Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ЖЕРТВА БОГУ ДУХ СОКРУШЕН
Помнится, один острослов в шутку высказал такую мысль: «Мы как служим Богу? В Просительной ектении семь прошений «Подай, Господи» и одно последнее – «Тебе Господи»». Но этого уже очень много, если оно соответствует действительности, тем более, если оно произносится в ответ на слова: «И весь живот наш Христу Богу предадим».
Так вот спрашивается, что есть жертва? Это служение Богу. Это существенный знак благодарности Творцу и Спасителю за все Его благодеяния нам. А какую кто принесет Богу жертву, зависит от сердечного расположения и возможностей каждого. В Евангелии приводится случай, когда Христос сидел возле церковной копилки и видел, как приносят денежную жертву. Богатые клали большую сумму, а бедная вдова положила всего лишь две лепты. Но Спаситель назвал ее жертву наибольшей, так как она вложила последнее пропитание свое. Каин и Авель принесли разную по достоинству жертву, но пред Богом предстала ценнейшей, жертва, принесенная Авелем с искренностью, со смирением и любовью. И с той поры приносились Творцу в умилостивление разные жертвы, с намерением угодить Богу своим благоговением пред Ним, со страхом Божиим. Бог не имеет нужды ни в деньгах наших, ни в крови волов и овец, приносимых в жертву Ему, но только в желании: «Сыне, дай твое сердце». Да и в сердечном нашем расположении Сам Бог не имеет нужды. Нужду имеем мы сами, потому что чрез служение Богу мы входим в Его Царство, встаем на вечный путь совершенствования в любви к Нему.
Видов жертв, образов служения благу много, начиная с исполнения заповедей и совершения повседневных молитвенных правил, и кончая подобием жертвы Христовой на кресте. Этот путь Господь Иисус Христос показал кратко словами: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24). Обычно слова: «Возьми крест свой», понимают как жизненный путь. Но, однако, жизненный путь указан словами: «Следуй за Мною», а взятие креста своего означает готовность идти даже на крестную смерть. Почти тот же смысл содержат и слова: «Отвергнись себя». И последовавшие слова Спасителя говорят о том же:
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (там же). Здесь указан Христом смысл земной жизни, цель призвания к бытию. Каждый человек постоянно предстоит перед дилеммой, прямым выбором: или обретение души для вечного блаженного совершенствования, или всегдашняя погоня за временными наслаждениями, какие чаще превращаются в скорби и болезни с предчувствием утери души – смерти ее. Мы, обычно, вспомнив подвиги самоотвержения прославленных святых, делаем глупую оговорку: «Так они же святые». А ведь они потому святые, что сделали добровольно правильный выбор. Фактически человек делает сам себя избранником, и это видя, Всеведущий Бог еще до рождения принимает его такую жертву, наделяя всем нужным для прохождения его пути. Об этом и говорят выше приведенные слова призыва Христа: «отвергнись себя, и возьми крест свой», то есть решись, принести высшую жертву ради обретения предлагаемой блаженной вечности. Далее Спаситель в заключение добавляет: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16,26).
И эту высшую жертву для обретения вечного восхождения указал Христос Спаситель в ответ на слова ап. Петра: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10,28-30).
Спаситель, приведя заповеди блаженства, в конце после слов о терпении в гонениях говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.4,12). О тех же кто сделал выбор земного блага вместо духовного совершенствования в Боге, постоянно повторяются слова о геенне огненной, о вечных мучениях, о непрестанном скрежете зубов.
О благах же, следующих при выборе любви к Богу, с отвержением земного себялюбия говорит ап. Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проникает, и глубины Божии» (1 Кор.2,9-10).
Однако все это обещано за все виды нашей жертвы во все времена с дней Адама до наших последних времен. Были пророки и подвижники в ветхозаветное время, жертвовавшие всем ради служения Богу. О них пишет ап. Павел. Они «испытали поругание и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11,36-38).
Далее Апостол говорит, что все они не увидели обещанного Царства Небесного на земле, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».
А что сказано о приносящих обильно жертву сатане? «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Иоан.8,44). И вот на протяжении всей истории человечества этот монстр только и знал, чтоб творить зло, порабощать людей, чтоб увлечь их в геенну огненную. И служил мир всегда в большинстве своем ему, увлекаемый его обольщением. Против Спасителя Христа Бога нашего он войну ведет со дня рождения Его, и до сего дня, потому что Он Основатель и Глава Царства Божия на земле. Сатана же до дня его низвержения с небес святыми Ангельскими силами не имел своего царства на земле. Он только боролся за свое воцарение.
