У КОГО БЛАГОДАТНЫ ТАИНСТВА?
О Церкви и раскольничьих вавилонах великих
Ныне одним из злободневнейших вопросов перед ищущими спасения является наличие или отсутствие Благодати Святого Духа в различных сообществах, называющих себя православной церковью. В связи с этим возникает и вопрос отношения нас к ним, а так же - правила приема Церковью разных лиц, переходящих в Нее с покаянием. Для исчерпывающего ответа с высокой церковной трибуны давался от многих наказ разобрать это на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Мансонвилле в ноябре 2004 года. Но из-за еще более важных вопросов, вставших на повестку дня, правила приема приходящих к нам лишь упомянули в отчетном докладе, как и согласие с ними членов Собора. Однако вопрос благодатности разных течений и объединений, особенно т.н. РПЦ Московской патриархии, смущает очень многих - и даже уже перешедших с покаянием к нам. Поэтому разъяснение его предстает все с большей остротой в связи с провозглашением РПЦЗ(В) анафемы на сергианство и утверждением анафемы 1983 года на экуменизм. Рассуждения ниже предлагаются не истиной в последней инстанции или официальным голосом нашей Церкви, а на обсуждение богословам и как ответ с логическими, богословскими обоснованиями людям, смущаемым разноречиями на сию тему.
В связи с необыкновенной сложностью освещаемого явления, наличествующего в земных условиях и уходящего корнями в Божественную непостижимость, приходится начинать разговор с рассуждений о благодатности в общих ее проявлениях, и даже вообще - о действиях Святого Духа в мире, а уже затем освещать явление благодатности в Церкви. В первую очередь нужно напомнить о действиях Святого Духа в мире и далее - в Церкви Христовой.
+++
Господь наш Иисус Христос преподал нам - роду христианскому - божественное Свое учение о том, что единственно сущим , имеющим полноту сверхбытия, есть только Бог - святая Троица: Бог Отец, являющий высочайшее произволение, в силу чего именующийся Творцом всего видимого и невидимого, т.е. Причиной всего существующего и Источником всякого блага, от Него предвечно рожденное Слово и вечно источаемый Святый Дух. Они так же являются Творцом, т.к. посредством их Отец творит мир. О Слове мы читаем в Символе веры: " Им же вся быша" , - т.е. творилось им всё во исполнение волений Отца при творческом содействии и силою Святого Духа. Спаситель говорит об этом: "Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит такожде" (Иоан. 5, 19). Следовательно, Отец является не только Источником рождения Сына и исхождения Святого Духа, но и Причиной идей - воплощаемых замыслов мира, приводимых в бытие Сыном и Святым Духом. В сравнение можно привести трехмерность святых качеств: всему началом и содержанием является Истина, приобретает бытие и содержится Любовью, и совершенствуется Источником Святости. Но что творит Отец Сыном? Можно ли себе представить необъятность и сложность хотя бы начальной ступени бытия - видимого материального мира?
На современном уровне науки астрономы средствами наблюдения космоса - видимого неба насчитывают в пространстве, доступном обозрению, около 170-ти миллиардов галактик, каждая по 100 - 140-ти миллиардов звезд, имеющих свои спутники - планеты. Пока еще людям трудно сказать о всех этих планетах, как о Земле: " Господня земля и исполнение ея" . Мы с уверенностью не можем сказать, что на некоторых планетах имеется жизнь в таком же разнообразии, как на Земле. Но элементарная логика гласит, что это должно быть, иначе Богу не потребовалась бы творить такую кучу мусора для одного лишъ человечества - для его произращения достаточно одной солнечной системы. Об этом же свидетельствует повеление Божие первым людям: " Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" . Подобное же благословение Он дал рыбам, птицам и животным. Спрашивается: зачем? Людям, да и животным и без размножения жилось уж куда лучше в раю в их условиях. Но беспредельная любовь Божия не может быть без проявления. Поэтому гораздо логичнее допустить такое: безграничная вселенная заполнена мирами с непостижимым разнообразием своего содержания. И даже если нет во всей вселенной жизни, подобной земной, то и тогда приходится изумляться грандиозности творения Божия. Думается, не менее разнообразен и обширен невидимый для нас Ангельский мир. Об этом мало что знаем, но уже по известному нам можно иметь малое представление. По учению Святых Отцов (Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоустого, Григория Нисского) известно, что Ангельский мир имеет 9 ступеней возвышения, далее упоминаются семь Архистратигов небесных сил, и еще выше стоял Денница, превратившийся в дьявола. То, что он стоял выше, говорит ап. Иуда в послании, приводя в пример хулящим "высокие власти". "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" (Иуд. 9). Это показывает, что Денница стоял когда-то выше Архистратигов и был для них "высокой властью". Но кем он был? "Наместником" Божиим в ангельском мире или состоящим с другими подобными на своей особой ступени?
