Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ЧЕМУ НАУЧАЕТ НАС ГОСПОДЬ СВОИМ ПРЕОБРАЖЕНИЕМ?
Прежнюю статью свою «Мысли на Преображение Христово» я посвятил размышлению о Божественной силе и славе Божией. Но теперь рассудилось мне поговорить о сущности мироздания, приоткрываемой явлением преобразившегося Господа.
Как доводит нам Священное Писание, в дни Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос однажды, взяв троих своих любимых учеников: Петра, Иоанна и Иакова, взошел с ними на гору Фавор помолиться и во время молитвы преобразился пред ними:
«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук.9,29-30).
Итак, пред нами предстает второе Лицо Святой Троицы, воплотившееся в естество человеческое, и теперь преобразившееся во славе силою Божества. Слышан был глас с неба первого Лица - Бога Отца. С Христом предстали во славе небожители из рода человеческого: первейший из пророков Моисей, который говорил с Богом «лицом к лицу», и Илия, взятый на небо с телом. Присутствуют тут же и представители простых земнородных – ученики Христовы, еще не освященные Святым Духом. Не были тут явлены только представители Ангельского мира, видимо по той причине, что действо явления Преображения относилось сугубо к земным событиям – предстоящим страстям Христовым. И целью явления преображения было показать Апостолам Царство Божие в силе и то, что ожидает верных Богу людей в будущем инобытии. Здесь в явлении Преображения отчетливо видны ступени духовного восхождения человека. Не очищенные сошествием Святого Духа ученики Христовы это явление вначале восприняли с великой радостью, до степени утери здравого смысла, какая сопровождала явление Христа во славе. Ап. Петр стал предлагать устроение трех шалашей: для Христа, для пророка Моисея и для пророка Илии, не вполне осознавая нелепости этого. В то же время видим, что великие пророки, ранее соприкоснувшиеся с инобытием, спокойно беседуют с явившимся во славе Христом. Для них явно явление в силе «Сына человеческого» не является непостижимо чудесным, каким оно явилось Апостолам. Однако надо и то заметить: Апостолы при виде Учителя в славе не напугались, а лишь несказанно обрадовались, а когда их объяло облако славы Божией и слышен был голос Бога Отца из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (МФ.17,5-6).
То, что явился преобразившийся Христос в блистающих одеждах, учеников не напугало, потому что это не было проявлением всемогущего Божества, но явлением человеческого естества в славе от Бога. Такое частичное преображение бывало и со святыми, к примеру с тем же Моисеем после его разговора с Богом на Синае, или иногда бывало с преп. Серафимом Саровским, когда он был под Благодатью Святого Духа. А вот явление глас Самого Бога Отца из облака славы, уже выходило за рамки тварного бытия, было явлением грозной силы непостижимого Бога, что привело учеников в ужас. Так о явлении на престоле Бога Отца в последний день мира сказано:
«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр.20,11).
Так и ученики Христовы, услышав голос Бога отца и увидев облако, как бы покров Его славы, пали от ужаса.
«Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не видели, кроме одного Иисуса» (Мф.17,7-8).
Господь наш Иисус Христос Своим Преображением показал ученикам, что ожидает их и других верных последователей после их воскресения, при переходе на следующую ступень бытия. Спаситель говорил Иудеям: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22,30).
И еще Он говорил Ученикам о жизни будущего века:
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца их» (Мф.13,43).
Похожими словами более подробно об этом говорит ап. Павел:
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны; и звезда от звезды разнятся в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1 Кор.15,22-23.35.40-44.53).
И еще он добавляет, подчеркивая непостижимость благ следующей ступени совершенствования тварей:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2,9).
В Преображении Христовом видится образ будущего бытия праведников по воскресении из мертвых, и насколько же он отличен в своем превосходстве над настоящей грубой материальностью. Господь наш Иисус Христос именно для укрепления нашей надежды на блаженное будущее явился во славе грядущего бытия пред Апостолами. Об этом предстоящем времени говорится после слов о нашем состоянии, которое бежало от лица Божия «и не нашлось им места»:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21,1).
О новом небе и новой земле, отличающихся от прежних, говорит и ап Петр:
«Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр.3,1).
И это обетование и так же Преображение дано для укрепления нашей надежды на спасение, на грядущее начало вечного блаженного совершенствования в уподоблении Богу без зла и борьбы с ним. Основой проповеди Христовой, Иоанна Предтечи и Апостолов является именно возвещение о приближении Царства Небесного. Спаситель много учил об этом, показывал в притчах.
