Архиепископ Виктор (Пивоваров)
СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ В НАШИ ДНИ
Одно время, сначала о. Лев Лебедев, а потом и я, просили нашего друга со времен семинарии иг. В. (МП) перейти из МП к нам в РПЦЗ, но он не сделал этого, хотя отлично знает лицо МП и последовательный с детства антисоветчик, отсидевший за это в юности в Мордовских лагерях. В ответ и в несогласие покинуть советскую церковь следовал только один вопрос: «К кому переходить?». Теперь я вижу отлично на деле, как оказалось, что переходить было не к кому. И сейчас постоянно это же звучит в комментариях, в основном провокаторов от ГБ, на мои статьи. В последнем комментарии от некоего «Олега», пишущего комментарии постоянно под разными псевдонимами, даже приведены слова названия сказки: «Пойди туда, не знаю куда». Однако я к себе никого не зову, зная, что это вызовет добавочный шквал реплик, к тому же я ничто. У нас есть Глава Церкви Господь Иисус Христос, Который зовет всех: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28).
Куда зовет Спаситель? Один книжник, явно искушая его, сказал: «Учитель! Я пойду за Тобой, куда бы ты ни пошел». Говорил же он о месте обитания Христа на земле, так как для таких лиц важно жилище, положение в обществе и т. д. Тогда Господь ответил ему: «Лисы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф.8,20). Другим же Он говорил, к примеру, ап. Матфею: «Следуй за Мной», не указывая направления и места назначения. Еще более ясно выражено направление следования за Ним в ответе богатому юноше, который восхотел иметь совершенный путь спасения: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф,19,21). Эти же слова, по-видимому, являются лучшим ответом тем, кто вопрошает: «Куда выходить из МП или раскола? К кому?». На эти вопросы приходится дать ответный вопрос: «К кому и куда Господь повелевает выходить и куда следовать в момент воцарения антихриста: «Когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф.24,15). Опять же вопрос, в какие горы? Ведь гор много. И в какое место в горах бежать? Наверно, ответ один: куда поведет Господь. Не указывает Христос направления и тогда, когда говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16,24).
Что значит следовать за Христом? Это то, что впереди меня идет Он, а я следую за Ним, куда бы Он ни пошел. Он сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин.18,37).
Итак, если Сын Божий явился в мир, чтоб возвестить истину, то следующий за Ним, должен возлюбить ее, пребывать в ней и бороться за торжество ее в мире, как Христос взошел ради нее на крест и пострадал для победы ее. И каждый, следующий за Ним со своим крестом, должен быть готовым взойти на него, потому и сказано о потере души – жизни ради Христа. Это-то и есть следование за Христом – готовность даже на смерть.
И вот конкретно о нашем деле. Спрашивающим нас: куда идти, выйдя из МП или раскола, ответ один: ко Христу для следования за Ним, куда бы Он ни пошел или не повел. Но вся беда в том, что все мы – «богатые юноши», хотя и не имеем имений. Боятся люди следовать за Христом, из страха потерять душу – жизнь; боятся потерять свободу и попасть за решетку, боятся остаться без работы и куска хлеба. Короче: каждому есть, что терять в жизни, и оно дороже истины и подлинной верности Богу. Надо обратить внимание на такое место в Пророчестве: в последние времена первым в составе погибельных состояний Апокалипсис указывает именно на боязливость: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21,8). Чрез боязливость свершались все предательства особенно в большевистский период. Чрез это создалось сергианство с «гибкой церковной политикой митр. Сергия». Боязливость есть основа компромиссной – примиренческой с ложью и злом идеологии. Противостоит же этому только святое исповедничество, непримиримость с ложью в борьбе за торжество истины с готовностью и на смерть. И в этой борьбе, как говорит Господь, «побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр.21,7).
Следовательно, прийти после выхода из МП и расколов есть куда: под водительство Господа нашего Иисуса Христа, а Он определит, куда направить надеющегося на Него. Слава Богу, что сохранилась Церковь, верная Христу, хотя и малочисленная. Человек при невозможности посещать храм, в связи с отдаленностью расстоянием, всегда в Церкви чрез знание о существовании ее и чрез верность ей. Для этого он должен признавать себя членом истинной Церкви , возглавляемой истинным архиереем, не уклонившимся в сергианство, экуменизм или раскол.