Он, по слову прор. Исаии о царе Вавилонском, явно прообразующем дьявола, не довольствуется своим положением и мечтает перебраться выше. "Как упал ты с неба, денница,сын зари! А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера" (Исаия, 14, 13). Следовательно этим словам, если действительно царь Вавилонский здесь прообразовал дьявола, "сонм богов" означает еще ступень или ступени сверхангельского мира. Далее сего стоит для нас поистине "тьма" севера, полная неизвестность. И не только это изумляет нашу мысль, но и то, что каждая ступень Ангельского мира отстоит от нижестоящей в своем превосходстве совершенств, удобств, красот и всех благ примерно так же, как следующая ступень человеческого бытия, на какую переведет Бог при всеобщем воскресении. Сравнительно с нашей о ней сказано: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали" (Откр. 21, 1). Насколько же "новая земля" превосходнее прежней, можно судить по слову ап. Павла: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2,9). Уже по приведенному видно, насколько необъятен мир. И всё это творилось Сыном по замыслам-волениям Отца силою Святого Духа.
Теперь нужно сказать и о миссии Духа. Вся эта бесконечная Вселенная со множеством этажей, заполненная, похоже, довольно плотно жизнью, содержится, совершенствуется и освящается Святым Духом.
Являясь третьим лицом Святой Троицы, Он исходит От Отца и, будучи единосущным со Отцом и Сыном, производит действия по воле Отца совместно с Сыном. Он также именуется Господом и Богом: Святым, Всемогущим, Всеведущим и Вездесущим. "Дух все проницает, и глубины Божии" (1 Кор. 2, 10). Жизнь в мире творилась Богом посредством творческой силы Святого Духа, почему Он именуется Животворящим. Жизнь во всем тварном мире содержится Им: " Святым Духом всяка душа живится" , - поет святая Церковь. Елиуй говорит многострадальному Иову о Боге: "Кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек превратился бы в прах" (Иов.34, 14 -15). Посредством Духа Святого происходит зачатие Сына Божия: "Дух Святый найдет на Тебя, - говорит Архистратиг Гавриил Пресвятой Деве Марие, - и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук. 1, 35). Когда же "Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на него в телесном виде, как голубь" (Лук.3, 21-22). "Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню" (Лук. 4, 1).
О Благодати Святаго Духа, какая должна излиться на людей в силу заслуг крестного подвига, Иисус Христос говорит неоднократно, сравнивая с изобилием "живой воды". Самарянке у колодца Иакова Он говорит: что "дал бы тебе воду живую…вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоан. 4, 10. 14). В день Пятидесятницы Спаситель провозгласил Иудеям: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие же сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен" (Иоан. 7, 38-39). Эти слова являются обещанием сошествия Святого Духа на Апостолов и далее излияния Его на всю Церковь Христову. Но еще до Христа Дух Святой возвещал через пророков истину, почему Спаситель называет Его Духом истины: "Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоанн 15, 26). "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (13). О возвещении истины через пророков говорится много. Так приводится эпизод: Моисей отобрал семьдесят мужей Израильских в помощники себе и поставил их пред Богом: "И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать" (Числ.11, 25). И о Сауле сказано: "И сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал" (1, Цар. 10,10). Пророк Иезекииль неоднократно упоминает о руководстве им Духом Божиим, и о Израиле говорит от лица Божия: "Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих" (Иез. 36, 27).
