Митрополит Виталий (Устинов)

ИЕРУСАЛИМ
70 – 1967

Блаженнейший митрополит Виталий (Устинов)

Живя в мире и разделяя его страсти, нам порой очень трудно понять и оценить то или иное событие и его значение в историческом масштабе. Иногда то, что нам кажется очень важным и, может быть по существу, только сенсационным явлением, деталью какого-нибудь глубокого органического нами незамеченного процесса.

Рождество Христово, воплощение Сына Божия, прошло совершенно незамеченным всей Римской империей, а через два с половиной века христианство победило язычество и изменило лицо всего человечества, его образ мышления, его культуру и все его мироощущение, всю его жизнь. По всей вероятности незаметно родится и Антихрист, тот антихрист настоящий, о котором говорил Своим ученикам Христос, о котором возвещали пророки и апостолы. Мы говорим слово настоящий, потому что в истории человечества были прообразы антихриста, но речь идет у нас о настоящем, о последнем. Итак, как историческое правило, только процессы не спешащие являются важными, потому что в недрах своих они несут силы способные к органическим изменениям мира. Все остальное можно назвать вспышками человеческих страстей, которые всегда были и будут. Трудно однако увидеть нам среди суеты и шума то, что существенно важно и выделить его из толпы крикливых событий. Оно было бы, может быть, и совсем не трудным, если бы мы всегда смотрели православными глазами веры на все происходящее вокруг нас. Для этого необходимо подвизаться, но Боже, Боже, как трудно правильно подвизаться подвигом христианским.

Итак, мы утверждаем, что взятие Иерусалима иудеями в этом 1967 году является событием самым важным. Да очень мало назвать это событие важным, его можно смело поставить в ряд таких исторических великанов, как основание Рима, Византии, начало эпохи Возрождения, Полтавская победа, Французская, а за ней и Русская Революции.

Соль значения взятия Иерусалима иудеями в этом году в том, что снова явно и ясно для всех заговорила Библия. Сохрани нас Господь от мысли, что Библия могла хоть на один день замолчать. Эта вечная Книга Жизни, написанная Самим Духом Святым, дана нам на все века, но не всегда нам легко во всем видеть Промысл Божий, а это значит и Библию. Теперь же не видеть Библию в факте взятия Иерусалима могут только совершенно слепые люди, конечно, думающие, потому, что человек разумное существо и не может не думать, но совершенно не способные ни о чем мыслить. С этим событием повернулась страница в Священном Писании, а это важнее всех войн в Вьетнаме, важнее ракет, брошенных на Венеру, важнее всего на свете. Голос Библии мы слышим теперь так же ясно, как мы видим ясно слезы, которые истекают из пречистых очей Матери Божией в Ее плачущей иконе, о которой мир сей просто больше не упоминает, которую забыл, но которая и по сей день все еще плачет. Но можно же смотреть и ничего не видеть, слушать и ничего не слышать.

Со взятием Иерусалима сразу же перед нами становятся много очень интересных вопросов. Как же теперь поступят иудеи и какой будет их следующий шаг? Логично было бы начать постройку храма, восстановить институт левитов, священства с Первосвященником во главе, упразднить раввинов и даже отрезать пейсы у всех молодых евреев во всем мире, потому что пейсы это символ еврейской скорби о потерянном храме Иерусалима. Плакать у стены плача больше не приходится, ибо достигнуты все цели. Затем надо снова приносить жертвы, вообще все восстановить в таком порядке, в каком это было во время земной жизни нашего Спасителя. Но приносить кровавые жертвы, волочить в храм к жертвеннику блеющих овец, мычащих тельцов и прочих животных не согласятся даже самые ортодоксальные евреи, не говоря уже о либерально настроенных богачах Нью-Йорка, которые скорее сгорели бы от стыда от такой перспективы перед всем цивилизованным миром, после 20 веков христианской культуры, которая в данном случае и проявила свое влияние даже на самых правоверных евреев, в чем конечно, последние никогда не сознаются. Что же будут теперь делать иудеи в завоеванном ими Иерусалиме, потому что, чего-то они должны сделать? На этот вопрос никем явно не заданный, но у многих лежащий на сердце, по началу, ответом было просто молчание, и только совсем недавно один из главных раввинов дал ответ, который как-то появился в печати, чтобы снова кануть в область мистического забвения. Оказывается, новый храм Иерусалимский будет непременно выстроен, когда выявится в государстве Израильском царь, который и должен воссесть в нем, как владыка и повелитель. Есть о чем задуматься всему роду христианскому, да и вообще всему роду человеческому.

1967 г.

Скопировать ссылку