Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ПУТИ БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА
«Свят. Иоанн Шанхайский, моли Бога о нас. Миллионы чудес творит Бог наш через службы, иконы, святых в МП. И это очевидно! У Вас есть нетленные мощи?! И слава Богу! Но они есть и в МП! Благодатный огонь до сих пор сходит не к РПЦЗ, а к Иерусалимскому патриарху, которого Вы считаете безблагодатным за совместное служение с МП. И после неудачной попытки армян, никто более не оспаривал благодатности иерусалимского патриарха и Церкви его! С уважением». Интернетовская подпись «Иоанн».
Здесь я привел комментарий на статью с нашего сайта «Исповеднический путь Блаженнейшего Митрополита Виталия (Устинова)». Вначале он упоминает своих святых блаж. Матрону М. и воина Евгения, будучи явно сергианином. Надо сказать, все приведенные им доводы далеки от истины, как и все вероучение сергиан. «Миллионы чудес» МП? Действительно, выдуманных, пожалуй, наберется и больше. Однако спрашивается: почему же митр. Гедеон Ставропольский ничего не нашел лучшего, как в 1995 г.произвести канонизацию катакомбного иером. Феодосия (Кашина), основавшего свой приход в г. Минводы, и ни одного раза не зашедшего в храмы МП до своей кончины в 1948 году? Его мощи действительно они обрели, да вот только они в их храме не захотели являть чудеса, а от пустой могилы продолжаются. И есть «мощи» сергиан в МП, но только не чудотворные. Я прошел МП всю и не только миллион, но и одного чуда там не видел. Суть же чудес я знаю, т. к. видел их массу чрез своего наставника Якова Аркатова – ревностного антисергианина. А то, что благодатный огонь в Пасхальную ночь не сходил к Первоиерарху РПЦЗ, то это всего лишь потому, что его в кувуклию не пускали. Тем более теперь не пустят, потому что оставшихся верными Православию от РПЦЗ остались единицы. Ложь и то, что мы считаем патр. Иерусалимского безблагодатным. А относительно благодатности и безблагодатности стоит поговорить особо.
Сейчас стало модным в церковных кругах всех «не наших» называть не имеющими благодати, т. е. не спасающимися. Безблагодатность таинств явление действительное, какое наличествует во всех раскольничьих церковных образованиях, отошедших от единства с Церковью Христовой, или являющих неверность Богу и истине в своем исповедании как в МП. Но спасается, или не спасается какая либо личность судить трудно, т. к. спасает Господь и Ему только это известно. Да и что есть Благодать и что есть спасение?
Благодатью мы называем те энергии Божии, какими Бог Дух Святой рождает жизнь, взращивает ее, очищает и ведет чрез вечное совершенствование к уподоблению Богу. «Духом Святым всяка душа живится», - воспевает святая Церковь. Все содержится Святым Духом. В книге Иова мы читаем:
«Вседержитель не извращает суда. Кто кроме Него промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов.34,13-15).
И псалмопевец Давид говорит подобное:
«Отвращщу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся» (Пс.103,29-30).
Итак, все существующее содержится силою, энергиями, благодатью Святого Духа. Если бы Господь отнял благодать Свою от тварного мира, то все бы исчезло, вернулось в небытие. Даже восставших против Него бесов Он оставляет хотя и в скорбном бытии, но не отнимает свободу возвращения к истинной жизни. Ап. Иуда пишет в своем послании:
«Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.6).
Здесь не говорится, но разумеется, что они имеют возможность покаяться, но не могут в силу своего окаянства, своей гордости. Также допотопный мир Господь не гублял долгое время, ожидая покаяния. Ной 17 лет проповедовал, но не нашел и одного кающегося. Лишь после этого настал день погибели. И в то время, когда Израиль был подготовляем Святым Духом, чрез пророков к принятию должного воплотиться Сына Божия, окружающий языческий мир не уничтожался, но тоже своим путем готовился к тому же, и сдерживался тою же силой от окончательного развращения. Далее мало того, так этот погибший, на взгляд израильтян, мир, перехватил лавру избранности. И кто как определялся тогда к спасению, мы знать не можем. Однако это не говорит о том, что в момент свободного выбора, можно было избрать для спасения языческое зловерие, отторгнув богооткровенное учение. В те времена выбора не было по причине изолированности богоизбранного народа и его учения от всего мира. Поэтому и сейчас мы не можем сказать, что на отдаленном каком-то островке в Полинезии аборигены существуют только для погибели. Спаситель говорит:
«Молитесь за обижающих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,44-46).
