Архиепископ Виктор (Пивоваров)
УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ
Зная о том, что человек является составным существом из духа, души и тела, мы приходим к мнению, что и вся его деятельность распадается по основным направлениям, создающимся в связи с потребностями и проявлениями каждой из сторон его естества. Древние философы приходили к мнению, что человек имеет три души: растительную, животную и ангельскую. Человек сотворен трехсоставным во образ Творца - Святой Троицы. Наблюдательный человек может легко увидеть это в жизни мира и человека.
Если обратим внимание на жизнь растительного мира, мы тут же обнаружим, что растения обладают невидимой нам «душой», полученной от Творца, - жизненной способностью, непостижимым для нас даром саморегуляции в росте и обмене веществ, сохранения вида чрез сеяние, рождаемого в них семени. Телесная жизнь человека, с неконтролируемым кровообращением, обменом веществ в пищеварении и дыханием, невольно принуждает признать, что тело имеет свою «душу», независимую от более высоких инстанций – души и духа. Самостоятельность жизни тела легко наблюдается у находящихся в коме, когда человек уже не может мыслить и осознавать действительность, а организм его живет, выполняет свои функции. Относительную независимость проявляет тело с его потребностями так же у людей, пребывающих в зависимости от таких порабощающих страстей, как алкоголь, наркомания, блуд. Но в данном случае тело стремится не только к независимости, но еще к руководящему над душой и духом состоянию, хотя по смотрению Творца его положение должно быть подчиненным у души и вместе с ней у духа. Человека, в случае подчинения его влечениям тела, следует называть не «душевным» или «духовным», а «плотским», или «телесным».
Другое положение занимает в человеке «душа животная», собственно: душа. В составе целостного человека она занимает среднее положение: руководящее по отношению к телу и подчиненное от духа. «Животной» ее называют мыслители правильно, так как она «творилась» из ничего (греческий глагол: «бара»), еще при творении рыб, птиц и пресмыкающихся в четвертый день творения. И если сказано, что «создал (греч. «асса» - создавать из чего-либо) Бог зверей земных по роду их», то это может означать только то, что животные были произведены из пресмыкающихся, с сотворенной из ничего душой в четвертый день, но души их не творились вновь, а перенимались от первых в процессе размножения, продления рода и постепенного видоизменения существ под воздействием творческой силы Святого Духа. О человеке так же сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2,7).
Эти слова о создании человека относятся к его телесной природе, но где говорится о человеке уже одухотворенном, то употребляется глагол «сотворил», т. е. «из ничего», так как это уже особый акт творения существа, обладающего качествами из выше стоящего мира. Свят Феофан, Вышинский Затворник говорит об этом:
«Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерка или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой» (Г.Флоровский. Пути рус. богословия, стр. 400).
Подобное говорит и преп. Серафим Саровский, что Адам был создан Богом из живой «персти земли»: «Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхание жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, то Адам … был бы подобен всем прочим созданиям» («Всемирный светильник преп. Серафим Саровский»).
Следовательно, шестой день творения был посвящен созданию животного мира, и в конце его - одухотворению одного индивида из самого совершенного вида этих животных. Сколько было затрачено Богом тысячелетий, или даже миллионолетий на это, мы не знаем. Но как видим из жизни мира и со слов Писания, Он творил мир постепенно от несовершенного к более совершенному виду, т. е. давая время на созревание предшествующего вида.
Так вот, в человеке есть все, что имеется в растениях, и все, что имеют животные. К способности и деятельности души животной в человеке можно отнести рациональное мышление, все чувства, инстинкт сохранения жизни, размножения и многие еще проявления, которые мы постигнуть не можем, как магнетизм, телепатию. Не приходится сомневаться в данных археологии, что многие тысячелетия до Адамова рода человекоподобные животные могли в пещерах рисовать сцены охоты на мамонтов. Из жизни животных мне довелось наблюдать несколько явлений, удививших меня.
