Святой Праведный Иоанн Кронштадский
СЛОВО В ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу;
Ангели со архиереи покланяются, Апостоли же со пророки ликовствуют;
нас бо ради молит Богородица предвечного Бога.
(Кондак праздника).
Православная русская Церковь весело ныне торжествует во всех концах земли любвеобильный покров Божией Матери, т.е. Ее всесильное заступление и избавление христиан от бед и напастей. С самого начала христианской веры Матерь Божия стала Покровительницей христиан и всемощной Предстательницей за них пред Своим Сыном и Богом. Еще во время земной жизни Своей посетив гору Афонскую, бывшую местопребыванием язычников, имевших счастье услышать от Нее тайну воплощения Сына Божия, Она, пред отбытием Своим с Афона, сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница этому месту и теплая о нем Ходатаица пред Богом». И поистине, святая гора Афон, удостоившаяся сделаться жребием Самой Девы Богородицы, по Ее обетованию, пребывает навсегда предметом Ее любви и заботливости. Бесчисленные опыты веков минувших оправдывают данное Ею обещание; Она не престает промышлять о ней и изливает явно щедроты Свои в знамениях и чудесах от святых икон Своих и особенно в чудном защищении афонских иноков от изуверных мусульман. И не только на Афоне, но везде, где озаряет людей христианская православная вера, чрез все века, виден, в разных благодеяниях Ее, дивный покров Богоматери на христианах. Для нас особенно замечательны чудные милости Ее в Греции и России.
Основанием для нынешнего праздника Покрова послужило чудесное событие в Греции, в Константинопольском Влахернском храме, в десятом веке по Рождеству Христову, при императоре греческом Льве Премудром. На Царьград неожиданно напали сарацины в превосходящем числе; греки были не готовы, и отразить неприятелей от стен столицы были не в силах. И вот они обратились с усердной молитвой к Богу и Божией Матери в храме Ее. Шло всенощное бдение на воскресный день, бывший 1 октября. И вот взору святых угодников Божиих, бывших в храме, святого Андрея юродивого и ученика его Епифания, представилось дивное зрелище: они увидели на воздухе Богоматерь с сонмами Ангелов, пророков, апостолов и святителей, молящуюся о мире, и Своим покровом или омофором осеняющую христиан. Сподобившийся этого видения святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, святой отче, — отвечал Епифаний, — и ужасаюсь». Жители Царьграда, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования, и вскоре враги были прогнаны. Церковь русская с самого основания своего установила праздник в воспоминание покрова Пресвятыя Богородицы и доныне благоговейно воспевает: Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Как многократно и дивно покрывала Богоматерь русскую землю с начала в ней христианства до настоящего времени! Как много спасала Россию и отдельные города ее и веси! Служат тому очевидным доказательством чудотворные иконы Ее: Владимирская, Смоленская, Казанская, Иверская, Тихвинская, Знаменская и многие другие. Кто хочет знать о дивных знамениях милости и благодатной силы и заступления Владычицы, бывших от этих икон, того отсылаем к Прологу, церковной книге, в котором описаны и явления этих икон и чудеса от них, крайне благодетельные для русского народа. Теперь же в честь праздника мы побеседуем о молитвенном общении Церкви небесной и земной и о том, что требуется от нас для достойного общения с Церковью небесной.