О не просвещенных Христовым учением и об рожденных в иноверии и остающихся в нем по причине отстраненности от истинного учения, а не из противления истине ап. Павел говорит:
«Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся … (Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,14-16).
Итак, один Бог знает: кого осудить и кого помиловать. Однако все здесь приведенное не говорит о том, что спасение одинаково получат иноверцы и члены Церкви Христовой. И в Царстве Небесном не все будут иметь одинаковый удел. О праведниках говорит Спаситель:
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13,43).
А ап. Павел делает различие в степени славы их, сравнивая со светилами:
«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор.15,41).
Итак, что есть спасение? Спасением обычно мы называем избавление от погибели, освобождение из рабства сатане. Но это слишком обще и расплывчато. Лучше и вернее понимать в явлении спасения обретение возможности вечно совершенствоваться в уподоблении Богу. В данном случае предстает бесконечная чреда ступеней возвышения, и каждый сподобившийся этого должен занять ступень соответствующую его уровню предочищенности, духовного опыта и совершенства. Соответственно и погибель предстает нашему представлению многоступенчатой. Схематически это можно изобразить сравнительно со шкалой измерения температуры. Даже само благо имеет сходство с ней. Вечный путь совершенствования во благе начинается с момента спасения и не имеет конца возвышения, т. к. Благо не имеет предела, ибо источником его является беспредельный Бог. Это же надо сказать и о тепле, не имеющем предела, чего не скажешь о холоде – истощении и отсутствии тепла, не имеющем источника и потому ограниченном пределом – абсолютным нулем.
Спасение и погибель имеют начальную точку отсчета – линию, за которой в одном направлении начинается путь совершенствования во благе, а в другую сторону – развращение вплоть до предела – полного осатанения. Символом погибели можно считать знак - Т, который указывает то, что путь возвышения перекрыт. В спасении же он открыт, и это можно изобразить только символом креста - +. Так вот, недалеко отстоящие от линии разделения временно мало отличаются друг от друга, но вскоре их различие быстро увеличится по мере их совершенствования одних в добре и других – во зле. Это разные пути с разными степенями совершенства. О действии Благодати Святого духа в данном случае можно сказать, что спасаемым она подается как призывающая, далее очищающая и наконец – освящающая, совершенствующая (в земных условиях до святости, и в небесных – до беспредела). О действии Святого Духа в условиях погибели нельзя сказать, что оно совсем отсутствует, но оно ограничено свободным выбором погибающих, их противлением влиянию благодати, все увеличивающемся под разлагающим, «воспитательным» действием демонов. Поэтому можно сказать: Бог не оставляет своим милосердием свои творения нигде, но тварь добровольно может уходить от Бога, входить в противление Ему, отвергая Его спасительные действия.
Благодать Святаго Духа подавалась, как уже приводилось выше, и язычникам, и Иудеям в ветхозаветные времена, но освящающего ее действия люди сподобились только через спасительный крестный подвиг Христа, через Его победу над царством дьявола. Полноту спасающей благодати получают Его последователи в основанной Им Церкви, чрез таинства, установленные Им. Церковные установления также имеют силу, полученную чрез Его благословение, преподанное Апостолам и передаваемое преемственно через рукоположение епископов. Силу и власть совершать благодатные таинства Господь вначале дал ап. Петру, а потом всем Апостолам.
«И Я говорю тебе: ты – Петр (Камень), … и дам тебе ключи Царства Небесного: и что ты свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).
«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,21-23).