У меня был простой породы пес, какой явно проявлял повышенную любовь ко мне как к кормильцу. Однажды мне потребовалась небольшая кисть, чтоб покрасить рамы. Я их делал сам, но материала не находилось. Я вышел во двор, и обратил внимание на пса, в радости вращающего хвостом. «Ну что крутишь хвостом? – пошутил я, - Вот отрежу его на кисточку». И далее меня потрясло: пес извернулся, достал зубами свой хвост, выдрал клок шерсти и держит в зубах, глядя на меня. Меня это крайне озадачило: или это проделки беса, вошедшего в собаку, или действительно животные телепатически усваивают желания любимых людей.
Другой случай произошел недавно. Я освятил дом и в ожидании хозяина остановился на крыльце. Он в это время выдворял молоденькую кошку: «Иди Машка». Та пошла прочь по двору. Я опять в шутку говорю: «Машка, куда пошла? Вернись, я тебя поглажу». И кошка вдруг возвращается и ложится у моих ног. Я погладил ее. Она встала и продолжила свой путь. Это опять показывает, что животные улавливают желания людей.
Так вот, человек обладает всем, что имеют животные, но эти способности в животных не совсем развиты, а у человека под влиянием высшей инстанции – духа, эти животные способности становятся более совершенными. Однако душевным качествам есть предел возможности в земных условиях. Другие же, более совершенные способности, коренящиеся в духе человека, не имеют уже предела, продолжая совершенствоваться после перехода в инобытие до бесконечности. Однако и в земной жизни, как будет и в небесной, задача духа - совершенствоваться самому и совершенствовать душу и тело. При недостатке своих сил для этого дух должен прибегать к помощи Божией, связываясь с Ним, испрашивая вспомоществующую благодать Святого Духа. Под действием благодати дух становится совершеннее, как душа под действием духа человеческого. Об обладании же духом больших совершенств, чем душа, сказал Спаситель в разговоре с Никодимом:
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Иоан.3,6.8).
Эта третья составляющая инстанция существа человеческого, как видим, в первую очередь является свободной от окружающих обстоятельств, имеет способность связываться с Духом Божиим. Для этого человек должен «родиться свыше», по слову Спасителя, «от воды и Духа». «Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3,5). Это говорит о том, что из царства мира, и тем более из царства дьявола, прийти в Царство Небесное, основанное Христом Сыном Божиим на земле, иным путем невозможно. Для этого было установлено особое таинство Крещения, как акт вхождение в Царство Божие.
Таким образом, человек для того, чтоб оправдать свое призвание – чело, обращенное в вечность для вечного совершенствования, должен, не останавливаясь на уровне растительной и животной жизни, устремляться к духовному образу жизни. Он не должен ставить целью своей жизни только напитать тело и получить удовлетворение запросов животной души, т. е. не требовать только «хлеба и зрелищ», но проявлять заботу о подготовке себя для вечного совершенствования по запросам духа. Сын Божий воплотился в образ человеческий и пришел в мир именно для того, чтоб открыть путь к этому людям и научить этому пути. Он некогда сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтоб свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан.18,37). И мы видим, что в основу Своей проповеди истины Спаситель поставил учение о грядущем Царстве Небесном, для которого и сотворен человек.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,25.32-33).
Спаситель здесь говорит не о том, что нужно отказаться от пищи и одежды, или совсем не заботиться об этом, но чтоб эта забота не являлась целью жизни. Целью же жизни человека всегда должно быть обретение Царства Божия с возможностью вечного совершенствования в Боге. И потому основой проповеди Самого Спасителя, так же Иоанна Предтечи и Апостолов было возвещение о Царстве Небесном.
« В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,1-2).
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мф.1,14-15).
Также и Апостолов Иисус Христос посылал сразу же на проповедь о Царстве Небесном:
«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф.10,5-7).
«Приблизилось Царство Небесное». А где же оно, до этого было? – спросит кто-то. Да, оно было отдалено по причине неверности Богу наших прародителей, вошедших в противление Творцу. До этого, в раю Адам и Ева могли говорить с Богом лицом к лицу, могли видеть Его духовными и, может быть, в каком-то виде плотскими очами. После же падения они утеряли это и «начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4,26). С этого дня началось служение Богу чрез символы: жертвоприношения и словесное обращение к Его имени. Кстати, в основе ереси имябожества лежит подмена сущности Бога Его символом -именем, как в язычестве поклонением статуе – идолу, символизирующему божество. Но какой бы ни был совершенный символ, отображающий сущность, он все же остается всего лишь символом: жертвенное животное, символизирующее Христа распятого, не может быть Христом. Поэтому Спаситель в разговоре с самарянкой приводит такие слова:
«Настает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4,23-24)..