Кто-то может сказать: так ли уж необходимо выходить из этих сборищ? Служители компромиссной веры утверждают, что и Московская патриархия благодатна. Следовательно, и в ней можно спасаться; и эти осколки (расколки) есть альтернативное православие, какие должны объединиться в противовес МП, или даже соединиться с ней в единую «церковь». Вот будет силище! Я над этим даже зло шутил: они хотят собрать в кучу сорок дохлых медвежат и по какому-то их заклинанию получить живого целого медведя. Творя расколы ради каких-то своих «правдочек», они стараются всем внушить, что нужно объединяться для спасения «православия». А как учит Господь для спасительной жизни в наш век? Не исповедническая ли верность истине, Богу является основой спасения? Слова ап. Павла что-то указывают не на объединение с неверными:
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор.6, 14-18).
Эти слова Божии относятся на все времена, не только для наших дней. Для того попущено было Богом войти в мир злу и лжи, чтоб верные Богу научились в борьбе с этим ненавидеть зло, а не сближаться и не иметь единение с ним. Тем более в последние времена в среде повсеместного отступления – апостасии особо ценится и поощряется верность Богу – не соучастие во зле с окружающим отступническим миром. Об этом необходимо рассмотреть предсказания Священного Писания.
Часть церкви, помеченная в Апокалипсисе за измену Жениху Христу как «блудница» – изменница, идет на соединение с богоборческим режимом – красным большевизмом и потому показана «женой, сидящей на звере багряном». По ее указке «зверь» - большевики уничтожили миллионы верных Богу людей, и потому пишется: «Жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр. 17,6). Это испытали все умученные в застенках, каким предлагался выбор: или подписка под Декларацией предателя митр. Сергия или смерть. И почти все соглашались идти на смерть ради сохранения верности Богу.
«С нею блудодействовали цари земные, и вином блудодеяния упивались живущие на земле». Здесь разумеется не объявленный союз правителей большевистского лагеря с МП, хотя и для видимости производящих как бы враждебность к ней. Народы этой советской демократии так же, как и Советского Союза, упивались вином компромиссного «богословия» изменницы, потому она называется не только блудницей, но и «матерью блудниц и мерзостей земных». «Жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом», т.е. утопает в роскоши. Сатана явно очень дорожит своей «возлюбленной», хорошо замаскированной верной женой его. Роскошь продавшегося духовенства МП мы видим воочию. Особенно теперь это достигло, кажется, апогея и пора прозвучать возглашению сильного Ангела: «Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы». Действительно компромиссная гибкая церковная политика митр. Сергия (Страгородского) заразила все поместные бывшие Православные Церкви. МП и другие бывшие под советским владычеством «церкви» сделались вместилищем всяких лжеучений и пристанищем всяких проходимцев. Осталось теперь сатане посредством экуменизма соединить их всех и воцарить над ними антихриста. Но да не будет этого так скоро. Должен быть еще последний рывок к Богу – возрождение Православия на малое время. И потому сказано:
«Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Откр.18,4-7).
А не много ли? – спросит кто-то. - Сможет ли она снести столько кары за миллионы замученных по ее предательству и за всю современную роскошь, нажитую грабежом? Но на это еще не пришло время: ее уничтожат десять правительств мировых держав перед самым приходом антихриста.
«Десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час… Сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю».
Избавь нас Господи от такого! Для этого-то Он и призывает выйти от нее, а не объединяться с ней и ее дщерями: экуменическими поместными церквами и расколами.
Эту же картину мы видим в другом месте Апокалипсиса, относительно тайного смысла содержания которого заблуждались, можно сказать, все до последнего времени. Это 2 и 3 главы Откровения. Все считали почему-то это не пророчеством, а описанием состояния церквей в Малой Азии, современных ап. Иоанну. Другие относили это ко всей истории христианства, разделяя на семь периодов. Однако само содержание говорит о том, что это пророчество относится только к последнему времени. Здесь показано и состояние Церкви последних дней, и зарождение с последующим развитием блудницы – МП. Надо отметить, что в Откровении ап. Иоанна порядок событий последнего времени в связи с многогранностью явлений повторяется несколько раз, освещая то одну, то другую сторону жизни Церкви и мира. Так в главах 5-11 показан ход событий в мире в хронологическом порядке от воцарения темных сил до конца мира и пришествия Христова. В главе 12 показана суть борьбы святых сил с дьявольскими, а в главе 13 обрисовывается духовная сущность дьявольских сил на земле образами зверя, выходящего из воды, и зверя, изшедшего из земли, что мы признаем за явление большевизма и социализма в России. Главы 17 и 18 посвящены объяснению сущности изменницы Христа - «блудницы», «Вавилона великого» - Московской патриархии, и попутно – «зверя багряного» - большевизма, на каком восседает как наездница МП. Но здесь не показано, откуда взялась эта блудница. Этому-то и посвящены главы 2 и 3 Откровения ап. Иоанна Богослова. Здесь в виде обращения Христа к семи Асийским церквам показаны положительные и отрицательные стороны жизни Церкви в каждый отрезок последнего времени. Но главное это то, что отмечены разными таинственными образами зарождение изменницы, ее возрастание и ее конец.