Так посредством дуновения и сопроводительных слов Христос Спаситель дал силу Апостолам и далее - епископам и священникам совершать спасительные таинства. Чрез таинство крещения водой в троекратном погружении, или по необходимости - в случае болезни или без наличия достаточного количества воды, троекратным обливанием с произнесением совершительных слов: Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь. Этот обряд, имеющий таинственное духовное действие, является актом приема человека в Церковь Христову.
Следующим таинством является Миропомазание уже крещеного члена Церкви, установленное взамен апостольского возложения рук. По причине увеличения Церкви и невозможности навестить всех вновь крещеных епископу, было установлено в Восточной Церкви мироварение и освящение Первоиерархом благовонного мира с последующей раздачей по приходам. Чрез таинство Миропомазания члену Церкви сообщается освящающее действие Святаго Духа, или другими словами: открывается вход Благодати Святаго Духа в человека. Это таинственное действие является продолжением сошествия Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы.
Третьим таинством следует считать Исповедь. По причине немощи человеческой каждый впадает в грехи после крещения, очистившего человека от прежних грехов. Епископ или им поставленный священник, получивший преемственно власть отпускать грехи, посредством совершительной молитвы отпускает грехи кающимся. Особенно это очищение необходимо совершать, приступающим к причащению Святых Тайн – Тела и Крови Христовых.
Это причащение является четвертым таинством, чрез которое с верой приступающий к нему человек, посредством вкушения Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, претворенных таинственно по молитве всей Церкви за Литургией особенными таинственными действиями и словами епископа или священника, соединяется со Христом и со всеми верными в единое Тело, Главой которого является Сам Спаситель. Так создается новая Цивилизация взамен прежней – греховного Адама в раздробленности на атомы – личности. Это было установлено Христом в силу необходимости обновить человеческое естество из ветхого в новое. Обновленная таким образом Церковь является мистическим телом Христовым.
Пятым является таинство Священства, в котором передается апостольское преемство, данное Апостолам чрез дуновение Христа Спасителя и слова Его: «Примите Духа Святаго». Чрез возложение рук за литургией двух или трех епископов на новопосвящаемого архиерея сообщается ему сила и власть совершать все таинственное служение Церкви. Епископ чрез это же таинство посвящает священников и дьяконов.
Чрез шестое таинство Елеосвящения, при чтении семью священниками семи молитв, зачал Апостола и Евангелия и помазании елеем, больному сообщается благодать исцеления или выздоровления и отпущение забытых грехов.
В седьмом таинстве Брака рабы Божии получают таинственное благословение и освящение супружеской жизни и деторождения.
Все семь таинств могут быть действительно совершаемыми только в верной Богу Христовой Церкви, не сергианской – предательской, не экуменической, и не в раскольничьей. Епископ или священник должен быть не под анафемой. Не под запретом в священнодействии, не в расколе.
Теперь, когда от верной Богу и Православию Церкви остались единицы, а сергианская экуменическая МП вмещает миллионы членов, хотя имеет все признаки апокалиптической блудницы – жены, сидящей на звере багряном и упоенной кровью святых (Отк.17,6), от членов ее приходится слышать постоянно реплики, подобные приведенному в начале статьи комментарию «Иоанна». Действительно, люди, пришедшие в «церковь» - МП, не знающие историю ее образования, ее Иудинского изначального греха, как могут поверить, что церковь, какую они всегда считали единственной и святой, в какой они искали спасения и считали, что спасаются, вдруг открывается, что она апокалиптическая блудница, в какой нет спасения. Это, естественно, приводит в шок, в растерянность. Начинается поиск оправдания ее и опровержения доводов сказавшего. Основным аргументом их является наличие «чудес» и «прозорливцев» в ней. В рекламировании таких надуманных явлений руководство МП мало уступает ее покровителям большевикам – врагам Христовым, с какими она соединилась еще при своем рождении. Еще раз приходится привести ее основной грех, какой невозможно никому опровергнуть. Все остальные мерзости ее вытекают из него.
Судите сами и ответьте: действительно ли грех Иуды Искариота является самым страшным, за какой еще до совершения его Спаситель называл его сыном погибели? Теперь его поступок сравним с таким же деянием основателя МП митр. Сергия (Страгородского). Иуда Искариот вошел в тайный сговор с врагами Христа и учеников Его. Но кто такие были эти враги? Это были законные архиереи, законной ветхозаветной церкви до их греха богоубийства. Иуда просто вернулся к своим в свою церковь.