Поклонение в истине мы еще можем вместить, понять, что нужно иметь святую веру без заблуждений, лжи и суеверия, чтоб не подменить в служении Вездесущего, Всемогущего, Вечного Творца, каким-то демиургом, или обеспечителем земных благ, согласно с заблуждениями таких поклонников. А подменить в молитве Творца кумиром или каким-то подобием очень легко, что мы и делаем почти постоянно. Это происходит даже не по причине заблуждений, а просто в силу своей человеческой ограниченности. Ведь не можем же мы при молитвенном обращении к Богу ежесекундно представлять себе истинно Всемогущего, Вездесущего, Вечного Бога, но быстро захватываемся антропоморфным ощущением, ограничивая Беспредельного. Стремиться же надо, призывает Спаситель, к поклонению Богу в истине, т. е. в неискаженном представлении Всесовершенного Бога.
Гораздо трудней нам понять слова Господа о поклонении Богу «в духе». Это отлично понимали наши преподобные Отцы, пустынники и особенно исихасты. Устремляя дух свой в молитве к Всеблагому Вечному Богу, они в подсознании, или вернее - в сверхсознании отрывались от ощущения реальности мира с его суетной обыденностью и как бы ощущали духом Бога, таким, какой Он есть. Они погружались в сверхреальность. Но к этому совершенному образу поклонения Богу приходят не вдруг в кратчайший срок и не на хлопотном и суетном жизненном пути. Для этого человек избирает соответственно путь молитвенного служения Богу, пройдя прежде предварительно многотрудный путь всесторонних искушений и испытаний, всесторонне сохранив во всем верность Христу. Не зря сказано: для того, чтоб стать совершенным монахом, надо быть прежде совершенным мирянином. Но были и другие слова: в злохудожную душу не внидет благодать Христова, т. е. нашего желания может оказаться не достаточно при неимении врожденных надлежащих качеств. Поэтому разумно каждому взять крест свой, подсильный его дарованиям. И то надо учесть, что мы живем в таких неизбежных условиях, когда путь высшего молитвенного делания невозможен. Мирская жизнь теперь превратилась в сплошную суету, а если еще черпать информацию через телевидение, то безумия и оскотинивания уже не избежать. Не избавляет от этого и монашество, потому что при несохраненной прежде верности Богу, истине, еще и при вторжении мира с его безблагодатностью внутрь его, делает это монашество и бесполезным, и не угодным Богу. Монастырей верной Богу Церкви нет, а существующие монастыри сергианской МП не выше советского колхоза. И вот можно представить такую картину: молодой человек загорелся желанием обрести более совершенный и достохвальный путь служения церкви, принимает монашество. Вчера он был и пионером и комсомольцем, черпал знание из телевидения с его большевистской, а теперь Путинской ложью, стал посещать храм Московской патриархии или раскольничьей «церкви», потому как поблизости прихода верной Богу Российской Православной Церкви не обреталось. Покаяния в неверности Христу он принести в советской церкви не мог по незнанию, потому что не представлял, что это такое. Советские священники сами этого не знают и никогда не старались познать это. Узнать истину неоткуда, потому что лиц, знающих ее, остались единицы на всю страну. И принимая монашество, он оставался без покаяния, потому что никто ему не сказал, что участие в строительстве большевистского социализма, вхождение в его общества, является изменой Богу. В таком случае, придя на место поклонения Богу в духе и истине, он никогда не был в истине. Теперь же, может ли кланяться в духе, что происходит только под водительством благодати Святого Духа, с какой он в частности пребывает во вражде, ибо суть сын царства сатаны, лжи и насилия? Дьявол его тут же увлекает к подписке в сотрудничестве с органами госбезопасности, или в содомию, а если возомнит себя подвижником, то - в прелесть бесовскую. Поэтому можно сказать: истинного монашества и тем более подвижничества уже не существует. В советское время сохраняли верность Богу особенно ревностные и богобоязненные в подвиге юродства и тайного молитвенного делания и в сокрытии – в катакомбах. Теперь, кажется, и таких нет. О нашем и последующем времени есть сказание Старцев:
«Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. Что сделали мы? – говорили они. Один из них великий Авва Исхирион отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Затем спросили: «Что сделают те, которые будут после нас? «Они, сказал Авва, будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».
