Святой Праведный Иоанн Кронштадский
СЛОВО НА ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Не умолчим никогда Богородице, силы Твоя глаголати
недостойнии, аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы
нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне
свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы
спасаеши присно от всяких лютых.
(Тропарь Одигитрии).
Святая Православная Церковь празднует в нынешний день честной Покров Божией Матери, т.е. Ее милостивое и всеблагомощное заступление верных от бед и напастей и всякого зла. Достойно и праведно празднуем, потому что чрез покров Ее христиане сподоблялись и сподобляются от Бога милостей бесчисленных и безмерно великих, совершенно даром, единственно по милосердию Владычицы, по Ее крепчайшей любви к нам, грешным и недостойным.
Для укрепления нашей надежды на милость Владычицы Богородицы, для нашего назидания и утешения оживим в памяти, хотя некоторые примеры милосердого, всемощного и чудного покровительства Божией Матери земле русской и народу русскому во времена татарского владычества над Россией. Я не упоминаю ныне о том, почти всем известном чуде заступления Божией Матерью православного царства греческого, которое явила Она, Преблагая, в десятом веке по Рождеству Христову, при императоре Льве Мудром, в константинопольском Влахернском храме, после Своей всесильной молитвы в нем в сослужении Ангелов, пророков, апостолов, иерархов, мучеников и других святых, и которое послужило началом празднования нынешнего дня. В то время сарацины, грозившие столице греческой разрушением, были прогнаны и рассеяны, как прах, Ее всесильным мановением. Нам ближе вспомнить о тех чудесах покрова Божией Матери, которых удостаивалось и удостаивается наше отечество или коих сподоблялись наши грады и села. Приведем на память некоторые чудеса покрова и заступления, явленные от преславной иконы Божией Матери, называемой Владимирской.
В 1395 году по Рождеству Христову, почти пятьсот лет тому назад, грозный завоеватель монгольский Тамерлан вступил в пределы России, привел ее в смятение и везде распространил ужас. При всеобщем унынии русских великий князь Василий Дмитриевич, сын Донского, повел свои войска для отражения сильного неприятеля и остановился за Коломной на берегу реки Оки. Между тем москвитяне, устрашенные слухом о несметных полчищах и свирепости Тамерлана, усердно молились об избавлении от нашествия иноплеменных, проливали слезы пред алтарями и постились. Князь, не надеясь на свои силы, прибег ко всесильной помощи Богоматери. Бесчисленное множество народа плакали и упованием воссылали моления ко Пресвятой Богородице. Молитва веры была услышана и упование не посрамлено. В тот самый день, когда русские пламенно молились Царице небесной, Тамерлан внезапно оставил берега Дона, на которых стоял две недели и вместо того, чтобы идти на Москву, пошел назад. Такая внезапная перемена намерения Тамерлана была не делом случая или воинских соображений, а делом благодатной помощи Богоматери. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, принесенную из города Владимира, по приказанию великого князя, Тамерлан дремал в своем шатре и вдруг увидел пред собой во сне великую гору; с вершины ее шли многие святители с золотыми жезлами в руках; над ними в лучезарном сиянии явилась Женщина, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов. Она некоторое время молилась с простертыми вверх руками, а потом, обратив взор Свой на Тамерлана, грозно повелевала ему оставить пределы России; в то же время по Ее манию, устремились на Тамерлана молниеносные воины, окружавшие Ее. Тамерлан затрепетал и в испуге проснулся; потом созвал своих вельмож и рассказал им свое видение. Рассказ завоевателя поверг в ужас и вельмож его. В трепетном недоумении они спрашивали друг друга, что значит этот ужасный сон? Мудрейшие из них сказали: «Эта величественная Женщина должна быть Мать Бога христианского, и Она, конечно, намерена теперь помочь им, потому что они почитают Ее своей Заступницей». — «Мы не одолеем их, — сказал монгольский хан, — ибо если Она пошлет и одного только из предстоящих Ей, он победит нас так, что мы не найдем и места, куда бежать», — и велел войскам своим идти обратно из пределов России, к удивлению русских и самих татар. Не явное ли то было покровительство Царицы Небесной не одной Москве, но и всему отечеству нашему, которому грозило опустошение от врага, несравненно сильнейшего, нежели Мамай и Тохтамыш?