А с кем же вошел также в тайный сговор за спиной всего епископата вопреки 34 Апостольскому правилу митр. Сергий? Он вошел в тайное согласие с большевистским ГПУ, с теми, какие в прошлом уже распяли Христа, расстреляли нашего Православного Царя и потопили Церковь и Россию в крови. Через этот сговор за обещанную ему твердую власть, он обязался окончательно погубить и Церковь и Россию. Чрез принуждение подписать его Декларацию, в которой он объявляет единство церкви и Советской власти, проверялся каждый епископ и священник. Если иерарх отказывается быть невраждебным врагам Христовым, то уже выносит себе приговор к смертной казни. Каждый же подписавшийся знал, что он христопродавец, но таких было единицы. И из них-то составилась МП, пополнившаяся после проверенными людьми с большевистскими убеждениями. Так насколько же страшнее грех основателя МП греха Иуды Искариота? Некоторые говорят, что это его грех, и что это было чуть ли не в древние времена. Тогда спросим: а что через тысячу лет католики изменились, не стали папистами? Или через 500 лет протестанты не стали лютеранами и вдруг оказались Церковью Христовой? И сергиане остаются теми же последователями Иуды-2 – предателя Сергия Страгородского. А ведь их постоянно просим предать анафеме Декларацию митр. Сергия и его «гибкую церковную политику» – компромисс с ложью и злом в угоду врагам Христовым, выйти из экуменического движения, создающего церковь антихриста к его приходу. Но вместо покаяния травля нас.
Теперь ответим на вопрос: миллионы молящихся в храмах МП тянут к небу руки и вопиют, прося милости Божией. Что же они все не спасутся? Ведь многие из них чувствуют что-то подобное милости Божией за свои молитвы, и видят там, что все выглядит православным и церковным, разве что кроме алчности и лицемерия духовенства. А ведь и ап. Иоанн Богослов, видя в откровении эту «церковь» - блудницу, упоенную кровью святых «дивился удивлением великим». И как не дивиться, видя церковь, называющую себя Христовой, упоенной кровью святых. Дивимся и мы до сего дня.
Да, в ней многие имеют помилование Христово, ибо сказано таким:
«Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам» (Отк.18,4-6).
Ни к какой темной силе в Апокалипсисе Бог не обращается, приводя грехи ее. Здесь даже видно, что это «церковь» - изменница Жениху. А почему в ней народ Божий? Наверно потому, что иной открыто в те годы не существовало в царстве «зверя», и народ этот оставался до поры в ней и мог чувствовать, тоже до особой поры, милость Божию, пребывая в ней. А вот относительно действенности таинств в ней нужно сказать, что они безблагодатны. Люди получают благодать в ней за свои молитвы и слезы, но не через таинства. Готовится человек к причастию, постится, молится и за это чувствует милость Божию. А подходит к чаше, причащается и чувствует, что и прежнее все утерял. Почему?
Благодать Святаго Духа подается в Церкви по двум каналам: через таинства, имеющие силу чрез установление Христово - Его дуновение и данную власть вязать и решить духовенству, и по второму каналу от Святого Духа, сошедшего на Апостолов в день Пятидесятницы. Этот канал действует помимо таинств, хотя и происходит по слову Спасителя:
«Утешитель же, Дух святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14,26).
«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15, 26).
Таинства совершаются Тем же Духом Святым, но еще как бы добавочно Дух действует и помимо таинств. Мы знаем, к примеру, что Мария Египетская не причащалась сорок с лишним лет, и однако, в молитве даже поднималась на воздух. И многие пустынники вынуждены были по долго не причащаться, а были духоносными. Но это вынужденно. Те же, которые пренебрегают таинствами, не получают благодать и чрез другой канал. Также и пребывающие в сознательной сергианской неверности Богу не могут иметь благодатные дары ни потому, ни по другому каналу. То же надо сказать и о раскольниках, раздирающих хитон Христов, что ни таинства, ни молитвы, всех держащихся раскольного лжеверия, не могут быть благодатными. Заслуживают отчуждения благодати и все рядовые члены сергианской и раскольничьих церквей чрез веру в истинность своих вождей – слуг сатаны.
