О КРЕАЦИОНИЗМЕ И ДАРВИНИЗМЕ
В переполненной чаше лжи всего мира значительное место занимают вынесенные в заголовок явления. Послушаешь бесовские измышления дарвинистов о том, что материя, биологическая жизнь со всем разнообразием и всей непостижимой сложностью, зародились сами, подобно тому, что и Останкинская башня выросла сама, - и больше слушать не захочется. Равным образом, прослушав и креационистские трактовки Библии о сотворении Богом мира «в спешке», именно в шесть наших суток, ровно семь с половиной тысяч лет назад, - невольно указательный палец тянется к виску. Да простит меня Бог за вольную трактовку измышлений безумцев на священные темы. По их трактовке Бог – Любовь, которая не может быть любовью без проявления себя, не являл Своей любви вечно, а потом вдруг решил в «великой спешке» (по их представлениям, похоже, чтоб как бы «блеснуть» Своим всемогуществом) моментально, за 6 суток, сотворить весь мир во всей его непостижимой сложности. К тому же они утверждают, что бесконечная Вселенная, заполненная материальными мирами, сотворена безжизненной при всей ее безграничности только для одной «пылинки» - человечества. Послушав подобные трактовки, большинство мыслящих людей, воспитанных, к тому же, сатанистами в неверии, больше не хотят слушать ничего о вере, о библейских сказаниях.
Я высказал в своих статьях сомнение, что Бог не стал бы творить такую «кучу безжизненного мусора» ради ублажения взора нескольких человек. Ведь современные астрономы насчитывают сотни миллиардов галактик по сотне с лишним миллиардов звезд, да такое же примерно количество спутников – планет подле них. И меня тут же объявили «еретиком», «верящим в инопланетян». Не безумие ли? И не врожденная ли ненависть к истине? Ведь если наш материальный мир – ближний космос и планета творились только ради взращивания человека – бессмертного, в будущем духовного существа, то, спрашивается, для какой же цели творились удаленные на миллионы и миллиарды световых лет галактики? Если для славы Божией, то почему же человек не может их увидеть без мощных радиотелескопов ? Остается единственный смысл творения материальных миров - только для взращивания будущих духовных сущностей, наделенных образом и подобием Божиим. Следовательно, простейшая логика понуждает признать наполненность жизнью космоса. Уже в этом креационисты видимым образом безумствуют.
О моментальности творения беспредельного мира в течение шести суток, ровно несколько тысяч (а не миллиардов или миллионов) лет назад, говорили прежде наши святые отцы в IV-V вв., сообразуясь с буквальным истолкованием мест Священного Писания, которые нельзя понимать в прямом смысле. Это касается начала и конечных судеб мира. И вообще учение о мироздании в то время не было достаточно ясно и исчерпывающе изъяснено. Геоцентризм - вращение всей бесконечной вселенной вокрук земли - гео, сегодня звучит просто безумием. И если в свое время святые верили в это, то также могли ошибаться и в другом, что я указал о дне творений и тверди. Ведь теперь все согласны с Коперником, что все миры вращаются не вокруг земли, как понимали прежде, а согласно с гелиоцентрическим воззрением все верят, что земля вращается вокруг солнца, а солнце в общем хороводе звезд – вокруг центра галактики. Также с этим заблуждением связано воззрение на «твердь» второго дня творения. Чтобы согласовать сказание книги Бытия о тверди с птоломеевским учением о вращении звезд и солнца вокруг земли приходилось измышлять такой куколь, такую вращающуюся сферу, названную «твердью», на которой закреплены звезды, а другую – с вращающейся луной, и третью – с солнцем. Но если задаться вопросом, на чем держатся эти сферы, то придется уже назвать «твердью, не их, а ту силу, какой они держатся. Не лучше ли называть «твердью» всемирное тяготение – гравитацию, которая в союзе с вращением сдерживает миры от хаоса.
Также и дни творения нужно понимать не в буквальном смысле, как земные сутки, но как продолжительные периоды. С развитием астрономии, геологии и археологии исследователи библейских сказаний стали почти все приходить к этому мнению. Так пишет архиеп. Нафанаил (Львов), известный богослов архиерей РПЦЗ: «По словам самого пророка Моисея, и св. ап. Петра и величайшего толкователя Священного Писания свят. Василия Великого, эпоху дней миротворения мы можем, и даже может быть должны представлять себе, как длительные, даже очень длительные периоды». Подобное пишет и А. П. Лопухин в «Библейской Истории» (Изд. 1887 г.): «Только с известного момента началась творчески-образовательная деятельность Творца, и она совершалась в шесть последовательных периодов времени, называемых днями творения». Далее в Приложении к этой книге пишется: «Многие основания заставляют предполагать, что такое именно значение, значение именно неопределенного, более или менее продолжительного периода времени и имеет употребленное Моисеем слово «Йом», т.е. день.