С неописанной радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. Исповедав милость Божию, все восклицали: «Не наши воеводы прогнали его, не наши воинства устрашили его, но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим удалился он из земли русской». А великий князь, падши пред иконой Божией Матери на землю, со слезами радости благодарил Ее и говорил: «Благодарю Тебя, непостыдная Заступница христиан! Ты явила нам великое Свое милосердие, паче надежды преславно избавила нас, град наш и всю Россию от безбожных врагов». Св. Кирилл Белозерский писал к одному князю: «А что ты писал мне о преславном чуде Пречистой Богородицы, — паче слова и смысла преславны Ее чудеса. Молитвами Пречистыя Богородицы, Матери Своей, Господь излиял такую милость в последний род сей, что нам, которые видели преславные и великие чудеса Пресвятой Пречистой Госпожи Богородицы, остается радоваться сердцем и душой, что сподобил нас Пречистой Своей Матерью с такими знамениями и чудесами избавить род христианский от нашествия иноплеменных врагов».
Продолжать ли еще повесть о чудесном заступлении Пречистой Богородицей царства русского? Отрадно и весело вспоминать Ее чудесный покров, распростертый над нашим отечеством. Потому не умолчим глаголать и еще силы Ее, поведать и еще о некоторых разительных примерах Ее заступления. В другое время двинулся на Россию Ахмат, хан орды татарской, грозя разорить всю Русь. Случилось чудо: два воинства, татарское и русское, бежали друг от друга, никем не гонимые. Русские остановились, но Ахмат ушел в свои улусы, не сделав России зла. Это было делом Богоматери, по сказанию летописи.
Бывало в годины испытания и то, что Бог и Пресвятая Богородица хотели оставить народ русский за беззакония его на волю врагов, но святые угодники земли русской преклоняли на милость Господа и Пресвятую Матерь Его и неприятельское войско обращалось снова в бегство волей Божией и Пречистой Богородицы. Так однажды Махмет, татарский хан, вторгнувшись в Россию, подверг ее ужасному бедствию: предавал все села наши огню, пленил несметное число жителей, продавал их в неволю толпами, слабых и престарелых морил голодом и повсюду осквернял святыню храмов. Все предвещало жалкую участь жителям. Но вот один из жителей Москвы, юродивый старец Василий, ночью молясь со слезами у дверей соборной Церкви Успения, внезапно слышит внутри храма сильный шум, и видит, что двери храма отверзлись и бывшая в храме чудотворная Владимирская икона Богоматери поднялась со своего места; от иконы послышался глас: «Выйду из города с российскими святителями», — и с сим гласом вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. Угроза начала исполняться; святители Петр, Алексий, Иона уже выносили икону из города, но преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский умолили святителей, чтобы они своим ходатайством умилостивили правосудие Божие; начали петь общий молебен, произнесли молитву к Пресвятой Богоматери и по совершении отпуста, осенив крестообразно город, возвратились с чудотворной иконой. Опасность от врагов миновала. Махмет отступил от Москвы, не сделав ей вреда. И это спасение России было делом заступления Богоматери. За новое покровительство и милосердие Ее изъявлены были новые знаки благодарности со стороны москвитян.