Однако вполне допустимо, что некоторые личности по незнанию «глубин сатанинских», по искренности своей получают вспомоществующую силу Божию чрез молитву в храмах МП, но это явно подается им для того, чтоб они пришли в разум истины и присоединились к Церкви Христовой. Могут усматриваться Богом и наставники народа, более разумные из его среды, попускаемые для того, чтоб хоть какую-то дать поддержку в вере людям. Ведь полностью оставить без вождя такие массы людей Бог не мог. Народ же всегда жаждущий иметь видимого бога тут же прославлял их как прозорливцев. Я много видел таких. Архим. Наум в 1978 г. даже посылал меня каяться в КГБ в том, что я был противником Советской власти. Знал я и других, прославляемых народом и руководством МП «старцев» и «прозорливцев». Одно надо сказать конкретно: вся масса населения земли не имеет духовных руководителей, и потому является бездуховной и безыдейной. Остается молить Бога, чтоб послал духоносных вождей и благодатных наставников.
И еще надо сказать, если ап. Иоанн «дивился удивлением великим», глядя на апокалиптическую блудницу, то, что же происходит с современными людьми? Они никак не могут вместить то, что таинства МП безблагодатны. Тут встает у них масса вопросов и «несоответствий». Если таинства МП безблагодатны, то, следовательно, все духовенство – ряженые миряне, а миряне и не крещенные, не миропомазаны и не венчаны. Тогда к тем, которые объявляют МП безблагодатной, задают вопрос: почему в таком случае вы принимаете мирян, не перекрещивая, а священников без нового рукоположения? Но надо сказать, что это делают не все несергиане: это особо фарисействующие «осколки» от РосПЦ: балабановцы и орловцы и некоторые старостильники. Они всех перекрещивают, перепомазывают, перевенчивают и перерукополагают, объявляя всех еретиками. Ко всему прочему объявляют ересью крещение без погружения и по этой основной причине крестят вновь. Но насколько это правильно?
О крещении и перекрещивании
Вопрос второго крещения очень серьезный, и часто, явившие ревность не по разуму, впадают в тяжкий грех нарушения канонов и даже догматов. 47-е Апостольское правило гласит об этом:
«Епископ, или пресвитер, аще поистине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников».
Данное правило призывает к рассмотрению истинности или ложности крещения, также и священства. Во времена составления Апостольских правил, все еретики грешили против сущности Святой Троицы или лиц Ее, и их крещение нарушало догмат Троицы, что видим далее в 49 правиле:
«Аще кто, Епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен».
Свят. Василий Великий делает в своем 1-м каноническом правиле при допущении принятия в Церковь без нового крещения, крещеных еретиками, разделяет еретиков на тех, чье крещение можно принимать и чье отвергается полностью. Крещение еретиков, извращающих учение о Боге Святой Троице, которое отражено и в формуле крещения: «во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь», признается Церковью недействительным. В таком случае должно крестить, как некрещеного. О тех же, у которых ересь не о сущности Бога и крещение совершено по правилам, Василий великий предлагает не крестить вновь в целях церковной икономии, чтоб облегчить путь присоединения к Церкви. Он пишет:
«Поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо… Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к Церкви, были помазуемы от верных, и тако приступали к таинствам».
Далее он пишет и о принятии иногда епископов и священников от еретиков без перерукоположения:
«Впрочем, ведаю, яко братий Зоина и Саторнина, бывших в их обществе, мы приняли на кафедру Епископскую: почему соединенных с их обществом уже не можем строгим судом отчуждати от Церкви, постановив принятием Епископов, как бы некое правило общения с ними».