Но это все относится к явлению «новой земли». А при чем тут говорится о новом небе, на котором так же обитать должна правда, т.е. должно быть покончено со злом и борьбой против него? Следовательно, небеса – все девять ступеней Ангельского мира, ведущих войну с дьяволом и его царством, так же, как и «земля», должны праздновать победу над злом. И если земляне должны быть в честь победы переведены на следующую ступень бытия, показанной частично в Преображении Христовом, какая названа «восьмым» днем творения, то и все ступени Ангельского мира в этот светлый день должны подвергнуться такому же. Каждая ступень должна быть переведена творческой силой Божией на «новое небо» - следующую ступень совершенствования, т. е. испытать очередной для них день творения. И если человеку в будущих веках должно быть переведенным на следующую уже ангельскую ступень, то это уже будет девятый день творения, а далее должны следовать десятый архангельский и так далее. Таким образом, как человек жил надеждой на спасение и говорил: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», так и Ангелы живут такой же надеждой на перевод Богом на более совершенную ступень. Так каждая сотворенная Богом сущность совершенствуется до предела совершенства на данной ступени, а потом происходит новый день творения. Бог делает это существо более совершенным с добавлением новых способностей. Одновременно творится и среда обитания для него с несказанно лучшими условиями и благами. Некоторые богословы ошибочно утверждали, что после всеобщего воскресения из мертвых из трех качеств: веры, надежды и любви останется одна любовь, а вера и надежда упразднятся. Вера будто бы перейдет в знание, а надежда на спасение получит исполнение. В действительности же все существа живут верой, т. к. Бог, да и Его мир не постижимы полностью и полному знанию не подлежат. Даже по слову ап. Якова, и бесы веруют и трепещут. Также и надежда не может упраздниться, иначе существование в любом блаженстве на любом уровне совершенствования без чаяния «будущего века» будет казаться серой обыденностью. Поэтому установлены Богом ступени восхождения, на какие существа надеются быть переведенными Богом, и на каких суть счастье неописуемое. Для укрепления такой надежды было явлено Христом Преображение. Нельзя исключить и то, что Бог в наступившей блаженной будущности, так же, как и Ангелам, явит, какое-то укрепляющее надежду на предстоящий переход на непостижимую новую ступень, чудесное знамение.
Естественно возникает вопрос: «Сколько же длится каждый день творения? В Библии сказано:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих, которые Он делал» (Быт.2,2).
Большинство богословов сходятся на мысли, что этот седьмой день продолжается до сего дня, что будет восьмой день творения, когда явлены будут «новое небо и новая земля». Принято считать, что седьмой «день» длится уже семь с половиной тысяч лет. Этот срок можно считать мизерным сравнительно с другими предшествовавшими днями творения: образованем материи на атомарном уровне, названной словом «свет»; вступлению в силу «тверди» - всемирного тяготения, разделяющего и формирующего отдельные звездные миры; так же миллионы или даже миллиарды лет ушло на формирование нашей Земли в жизнеспособную планету. Не малый срок ушел на сотворение жизни на земле и на перевод ее из хладнокровных существ в теплокровные. Так же сомнительно, что у Ангелов соответственно происходит такой быстрый переход на «новое небо». И если бы не падение первых людей и вступление человека в войну против зла, то, возможно, совершенствование человека длилось бы гораздо дольше. Господь попущением зла и борьбы с ним как бы ускорил формирование человека.
И еще нужно отметить: человек отличен от Ангелов своей материальностью. Первой ступенью тварного бытия является грубая материальность. Далее идут миры тонкоматериальные на полевом или ином каком-то уровне. Поэтому нужно говорить о сотворении человека совместно с подготовительным процессом предшествующих «дней» творения, который исчисляется миллиардами лет. Ведь материальный мир является единым и сотворен, в частности, земной и даже солнечная система, именно, для человека. Следовательно, будущий день может длиться не семь с половиной тысяч лет, а миллиарды лет, прежде чем Бог «перетворит» в Ангельское естество, добавив новые качества. Дионисий Ареопагит, говоря об Ангельских степенях, приводит:
«Я думаю, что во всякой степени священноначалия, чины высшие имеют свет и силы чинов низших, а последние не имеют того, что принадлежит высшим» (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии).
Следовательно, если мы знаем, что и Ангелы сотворены Богом, и что Бог творит сущности из ничего – от нуля для вечного совершенствования, то из этих уже слов видно, что Дионисий согласен с тем, что каждая возвышающаяся ступень получает что-то новое в добавление к прежним качествам полученным при творении. Вот это-то новое мы надеемся по милости Божией получить в день всеобщего воскресения, и оно явлено в Преображении Христовом, показывающем суть Воскресения, о каком сказано: сначала «Христос, потом Христовы».