Тем более новозаветные святые со дня сошествия Святого Духа на Апостолов преемственно имели в себе изобилие Благодати Святого Духа, поучались Им, руководствовались Им, руководствовались Его влиянием. Свидетельств сему в новозаветном Писании множество; к примеру, об этом говорит ап. Петр, рассказывая о крещении дома Корнилия: "Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале" (Деян. 11, 15). Также о руководстве Святым Духом говорится во множестве: "Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице (Деян.8,29). "Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь" (11, 12). "Дойдя до Миссии, предпринимали идти в Вифинию, но Дух не допустил их" (16, 7). О Иисусе Христе и о Святой Троице опять же свидетельствует Дух Святой: "Сей есть Иисус Христос… и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть Истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино" (1 Иоан. 5, 6 -7).
У руководящей и просвящающей силе - Благодати Святого Духа и о различии воздействия Его - дарах ап. Павел говорит: "Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12,7 - 11).
+++
Остается ещё сказать о разной степени Благодати Святого Духа, подаваемой разным людям и в разное время их жизни и деятельности. В связи с этим принято считать, что вначале подается призывающая Благодать, потом - очищающая и далее - освящающая. Бывает, что призывающая к вере Благодать проявляет себя и воздействует на человека сильнее. И еще надо заметить: в первые века, так называемые, харизматические, вследствие изобилия Благодати подавалась такая сила даров, что стоило человеку с верой окреститься - и уже была видима его благодатность: он уже начинал являть чудеса. О последних же временах многие святые предвещали, что от святых чудеса производиться не будут, но со стороны слуг сатаны их будет изобилие.
О разной степени и силе подаваемой Богом благодати говорят даже слова преп. Серафима Саровского о христианской цели жизни: стяжания дара Духа Святого Божия. Через усердие в этом "стяжании" человек обретает всё большую силу Его воздействия. Однако не нужно забывать и о том, что человек является открытой сферой для воздействия не только Святого Духа, но и духов тварных Ангелов и бесов. Всего охотнее идут на прелестное влияние на человека духи лжи и зла. Дионисий Ареопагит говорит об участии святых сил в делах Божиих: " Каждый чин иерархии по мере своих сил принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою дарованной от Бога" (Дион. Ареоп. "О небесной иерарх.". М., 1898, стр. 17). Будучи сами призванными по закону сотворенности "по подобию Божию, они, во всем подражая Богу, ниспосылают на нижестоящих энергию жертвенной любви. " Они не только сообразно степени озарения премирно познают внутренний смысл всего существующего, но и передают приобретенные знания подобным им… Устремляясь же к Богу, и, по возможности уподобляясь ему, они обладают и бытием, и благобытием, поэтому как благоподобные они и приобщают к дарам, исходящим из Блага, всех низших чинов, поскольку этого требует божественный устав" . (Диок. Ареоп. "Божеств. Имена", стр. 34).
Многое из называемого делами Божиими, Его явлениями совершается посредством Его Ангелов. Но так как они исполняют неукоснительно волю Божию, эти явления называются Божиими. Так, например, сказано о явлении Бога в виде трех Ангелов Аврааму: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18,1 - 2). Далее сказано о двоих из трех сих сущностей: "И пришли те два Ангела в Содом" (Быт. 19,1). Потом они говорят Лоту, опять же выдавая себя не за Бога, а за Ангелов: "Мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его" (19, 13) "и было, когда Бог истреблял все города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления" (29).
Об этом эпизоде упоминает ап. Павел: "Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам" (Евр.13,2). Ангелы могут воздействовать на человека, благодатно просвящая его и являя через его сознание волю Божию. О действиях чистых духов через человека упоминается неоднократно в Священном Писании. Об этом красочно говорит эпизод с воздействием духа на пророков во времена нечестивого царя Израиля Ахава. Пророк Михей говорит: "Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих" (3 Цар. 22, 19-23).