Здесь предельно ясно сказано, что принятие в сущем сане духовенства от еретиков, теперь: сергиан, экуменистов и раскольников не есть признание их благодатности таинств, или их учения, или «как бы некое правило общения с ними», но признается позволительным принимать так, неизвративших суть Христова учения в порядке совершения таинства крещения и священства. Здесь следует понимать суть совершенного правильно еретиками и раскольниками обряда таинства, как изготовление сосуда для благодати Святаго Духа, но не заполненного ей. Окрещенный или рукоположенный в священство человек еретиками правильно по православному обряду, имеющими изначально апостольское преемство, но чрез отступление от Церкви Христовой, лишившимися благодатности таинств, как бы является пустым – безблагодатным сосудом. В случае его присоединения к Церкви он заполняется благодатью в исповеди и таинстве Миропомазания, а священник - чрез исповедь и хиротесию, предназначенную именно для этого. А то, что отошедшие от Церкви еретики и раскольники лишаются благодатности таинств, говорит опять же свят. Василий Великий:
«Хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (Василий Великий, 1 каноническое Правило).
В связи с таким определением ясно, что приходящих от еретиков следует крестить вновь, и если допускать без перекрещивания, то только снисходя к ним ради привлечения других легкостью принятия в Церковь. Но нужно обратить внимание, что строгими сторонниками перекрещивания являются опять же еретики и раскольники. И это вызывается не в видах верности Церкви, а в связи с обливательным крещением «не наших», фактически, для предания себе значимости.
Об обязательности крещения через погружение нужно сказать особо.
До разделения Церкви на православных и католиков все крестились через троекратное погружение, за исключением случаев, вызванных болезнью, или другой необходимостью, но, начиная с ХII века Католическая церковь стала крестить чрез обливание и далее чрез окропление. Потом через униатов постепенно обливательное крещение стало практиковаться на Украине. На Руси это не было введено. Католиков и униатов в связи с их окроплением вместо погружения принимали только через крещение. Но в 1654 году присутствующий на Соборе в Москве патриарх Антиохийский Макарий доказал неправомочность такого подхода, и с ним вынуждены были согласиться наши епископы. После этого последовал царский Указ, «который запрещает крестить (повторно) ляхов и всех франков последователей Папы, потому что они к нам ближе всех исповеданий» (О путешествии в Москву. Архидиакон Павел Алиппский). Далее было установлено при Петре 1 католиков и протестантов принимать без крещения через покаяние и помазание миром в случае отсутствия конфирмации. Эта практика продолжалась до 1971 года, когда Собор РПЦЗ установил католиков принимать через крещение в связи с увеличением числа их ересей. Так вот, в этот трехсотлетний период наша Российская Церковь принимала католиков без крещения, всего лишь через покаяние, что можно прочесть даже в Требнике. Погрешала ли Церковь этим? Если да, то почему она рождала святых, и ни один из наших святых, обличая католиков за отступление, не приводил их грех окропления в крещении. Вот под рукой «Православный противо-католический катихизис», Харьков 1910 г., который приводит все отступления католиков, не упоминая ни слова об их окроплении. Следовательно, способ погружения, обливания и окропления водой не имеет догматической основы, чего не скажешь о троекратности произведения этого, наличия воды (или заменяющего ее материала при крайней необходимости) и произнесения формулы: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь», в случае изменения чего таинство крещения не совершается.
Были редкие случаи протестов обливательному крещению, в частности, от архиеп. Никифора Славенского и Херсонского в 1754 г., потому что в это время на Украине уже вошло в обычай крестить без погружения. Но он не смог указать догматическую основу погружения, а всего лишь исходил из древней практики, судя по названию крещения «погружением».
О допустимости при необходимости обливания пишет свят. Киприан Карфагенский:
«И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают Божественную благодать через окропление или обливание… И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительной водой, то всё же пусть не обольщают их, заставляя креститься по освобождении их от тяготы болезни и выздоровлении. Не могут быть крещены те, которые уже освящены церковным крещением».
Поэтому практика РПЦЗ, которую продолжаем поддерживать и мы, вернувшиеся к названию РосПЦ, состоит в принятии приходящих мирян из МП или расколов через покаяние и миропомазание, а священство – через покаяние и хиротесию. Митр. Филарет (Вознесенский) пишет прот. Виктору Потапову по этому поводу:
«Принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати нет, а советская церковь лишила себя благодати» (Письмо митр. Филарета, от 9 июля 1980 года).
