Архиепископ Виктор (Пивоваров)
«НАЧАЛО И КОНЕЦ»
Опыт Эсхатологического Богословия

Часть 1.

О НАЧАЛАХ

Глава 2.

КТО ЕСТЬ БОГ, ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЕГО И ПОДРАЖАНИЯ ЕМУ

Начиная размышление о таинственных предметах, тем более, исследуя их, мы естественно в первую очередь приходим мыслью к высшей тайне, на познание которой требуется вечность – именно к самой Причине всего – к Богу. О Боге звучит первый стих Священного Писания. О Боге гласит всё содержание этого богооткровенного источника, преисполненного возвещением высших истин и даже предметов, подчас непостигаемых. Из этой таинственной книги мы узнаём, Кто есть Бог, а также то, что Он есть Причина и Источник всякого блага, и посредством чего мы можем сподобиться участия в этом благе. Также узнаём, что Бог постепенно открывает Себя ищущим Его по мере их духовного роста, по степени восприятия, свойственному данному возрасту. В настоящий момент мы видим, что не все могут быть уверовавшими в Его бытие, а тем более научиться путям угождения Ему. Из истории человечества познаем, что Бог не в одинаковой мере открывал Себя людям в разные периоды их возрастания. В раю Он имел особый, не известный нам образ общения с первыми, только что сотворенными нашими прародителями. Эти люди, будучи духовно и нравственно чистыми, могли в какой-то мере вмещать внутреннее и, возможно, видимое общение с Богом, хотя имели жизненный опыт близкий к нулю. При своем минимальном опыте, хотя и при всех их одухотворенности и чистоте они не могли вместить большой объём знаний истины. Поэтому им и дана была самая несложная заповедь: не есть плоды с запретного древа.

После изгнания из рая люди не получили никакой заповеди для исполнения, но всего лишь обетование о рождении «семени» от «жены», которое будет попирать главу змия-искусителя – диавола. Послепотопному поколению через Ноя дается уже первый закон: не есть «плоть с душёй её и с кровью её» (Быт. 3, 3). Авраам получает уже более глубокое обетование и больший закон об обрезании. По обширности закона, данного Моисею, можно видеть, что человек достиг зрелого духовного возраста. Ещё ярче это стало видно во дни пришествия Господа нашего Иисуса Христа. На этих примерах уже можно видеть, что человек возрастает, и будет возрастать в своем совершенствовании, в своей способности вместить истины и возрастать до бесконечности.

Далее, когда становится известным из Писания об Ангелах и их служении у Престола Божия, как они с благоговейным трепетом взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Отк. 4, 8), то уже видим, что вечный Бог содержит в своей власти всё, и на высших ступенях совершенствования бессмертные существа обретают всё большее благоговение к Богу и способность к прославлению Его.

Зная из Священного Писания о вездесущии Божием, мы не должны представлять себе вид Престола Божия и искать место нахождения его. Если здесь на земле в храмах Церкви Христовой одновременно везде приносится бескровная жертва, и во всех этих местах присутствует Сам Христос, то в силу вездесущия Божия и во всей бесконечной Вселенной в высших сферах бытия, на разных уровнях и в различных местах видят Бога и Престол Его одновременно, везде и по-разному. О вездесущии Божием говорит и весь материальный мир – космос, заполненный галактиками всюду, сколько возможно видеть человеку доступными в данный момент средствами наблюдения. За пределами пространства, доступного наблюдению астрономов, мы можем только гадать о наличии и устройстве материальных миров. И всюду приложена рука Божия, что говорит о могуществе, премудрости и вездесущии Его. На это указывает и связывающий все предметы и явления мира закон причинно-следственной связи. И всё это, живущее и существующее, требующее заботу о себе, говорит о беспредельной благости и любви Божией – единственной причине, подвигшей Его творить всё и иметь о всём Свое попечение. Мир для Бога является, как картина для художника, только с той разницей, что Бог проникает Свою «картину» Духом Своим, но без слияния с ней.

