Архиепископ Никон (Рклицкий)
РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ
И ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
По древнему толкованию священных канонов Православный Патриарх для воинствующей Церкви, для народа Божьего изображает собой самого Христа, невидимо среди нас пребывающего, он является отобразителем Божественной славы и любви и средоточием духовной жизни своего народа. Что же происходит теперь? В Москве с того времени, когда Московская Патриархия вошла в тесное сотрудничество с безбожной советской властью, Патриарх стал деятельным сотрудником международной разрушительной работы безбожной власти, ее усердным служителем и сообщником и в тоже время безмолвным зрителем бедствий своего русского народа, составляющего его паству. Все другие Патриархи, очевидно восхищенные мнимым могуществом советской власти, оказывающей покровительство Московской Патриархии, также склонились перед ней и своим признанием Московской Патриархии оказали ей и советской власти моральную поддержку, не пожелав воспользоваться своей свободой и послужить истине. Советской властью отведена какая-то небольшая сфера церковной жизни Московской Патриархии, которую она, под бдительным контролем безбожной власти, так или иначе осуществляет, но за это платит дорогой ценой своего полного отделения от действительной жизни русского народа, являясь безмолвной зрительницей антирелигиозной разрушительной работы советской власти и деятельной сотрудницей в ея международной разрушительной работе, прикрывая авторитетом Русской Православной Церкви преступность и заведомую ложь Советской политики.
Вот перед нами Пасхальное Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия 1969 года. Сказав о воскресении Христовом и молитвенно пожелав от Господа Бога великих и богатых милостей Преосвященным Архипастырям нашим, ревностно несущим свои архипастырские труды во славу Святой Церкви; пастырям — смиренным труженикам церковным, неленостно исполняющим свой пастырский долг; монашествующим, подвигом добрым подвизающимся, и нашим благочестивым мирским людям, с любовию участвующим в жизни Церкви, Патриарх ни единым словом не упоминает о своей пастве — многострадальном русском народе, о его жизни, о его скорбях и радостях, как будто бы русского народа в поле зрения Московского Патриарха не существует. Действительно, русский народ отстранен от Церкви и является безгласным рабом советской власти. За то Патриарх уделяет исключительное внимание тем вопросам международной жизни, о которых заботится советская власть. «Стараясь сохранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3), говорит Патриарх, будем посильно содействовать миру и процветанию народов Земли. Нас беспокоят очаги напряженности, возникающие в разных местах непрекращающейся войны, нежелание некоторых кругов мирным путем разрешать спорные вопросы. Нас волнует голод и неустройство многих людей на нашей планете. Будем пробуждать в людях сознание ответственности за судьбы мира, будем призывать к мирным переговорам и к разоружению, стремясь тем усилить миротворческий подвиг людей благой воли, стремящихся к установлению мира среди народов». Сущность миротворческого подвига советской власти и Московского Патриарха состоит в том, чтобы заставить Соединенные Штаты Северной Америки безоговорочно вывести свои войска из Южного Вьетнама и тем обречь на установление коммунистической власти сначала Вьетнам, затем Корею, а потом всю Азию. Незадолго перед этим Московский Патриарх очень беспокоился о судьбе коммунистов в Греции. Он обращался к Греческому Королю и затем к Греческому Правительству и высказывал крайнее беспокойство о греческих коммунистах, томящихся в тюрьмах, а заступиться за миллионы русских людей, томящихся в концлагерях и в советских тюрьмах, Московский Патриарх очевидно не может. Беспокоит Патриарха и коммунистическая судьба Чехо- Словакии: он высказал одобрение советской вооруженной интервенции, которая погасила слабые проблески каких-то надежд на освобождение от коммунистического гнета, возникших было в Чехо-Словакии.