О действиях чистых духов через пророков говорится так же в другом случае: царь Моавитский Валак упросил за мзду лже-пророка Валаама проклясть в волхвовании сынов Израилевых, чтоб победить их. "И пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя?… И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен" (Числ. 22, 9. 12). Валаам все же пошел к Валаку, но по пути его ослица заупрямилась, и когда он побил ее, то проговорила: "Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?" (22,28). "И открыл Господь глаза Валааму и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке… И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе" (22, 32. 35). И Валаам по наитию Божию вместо проклятия благословлял Израиля. Здесь совмещены повеления Божии и Ангеловы. О действии чистых духов через пророков говорит также ап. Павел: "И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14, 32-33).
Влияют на человека и злые духи, и также "пророчествуют". Бес, явившийся св. Иулиании, объявлял ей, что он советовал "Еве в раю преступить заповедь Божию, научил Каина убить Авеля, соблазнил Соломона, Ироду вложил мысль избить детей, Иуде - предать своего Учителя и удавиться" (Жития, 21 дек.). Многогранна деятельность бесов во влиянии на человека: одним они являются в различных образах для устрашения, чтоб убить надежду на Бога, или чтоб совратить, родить самомнение, гордость. В других входят и обдерживают их по разным причинам и для разных замыслов. Одержимость или т. н. порча происходит чаще по воле чародеев или через попытки оккультных (чернокнижных) занятий. Эти бесы изгоняются глубоким покаянием одержимого и вычитыванием чина по изгнанию злых духов духоносными священниками. Часто обдерживающие бесы говорят устами порченого, но от своего имени; допустим, - из девушки мужским голосом и от лица мужского пола. Иногда даже "пророчествуют".
Так повествуется в Деяниях Апостолов: "Одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час" (Деян. 16, 16-18). В данном случае бес говорил правду, но этим старался показать, что он соучастник спасительной проповеди Апостолов, будучи духом лжи. По истечении же времени использовал бы полученное доверие для погубления людей своей ложью.
Другой вид одержимости происходит через занятие оккультизмом, через некоторые виды гаданий и вызывание духов, а так же через спиритизм и медиумизм. В этом случае человек как бы ищет контакт со злой силой и получает его. К ним же относятся экстрасенсы, самозванные целители и сектанты-духоборы. Все они так или иначе вводят себя в необычное состояние, в экстаз, и гордостно тем присваивают себе благодатность, избранность. Этот вид беснования не поддается вычитке, так как обретен добровольной отдачей себя темной силе. Избавление возможно только через личное покаяние и смирение самого одержимого. В данном случае бес проявляет себя иным образом: он не являет говорливости, не истязает тело, но влияет на ум человека, на его душу, порабощая её. Бес дает им силу "чудотворения".
+++
Ещё более страшным видом одержимости является прелесть бесовская. Через постепенное усвоение себе гордостного сознания своей избранности, особенности человек уподабливается бесу, сродняется с ним и допускает его (их) не только в тело и душу, но и в дух. В таком случае создается своя логика мышления, своя система убеждений и своё мироощущение. Это достигается или, вернее, внедряется злой силой очень не спеша, чтоб не "вспугнуть". В помощь этому приходят "озарения", "откровения" и видения. Помнится по годам студенчества, один из профессоров МДА на лекции сказал: "Вот вы видите, к примеру, некая сестрица очень рьяно кладет за богослужением поклоны. А хотите узнать, кому она бьет поклоны: Богу или дьяволу? Для этого подойдите и скажите: "Сестрица, Вы неправильно делаете. Во-первых, в воскресенье много поклонов делать нежелательно; во-вторых, на виду у всех выказывать свое сверхблагочестие - признак прелестности". Если она молится Богу, то скажет: "Спаси Господь Вас, я об этом не подумала". Но если она уже в прелести, подымет очи и речет: "Что? Кто ты такой? Меня Богородица благословила", - и т. д." Внедряясь в человека в случае прелести, бес производит умопомрачение, очень похожее на шизофрению. Этот род бесовский не поддается вычитке, изгнанию. Даже духоносные мужи не могли иногда вразумить и вымолить таких. К бесовскому обдержанию нужно отнести и такие виды порабощения страстью, как алкоголизм и блуд; почему и ап. Павел говорит: "Винопийцы и любодеи царства Божия не наследуют". И вообще, всякий грех, всякая страсть есть допущение в себя темной силы. Изгоняется же это покаянием, устремлением к исправлению и исповедью. Господь, будучи милостивый, всегда старается сдерживать сползание человека в рабство греху. Есть ещё особые виды одержимости бесом: это сектанство, раскол, ересь. Стоит только человеку уклониться от истины (если он не с детства во лжи) или выпасть за ограду Церкви в раскол, как тут же начинает проявляться лживость и злобность. Начинает создаваться новая система убеждений, новое вероучение на основе оправдания своей "правоты". Достаточно посмотреть на такие измышления против истинной Церкви публикующихся в интернете издателя сайта "Романитас" Тер-Григоряна, бывшего протодиакона-варнавита Иванова-13-го, священника РПАЦ Алексея Лебедева и всех других, борющихся за свою "правду" против оставшейся теперь верной Богу РПЦЗ(В), как станет ясно, что их благодатность уступила место особому виду прелести.