«Бог есть любовь» (1 Кор. 4, 8). Это является догматом, раскрывающим одну из высших святых Божеских качеств, понятие, которое непостижимо для разума и берется только верой. Другие качества, такие как всемогущество, всеведение, благость, милосердие и т.д. познаются из данных Священного Писания и через рассмотрение себя и окружающего нас мира, отображающего качества Творца. Хотя лучшим путём познания Бога и Его святых качеств является внутреннее единение с Ним в духе. Но этот путь не все могут вместить, и в некотором отношении он даже опасен: без опытного руководителя он часто приводит к прелести бесовской. Для прохождения этого пути нужно иметь великий страх Божий и предочищенность своего естества постами и постоянной молитвой. Это отображено во множестве мест Священного Писания и в поучениях святых подвижников. Так этому поучает Пророк: «Да молчит всякая плоть пред лицом Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища своего» (Зах. 2, 13).

Но Кто есть Бог? Какое можно найти Ему сравнение в доступном нашему исследованию мире? Нет сравнения твари с Творцом! Есть только отображение Его в твари. Естественно, самым близким таким отображением является тот, кто сотворен по образу Его, - человек. В человека, как и в другие мыслящие и бессмертные существа, Бог вложил все свои святые качества, какими обладает Он Сам.

Основным Божиим качеством является троичность естества Божия. Бог имеет три лица, нераздельно соединенных в едином естестве. Бог Отец Сам как бы не касается тварного мира, но производит действия творения и управления миром посредством Сына (Слова) Своего и Святого Духа. Некогда Э. Кант, не признав троичность Бога, сделал ложный вывод, что Бог трансцендентен миру, т.е. не касается его, будучи разного с ним естества. Но истина открытая воплотившимся Сыном Божиим гласит, что есть Промысел Божий о мире, что мир творился Сыном – Словом Божием при освящающем содействии Святого Духа. Так сказано: «Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1-3).

Сын-Слово предвечно рождён от Отца. Этот термин употребляется, явно сообразуясь с нашей неспособностью вместить непостижимое. Возможно, это лучше бы выразить иными словами, типа: имеет сыновство от Отца, т.к. акта рождения не могло быть. Слово «рождён» означает в данном случае сыновнюю близость к Отцу, даже принадлежность к единому естеству, но не момент рождения.

Духом Святым, который от Отца исходит и действует чрез Сына, Бог рождает жизнь, содержит и совершенствует её, ведя ко всё большему уподоблению Богу. Церковь, основанная Господом Иисусом Христом Сыном Божиим, затем взращивалась и совершенствовалась Духом Святым, начиная с момента сошествия Его на Апостолов. И теперь она продолжает расти и укрепляться посредством Таинств и другими путями благодатного просвещения опять же Духом Святым.

Троичность Бога отображена во многих явлениях тварного мира. Это можно видеть, например, в разложении дневного света на три цвета: красный, жёлтый и голубой. Цвета оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый являются производными от смешения первых трёх. Именно в три основных цвета окрашено всё, существующее в мире.

Трехмерность пространства, трехмерное измерение времени чрез прошлое, настоящее и будущее, также напоминают о высшей троичности. Есть много и других отображений Святой Троицы, но приводить все это здесь нет надобности.

Но лучшим отображением Бога-Троицы является сам человек, сотворенный по образу Божию. Естество его также трехсоставное. Ап. Павел упоминает об этом: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23).

Были некоторые богословы, держащиеся т.н. дихотомии – двухсоставности человеческого естества из тела и души. Кстати, они же были предшественниками креационистов. Противостоял им Свят. Феофан Затворник – сторонник трихотомии. Этого же мнения держался и преп. Серафим Саровский: «Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: «Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» И все сии три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям» (Беседа преп. Серафима Саровского с Мотовиловым о благодати. 1971г. стр. 12).