Московской Патриархии при поддержке советской власти удалось установить дружественные отношения не только с Православными Церквами, но также и с инославными исповеданиями, и прочно войти в Мировой Союз Церквей и в экуменическое движение. Былой авторитет великой Русской Православной Церкви и поддержка советской властью показного величия Московской Патриархии помогли ей приобрести авторитет в религиозных кругах свободного мира и привлечь их к сотрудничеству с советской властью. Советская власть, тщательно подготовляя мировое господство коммунистической власти, стремится во что бы то ни стало добиться военного преимущества над свободными государствами мира. Для этого она различными путями, в том числе давлением общественного мнения, стремится заставить свободные государства произвести у себя разоружение, в то же время постоянно увеличивая свое собственное вооружение. Для этого она также широко использует Московскую Патриархию. Весной этого года в Троице-Сергиевой Лавре под председательством Патриарха Алексия состоялась конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу мира. Конференцию эту посетил и глава советского правительства Косыгин, хотя, казалось бы, что общего может быть у безбожника и коммуниста с Церковью, которая к тому же в советском союзе и отделена от государства! Но советскому правительству очень нужна поддержка Церкви для достижения своих преступных и разрушительных международных целей. Подобная же конференция состоялась ранее в 1952 году, когда Церковь также была использована большевиками. Надо при этом иметь в виду, что коммунистическое учение, изжив себя в России и держась там на голом принуждении, приобрело большие успехи в свободном мире. Теперь почти в каждом государстве открыто работают коммунистические партии, разрушая нормальную человеческую жизнь и подготовляя установление коммунистического строя в своих государствах. Мы являемся свидетелями того, как в Соединенных Штатах Северной Америки, где еще несколько лет тому назад процветал мир и спокойствие, теперь, особенно в больших городах, нельзя спокойно выйти на улицу. Расовые беспорядки, студенческие волнения и просто действия преступного мира вдохновляются коммунистами из Москвы, о чем коммунистические вожди открыто заявляют на своих съездах в советской России. Особенно удивительно то, что этому, якобы освободительному, а на самом деле поработительному, движению сочувствуют и его поддерживают Мировой Совет Церквей и так называемый экуменизм, в которых деятельное участие принимает Московская Патриархия. Христианская Мировая Конференция, состоявшаяся в 1968 году, обращает внимание на опасное положение в Греции, где военное правительство подавило коммунизм, на продолжающееся напряжение в странах Ближнего Востока, где коммунистам хотелось бы распоряжаться в Святой Земле, на трагедию Вьетнамского народа, где все симпатии этих христиан на стороне коммунистического правительства Северного Вьетнама, стремящегося установить коммунистический строй во всей этой несчастной стране, единственным препятствием чему являются пока еще находящиеся там американские войска. Рабочий Комитет Мирового Совета Церквей предъявляет свои требования в отношении народов «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке: должна быть установлена там свобода для коммунизма в деле беспрепятственного подготовления его торжества. Этот Комитет энергично выступает против «материализма» и «колониализма», разумея под этим всякое культурное или экономическое влияние свободных стран на остальные страны. И, конечно, больше всего их беспокоит какое бы то ни было влияние Соединенных Штатов Америки на другие страны. В то же самое время все обращения, от поры до времени проникающие от русского народа, о притеснении религиозной жизни и о полном подавлении свободы, о коммунистическом рабстве — остаются «гласом вопиющего в пустыне». С своей же стороны Объединение народов собирается чествовать столетие со дня рождения одного из величайших преступников всех времен и народов — Ленина.
