Митрополит Виталий (Устинов)
ПОЧЕМУ МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ БЕЗБЛАГОДАТНА?
Говорит Канада, продолжаем нашу религиозную программу. Отношения между Московской патриархией и Зарубежной Церковью по всем признакам будут обострятся и перспектив на какое-то сближение сейчас не видно. Мало того, глава Русской Зарубежной Церкви, Митрополит Виталий, архиепископ Монреальский и Канадский, считает, что Московская патриархия лишилась благодати и апостольского преемства после того, как в 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) выпустил печально известную декларацию о лояльности Церкви советской власти. Иерархи Русской Зарубежной Церкви считают, что митрополит Сергий впервые за всю историю Христианства внес в Церковь не Божию волю. В недавнем разговоре с главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом Виталием мы затронули вопрос и о благодатности Московской патриархии.
Владыка, а как вы считаете можно ли считать Московскую патриархию безблагодатной?
Я лично считаю так. Я это не скрываю и говорю, и даже писал. Но, конечно, это наводит некоторое смущение у некоторых людей. Но надо понять, в чем дело, какое происхождение Московской патриархии? От митрополита Сергия вот и пошла эта неправда, т.е. что случилось? Прекращение АПОСТОЛЬСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, если хотите точно выразиться в чем заключается неправда Московской патриархии. Эти все остальные недостатки, слабости, они бледнеют перед этой самой главной. Мы претендуем, что мы идем от Христа, от апостолов, от св. отцов до сего дня. И я могу даже, я лично как архиерей и митрополит, могу, конечно после большого труда исторического, проложить точно, как я был рукоположен такими-то архиереями, эти такими-то, эти такими-то... и до апостолов, а там Христос, вот и все. Вот это и есть, называется на нашем языке богословском, АПОСТОЛЬСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Это самое главное. Все остальное, знаете ли, календарь... важно конечно по старому стилю, важно не быть в экуменизме, но это бледнеет перед этим самым главным. Ибо это делает вас: или вы настоящий священник или вы не священник, или вы архиерей или вы не архиерей. Вы можете облачиться в архиерейские все одеяния и не быть архиереем. Вот это самое главное в Церкви Христовой.
И вы считаете, что Московская патриархия утеряла...
Да, она утратила апостольскую преемственность.
А почему она утратила?
А потому что митрополит Сергий… по смерти Патриарха, первый кандидат и заместитель был Петр Крутицкий. Ему ЧК, или там как она называлась в это время не знаю я, предъявило, чтоб он подписал это соглашение с ними. Он не подписал. Его арестовали. Вступил значит потом Сергий, тоже сначала отказался подписать. Его посадили в тюрьму, а он вышел из тюрьмы очень скоро. Это очень сделалось подозрительным... И он подписал. Тогда митрополит Крутицкий Петр, настоящий, старше его, но он не мог считать, что акт ареста уже его лишает церковной власти, это же абсурд. Это значит ЧК у нас уже распоряжается Церковью, а не мы. Так он так посчитал, что Петр Крутицкий, раз он арестованный и уже не может фактически сидеть в своем канцелярии в Москве, то он уже значит не у власти. И Петр Крутицкий даже из тюрьмы два раза написал ему письмо, что никто не давал ему право менять курс Церкви, никто. Он даже не ответил на это и продолжал свое. А ЧК сообразило сразу, что нужно открыть путь Сергию. И стало арестовывать всех архиереев, которые не признали Сергия, и расстреливали их, и ссылали их на медленную смерть в лагеря. ЧК сразу делало, ему открыло путь. Так что Сергий встал на путь кровавый, который ему ЧК приказывало. А он полностью был в их послушании. Вот почему преемственность апостольская прекратилась у Сергия. Он мог иметь все свои доспехи архиерейские, но он не настоящий. Вот этот момент. Многое миряне не понимают этого, они просто не знают. Это важный пункт исторический. И Петр Крутицкий ему говорил неоднократно, и даже думал, что ну может почта не принесла, так он человека посылал. И тот ходил уже пешком к нему, давал ему письмо, и тот не ответил ему не раз – это хамство уже, это хамство. И с этого момента многие архиереи прекратили с ним общение. А ЧК их арестовывало и ставило своих. И даже не то что... а расстреливало их просто. Вот на какой путь встал Сергий и иже с ним которые до сего дня. Вот этот момент для мирян это: ну что там такое, раз он носит митру там все такое, хорошо все… Но, но!.. мы смотрим в корень. Главное у нас это благодать Божия, апостольская преемственность, несокрушимая, а если она остановилось уже это нее то.
Владыка но собор не вынес никаких постановлений на счет благодатности.
По этому поводу... ну нет, нет, но ведь мы же 80 лет уже с ними не служим, ведь это же что то значит. Не молимся с ними, не совершаем с ними богослужения ни одного. Почему? Мы просто по нашей скромности не объявляем их, что они безблагодатны. Потому что там народ в России ничего не понимает в этом деле, что такое благодатные, что такое безблагодатные, будем мы смущение вносить… Мы просто молчали, но мы никакого общения с ними не имели абсолютно 80 лет, это не шутки, это почти что целый век. Надо задуматься почему не разу мы не имели общения, А? А потому что мы не признаем Божией благодати. Мы только не сказали это во всеуслышание. Мы писали, говорили, а так чтобы было постановление мы не сделали этого по нашей скромности, потом просто по жалости, жалея русский народ, который ходит в церкви там, молится на иконы, смотрят, ну и все, значит они будут все не венчанные, все не погребенные все...
Говорил митрополит Виталий, архиепископ Монреальский и Канадский.
1998 г.