Из этого объяснения Святого Отца становится видна не только трехсоставность естества человека во образ Святой Троицы, но и метод творения человека: не моментальный, как считают креационисты, через взятие какого-то количества земли и одухотворения её, но в два приёма. Сначала творится живой «гуманоид», во всем схожий с человеком, с телом и душой, но по сути ещё животное, а потом уже следует его одухотворение. Это действие преп. Серафим характеризует как вдуновение «благодати Господа духа Святого, возводящего в богоподобное достоинство». Сколько времени создавался этот «гуманоид», Преподобный не сказал. По креационистскому воззрению он был создан после животных, видимо в обеденный перерыв шестого дня. По православному же учению в связи с признанием заданного Богом пути совершенствования всех тварей доадамовское «животное» создавалось и выращивалось, возможно, столько, сколько открывает современная археология. Но не это главное: Адам благодатью Святого Духа возведен «в богоподобное достоинство». Это вдуновение делает его гораздо ближе, «роднее» Богу, чем иные существа. Эта близость открывала ему возможность общения с Богом.

Ещё одним из основных качеств Божества Святой Троицы является то, что «Бог есть Дух» (Ин. 4, 24). И это есть догмат. Исходя из всего известного о тварном мире, можно опять же заключить, что все сотворенное является в разной степени материальным, но все твари призваны к бесконечному совершенствованию в одухотворенности в подражание Богу-Духу. Если просмотреть «лестницу» восхождения творений Божиих на пути духовного совершенства в уподоблении Ему, то предстаёт такая картина: вначале творится из ничего (еврейский глагол бара) грубая материя, затем также из ничего – биологическая жизнь. Следующей ступенью является сотворение опять же из ничего сознательной бессмертной души. Теперь мы ожидаем перевода на следующую тонко-материальную ступень – более духовную после воскресения из мертвых. Выше стоят ангельские степени со все большей степенью духовности. Нам известны из Священного Писания девять таких степеней Небесной иерархии. Один из иерархов на высшей ступени уже имеет имя Михаил – кто как Бог. Есть ли ещё выше ступени возвышения? Этого с уверенностью сказать пока нельзя, но по одному тексту Писания можно предполагать наличие такого. Пророк Исаия, говоря о царе Вавилонском, пишет, разумея сатану под именем «денница»: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14,12-14). Сонмом богов сатана явно называет выше стоящие ступени, которые в силу их непостижимости даже для него выглядят «богами». Непостижимость здесь отмечена и словами «на краю севера» - в недоступной для знания области.

Уже из этого видно, что путь возвышения в совершенствовании бесконечен, и где он кончается, в настоящий момент никому неизвестно. Некоторые из Отцов говорили о «логосах», пребывающих при Боге, но что они под этим разумели не совсем нам ясно: идеи или сущности – носители этих идей. Таким образом, можно сделать вывод: для нас до конца непостижим не только Бог в Его несказанном величии, но и сотворенный Им мир.

Вспоминается такой, любимый многими атеистами вопрос: почему Бог не сотворил Адама, да и диавола полностью неспособным на грех, на неверность? На этот вопрос можно дать довольно разумный ответ: полностью совершенным, неспособным на грех является только один Бог, и если бы Он творил таких же «неспособных на грех», то было бы многобожие. В том-то и явлены премудрость и всемогущество Творца, что Он вначале творит из ничего несовершенные существа и от «нулевого уровня» ведёт их к уподоблению Себе. С этим спорить всерьез никто не мог, а ведь это смертельный удар по креационизму.

Продолжая размышлять о Боге и Его отображении в мире, человек, естественно, должен восхититься безграничной любовью Божией и удостовериться в истинности догмата: «Бог есть любовь». Единственно только из любви сотворено Им всё видимое и невидимое, и всё Им содержится и существует. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтоб произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, он приводит из несущего в бытие и творит всё без изъятия» (Иоанн Дамаскин. Точн. Излож. Прав. веры, С-Петер., 1894 г.).