Вот поразительные примеры того, как Матерь Божия чудесно покрывала в древние роды землю русскую! А теперь мало ли мы видим чудес Ее покрова и заступления? Кто из благочестивых не ощущал над собой Ее благодатного покрова, Ее безмерной милости в скорбях, болезнях, тяжких обстоятельствах? Нет у нас, теперь, по милости Божией, врагов внешних, но зато враги внутренние, лукавнейшие и злейшие, страсти наши и духи злобы поднебесные, всегда с нами. Кто невидимой силой прогоняет их и после смятения и бури и стрел огненных, вносимых ими в душу, вдруг производит в ней тишину и прохладу, и, прогоняя силы злые, восстановляет и обновляет в ней силу благости и кротости? Не Царица ли Ангелов и человеков Своим всесильным пред Сыном Своим о нас ходатайством? Кто и ныне помогает нашему воинству в бранях? Кто спасает от смерти царя нашего и все царство Русское хранит незавоеванным и твердым? Не Царица ли неба и земли, непрестанно и православно славимая народом русским? Ибо скиптры царствия утверждаются Ея молитвами (Полунощница по вся дни), по вдохновенному слову Церкви. Кто избавляет нас от бед, искушений, скорбей, напастей и всякого вреда? Она, Матерь Бога нашего, Она, Царица всеблагая. И кто исчислит, сколько людей, притекающих с верой и молитвой к Пресвятой Деве, получило от Нее отраду и исцеление? Бывает, правда, и то, что прибегающие к Ней с молитвой о помощи и исцелении не бывают услышаны. По замечанию благоговейных наблюдателей за чудными благодеяниями Царицы Небесной, это всего чаще происходит от того, что молящиеся нерадят об исполнении обязанностей целомудрия и чистоты. Из этого ясно видно, что призывающим на помощь Пречистую Деву, Сокровище чистоты и ангельского целомудрия, особенно нужно заботиться о сохранении чистоты сердца и жизни. Урок весьма важный для всех христиан, притекающих под всечестной покров Божией Матери.
Заключим слово следующим нравоучением. С неба, от Бога и Царицы Небесной получаем мы в бедствиях наших покров и защиту; да стремимся и сами к небу, да возводим чаще очи наши горе, откуда приходит помощь наша, удаляясь душетленных мирских страстей, как и должно удостоенным небесного звания. Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3:1), и где Пречистая Мати Его. О горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:2). Пользуясь любовью и благопопечением Царицы Небесной, да подражаем Ее милосердию, да живем и сами во взаимной любви и да оказываем друг другу в потребных случаях покров и защиту, ибо мы... составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12:5), а Богоматерь есть наша по благодати Мать и Царица; да научимся сострадать бедствующим, милосердствовать о нищете и беспомощности; попечемся о чистоте души и тела, ибо Она пречиста, а мы мерзки пред Богом по грехам своим; Она благоутробна, мы злоутробны; Она милостива и сострадательна; мы немилостивы, жестокосерды и несострадательны. Видим бедного и не сострадаем ему; видим больного и не сочувствуем ему, если он не свой родственник близкий и не друг; видим согрешающего, и не вразумляем его. Многие говорят: «Он чужой, Бог с ним, до него нам дела нет». Как! До члена ли твоего тебе дела нет? Не прилагаешь ли ты всевозможное старание о больных членах своего тела? Не врачуешь ли их всеми способами? А ближний — член твой. Разве не общая у всех нас Глава, Христос, грядущий судить живых и мертвых и имеющий воздать каждому по делам его? Разве не общая наша обязанность вразумлять друг друга? Как говорит апостол, будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24). Самая любовь у нас большей частью лицемерная: мы любим своеобразно, а не по воле Господней, любим только любящих нас, только угодных нам, часто только по плоти, из-за корысти, по видам и расчетам земным и плотским, по-язычески, а не по-христиански. Кто благоискусен ко врагам своим в любви, в благословении проклинающих, в благотворении ненавистникам, в молитве за гонителей своих?
Пресвятая Владычице! Научи всех нас любви Христовой и не отыми от нас покрова Твоего за множество грехов наших: ибо, хотя мы и грешны, и прегрешны, но все с верой и упованием под кров Твой прибегаем, и разве Тебе иного предстательства не вемы. Аминь.