С 1917 года начались апокалиптические времена. Это последний период истории человечества, в который предсказывались скорби и страшные искушения, что есть испытание на предмет верности Богу. В них отмечается три периода: первый период страшных гонений на веру , мученичества множества людей и отступления от верности Богу оставшихся в живых. Во второй отрезок времени предсказана свобода проповеди Евангелия и относительное благополучие. И наконец, последние дни, названные Спасителем «концом», отмечены небывалой скорбью. Спаситель Господь сказал:
«Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира, и не будет» (Мф.24,21).
Естественно в таких условиях подвижничество будет невозможным. Но целью попущения в мир зла является, в первую очередь, не приучение монашескому деланию, но испытание всех людей в верности Богу. А этот подвиг в особо тяжких условиях является наивысшим и победоносным. Но тогда спросим: А как же с поклонением Богу в духе? Признать следует единственно то, что стоящие в верности Богу, верны и Истине, ибо это совмещается: за свою верность Богу они получают помощь Святого Духа и первыми поучаются истине. Далее идет процесс очищения благодатью Святого Духа и всестороннего совершенствования на пути уподобления Богу. Поклонение в духе Творцу и Вседержителю может быть только при содействии Благодати Святого Духа. К тому же в скорби человек охотнее обращает взор к всемилостивому Богу, и именно не словесным прочтением акафистов, а сердечным воздыханием, что является ближе к поклонению в духе. Словесное чтение молитв без участия сердца относится к душевной деятельности, но не к духовной. Поэтому поклонение в духе и истине должно совершаться и на всяком месте, и во все времена, и во всех условиях. И во время царствования антихриста, в окружении лжи и зверского насилия, устремленный к Богу скорбный духовный взор может и без слов оказаться ценнее мирного пребывания в молитве. Так же и те, которые будут уведены Богом в потаенные безопасные места на три с половиной года антихристова времени, будут пребывать, безусловно, в духовных воздыханиях.
Но это все не говорит, что нужно молиться только сердечным духовным воздыханием, оставив словесную молитву умом. Ап. Павел говорит:
«Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор.14,15).
И тело, и душа должны совершенствоваться вместе с духом в этом мире, и должны прославиться или осудиться при всеобщем воскресении мертвых. Также и в будущие века верные Богу будут возрастать вечно всем составом духа, души и тела.
Другое дело обстоит с теми, которые не устояли в истине или даже не искали ее. Они остаются не защищенными от влияния духа обольщения. Не устремляя взор к всемилостивому вечному Богу, они не являются перешагнувшими уровень растительной и животной жизни. Они довольствуются хлебом для тела и зрелищами для души, хотя сотворены для вечного искания Царства Божия. И то надо сказать, что находясь на уровне растительной и животной жизни, находясь в благочестивом благополучии, они могли бы приближаться к совершенству и в какой-то момент быть «одухотворенными», приведенными к познанию Истины, если бы не существовало зла в мире и дьявола с его соблазнами. В надлежащем же положении борьбы добра и зла, их сатана легко уводит в свой лагерь, коли они не возлюбили истины ради своего спасения и не стремились искоренить врожденное самолюбие, заменив его любовью. Поэтому призываемся мы искать Царствие Божие – сверхреальность в Боге.
Невольно приходится прийти к мысли, что человек сотворен из животного, веками выращиваемого к этому, при виде того, как гомосапиенс теперь обратно превращается в животное. В поисках земных наслаждений, или хотя бы, удовлетворения запросов тела и души (животной) люди разучились окончательно мыслить глубоко и логично, не верят уже истине, а охотно складируют в душе нагромождение лжи, какой теперь расчетливо заполнены все средства массовой информации гнилым режимом. Ужас сковывает душу при виде того, что агрессор имеет за свои злодеяния 84% рейтинг в «народе богоносце», каким он некогда звался.