Эти слова можно отнести не только к творению нашего материального мира, но и к мирам вышестоящим, сотворенным в неизвестные нам времена. Во времена засилия на Руси враждебных Богу сил часто приходилось слыщать каверзный вопрос: «что Бог делал до творения мира, и почему Он решил сотворить мир именно в такой-то момент?». Лучшим ответом являются приведенные выше слова преп. Иоанна Дамаскина: «Как только… Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого…». Добавить к этому можно то, что Бог по Своему всеведению и будучи вечным созерцал будущий мир в такой же реальности, как и существующий. Этим объяснением можно бы и удовлетвориться, если бы не вторая часть вопроса: что подвигло Бога творить мир именно в такой-то момент? И что удерживало Его от этого раньше? А ведь Он есть Любовь; любовь же без проявления себя не может существовать, иначе она уже не является любовью. Любовь, замкнувшаяся в самой себе, является ущербной или даже греховным самолюбием, что невозможно применить к естеству Божию. Хорошим ответом могут служить и слова, говорящие о новом акте творения.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места… И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали… И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое» (Отк. 20, 11; 21, 1.5).

Описываемый момент есть конец этого мира, всеобщее воскресение и суд Божий. Это - есть новое творение, одинаковое с прежним, и, в то же время, есть продолжение первого. Прежнее небо и прежняя земля, о каких сказано: (В начале Бог сотворил небо и землю), – миновали. Однако озадачивают следующие слова: «Се, творю всё новое». В этих словах видится указание на постоянное творение. Слово «всё» здесь может иметь смысл постоянного, вечного. Но это с уверенностью утверждать нельзя ввиду того, что других подобных мест мы в Писании не находим. К тому же устоялось мнение, что до творения мира ничего не существовало. Однако во всех упоминаемых местах разумеется лишь видимый мир. О времени же происхождения ангельских миров нигде ничего определённо не сказано. Интересную мысль по этому поводу высказывает преп. Максим Исповедник, великий богослов и ревнитель истины, боровшийся в одиночку с монофелитской ересью и победивший. Он пишет: «Будучи от вечности Творцом, Бог, по беспредельной Благости Своей, творит посредством единосущного Сына и Духа, когда хочет. И не спрашивай: «Почему Он сейчас сотворил, будучи всегда благим?» Ибо я говорю тебе, что неисповедимая Премудрость беспредельной Сущности неподвластна человеческому ведению» (Преп. Максим Исповедник. Избран. Творения. М. «Паломник», 2004 г., стр. 186).

Во всем существующем тварном мире видится проявление безграничной любви Божией. Всё сотворено с определённой целью, чаще непонятной нам, но непременно для нашего блага. Это мы видим как в окружающем нас мире, так и в истории человечества, о чем будет говориться в дальнейшем повествовании. На всем лежит великая тайна, завесу которой человек может приподнять только частично. Людям пока неизвестна цель сотворения первого человека, непонятна и цель попущения соблазнить сатане первых людей до их размножения, вследствие чего все поколения стали рождаться духовными уродами: наследственными самолюбами, лукавыми и злыми. Из великой любви Бог даёт спасительное обетование о рождении от Девы Спасителя мира – Самого воплотившегося Сына Божия, «руками» Которого творился Мир. Непонятен и образ принятия Самим Богом плоти, некогда проклятой за грех человека, являющегося самым молодым из всех творений. Тайна воплощения Бога, беспредельного во всех Своих качествах, в самое ограниченное Его творение всегда смущала людей своей непостижимостью и вызывала великие споры, для разрешения которых даже приходилось созывать Вселенские Соборы.

Непостижимая тайна содержится и в грядущем конце мира, прежде всего в явлении нового неба и новой земли, и в непонятной цели попущения воцариться над миром сатане через свое орудие -злейшего человека, антихриста.

На освящение всех этих тайн требуются огромные труды умнейших богопросвещенных людей, каковых теперь, к горькому сожалению, уже не обретается в мире. Теперь время «умников», пожирающих друг друга в печати и особенно через Интернет. Поэтому за неимением мудрых мужей приходится нам немощным в меру наших сил браться за разъяснение и приоткрывать, хотя бы частично, некоторые тайны, знание которых необходимо для спасения душ.


Скопировать ссылку