Лазаревцы и варнавиты по сей день прикрываются именем действительного Первоиерарха РПЦЗ митр. Виталия, сколько бы он не открещивался от них. А это ложь в высшей степени! Показателен и такой эпизод из недавнего прошлого: после окончательного ухода в раскол архиеп. Лавра (Шкурлы) с Нью-Йоркским Синодом на соединение с МП на Соборе 2001 года архиеп. Лазарь (Журбенко) и еп. Вениамин (Русаленко) Кубанский два месяца по своей позиции как бы «висели в воздухе». Мало того, чтоб наш приход в Славянске-на-Кубани не ушел от них в подчинение митр. Виталия, еп. Вениамин решил нагло солгать, заявив нашему клиру: "Теперь все епископы покаялись перед митр. Виталием и всё стало по-старому: архиеп. Лавр остается его заместителем, архиеп. Варнава и вновь рукоположенные епископы Сергий, Владимир и Варфоломей признаны действительными архиереями". На мой вопрос, откуда это известно, он ответил, что это было провозглашено в лазаревском храме в Одессе. На такую ложь они смогли пойти, только будучи порабощенными идеей раскола.
Некогда Иуда Искариот, окончательно решивший предать Учителя, впал в такую же прелесть: после поданного Христом куска хлеба - последнего призыва к покаянию, отвергнутого Иудой, "вошел в него сатана", и он пошел и предал Спасителя.
Прелесть сектанства, ереси и раскольничества обдерживает в то же время каждую личность, принадлежащую им в разной степени, в зависимости от осознанного уклонения от Церкви и от ревности устремлений в борьбе за еретическую "правду". Всех же и этих Святой Дух всячески сдерживает от окончательного погружения в погибель или ограждает от большего влияния их на других людей. А сатана, в его очередь, ради заманивания в погибель других, старается держать своих чад в рамках благообразности, рядит их в ангелов - в "истинных православных". Удел же всех их - погибель, почему и сказал свят. Иоанн Златоуст, что грех раскола не смывается даже мученической кровью. Ко всем им относятся слова Спасителя: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф. 7, 21-23).
Благодатности полностью не лишены и демоны, если под этим разуметь ту силу, какой содержит Святой Дух все творения. О них говорит ап. Иуда в своем послании: "Господь… ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд. 6). Так же и грешников, и земнородных врагов Истины Бог не лишает жизненной силы, но сдерживает от сползания в полное осатанение. Но это не называется Благодатью Святого Духа, так как этим словом именуется та животворная сила, которая даруется Богом Церкви Христовой в силу заслуг Главы её - Господа Иисуса Христа. Эта Благодать подается в спасительных таинствах, совершаемых священством властью, преемственно полученной от Апостолов. И это происходит только во Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В случае серьёзного нарушения одного из следующих четырех качеств общества, называющие себя "православными", уже не являются Церковью:
1. Нарушившие единство - ушедшие в раскол, в неподчинение высшей церковной власти без вины последней, делающей наоборот ее нецерковью, автоматически лишаются благодатности таинств.
