Архиепископ Симон (Виноградов)
СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Ныне, в воскресенье, следующее за праздником Воздвижения честнаго и животворящаго Креста, кроме рядового Евангельского чтения положено еще чтение из Евангелия, относящееся к минувшему празднику.
Рядовое Евангельское чтение — притча о рабах, которым господин их, отъезжая из дома вверил имение свое. Двое из этих рабов оказались верными и усердными: они употребляли полученное серебро в дело и приобрели прибыль, а третий раб, лукавый и ленивый, возвращая серебро господину по прибытии его домой, сказал ему: «я знаю, что ты человек жестокий... и убоявшись скрыл талант твой в земле, вот тебе твое». Верные рабы, по этой притче, удостоились похвалы и награды, а лукавый и ленивый раб был наказан. Эту притчу Господь закончил словами: кто имеет уши слышать — да слышит.
Евангельское чтение, относящееся к минувшему празднику, напоминает нам о кресте. Сказал Господь: «кто хочет идти за Мной - отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия — тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою. — Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». (Марк. 8: 34-38).
«Отвергнись себя и возьми крест свой» — эти слова Господь хорошо изъяснил примером Своим. «Я пришел во имя Отца Моего», говорит Господь (Иоан. 5: 43), т. е. Он не искал славы Себе, а все делал для славы пославшего Его Отца, (Иоан. 7:18) поэтому о чудесах Своих и о учении Своем Он сказал: Я «ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Иоан. 8: 28). «Я сошел с небес, говорит Господь «не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан. 6: 36). И исполнение воли Отца Небесного Господь называет Своею пищею: «Моя пища», сказал Он, «есть творить, волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан. 4: 34). И ради верности воле Бога-Отца Господь добровольно претерпел страдания и крестную смерть от иудеев, противившихся воле Божией. «Чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдемте отсюда» (Иоан. 14: 31). Так сказал Господь ученикам Своим после тайной вечери с ними — в ту ночь, когда Он добровольно предал Себя в руки Иудеев.
Таким образом отречение от своей славы, т. е. неискание славы себе, отречение от своей воли, т. е. полное послушание Пославшему, и наконец — верность своему долгу, т. е. неуклонное с любовью исполнение того, что заповедано — вот крест, который нес Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни. А крестные страдания и смерть Господа — это было уже как бы печатью, свидетельствовавшею о совершении принятого Им на Себя подвига. Созерцая приближение страшного часа, последнего — под угрозой страданий и смерти — испытания верности долгу, Господь сказал: «Душа Моя теперь возмутилась и что мне сказать, Отче, избавь Меня от часа сего. — Но на сей час Я и пришел» (Иоан. 12: 27). А потом, в саду Гефсиманском, уже накануне дня страданий и смерти, Господь молился: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем не как Я хочу, но как Ты». (Матф. 26. 39).
Так распялся Господь Иисус Христос ради нашего спасения. т. е. чтобы сделать нас способными приобщиться к вечной Божественной жизни. Апостол Павел, говоря о себе, как он приобщился к Божественной жизни чрез веру в Иисуса Христа, сказал: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2: 19), т. е. чтобы жить для Бога — так же распялся, как Христос ради нашего спасения. «Живет для Бога тот, кто все мысли свои, желания, чувства, слова, дела и всякие труды посвящает Богу, во славу Его, угождение Ему, по святой Его воле» (Епископ Феофан). Вот Ап. Павел, когда еще не веровал во Иисуса Христа, думал, что для угождения Богу необходимо соблюдать все требования Моисеева закона относительно обрезания, субботы, жертвоприношений и прочих ветхозаветных установлений, а потом со всею ревностью благочестивого человека он восстал против учения Христова, когда же уразумел, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою во Иисуса Христа» (Гал. 2: 16), тогда, говорит он о себе, «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою ... Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа». (Гал. 3: 7-8). Эта перемена и была для Ап. Павла то же, что распятие.
«Я сораспялся Христу», говорит Ап. Павел. Он как-бы так говорит: не думайте, что оставит закон было для меня легко. Нет. Это было то же, что распятие. Для чего распялся Христос? — Для того, чтобы исполнить волю Отца Небесного. Эту волю и я уразумел, и чтобы ей последовать — все принес в жертву, все что так дорого было моему сердцу — наши религиозные убеждения и любовь народа моего. Легко разве было мне оставить то, к чему с детства привык, что так высоко ценил и чем так дорожил? Но уразумевши, что на то была воля Божия, я оторвал от сего сердце мое. Не видел разве я, что оставляя закон, навлеку ненависть народа моего, который люблю, и славу и благосостояние считаю своими? Но я предал себя на всякие страдания от тех, кого люблю, чтобы не погрешить против воли Отца нашего Небесного, так явно открытой мне в Господе Иисусе Христе. Перемена моя была болезненна, как смерть. Больно было отстать от закона, страшно было возбудить опасности кругом и поставить себя в состояние ожидания смерти на всякий час. Но я предал себя на болезни и смерть, прилепившись ко Иисусу верою, и все упование спасения моего на Него единого возложивши. Я был и есмь в состоянии распятого — в сораспятии Христу. (Еп. Феофан).
Подобным образом сораспинаются Христу истинные архипастыри в нашем Отечестве, т. е. которые не поддаются соблазну искать опоры благосостояния Церкви у безбожников и богоборных слуг антихриста: они в заточении и лишен возможности совершать службу Божию, которую от юности возлюбили, и праздновать церковные праздники, под благодатным воздействием которых духовно возрасли. Разве не тяжело это? — но они добровольно избирают ссылку и лишение свободы совершать свое служение, отказываясь покупать эту свободу содружеством с врагами Христа, чтобы самим не оказаться богоборцами.
Распинается Русская Церковь — в лице своих архипастырей, пастырей и ревностных монахов и мирян — руками безбожников, которым попустил Бог овладеть нашим Отечеством. Но такое же распинание предстоит верным пастырям, не наемникам — и уже начинается — и от общества, сохраняющего за собою наименование христианского: чуждые духа Христова учения воззрения и явно нарушающие церковные законы обычаи глубоко укоренились в русском обществе, и естественно, что оно отворачивает лицо свое от тех пастырей, которые, ревнуя о верности Христу и Его закону, не дерзают на греховное попустительство и обличают общество. И в этом их крест.
Св. Иоанн Златоуст так изображает этот крест истинного пастыря: «У всякого», говорит он, «свой долг: из вас многие обязаны иметь сострадание и человеколюбие, быть любезными и ласковыми с теми, кому вы оказываете благодеяние, а мы с своей стороны, для пользы тех, кому служим, являемся тягостными, жестокими, несносными и неприятными, так как мы приносим пользу не тем, чем нравимся, а тем, чем уязвляем» (том 9 стр. 56). То есть истинный пастырь, по смыслу этих слов Св. Иоанна Златоуста, чтобы быть верным своему служению, не может молча попускать в своей пастве то, что видит в ней противного закону Христову, но непременно будет это обличать и исправлять: потому и является он тягостным, жестоким, несносным и неприятным.
Это вечный крест истинного пастыря Церкви Христовой. Но ныне эта истина о кресте пастыря особенно ясно открывается. И не ошибется тот пастырь. который твердо решил быть верным своему служению, если скажет: готовится мне крест и у соседей моих и в самом доме моем.
Но не только пастырям Церкви Христовой, а и всякому христианину, чтобы быть верным своему званию, нужно отвергнуться себя и взять крест свой.
1930 г.