Московская Патриархия хвалится теми успехами, которых она достигла под покровительством безбожной советской власти. «Ныне Русская Православная Церковь (говорится в том же Журнале Московской Патриархии, в статье, которую мы ниже будем еще упоминать), жизнь которой протекает на прочных канонических основаниях, преодолев все внутренние разделения, как обновленческий раскол, как «григорианство» и «иосифлянство», излечив многие из зарубежных нестроений, вступив в организованное экуменическое движение, участвуя деятельно в работе Мирового Совета Церквей, развивая братские отношения со всеми Автокефальными Сестрами Церквами и установив дружественные связи с Римско-Католической Церковью и многими другими Церквами Востока и Запада, торжественно отмечала пятидесятилетие восстановления, по промышлению Божию, своего патриаршества. Весь христианский мир участвовал в этом празднестве. Омрачают жизнь нашей общей Матери Церкви еще длящиеся зарубежные нестроения, которые можно разделить на три вида. Это, во первых, принявший характер какой-то темной, безнадежной и мертвящей озлобленности карловацкий раскол, второе поколение которого ведет его по пути отрыва уже от всего христианства. Это, во вторых, шатание умов среди многих православных американцев русского происхождения. И, наконец, малопонятное психологическое состояние парижского церковного откола, приведшее его к совсем уже непонятному тупику». Это все написано в том же Журнале Московской Патриархии, 1969 г. № 4, в статье «Прошлое и настоящее Парижского раскола» перебежчика к большевикам из эмиграции, к нашему стыду бывшего монархического деятеля, А. Казем-Бека. Он специализировался в Москве по церковным делам, и его статья несомненно отражает точку зрения НКВД или КГБ в рамках, так сказать, Московской Патриархии. — Казем-Бек далее говорит: «Не приходится напоминать, что во время последней войны поведение карловацкой иерархии, как старой, так и новой формации, было просто преступно и уже не только в церковном или национальном отношении, но и с обще-человеческой точки зрения...» Он вспоминает и то, что было еще ранее. «Указ (Московской Патриархии) о роспуске карловацких учреждений почти совпал по времени с известной Генуэзской всемирной конференцией (10 апреля — 19 мая 1922 года), к которой было обращено пресловутое воззвание карловчан о военной интервенции против советской России и предоставлении оружия контрреволюции. Это обращение тогда было помещено в ряде зарубежных газет...» Правда, говорит далее Казем-Бек, теперь раскольничьи архиереи пошли уже не те. Каноны Церкви, которыми более полуторы тысячи лет руководствовалась церковная жизнь, для них пустой звук. (Ведь сказал один православный американский епископ: «Каноны — теперь не практично»). А для многих других, ведущих к стыду и несчастью архиерейство свое от уже преставившихся, но канонически поставленных некогда иерархов Русской Церкви, каноны (соблюдать которые они в исповедании перед архиерейской хиротонией давали присягу с призванием Святого Духа) остаются чем-то неизвестным.
Преподав нам канонический урок, автор статьи говорит: «После жертвенного служения Патриарха Тихона раскольники стали поносить Патриарха Сергия — он оказывается согрешил соглашательством с сатаною. (На самом деле мы говорим, что Митрополит Сергий, незаконно провозглашенный впоследствии Патриархом, согрешил соглашательством с советской властью, которая служит сатане). После трудного подвига Патриарха Сергия стали возводить хулу на Патриарха Алексия» ... Далее он говорить: «Карловчане в фантасмагорической гордыне своей все еще считают самих себя «солью земли» и чуть ли не единственными из мире христианами, обзывая «слугами сатаны» Восточных Патриархов и Папу Римского за сношения с Русской Церковью». Это тоже клевета. Мы их так не называем, а осуждаем за их сношения и поддержку Московской Патриархии, служащей безбожной советской власти.
Критикуя положение Парижского Экзархата, действительно оказавшегося в ложном положении, автор пишет: «до такого абсурда не доходили даже карловчане, которые сами подчеркивают свое раскольничье состояние и считают себя истинной Русской Церковью, не более и не менее». Это он сказал правду. Все это он говорит «между прочим», так как он объясняет, что его статья не посвящена ни в какой мере зачинщикам беды, чтобы не сказать прямо позора русских церковных нестроений за границей — карловчанам.