2. Также лишаются благодатности нарушившие святость Церкви, т. е. ушедшие в неверность Богу через сближение, содействие с врагами Божиими, как это сделала Московская патриархия, или с преданными анафеме еретиками, что происходит теперь через экуменические контакты и сослужения с такими. Этим погрешили опять же МП и другие поместные церкви, осужденные верными, не вошедшими в экуменизм. В этот же грех впала отколовшаяся часть РПЦЗ во главе с архиеп. Лавром, которая произвела раскол ради погибельного соединения с МП, не принесшей покаяния в иудинском грехе - соединении с врагами Христовыми большевиками, в тайном сговоре с ними их основателя и первого главы митр. Сергия (Страгородского). Этим они подпали под анафему Патриарха Тихона, провозглашенную на большевиков и сообщающихся с ними. Духовенство же МП сделало подписку в невраждебности этим врагам Христовым, содействовало им, и по сей день не принесло покаяния. Так же остается МП под анафемой Церкви, ушедшей в катакомбы в тридцатые годы прошлого века. И вновь провозглашена анафема на МП за сергианство в ноябре 2004 года Русской Православной Церковью Заграницей под омофором митр. Виталия, Которая была оставлена лавровскими раскольниками за несогласие пойти за ними на совершение нового иудинского греха. Поэтому РПЦЗ(Л) в случае окончательно установления с МП евхаристического единения явится нарушившей святость Церкви, одинаково под анафемой с МП, и, несомненно, не имеющей благодатности таинств. К нарушению святости Церкви относится так же процветание симонии сверху до низу, содомии среди духовенства и отсутствие борьбы с этим.
3. Соборность Церкви нарушена и МП, и всеми другими расколами. В МП в день ее рождения уже было перечеркнуто всякое понятие соборности. Митр. Сергий, основатель ее, своими новшествами, введенными единолично без согласия остального епископата (и даже при всеобщем противодействии им), ввел в практику вместо соборности послушание врагам Христовым, и тем самым эта часть Церкви превратилась в апокалиптическую блудницу. В ней далее уже больше нет соборности. Патриархи не избирались и не поставлялись Собором, но были ставленниками большевицкой власти с видимостью избрания - одного из одной кандидатуры. Потом епископы и священники МП, проверенные этой властью, так же выдвигались и поставлялись. Возглас "аксиос" ("достоин!") звучал для проформы, типа: кто против советской власти, подними руку.
Нарушение соборности другими расколами. Еп. Валентин (Русанцов) Суздальский и архиеп. Лазарь (Журбенко) Одесский рукоположили в 1993 г. троих епископов без ведома и согласия Первоиерарха и всех епископов, от каких сами получили сан и преемство. Это опять же повторили архиеп. Лазарь и еп. Вениамин (Русаленко), рукоположив сразу четырех епископов в начале августа 2002 г. А ведь если в момент рукоположения кто-то провозгласит вместо "аксиос" - "анаксиос" ("не достоин!"), то сразу же должен остановиться чин хиротонии и начато дознание причины претензии. Но в этом случае не спрашивалось согласие даже самого Первоиерарха и всех других епископов - при знании их несогласия. Соборы вышеназванных раскольников были всего лишь сборищами единомышленников в отрыве от Церкви, почему подобное и назвал свят. Василий Великий "самочинными сборищами".
4. Что же происходило в этих случаях с Апостольством? Апостольское преемство сами расколоначальники имели, но, коль скоро ушли в раскол и были осуждены Церковью, передать уже сие преемство не могли, как не могли сообщить благодатность и в других таинствах. Свят. Василий Великий говорит о тех, какие не были открытыми еретиками, но раскольниками: "Ибо хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пересеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов, и, через возложение рук их, мирянами, не имели власти ни кристити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали" (1 канон.посл.к Амфилохию свят. Вас. Великий, пр.1).
Итак, Московская патриархия не имеет благодатности таинств через впадение в неверность - нарушение святости Церкви и через отход от соборности. Суд Церкви над ней и предание ее анафеме полностью отчуждает ее от Благодати.