1. Всем известно, что по-еврейски слово йом может означать и действительно означает во многих местах Священного Писания неопределенный период времени (Быт.2,4.17; Лев.7,35.36; Втор.9,24; 31,17.18; 32,7.11; Пс.11,7; Ис.34,8 и др.).
2. По-еврейски слово период нельзя выразить иначе, как чрез слово йом, т.к в этом языке не существует другого слова для выражения этого понятия». Далее еще следуют 4 обоснования данного положения.
Поэтому основной «догмат» креационизма о шестисуточном творении мира нужно считать не иначе, как новым измышлением. Оно стало насаждаться в протестантской среде в борьбе против дарвинизма и приняло противоположную крайность. В православие же это принес бывший протестант Серафим Роуз. Приняв православное учение, он с легкостью перенял учение отцов Антиохийской школы, держащихся буквального истолкования Свящ. Писания, вполне созвучного с его протестантскими понятиями. Оттуда им были вынесены и другие креационистские «догматы».
Также невозможно согласиться с Серафимом Роузом и с его последователями братьями Алферовыми свящ. Тимофеем и еп. Дионисием, недавно отколовшимися от раскольников лазаритов, что видимый мир сотворен ровно семь с половиной тысяч лет назад, а не творился миллиарды лет, как определяют астрономы и геологи. Упертость их можно бы назвать похвальной, если бы она была в истине. Для них не доказательство, что свет от далеких галактик несется к нам со скоростью около 300000 км. в секунду и достигает через миллиарды лет. Они в таком случае выдумывают «новооткрытие», что семь тысяч лет назад свет бежал со скоростью в десять тысяч раз быстрее. В эту ахинею поверить можно, а в то, что Богу спешить не было надобности, нельзя.
То же, примерно, говорят и геологи - о накопленных за миллионы лет геологических пластах. Но если они не хотят поверить геологам, то они могут убедиться сами. Горные породы у оснований гор имеют почти вертикальное положение пластов, образовавшихся за счет отложений. Поставлены они в такое положение не иначе как в момент горообразования. А разве история человечества имеет указания на такие катастрофы, какие должны бы сопровождать образование Памира, Кавказа и т.д.? Ведь все бы непременно погибло на земле, а такого со времен Адама не было.
О предположительном существовании иной материальной жизни во Вселенной уже говорилось в начале статьи. С этим, до появления креационизма, никто не спорил. В 1901 году была издана книга «Начало и конец нашего земного мира», о которой св. Иоанн Кронштадтский с похвалой отзывался в своем дневнике. В ней неоднократно приводится мысль о наличии, даже закономерном, иных планет с биологической жизнью. И никто не обвинял в ереси за такие слова: «В устроении вселенной третий день творения Божия имеет особое значение, ибо с этого дня начинается растительность на земле и на подобных ей планетах» (стр. 9). И далее автор приводимой книги сравнивает считающих себя единственными обитателями Вселенной и их заблуждения с иудеями, признающих только себя людьми: «Зачем подражать узкому разумению Израиля в предпочтении нашей земли всем прочим обитателям безбрежного небесного океана? Известно, что падение рода человеческого имеет связь с падением высших духов. Зараза падения могла бы объять весь мир, если бы обитатели видимого мира не были разобщены между собой».
Конечно, доказательств существования иных обитаемых миров почти нет, т.к. расстояния и воля Божия не позволяют ни нам добраться до них, ни им до нас. Так назваемые НЛО с их обитателями явно являются бесами, духовными злыми существами, обольщающими землян. Возможно, они с самых нижних слоев бывшего ангельского мира, с каких пали, и потому ближе по естеству с человечеством. Они обычно выдают себя за инопланетян. Но могут ли быть ими? Для того, чтобы насельникам ближайших планет нашей галактики добраться до нас, надо быть уже бессмертным и обладающим техникой, способной передвигаться со световой скоростью. А это немыслимо. С другой стороны, бесы, как и Ангелы по отношению к нам являются инопланетянами, если признать вечный путь совершенствования бессмертных мыслящих творений Божиих, сопряженным с переведением их Творцом со одной ступени на следующую – на «новую землю» и далее на «новое небо» (см. 2 Петр. 3, 13; Откр. 21, 1). Мы знаем по слову ап. Павла, что по всеобщем воскресении из мертвых праведников ожидают немыслимые блага, а это есть не что иное, как новый день творения, переход на следующую ступень бытия. Это же должно произойти и в Ангельском мире: по достижении окончательной победы добра над злом, все победители, естественно, должны получить награду – перевод на следующую ступень бытия – на «новое небо». Ведь ап. Петр и тайнозритель Апокалипсиса, говоря о новом небе и новой земле, имели в виду не перемену погоды и вид звездного неба, но духовные небеса, ступени ангельского мира.