В нашем положении этот принцип будет особенно применим в случае ожидаемого раскола в МП и массового обращения отошедших от нее к верной Христу Церкви.
В РосПЦ в 2006 г. архиереи провели через Собор при моем противостоянии абсурдное решение. Теперь эти епископы ушли в раскол и в ересь: одни в царебожескую - еп. Дамаскин, а другие три архиерея – в борьбу за возвращение социализма и сталинизма. Было постановлено: всех, приходящих из МП и расколов мирян перекрещивать, духовенство же – перекрещивать, перепомазывать миром, перевенчивать, постригать в чтецы, и далее посвящать в диаконы, затем вновь в священники и епископы. Я им говорил, что нам будут указывать указательным пальцем на висок, и никто к нам присоединяться не захочет, но это их, особенно митр. Антония (Орлова), не останавливало вплоть до разрыва отношений. И что удивительно: эти люди хотят всех перекрещивать, из-за обливательного всех крещения, сами же не устрашились уйти в страшную ересь и раскол, после чего от них принимать приходящих действительно нужно через перекрещивание.
О пути истины и Церкви Христовой
Все выше сказанное относится к сборищу отщепенцев и к пути выхода из среды их. Но об истинной Церкви, о которой сказал Христос: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.18,18), пока ничего не сказано. И получается: выйти есть откуда, а куда прийти – не известно. Однако вначале надо указать весь набор «истинных» для выбора и привести затем действительно истинную Церковь.
Какую же правду выбрать человеку, ищущему Истину? Оставаться ли с «правдой» иудинской – гибкой политикой митр. Сергия (Страгородского)? Или бежать за содомитами «митр». Русанцовым и архиеп. Лазарем с его преемником бывшим коммунистом Пасечником? Или может избрать один из отделов авторитетного «серого кардинала» Жукова, устроившего бойкот, созванному митр. Виталием Собору? Выбрать путь предателя Лавра (Шкурлы) теперь невозможно, т. к. он со своей бандой утонул в море апокалиптической блудницы и уже нет его. Остался еще «осколок» от него – «митр». Агафангел (Пашковский), повисший между двумя стульями: Лавровским и Витальевским. Он «и от дедушки ушел, и от бабушки ушел», собрал всех так же «повисших», и говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Отк.3,17).Есть еще новые «Колумбы», открывшие ереси – новую Америку: Балабанов с Диомидом - царебожество, объявив Церковь предательницей Царя и более не существующей, и сотоварищество Орлова, Бабаева и Жюгжды – сталинистов. Бежать в их «церкви»? Но ведь они отрицают Церковь.
Остается еще одна палитра для выбора: это сибирский «Христос-Виссарион», язычник Сиверс, посланец космоса Рафаил Прокопьев, «пророк Богородицы» бесноватый Иван Береславский, Олег Моленко – основатель «церкви Иоанна Богослова» и еще много других малоизвестных «чудотворцев». Здесь не беремся приводить на выбор все иноземные верования и секты, но уже из этого видим: выбор богатый, а к пришествию сатаны антихриста список видимо удвоится. И все они пожинают богатую ниву. А если бы явился сейчас сатана во плоти со своей «правдой», то за ним ринулось бы все человечество. Ведь не зря сказал Спаситель: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите» (Ин.5,43).
И теперь можно уже более наглядно и конкретно предложить каждому на выбор одно из двух: или многолюдное богатое «сборище сатанинское» (Отк.2,9; 3,9) с их «правдочками», или Церковь Христову - малочисленную, гонимую и обездоленную, но к которой относятся слова Спасителя:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5,11-12).
Нашу РосПЦ, возглавляемую мной, поставившую в основу пути верность Богу, Православию, не погрешившую единением с врагами и предателями Христа, отщепенцы причисляют к своим «осколкам». И если бы это было так, то можно бы ставить крест на могилу Русского Православия. Но это не правда. Скажу словами Семеона Столпника: если бы я был еретик (или раскольник), то не был бы Бог со мной. Уже слышится злое: «Кем ты себя ставишь»? – Тем, кем и являюсь. Я ничтожен, но истина, которую я всеми силами стараюсь провести в жизнь святая и единственно спасительная в наши дни. Можете исследовать материал моего сайта и убедиться.
