АРХИЕПИСКОП СИМОН (ВИНОГРАДОВ)
Пекинский и Китайский
Архиепископ Симон (в миру Сергей Андреевич Виноградов) родился в 1876 году во Владимире-на-Клязьме в семье протоиерея Андрея Виноградова. В четыре года он лишился матери, а в шесть лет - отца. Младший из четырех детей, он воспитывался бабушкой. С отроческих лет мечтал он о монашестве и стремился к уединенной аскетической жизни. Окончив духовное училище и семинарию во Владимире, в 1898 г. он поступил в Казанскую Духовную Академию. Еще будучи студентом Академии, был пострижен в монашество 7 мая 1899 г. епископом Антонием (Храповицким) и наречен Симоном, а через два дня возведен в диаконский сан. В 1901 г. он стал иеромонахом.
Более чем через 30 лет Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий) так вспоминал о своем воспитаннике:
«Преосвященного архиепископа Симона я знал как студента Казанской академии, в которой он учился с 1898 по 1902 год. Тогда еще все товарищи его любили за его смиренный и кроткий нрав, который он сохранил до самой кончины, воспитанный с детства в благочестивой семье своего отца – ключаря кафедрального собора во Владимире – протоиерея Виноградова. Владыка Симон со своим мягким характером прослужил на суровой чужбине более 30 лет и скончался 58 лет, сократив свой век тяжкими трудами в изучении китайского языка и в проповеди Христовой веры; язык он изучил сравнительно скоро, но еще скорее приобрел общее уважение и любовь как русских, так и китайцев... Со своей стороны считаю долгом заявить, что я никак не могу привыкнуть к мысли о том, что Преосвященный Симон был уже пожилым человеком, почти стариком, ибо благодаря своей кристально чистой душе он мне представлялся до последнего времени молодым студентом-монахом. В бытность его иеродиаконом, товарищи по академии называли его «мамой», чем обозначали его участливое, доброе отношение ко всем им».
Окончив Академию в 1902 г. со степенью кандидата богословия, иеромонах Симон был назначен в Российскую Духовную Миссию в Китае. Прибыв в Пекин он занялся усердно миссионерским служением и восстановлением разрушенной во время Боксерского восстания Миссии. Некоторое время он служил на подворье Миссии в Харбине, затем был назначен помощником Начальника Миссии в Пекине. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1907 г. его возвели в сан архимандрита, а 17 сентября 1922 г. в Харбине совершилась его хиротония во епископа Шанхайского, первого викария Пекинской епархии. С появлением в Китае русских эмигрантов владыка Симон проявлял особую заботу о страждущих соотечественниках.
12 мая 1926 года он приезжает в Шанхай. Под его руководством появились здесь школы, больницы, здание миссии...
26 июня 1931 года, со смертью митрополита Иннокентия (Фигуровского), владыка Симон был назначан Зарубежным Синодом руководителем миссии с возведением в сан архиепископа.
Только 2 года правил владыка Пекинской кафедрой, но за короткое время своего правления начал сооружение величественного Шанхайского собора.
Благодаря ему в Пекине появился журнал «Православный Благовестник».
В середине февраля 1933 года, совершая закладку Шанхайского собора, владыка Симон простудился. Болезнь прогрессировала, и 24 февраля 1933 года он тихо скончался. Тело его было перевезено в Пекин и погребено в склепе правой галереи храма Всех святых мучеников, рядом с местом погребения митрополита Иннокентия. Кончина его была оплакиваема народом.
При перенесении гроба в 1940 году было обнаружено нетление мощей владыки Симона. В журнале «Православная Русь» в 1950-60-х годах печатались воспоминания шанхайцев где упоминались случаи чудесных исцелений по молитвам владыки.
Архимандрит Константин (Зайцев) так вспоминал о нем:
«Жизнь владыки Симона была воедино слита с жизнью Св. Церкви. Богослужений он никогда не пропускал, даже когда недомогал. В церковь приходил всегда до начала службы, по окончании которой клал еще много земных поклонов иконам. Во время службы владыка весь уходил в молитву, стараясь не пропустить ни одного слова из того, что поется и читается. Мы никогда не видели, чтобы во время службы владыка отвлекался чем-нибудь посторонним. Нам он строго запрещал разговаривать в церкви и сам первый показывал пример как исполнять это правило. Владыка очень чуток был ко всему, что не соответствовало духу молитвы, духу церковности. Крайне сдержанный в своих суждениях вообще, в этой области он был судьею строгим и неподкупным».