Для того, чтоб более полно представить картину творения видимого мира и человека нужно, сколько-то, приоткрыть тайну бытия ангельских ступеней. По упоминанию в Священном Писании и по учению святых отцов: Ангельский мир имеет девять ступеней восхождения к совершенству в своем устремлении к богоуподоблению. К этому призваны все бессмертные мыслящие существа. Это является высшим благом, проявлением любви Божией. Вообще, в основе творения мира положена Любовь. Но любовью является не внутреннее состояние только, но проявление ее вовне в виде энергии благоговения по отношению к Богу и выше стоящим, а также милосердия и заботы – к ниже стоящим и ближним. Так высшие Ангелы, получая Благодать (дары нетварной энергии) от Бога и вспомоществующую энергию любви - от вышестоящих, ниспосылают, в свою очередь, энергию любви на ниже стоящих, помогая совершенствоваться им. Об этом пишет Дионисий Ареопагит, называя эту энергию просвещением:
«Первая иерархия, будучи просвещена, сколько возможно, Божественною благостью в богословском ведении, и сама, как Богоподобная иерархия, передает знание сие следующим за нею чинам». Целью такого действия является совершенствование ниже стоящих сущностей до своего состояния, подражая промыслительному воздействию Божию на мир. В таком случае встает вполне обоснованный вопрос: если низшие Ангелы доведены до уровня совершенства высших, в то время, как выше стоящие ушли так же далеко в своем совершенствовании, то чем будут отличаться, допустим, Ангелы от Херувимов, уровня которых они достигли в своем восхождении? В ангельском мире нет внешнего различия, а только внутреннее, качественное: святее, любвеобильнее, просвещеннее. В таком случае, чтоб достигнуть уровня Херувимов в своем восхождении на пути уподобления Богу Ангелы должны пройти степени Архангелов, Начал, Властей, Сил, Господств и Престолов. А далее ступенью Серафимов с Архистратигами идут уже сущности, которых Денница называл богами: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера».
Надо особо обратить внимание, что дьявол – бывший Денница не говорит, что будет возведен на небо, посажен в сонме богов, но заявляет: «взойду на небо», «сяду на горе», т.е. революционным путем. В действительности же может быть только перевод Творцом на новую ступень по достижении нужного совершенства в новый «день» творения. Так будут переведены спасенные люди на следующую ступень, о которой сказал ап. Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, Блага, красоты, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его». Блага, красоты, удобства предстоящей ступени не постижимы для готовимых к этому тварей. Дионисий Ареопагит пишет о разнице высшей ступени от низшей: «Я думаю, что во всякой степени Священноначалия, чины высшие имеют свет и силы чинов низших, а последние не имеют того, что принадлежит высшим». Уже это говорит о том, что происходит перевод Богом со ступени на ступень в совершенствовании тварей, что каждый раз является новым «днем творения».
Похожее происходило и в творении материального мира от несовершенного к более совершенному: свет, твердь, земля с растительностью, светила, биологическая жизнь в воде, перевод ее на землю и человек. Здесь опять же нужно обратить внимание на словоупотребление книги Бытия. В еврейском тексте употреблен глагол «бара» - творить из ничего, который приведен только в первом стихе о творении всего: неба и земли, второй раз при сотворении биологической жизни – рыб, птиц и пресмыкающихся, и при сотворении человека. В других случаях употреблен глагол «асса» - создать из чего-то уже готового. Так в шестой день творения приводится: «И создал Бог зверей земных по роду их». Это можно понимать только так: творение пятого дня пресмыкающихся, птиц и рыб было произведено из ничего, будучи новым, а создание животных происходит уже с употреблением готового материала – тех же пресмыкающихся. Как Творец их видоизменял не нам знать, но не посредством «естественного отбора» или мутации. Потому и назван новым днем творения этот акт, что он происходит чрез непосредственное действие Творца. Так же и творение Адама происходит чрез особые действия, даже чрез «согласование» лиц Святой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Но однако здесь сказано о сотворении всего человека из ничего (гл. бара). Далее же приводится акт сотворения в два действия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». В данном случае прослеживается вначале создание телесно Адама из готового уже материала, а потом уже сотворение чрез вдуновение «дыхания жизни». Спорным является здесь создание Адама «из праха земного». Некотрые считали, что «прах» являлся красной глиной, т.к. Адам означает с еврейского красный. Другие же считали, что эта «персть» является живой – животным с человеческим образом. Так об этом пишет свят. Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глинянная тетерка или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек – Ангел в образе человека» (Г. Флоровский, Пути русского богословия, 1983).