Церковь небесная, т.е. все святые Божии Ангелы и человеки с Богоматерью Девой, и Церковь земная, т.е. все христиане православные, составляют одно тело, одно царство Христово, с Главой и Царем всемогущим Христом. Между Церковью земной и между Церковью небесной существует тесная связь, постоянное ближайшее и скорое сообщение. Святой апостол Павел пишет к ефесским христианам: вы уже не чужие и не пришельцы, т.е. в Церкви Божией, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным (камнем). Из приведенных сейчас слов св. апостола Павла видите, братия, в каком тесном союзе находятся православные христиане, живущие на земле, подвизающиеся во спасение свое, со всеми святыми на небесах; мы составляем с ними одну Церковь, один собор, о чем говорится и в церковном каноне святым Архангелам: Тя, неизреченно совокупльшего небесным, Христе, земная, и едину церковь совершивша Ангелов и человеков, т.е. составившего одну Церковь, одно собрание из Ангелов и человеков, непрестанно величаем. Вы одно тело и один дух, пишет апостол к Ефесским христианам, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Это общение христиан живущих на земле с Церковью небесной, т.е. с Богоматерью, с Ангелами и святыми, выражается ежедневно в молитвах к ним и прославлении их. Обратите ваше внимание, боголюбцы, на ежедневную, внутреннюю духовную жизнь Церкви, на ежедневное Богослужение вечернее, утреннее и литургию: из чего оно состоит в изменяющихся и неизменных частях своих, что оно в существе своем? Оно есть постоянное, не прекращающееся ни на один день молитвенное, хвалебное и благодарственное общение с Церковью небесной: всякий день мы в молитвенном общении с Господом, Главой Церкви, с Богоматерью и со всеми святыми. Но, если мы действительно искренне находится в общении со святыми каждый день, в Церкви Божией или дома и среди своих занятий, то несомненно находятся также в общении с нами и Сам Господь, Матерь Божия, небесные Силы и все святые; иначе и быть не может. Потому что Самому Господу угодно было составить одну Церковь, одно тело, из небожителей и земнородных, живущих во Христе. Можно сказать необинуясь, что если мы благочестно и усердно молимся и благочестиво живем, то с нами всегда и везде, особенно в храме, особенно во время благоговейной молитвы, и Сам Господь, и Матерь Божия, и св. Ангелы и святые угодники Господни, словом, вся Церковь Небесная. И что означает нынешний праздник Покрова Божией Матери, Которая явилась на воздухе во храме с ликами Ангелов, апостолов, пророков, святителей и мучеников, как не Божие откровение святому Андрею юродивому и ученику его, о том, что обыкновенно всегда бывает, хотя невидимо, в церквях христианских, где христиане православные благочестиво собираются и единодушно и усердно молятся? Т.е., что и всегда Матерь Божия благодатно посещает невидимо церковные собрания христиан и милостью Своей покрывает всех благочестиво молящихся, как и видали это нередко избранные, и что с Ней присутствуют и лики святых.
Так, воистину, братия возлюбленные. А это обязывает нас к чему? К благоговейной и святой жизни и к благоговейной всегда молитве и в храме и дома, особенно в храме. В самом деле, если мы всегда, как члены Церкви Христовой, святой, непорочной, находимся в таком святом сообществе, где царствует совершенное гнушение всякой нечистотой греха, где благоухает одна святыня и правда Божия, то как еще нам оставаться во грехах? Как не исправляться немедленно? Как смердеть страстями? Как не преуспевать во всякой добродетели? Представьте, что кого-либо из вас или всех вас позвали царь, царица, князья в царские свои покои на царскую вечерю для того, чтобы вместе с вами беседовать и вечерять. Скажите, как бы вы стали вести себя в присутствии их, беседуя с ними лицом к лицу? Не были ли бы вы крайне благоговейны, осторожны, сдержанны, во всех чувствах, словах и поступках? А не подобное ли бывает с нами, когда мы идем в церковь на молитву? Мы приходим в храм, как в царский чертог на вечерю к Царю Небесному и Царице неба и земли беседовать с Ними, ликовать со всеми святыми, молить Господа и Богородицу о прощении грехов, прославлять и благодарить Создателя своего и Царя всей твари: как же мы должны вести себя во храме? Не с крайним ли благоговением? Не с искренним ли покаянием и искренней любовью и признательностью за то, что нас пустили в этот царский чертог? Да, возлюбленные братия. Итак, поревнуем же все о чистоте душевной и телесной, о смирении и незлобии, о милосердии и общительности друг с другом, о нестяжательности, о воздержании и целомудрии; да укоренимся все в вере, надежде и любви. Имея общение молитвенное каждый день с Господом, Богоматерью и со святыми будем стараться и сами быть святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят, Господь Бог ваш. Аминь.