным христианству темным силам, преобразующимся ныне в ангелов света.
А для того, чтобы быть достойными исповеднического подвига мы должны более всего бороться со своей собственной духовной расслабленностью, влекущей ко греху и привязывающей нас к земле со всеми ее тленными благами, похотями и страстями.
Посылая Своих учеников, неопытных, необразованных и никакими средствами мира сего не обладавших, на всемирную евангельскую проповедь, Господь, видя их смущение, сказал в утешение и ободрение им, а в их лице и всем верующим: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века».
Не случайно упомянул Он здесь о конце века сего. Это для того, чтобы, живя на земле, мы чаще помышляли о том, что этому тленному миру придет некогда конец, и чтобы меньше придавали значения всему земному и всем встречающимся здесь на земле трудностям, горестям и лишениям.
Станем же, братие, все как один, на подвиг решительной борьбы с духовной расслабленностью, причиной всех зол на земле и вечной погибели в жизни будущей.
Будем мужаться и крепиться духом, какие бы затруднения и даже бедствия в этой временной земной жизни нас ни постигали.
Будем неуклонно идти прямым путем Христовым, храня верность истинной Церкви и укрепляя себя столь для нас радостным и утешительным обещанием нашего Господа и Спасителя:
«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь»!
Председатель IХ-го Епархиального Собрания:
+ Архиепископ ВИТАЛИЙ.
Источник: Православная Русь. 1956, №11. Стр. 1-2.