Прав автор и в том, что мы — Русская Зарубежная Церковь — остаемся одинокими в современном мире, но одинокими служителями церковной истины. Нам из глубины веков светит преп. Максим Исповедник, который в стоянии за истину воскликнул: «аще и вся вселенная причастится с еретиками, аз един не причащуся». Ему были отрезан язык и усечена рука, но истина восторжествовала. Для нас служит примером Святитель Марк Ефесский, который один оставался в истине, противостоя всем изменникам ея — и истина восторжествовала. Однако, Русская Зарубежная Церковь не так уже и одинока. Мы имеем нашего непоколебимого вождя — нашего Первоиерарха, твердо стоящего в истине, мы имеем свыше двадцати святителей, сотни ревностных самоотверженных пресвитеров, множество верных Церкви и отечеству мирян, рассеянных по всему миру. Наконец, мы являемся выразителями вожделений многострадального русского народа, томящегося под игом безбожной власти, нам сочувствует множество людей в разных странах мира, понимающих, что такое коммунизм, к чему он стремится и за что мы боремся.
Единственно, о чем нам должно более всего заботиться — это о том, чтобы наше, ныне одинокое, служение истине было непоколебимым, чтобы наша собственная духовная жизнь горела ярким огнем, чтобы мы были ревнителями и вождями духовного возрождения и нас самих и нашей паствы.
Для того, чтобы наша посильная борьба за восстановление России была плодотворной, мы должны прежде всего ясно понимать, какова истинная причина постигших нашу Родину бедствий. Напрасно это объясняют случайными обстоятельствами — усталостью от великой войны, или какими либо событиями последних лет русской жизни. На самом деле истинная причина лежит гораздо глубже и имеет 200-летнюю давность. Она состоит в разобщении русского государства с Русской Православной Церковью, в нарушении той гармонии, которая была между государством и Церковью и которая создала Россию. Эта гармония выразилась в гениальных личностях Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, Благоверного Великого Князя Александра Невского, Великого Князя Димитрия Донского и большинства Киевских, Московских и других князей, многие из которых причислены к лику святых. Процесс создания и роста русского государства состоял в том, что Церковь шла с проповедью к народам, непросвещенным Христовой веры, а государство обеспечивало там христианскую жизнь и превращало эти народы в единое целое. Так присоединились к России — Украина, восточные области Казанская, Уральская, Сибирь, Алтай, Аляска, весь наш север. Этот исторический процесс превращения России в 3-й Рим был нарушен резким поворотом культурной жизни России на запад с отстранением Православной Церкви от главенствующего духовного значения в русской жизни, что выразилось в отмене патриаршества в 1700 году. С того времени Церковь лишилась объединяющего и представляющего Церковь — верховного пастыря, церковно-законодательной и творческой деятельности архиерейских соборов; прекратилась активная миссионерская деятельность, которая могла бы Китай сделать православным и дать совершенно иное лицо Ближнему Востоку; увяли русские монастыри, и русский народ лишился источников своего духовного просвещения; богословская наука приняла схоластический характер, и русский просвещенный класс отвратился от своей матери Церкви и впал в религиозное невежество. Самое понятие Христовой Церкви в сознании образованного класса было подменено понятием христианства, в котором православие составляет яко бы только одну ветвь наряду с католичеством и протестантством. Это заставило одного из самых просвещенных русских архипастырей, Святителя Тихона Задонского, написать книгу «Об истинном христианстве», противопоставляя его христианству формальному, казенному, укоренившемся в русской жизни.
Этот 200-летний период отступления России от своей сущности и привел ее к коммунистической революции, которая так ужасна и так длительна, потому что глубоки ее причины.
Ныне просиявший в России за 50 лет страданий сонм святых мучеников во главе с Царем Мучеником Императором Николаем II и Его Семейством и множеством архипастырей, пастырей, исповедников, безвестных страдальцев на всех поприщах жизни, с наличностью в России истинно-христианской потаенной Церкви, исповедники которой постоянно обнаруживаются, с появлением в России удивительных литературных талантов, с пробуждением в новых поколениях русских людей духовных исканий, с идейным изжитием коммунизма, как социального и государственного учения — все это указывает на грядущее возрождение русского народа, которое может и должно произойти через духовное возрождение русских людей, проповедником и вождем которого, в созвучии с духовными стремлениями русского народа, и должна быть Русская Зарубежная Церковь, являя пример в самой себе.