Итак, по мнению свят. Феофана Вышинского Затворника создание животного в образе человека с душой животного предшествовало сотворению Адама. Это уже кое-что да значит: хотя бы не из красной глины состряпан человек. Прежде же свят. Феофана те же мысли высказывал и преп. Серафим Саровский:
«Многие толкуют, что когда в Библии говорится: «Вдунул Бог дыхание жизни в лицо Адама первозданного и созданного Им от персти земной» - что будто бы это значило, что в Адаме не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная от персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: «Да будет всесовершенен ваш дух, душа и плоть в Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лицо его этого дыхания жизни, т.е. благодать Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы не имущим внутри себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутри себя не имущим. Когда же вдунул Господь Бог в лицо Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и стал «Адам бысть в душу живу», т.е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную».
Здесь все, как и в словах свят. Феофана, предельно ясно: Адам сотворен чрез вдуновение Божие «духа жизни», в ранее созданное животное, уже живое, которое по слову преп. Серафима «совершенно превосходно создан(о) над прочими Божиими созданиями». Только остается без прямого ответа на вопрос: как давно создано это животное? Однако все животные поименованы не «новосотворенными», если он придерживался бы креационистских взглядов на моментальность творения мира, а говорит о животных: «подобно живущим на земле» и «был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу, и дух». Слова «живущим», «имеющим плоть и душу, и дух» имеют смысл не сиюминутной новосозданности, сегодня, пару часов назад, а о продолжительности жизни. Поэтому здесь можно говорить только о большей или меньшей продолжительности срока подготовительного возрастания животного Адама в числе других животных. Креационистская концепция о моментальности творения полностью отметается, иначе бы не зачем Богу было вначале создавать животное подобное другим живущим уже на земле для творения человека? Несмотря на то, что силен Бог сотворить моментально без двойного акта творения, однако во всех творческих делах Божиих наблюдается постепенность с продолжительным периодом возрастания. Адам с Евой стали сразу по обетовании Божием ждать рождения от жены семени, которое сотрет главу змия, да пришлось ждать пять с половиной тысяч лет по причине неготовности людей родить такую «жену» и принять рожденное ею «Семя». Ной 17 лет проповедовал, ища кающегося, да так и не нашел ни одного. Авраам остался один на планете верный Богу. Из Израиля 40 лет Господь вытрясал рабскую пыль, да так толком и не вытряс. Вот и моментальность свершений! Во всем наблюдается взращивание чрез постепенное возрастание. Поэтому приходится согласиться с учеными о миллиардах лет происхождения (для нас – сотворения) материи и миллионах лет от начала сотворения первой жизни. Знаю, что тут же последуют злобные обвинения в дарвинизме. Однако сразу заранее скажу: Ч. Дарвин был не прав тем, что объявил эволюцию – самосовершенствование видов без воздействия Божия. Здесь же, в данной статье, высказывается благословленное Богом вечное совершенствование, возрастание на пути уподобления Богу. В словах «сотворим человека по образу Нашему» и «по подобию Нашему» святые отцы признавали под «образом» все Божественные качества, какими наделил человека Творец. А в слове «по подобию» заключена внедренная в естество твари направленность к вечному совершенствованию этих святых качеств, потому как они даются в малом объеме. Также надо вспомнить слова Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Здесь не сказано «станьте немедленно совершенными», но «будьте», т.е. устремитесь к богоуподоблению, приложите все силы, чтоб быть более совершенными, подражая Богу. Это и есть благословение Божие на вечный путь совершенствования.
Остается, в заключение, сказать, что в разделении между наукой и религией повинна тупая упертость одних в безумном атеизме, а других - в такой же креационистской бестолковости. Когда ученые указывают на религиозную веру в шестисуточное творение необъятной Вселенной, даже верующие - только пожимают плечами. А ведь при приведенной выше трактовке картин сотворения мира, плечами пожимать пришлось бы только псевдоученым. Тогда, наверное, и Дарвин не стал бы измышлять свои вредные и пагубные теории. К сожалению, я не обладаю достаточной ученостью и одаренностью, чтоб исчерпывающе изъяснить все доступные тайны бытия, начиная с «дней» творения и оканчивая «восьмым днем», когда явится новое небо и новая земля. Но надеюсь, что найдется мудрый человек, который раскроет подобающим образом эти тайны.