Раскол лавровский получил всё от МП: и анафему, и безблагодатность. Те, какие ныне выжидательно держатся верности лавровскому синоду, могут не расчитывать на оправдание: уже сам путь к сближению с МП, визиты заправил раскола к чекисту Дроздову-Ридигеру являются предательством Христа не только синодалами, но и всеми остающимися верными раскольникам. Они своими действиями по изгнанию и заточению Первоиерарха митрополита Виталия ради беспрепятственной свободы для соединения с МП устроили пребеззаконнейший раскол и несут ответственность за это все, пока не порвут с "митрополитом" Лавром и его бандой. Очень шаткое будущее у надежды некоторых из лавровцев и на то, что найдутся у них епископы, какие повернут из раскола к митр. Виталию.
Расколы суздальский, лазаревский и устремившиеся к ним варнавинцы так же могут не обольщать себя мнимой благодатностью. В тот день, когда они совершили свой беззаконный акт с неканоничным рукоположением "епископов" - вопреки согласию на это высшей Церковной власти и по наложению на них Ею прещения - их "духовенство" совершает бесовскую трапезу, а не причащение и не таинства. Это правда, сколько бы вышеназванные раскольники не обольщали себя надуманными доводами вроде благословения еп. Григория (Граббе) или тем, что "Российскими приходами должны управлять Российские архиереи". Благодатность их таинств была только до момента прещения. Только в случае незаконного прещения со стороны, допустим, еретичествующего центра благодатность могла бы сохраниться. Но тогда нужно задать прямой вопрос: с кем остается Бог?
Ответ на вопрос может быть только так же прям и однозначен: Бог не мог быть с митр. Сергием и его сборищем отступников, вошедших в невраждебность - в союз с врагами Его, вдруг оставив тех, какие шли на мученическую смерть ради верности Ему, уходили в катакомбы, а другие боролись с сергианским отступлением из зарубежья, где оказались ради верности Богу. И так как догмат единственности Церкви отметает понятие "ветвей", то да не обольщают себя разросшиеся, разбогатевшие за счет Церкви все эти члены "Вавилона великого" - МП, что Бог остался с нею, покинув верных. Так мыслить может только полный безумец или слуга сатаны. Да не тешат себя подобным упованием и другие отщепенцы: суздальцы, лавровцы, лазаревцы и шествующие так же варнавинцы. К новым сборищам можно упомянуть дополнительный список старых, новых самочинников и самозванцев. К ним надо причислить и парижских евлогиан, и североамериканских платоновцев, также - украинских униатов и автокефалистов, затем как бы не забыть и "собор" "посланца космоса митрополита" Рафаила Прокопьева. Всем им можно предложить:
- Вначале разберитесь между собой: кто лучше и кто хуже, - прежде чем претендовать на роль Церкви Христовой. Взгляните на основоположников ваших самочинных сборищ и на ту "правду", какой они руководствовались, оставляя Церковь. И если у вас сохранилась память о страхе Божием и представление о пути к Истине, то бегите от сооружения, воздвигнутого на призрачном фундаменте такими мастерами лжи, как митр. Сергий (Страгородский), архиеп. Лавр, архиеп. Лазарь, еп. Валентин - все эти бывшие; расколоначальники настоящие.
Так с ними ли "оказался" в их "церкви" Христос, оставив Церковь исповедников? Ап. Павел говорит таким: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1 Кор. 9, 24).
Я же от себя скажу: бегите из этих сонмищ в истинную Церковь, Какой дано единственно получить награду. Как вы можете спать спокойно, зная о гнилом фундаменте, на каком сооружена ваша "церковь"? Ведь она рухнет и погребет вас. Рассмотрите получше, где сохранилась Церковь Христова, и бегите в Нее.
+++
Еще явилась необходимость обратить взор в сторону так называемых катакомбников. Может они остались единственной Церковью?
