Святой Праведный Иоанн Кронштадский
СЛОВО В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.
(Лк. 2:29).
Сегодня Церковь вспоминает один из величайших мировых дней, в который земля, в лице старца Симеона, встретила воплотившегося Бога-Младенца, принесенного по закону в храм законный, устроенный Соломоном. Старцу предречено было, что он дотоле не умрет, пока не увидит пришедшим на землю обещанного Мессию, Которого ожидали с нетерпением все лучшие люди израильского народа и все народы. И вот Мария Богородица и Приснодева, исполняя закон, чрез Моисея данный Богом, приносит чудного Младенца в сороковой день по рождестве Его в храм посвятить Его Господу и принести установленную жертву. Старец, исполненный Духом Святым, узнав о принесении Богомладенца, тотчас приходит в храм и с несказанною радостью и трепетом приемлет Его на руки и в восторге, вдохновенный Духом Святым, произносит радостную песнь Богу во плоти, называя его Владыкою живота и смерти и Спасителем мира, светом народов и славою Израиля; вместе с тем он предрекает, что чудный Младенец предлежит на падение и на восстание многим в Израиле и в предмет противоречий, и что Ей, Непорочной и Святейшей Матери Самой, душу пройдет оружие мучительное для того, чтобы открылись помышления многих сердец. Итак, ликуй земля, Творец твой и всего рода человеческого, Творец всех небесных кругов и Царь ангелов молниезрачных и страшных принесен в храм в виде смиренного младенца, повитого пеленами, чтобы стать жертвою примирения Отца Небесного, Святого Блаженного с падшим преступным родом человеческим; чтобы отменить законные, прообразовательные жертвы — овнов, козлов и тельцов, закалавшихся в образ величайшей словесной Жертвы, Самого Сына Божия, благоволившего быть закланным за род человеческий во искупление грехов его и стать Агнцем, вземлющим грехи мира. Но не для всех Богомладенец есть предмет радости и веселья; для многих, многих Он был, есть и будет причиною вечного плача и мучения — для всех неверных, для всех, не восхотевших и не хотящих веровать в Него как в Бога и Спасителя человеков, не верующих в Его Церковь и не принадлежащих к ней тайно и явно, сердечно и невозвратно. Таковы не познавшие Его и распявшие его евреи и между ними — ученые книжники, фарисеи, старейшины и сами первосвященники; таковы все народы, слышавшие проповедь о Нем от апостолов и их преемников и видевшие чудеса и не уверовавшие в Него; таковы народы христианские, хотя уверовавшие в Него, но потом отпавшие от Него или от Церкви Его и не сохранившие в чистоте веры и заветов Его, и уклонившиеся в ереси, расколы и секты; таковы все, которые хотя и называются верующими, но не живут по вере и заповедям Христовым, а живут по-язычески, без искренней и несомненной веры, без покаяния и исправления и добрых дел. Таковы все так называемые интеллигенты, которые составляют себе свои верования и правила, не имеющие ничего общего с Евангелием и Церковью; таковы все, которые не имеют духа Христова, ибо сказано если... кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его (Рим.8:9), таковы все, следующие страстям плоти и крови и не следующие законам Духа и благодати, закону правды Христовой, закону веры и обновления Духом Христовым. Ибо кто во Христе, (тот) новая тварь (2Кор.5:17).
Христос, Богочеловек, для спасения людей, обновления, освящения и примирения с Отцом Небесным, основал на земле Свою Церковь и всех, принадлежащих к ней искренно, спасает благодатью, которую даровал ей изобильно, благодать на благодать, а противящихся ей отсылает, как непокорных и не обновленных, в муку вечную. Таким образом, Он, Христос Бог, как тогда, так и теперь лежит на восстание и на падение многих. А сколько этих восстающих и падающих — Богу известно, и отчасти и нам небезызвестно. Ибо сказано непреложною Истиною: много званых, а мало избранных (Матф.22:14). Сколько на наших глазах почти ежедневно падает, и падает невозвратно! Сколько всяких безобразий творится людьми тайно и явно! Сколь дерзко попираются Евангелие и Церковь Божия от беззаконников, раскольников, сектантов! Сколько безобразий, всяких пороков творится воочию. Но Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь (Евр.10:30). И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр.10:29-30). Страшно ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр.10:27).
Будем же, братия и сестры, стоять, а не падать, и падши — восставать. Аминь.
1900 г.