1. Обращение к первой - Ефесской церкви не относится к последнему времени, но к предшествующим ему дням, однако упоминается о попущении прийти испытаниям последних времен. Вначале следует поощрение деятельности Церкви в этот период:
«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откр.2,2-3). Здесь кратко показан период жизни Церкви со времен Апостолов до катастрофы ХХ века. Церковь в это время успешно разоблачала ереси – лжеапостолов, вела всемирную проповедь Евангелия и боролась с расколами и распутством. Но далее следует и порицание за некоторый, допущенный духовный упадок:
«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою».
Действительно к началу последнего времени «первая любовь», проявлявшаяся в духовном возрастании вплоть до исихазма, вдруг пошла на спад. Преп. Нил Мироточивый говорил об этом в 1817 году:
«За последнее время монахи стали уклоняться в погибель и возделывать путь беззакония. Около двадцати пяти лет тому назад монашество сделало поворот, погибель вторглась в среду монашества, монашество обнищало благодатью, т. е. мало стало в нем подвизающихся».
«Монашество и мир есть супружество. Если муж ведет целомудреннейшую жизнь, то благообразит ею и жену, т. е. делает и ее нравственною. Говорим: если монахи живут с чистым расположением, то и мир благообразится, т. е. делается нравственнее».
Здесь преп. Нил указывает на падение благодатности монашества и как на следствие – на падение нравственности в мире, т. е. происходит утеря любви. За это же обещается:
«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2,5).
И не покаялись. И светильник был сдвинут, т. е. Церковь была поставлена в новые условия воцарением богоборцев. На землю сошел большой красный дракон – сатана в лице красных большевиков. И если в обращении к первой церкви ни слова не сказано о гонениях, то уже к следующей, «сдвинутой» звучит основным материалом гонение.
2. «И Ангелу Смирнской церки напиши: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Жидобольшевики постарались после воцарения создать разбойничью псевдоцерковь – обновленчество, от которого пришлось много претерпеть отцам при патр. Тихоне. Многие по проискам этих сатанистов попали за решетку. И были пострадавшие иерархи, о чем пишется в этом месте пророчества:
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот дьявол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2,10).
Срок не великий, но конец – смерть. Церкви этого периода нет порицаний.
3. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа».
Именем священномученика Антипы здесь назван, похоже, патриарх Тихон, имеющий загадочную кончину. В эти же годы были расстреляны митр. Владимир Киевский и митр. Вениамин Петроградский. Также был построен мавзолей по проекту Пергамского сатанинского алтаря. Одержав победу над противниками, большевики в эти годы воцарились полностью – сатана перебрался со своим престолом в СССР. Но блудница – МП еще не образовалась. Были только обновленцы, предшественники ее и другие раскольники, но они не имели ведущей роли. О них тут сказано:
«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».
Учения Валаама и Николаитов направлены были против верности Богу, что означено словом любодейства в смысле духовном. Появление же «блудницы» будет в следующий период.
4. «И Ангелу Фиатирской церкви напиши, … ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное».
Учение то же, что Николаитов и Валаама, но уже не скрытно со вне, а уже с царственного возвышения. Вражеская сила воцарилась в церкви и принуждает творить дела неверности Богу, написана Декларация, под которой должен подписаться каждый иерарх, т. е. любодействовать. Это обещано быть подвергнуто далее наказанию:
«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее (с 1927 по 1941г.), но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покается в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим».