Церковь теперь выглядит в виде островков: РосПЦ, греческих и других старостильников. Остальной мир секуляризовался, отошел от истины, ушел в неверность Православию. Теперь Церковь все быстрее уходит в пустыню и при воцарении антихриста будет скрыта в катакомбах. Там будет совершаться бескровная жертва Тела и Крови Христовых до дня судного. Благо, что еще она пока совершается здесь открыто в этих «островках» спасения. Верующие в существование истинной, верной Богу Церкви, если и не имеют возможности присутствовать на богослужении в храме верных и причащаться, то Господь восполнит это Своей милостью иным путем. Пустынники, Мария Египетская, да и катакомбники тоже, за свою верность Богу сподабливались изобилия благодати. Если Господь усмотрит, то подаст возможность пребывать в Церкви реально и причаститься Святых Тайн от благодатного священства. Сейчас же каждый ищущий спасения в верности Богу, да не соприкасается с сергианами, экуменистами и раскольниками. Чрез эту верность Господь сподобит в дни антихриста одних уйти в катакомбы и дожить до всеобщего воскресения мертвых, не увидев смерти. Других же возьмет по милости своей до явления антихриста, присвоив им победу над его искушениями, произведенную прежде его прихода. Третьих оставит для борьбы с засилием сатанизма, и сподобит увенчаться мученичеством. И в любом из этих случаев проявляется величайшая милость Божия к рабам Его за их испытанную верность. Пострадает от антихриста в то время множество, ведь сатана-дракон после ухода «жены», облеченной в солнце в пустыню – в катакомбы на три с половиной года, идет, «чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Отк.12,17). Так что от антихриста пострадают не только верные члены святой Церкви, но и все «осколочники», если явят несогласие с социализмом последнего «зверя», т. е. не поклонятся ему и не примут его печати. Будут уничтожаемы и даже принявшие его печать, и будет всех косить голодная смерть, не лучшая мученичества. Но смерть одних будет увенчана вечной славой, а других - под вопросом. Да и сейчас бегущие за благополучием живут не много лучше тех, какие готовы пострадать за имя Христово.
Но мы, веря пророчествам, ждем возрождения Православия на малое время. Верим, что Православие в какой-то степени возродится, но не на учении экуменизма, сергианства и раскольничьих «правд», а только на основе эсхатологического исповедничества, т. к. мы уже переживаем последнее время. Эти же времена и искушения их посылаются для разделения верных от неверных, и для окончательного освящения рабов Божиих, ибо сказано членам истинной Церкви нашего времени:
«Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Отк.3,8-10).
Так и хочется прямо написать вместо слова «Иудеи» то, что оно означает: сергиане, экуменисты и раскольники, ставящие себя истинными христианами - иудеями. Именно все они уверяют мир, что только они являются настоящими православными, а их «правда» - учение Христово. И им-то придется прийти и поклониться верным рабам Божиим, исповеднически сохранившим верность Христу и Его Церкви, хотя имеющим мало силы сравнительно с этими сергианами и «осколочниками». Мы здесь видим, что предложен прямой выбор: или идти с имеющим много силы «сборищем сатанинским», или терпеть все с «имеющими мало силы», но сохраняющими слово терпения Христова. А то, что это обращение Божие относится именно к нашим дням, можно видеть по правильному рассмотрению предсказаний о Церкви во 2 и 3 главах Откровения. Это истолковывается в нескольких моих статьях и в книге «Начало и конец». Да изберем удел с верными Богу, хотя и нищими, и бесправными. Церковь Христова теперь уже является как бы в рассеянии, состоящая в большинстве из отдельных личностей, объединенных единой истинной верой, руководимой, через средства связи, оставшимися в верности Православию иерархами. Будем, однако, надеяться на возрождение Православия, и также на то, что Господь выведет из блудницы и из «осколков» и приведет в Церковь, всех чающих Царства Небесного.