Архиепископ Виктор (Пивоваров)

ДА НЕ ВПАДЕМ В ПРЕЛЕСТЬ

В данном случае встала необходимость обратить внимание ищущих путь спасения на основные ловушки дьявола для улавливания неопытных в прелесть бесовскую или в уклонение на путь ложного благочестия. Прием этот состоит в том, что человек, введенный в заблуждение, мнит себя подвижником или исповедником, при содействии дьявола впадает в гордостное состояние, не видя того, что его деяние не является спасительным, но или погибельным, или просто пустым. Для обольщения неопытных, чаще с врожденной склонностью к тщеславию, лукавый являет «откровения» в сновидениях или в яви посещением в образе святых или даже Богородицы. Очень поучительное описание такого явления приводим кратко случай с монахом Кунавом из книги «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого Афонского», 1912 г.». (Стр.364-366).

Здесь приведен рассказ о некоем монахе Кунаве, который позавидовал славящемуся подвижнику-чудотворцу Андрею из скита Евагрия на Афоне, исцеляющему людей молитвой от всех недугов, и прославляемому заслуженно людьми. Он сказал в душе своей, что превзойдет подвигами Андрея, чтоб получить дар исцеления. И начал вести подвижническую жизнь в посте и усиленном бдении. И действительно вскоре стал труд его известен другим. Он же по тщеславию своему молил себе более всего дар исцеления. Уже дошло до того, что он стал просить словами: «лиши меня спасения, но дай дар исцеления». И вот явился к нему однажды бес в образе Андрея с поздравлением в том, что Кунав превзошел подвигами его и всех Афонских монахов. И тот опять не усомнился в правдивости слов. Тогда «ангел» возвестил, что его намерена навестить «царица небесная», чтоб дать ему дар исцеления. И тут Кунав не усомнился, поверил, вместо того, чтоб молить: «Господи, прости меня и избавь от надлежащего обольщения». Тут является другой «ангел» и провозглашает: «Встречайте, грядет царица. Вы выходите на встречу, а я приготовлю ей трон». Кунав вышел и встретил ее. Зашли. Она говорит; «О Кунав. Ты превзошел всех подвигами, и потому садись на трон ты, а я сяду ниже тебя. Теперь тебе следует явиться сыну моему, и он даст тебе дар исцелений». Тут же явились другие «ангелы», подхватили его, подняли в поднебесье и низвергли на землю.

В это время один монах скита стоял в полуночи на открытом месте и увидел его падение. Он обратился к стоящему вблизи Ангелу в образе монаха: «Что это упало с неба?». И тот ответил: «Это ваш подвижник Кунав, вознесенный бесами до небес и низвергнутый оттуда. Это дано тебе увидеть, чтоб ты знал. Твоя молитва тоже не совсем чистая и без благословения». Привожу это по памяти и сокращенно за неимением времени и надобности в полном изложении.

Вспомнились также слова преподавателя семинарии иг. Марка Лозинского, скончавшегося непонятной смертью в конце семидесятых годов. Он говорил, что если увидите в храме чрезмерно бьющую поклоны и пожелаете узнать, кому она так усердно кланяется, подойдите и укажите, допустим, такую реплику, что за воскресной службой надо меньше делать земных поклонов. Если она действительно благочестивая раба Божия, то смиренно поблагодарит, но если она раба другого, то подымет очи свои и с гневом речет: «Что?! Кто ты такой? Я Богородицу видела, а ты меня учить вздумал». Все тут ясно.

Поэтому опытные отцы в таких случаях советуют усомниться в своих достоинствах и молить Бога, да избавит от искушения.

И еще: если сон или видение от Бога, то имеет целью вразумить в истине, избавить от погибельного заблуждения, привести к покаянию в грехах. Но если это наваждение от дьявола, то сон непременно будет иметь элементы возбуждения похоти, пробуждения и укрепления тщеславия и самовозвышения. Также злой дух старается внедрить в душу человека основной свой догмат - враждебность ко всем, как у него к Богу, святым Ангелам и к людям Божиим. Бесы чрез сны показывают верящим им его противников, что они враги искушаемому ими. Это же делают и земные их слуги – волшебники и гадалки. Они стараются обратившемуся к ним показать, кто ему враг или виновник его бед. Иногда ради прославления себя называют того, кого действительно могут сделать таким.

И еще есть массовое губительное заблуждение нашего времени, делающее особенно ревностных «борцами» за спасение Руси. Многие считают это в возвращении на Руси монархии - царя. Казалось бы это святое дело. Но какого царя им хочется иметь? Им нужен царь обеспечитель жизненных благ, устроитель счастливой жизни, покоритель всех врагов, но не защитник истинной Церкви и Православия. Здесь они уподобляются иудеям, не принявшим Христа из-за того, что Он не обещает обогатить их и сделать властителями народов; или еретикам –хилиастам, которые ждут явления Христа на тысячу лет с той же целью. Спаситель же говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Им это не нужно. И как можно привести народ к миру и единомыслию в обход Христовой исповеднической веры и Его закона любви? - они не знают. Измышляют все новые формы государственного устройства и докопались, что приняли большевистский режим, погубивший Русь, а теперь готовящий погибель человечеству. К тому же, если мы считаем царя выше священства и даже Христа, то уже дважды еретики. Спаситель всю силу и власть вручил Церкви, а не царю.

Тот же еретический уклон и в страхе перед ИНН, штрих-кодами, биометрическими паспортами и электронными картами. Это греховный страх – страх тюрьмы, мученичества и голода, а не впадения в неверность Богу и в погибель. Первые христиане искали мученичества, потому Церкви приходилось запрещать такую добровольность, чтоб не лишаться лучших чад ее. Страх перед начертанием – печатью из-за непонимания смысла ее возвращает прямой дорогой в язычество и оккультизм. Такому человеку не страшно поддерживать и служить избраннику красного дракона врагу Божию, идя за ним в огонь вечный, а вот какой-то знак, предмет обязательно, по их вере, погубит их. Верному рабу Божию не страшен ни огонь, ни вода, не смерть и ни тюрьма. Он свободен, как и Господь Иисус Христос. Нет ничего страшнее, чем оправдывать большевизм и вождей его: Ленина, Сталина и Путина. Да сохранит нас Господь в верности Ему.

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)

Скопировать ссылку