Все это исполнилось в ходе войны 1941-45 гг. Но покаялась ли иерархия отступнической церкви МП – «Иезавель»? Она преумножила блудодеяние – связь с богоборческим режимом. Поэтому к церкви следующего периода уже обращены слова:
5. «И Ангелу Сардийской церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим… Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».
В послевоенный период имеется два явления в Церкви: МП стала сталинской церковью, с открывшимися вновь храмами по велению Сталина в 1943 году, и в 1961 году по велению большевистского правительства вступила в экуменическое движение за объединение всех церквей и религиозных течений в единую церковь антихриста. С этого момента она стала полностью мертвой. Но в пророчестве есть ценное указание:
«Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мной в белых одеждах, ибо они достойны».
Кто они: члены МП, или противники ее, со своим священством, сохранившим апостольское преемство и верность Христу? По тексту Пророчества они принадлежат к МП, но не исповедуют ее предательскую компромиссную идеологию. В таком случае к ним должен последовать призыв: «Выйди от нее, народ Мой». И действительно такой призыв следует в следующем обращении.
6. «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит; знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр. 3,7-8).
Это открытие двери имеет смысл или для выхода из блудницы – МП, или для входа в верную Богу Церковь вышедшим из «сборища сатанинского», как после будет названа МП. Дальнейшее повествование открывает ту сущность этой Церкви, в которой все говорит о том, что она есть та «жена, облеченная в солнце», уходящая от преследования дракона (Откр.12,1-6), и которая в конце явится как Жена Агнца (Откр.19.7)
«Ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю так, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего».
Так что выйти из иудо-искариотовской «церкви» есть куда и к кому, но это для тех, кому откроет Христос дверь, т. е. для тех, которые выше всего поставили для себя любовь к Христу, верность Ему и Истине, как сказано о будущем Иерусалиме:
«И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21,27).
А как же церковь антихриста, о которой много говорится в связи с экуменизмом и модным теперь объединением апостасийных сил под лозунгом «сатанисты и отщепенцы всего мира объединяйтесь»? Ведь не зря же столько трудится дьявол и тайна беззакония в этом направлении. Что же, Пророчество о ней забыло? И вот обращение к седьмой Лаодикийской церкви относится именно к ней.
7. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих» (Откр.3,15-16).
Эта церковь не будет иметь горячей ревности по истине, и так же холодного несгибаемого стояния в верности Богу. Вся ее деятельность, по-видимому, будет заключаться в конференциях и рассуждениях на пустые богословские темы. Антихрист будет участником и председателем на них. Живой веры в этой церкви не будет. И потому Господь обещает извергнуть ее из уст Своих, т. е. оставить полностью без благодати, что и является «мерзостью запустения». Так некогда Христос сказал Иудеям: «Се, оставляется дом ваш пуст», и с того момента ветхозаветная церковь уже не имела благодати.
В превыспренних речах на съездах и конференциях ведущие члены этой антихристовой церкви будут упиваться своим красноречием и сознанием своей силы и многолюдности. «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться».
Итак, официальная церковь при антихристе является полностью безблагодатной, служит делу антихриста, состоять в ней погибельно, хотя и положение, и агитация принуждают к этому. Истинная верная Христу Церковь уведена будет в глубокое подполье, о каком никто, даже бесы не будут знать. Что же делать людям, не утвердившимся в вере, или, во всяком случае, не попавшим в число избранников? Ведь они приучены к послушанию пастырям, к общению меж собой. Однако, Господь и таких вразумляет и призывает к единению с Собой, к верности Себе, а не к единству со слугами дьявола. Поэтому Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Следовательно, и тут Господь призывает выйти из мертвой церкви антихристовой. Вот и теперь похожая ситуация, и тот же призыв к выходу из мертвой МП. Куда? Как видим: к Христу. Из погибельного сборища сатанинского выход спасителен, но погибельно покидание Истинной Церкви, так как по слову святителя Иоанна Златоуста грех раскола не смывается даже мученической кровью. При всяком разделении в Церкви, при расколе часть верная Богу, Церкви, Православию, Истине хотя бы в лице одного архиерея с малым стадом, остается Церковью Христовой, а скопище, поставившее выше всего свою «правду», уходит в царство дьявола, хотя и выглядит церковью и доказывает, что она истинная и единственная церковь. Два противостоящих царства существуют на земле: Божие и дьяволово. Вхождение в одно ведет в жизнь вечную, а в другое – в вечную погибель. Потому и призывает Господь: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».