Духовное возрождение это дело личного большого труда. Духовно возродиться — это значит утвердиться в сознании, что нравственная правда и добродетель есть высшая ценность жизни и что осуществление их есть высший подвиг жизни. Духовно возродиться — это значит произвести лично у себя внутренний перелом: от уныния, роптания и неверия — к вере, от гордости — к христианскому смирению, от лености — к бодрости и доброделанию, памятуя при этом о том, что половина и даже - девять десятых нравственного возрождения, как учат св. отцы, состоит в подавлении у себя самолюбия. Религия, осуществленная в личном плане в личном совершенствовании, явится в тоже Время и главной общественной созидающей силой особенно в нашем пастырском делании. Утверждаясь на своем личном духовном возрождении, пастырь увлечет за собой свою паству и распространит духовный свет на всю сферу своей пастырской деятельности. Прежде всего это должно отразиться в молитве, в нашем общественном богослужении, как в отношении его одушевленности, так и его полноты. Основанием молитвы является — молитвенный подвиг соединенный с покаянным чувством и со смирением и самопринуждением. На днях один наш благочестивый прихожанин, сведущий в церковном уставе, рассказывал, как он случайно попал на всенощное бдение в канун великого праздника в одну церковь чужой юрисдикции. Стихиры были только по одной, паремии выпущены, шестопсалмие состояло из четырех псалмов, кафизмы выпущены, канон — по одному тропарю на каждую песнь — всенощное бдение продолжалось около часу. Ему при этом дружески объяснили, что «мы сокращаем богослужение, чтобы не утомлять наших прихожан, которые у нас остаются на все богослужения, а вот у вас на ваших длинных богослужениях прихожане тяготятся и выходят и входят в церковь». Наш трудный путь в этом деле состоит не в сокращении богослужений, а в их одухотворенности и осмысленности для молящихся. Далее, важнейшее условие духовного возрождения нашей церковной жизни состоит в утверждении истинной христианской любви прежде всего между нами — пастырями, по слову Христову: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ио. 13, 35). Неприязнь, которая часто существует между служителями Божиими всех степеней, иногда открыто и ярко проявляющаяся, губительна для духовной жизни. Церковь, организовывая духовную жизнь в самых религиозных ея функциях — молитвы, священнодействий, духовной науки, управления церковным имуществом, назначением духовных лиц и руководством ими, должна все это делать для распространения христианской любви. Служители Церкви должны светить людям через свою личность светом иного, лучшего мира, сходящего с неба на землю. Они должны быть носителями постоянного гимна Творцу и жажды общения с Ним. Самым своим видом, своим доброжелательством к людям, своим появлением среди людей — влагать должны они в сердца окружающих их людей новые святые созвучия, сердечные стремления и святые упования, вызывать зачатки новой жизни на решительную борьбу с прежними противоположными страстями. «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное». Христианство, победившее мир, началось с этого личного призыва. С такого же призыва должно начаться и возрождение России.
Так учил о духовной жизни приснопамятный митрополит Антоний, жизнь и учение которого Господь помог мне описать.
Если мы утвердимся в этих двух основаниях — на подвиге молитвы с покаянием и со смирением, и на христианской любви, то нам тогда будет легче стяжать те плоды духа, о которых говорит святой Апостол Павел: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 23). Тогда во всеоружии духовных сил можем послужить и делу возрождения нашей многострадальной родины и нашему личному спасению.
Мы глубоко благодарны Господу Богу за духовенство Русской Зарубежной Церкви, за наших смиренных и самоотверженных пастырей. Они убежденно пошли на трудный подвиг служения в Русской Зарубежной Церкви, не соблазнившись теми удобствами жизни и материальным обеспечением, которые для них открывались, если бы они пошли иными путями. И они уже в течении десятилетий самоотверженно и терпеливо несут свой пастырский подвиг. Все, что мы сказали о духовном возрождении, мы сказали для взаимного братского ободрения, памятуя о том, что путь духовного совершенствования безграничен: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». (Матф. 6, 48).
1969 г.