Христос принес высшую жертву Благу и Истине. Это была победа над миром зла и лжи. Но сатана, смотрением Божиим, еще не был лишен свободы продолжать свои происки за счет приносящих ему жертву безумных людей. И творил зло, особенно основанной Христом Церкви.
И вот пришел момент, когда он, будучи низвергнутым с неба в образе «большого красного дракона», получил возможность основать свое царство в виде «багряного зверя» под главенством семи «голов-царей» в октябре 1917 года. И тогда дьявол явил себя в полной красе через служителей его красного режима. Тогда его слуги стали приносить ему миллионные кровавые жертвы. Русь покрылась тюремными лагерями, опуталась колючей проволокой. Какие там производились зверства и пытки краснодраконовцами, человечество в полноте описать уже не может. Если мы ужасаемся, при слушании Евангелий в Страстную седмицу о распятии Господа нашего звероподобными служителями дьявола, то в ХХ веке можно было видеть миллионы убиенных верных рабов Божиих этими зверями. Теперь в некоторых местах открываются братские могилы, наполненные трупами и костями зверски убиенных. Жертва дьяволу принесена была обильнейшая. В послевоенное время приходилось часто слышать: «За что Бог попустил такую скорбь, ведь было много убито и детей?». Наш ответ был: «За ваше служение дьяволу». Все ли осознанно служили ему? Похоже, сознательно почти все признавали только режим красного дракона за человеческий. И так как лживо всегда приводят чада Московской патриархии слова ап. Павла, «всякая власть от Бога», в адрес большевистского режима, то имеют свою мзду вместе с их вождями. Признавать сатану и его режим своей родиной, значит, ничего не иметь в Царстве Божием. Это-то и является причиной всех бед и будущей погибели человечества. Первое воцарение дьявола в лице семи голов багряного зверя многие еще помнят. Многие сохранились, которые знают о жертве сатане, как очевидцы. После же семи голов - вождей партии большевиков «зверь был, и нет его». Ждем теперь, когда воцарится восьмой – «зверь, выходящий из бездны» и уже над всем миром. Тогда Церковь Христова бежит в горы, скроется в пустыне, а сатана поспешит за три с половиной года принести себе в жертву все человечество. Миллионы людей будут валяться гниющими трупами на улицах. А кто виновен в его воцарении? Наверное те, которые кричат «Крым наш» и подымают рейтинг агрессора. Мы видели его начало, и конец видим по точным предсказаниям. И расплата ему и его поклонникам тоже предсказана: «Будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и перед Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.15,10-11).
И это все готовится уже в наши дни. В советское время пили, ели, веселились, говорили: пей, один раз живешь. Они рукоплескали расстрелам, бегали с красными тряпками по площадям, не чувствуя себя виновными, эти ленинцы и сталинцы, но пришел июнь 1941 года –день расплаты и получили ее почти все. И не помогло им поклонение дьяволу.
Но это было как бы предупреждение всем. И хотя обещается время некоей свободы для широкой проповеди перед страшной катастрофой, но много ли таких, кто одумается? Что-то такое непредвидится.
А что же сказать еще о всех жертвующих всем Богу, высшему Благу, ради победы над сатаной, царством лжи и насилия? Примером для подражания нам, последним еще живым чадам Царства Небесного является Сам Христос, пожертвовавший всем. Он взошел на крест и пролил Кровь Свою, чтоб омыть ею всех жаждущих спасения. За Ним вскоре последовали Его примеру Ученики Его – Апостолы, а далее шли тысячи мучеников, добровольно ищущих возможности принести себя в жертву возлюбившему нас Господу. Церковь вынуждена была запретить добровольное мученичество, чтоб остановить отток самых здоровых сил. И это была их победа над силами зла. Но зло в мире промыслительно было оставлено Богом, росло и, наконец, заполонило землю, готовясь к последней битве с Богом. И как же с ним бороться, оставшимся чадам Царства Божия, считай, в числе единиц? Им теперь особенно требуется быть готовыми принести себя в жертву Любви и Истине, если не усмотрит Господь взять их в «пустыню», чтоб сохранить как образец прежнего мира. Всем же им и пострадавшим и оставленным в живых, обещается наивысшая награда, показанная образно в Апокалипсисе в последних главах (21, 22), в виде Нового Иерусалима сходящего с неба. Тогда во всей Вселенной Всех уровней бытия будет торжество полной победы над злом и ложью, и будет явление «нового неба и новой земли». Да сподобит нас Бог увидеть это.