Единой катакомбной церкви нет: есть разные течения и группировки. Одним из течений, например, является Синод в г. Новочеркасске, основанный митр. Геннадием (Секачем). Но другие катакомбники заявляют, что у "секачевцев" прервано апостольское преемство, т.к. сомнительно, что митр. Геннадий получил законное рукоположение в тюрьме. Синод РПЦЗ предлагал им перерукоположение их духовенства - они на это не пошли. И вообще, они не выходят на связь с истинной Церковью, считая только себя истинными. То же делают и другие течения катакомбников, и нет никаких данных, есть ли у них законный епископат? Для их же самодовольства приходится привести некоторые аргументы. Вначале нужно задать вопросы: от кого катакомбники по сей день прячутся? Что говорит Спаситель об этом? "И зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного" (Мф. 5, 15-16). Кто-то скажет, что пустынники были под спудом. Но те уходили из мира на подвиги с чувством глубокого покаяния и с болью в сердце о Церкви и мире. Они всегда спрашивали у пришедших к ним: "Как живет Церковь?" Они знали, что есть призванные на управление Церковью, на созидание Тела Христова и они могут управляться и без них. Тем более, что русские пустынники всегда оставались с Церковью, а не прятались от Нее и не бежали, допустим, к грекам.
Другие скажут, что катакомбники продолжают подвиг наших исповедников. Да, они продолжали, когда были гонения. Однако с семидесятых годов прошлого века уже фактически гонения в СССР прекратились. Светские патриотические круги вышли на борьбу с большевицкой ложью и немало преуспели в этом: социализм - царство зверя был отменен не без чаяний народа, какой настраивался этими диссидентами. Но важно даже не то, сколько сделано. Важно, что "исповедники" ныне и не думают бороться за торжество истины, за возрождение России на православно- монархических устоях.
Говорят, будто бы есть законный епископ в ветви иосифлян. Но где он? И такой ли он законный, каноничный? И Лазарь (Журбенко) с Вениамином (Русаленко) утверждают, что они - каноничные архиереи, хотя ради своего самочинства вышли из подчинения тех, какие их посвятили. Ну, а Рафаил Прокопьев объявил себя не только посланцем космоса, но и катакомбным митрополитом. Да и Валентин (Русанцов) возвел себя в митрополиты "Российской православной автономной церкви", несмотря на то, что два года над ним по уголовному делу шел гражданский суд и приговорил Русанцова на срок наказания за педофилию.
Где хотя бы этот епископ-иосифлянин? Почему в нынешних, относительно свободных условиях для религиозных сообществ он не идет на объединение с РПЦЗ(В), сохранившей и преемство, и верность Богу, Православию, и даже все русские традиции? Почему сей епископ со своей паствой (если вправду существует он и она) не вступает в борьбу против всеобщего отступления и против проводимой глобализации, установления "нового мирового порядка"? Одного прятания в катакомбах от ИНН недостаточно. Например, ИНН завтра отменят, а Россию и весь мир уже поставили на колени. Фигурально выражаясь, осталось накинуть петлю и выбить из-под ног подставку. Что для избавления от этого делается катакомбниками? Изречения в этом отношении еп. Игнатия (Брянчанинова) "не покусись" мало, к тому же, оно относится не ко времени свободы проповеди Евангелия, а к поре антихриста. Не оправдывает людей, о которых идет речь, и самоощущение: "Мы - истинные катакомбники".
Где и кем одобрено прятание истинно-православных при отсутствии гонений? А об обратном гласит завет Христа: "Итак, идите, научите все народы". И если кто-то скажет, что это не для последних времен, то Спаситель добавляет после приведенных слов: "И се, Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь" (Мф.28, 19,20).
Даже во времена антихриста не является грехом продолжать проповедь: ведь для всемирной проповеди за отсутствием проповедников посылаются пророки Илия и Енох. Казалось бы, там уже тем более некому проповедовать, но Господь находит, кому.
Исследуйте пророчества, хотя бы самое неприкровенное: Евангелие от Матфея главу 24, - и станет ясно, что после слов, предупреждающих о войнах и гладах, о страшных гонениях и ненависти всеми народами за имя Христово (что уже мы пережили), вдруг после окончания того периода: "претерпевший же до конца спасется", - следует иной период с иными условиями: "И проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам".
Этот отрезок времени теперь мы переживаем, а далее - пришествие антихриста, о каком Спаситель сказал: "И тогда придет конец". Так кем должно быть проповедано "сие Евангелие Царствия"? Дураками, какие не научились прятаться? А ведь по другим предсказаниям будет не только кратковременное торжество Православия, но и восстановление на Руси православной монархии. И за это должны бороться люди, к тому же русские, а не какие-то греки.
Думаю, что и катакомбникам не стоит обольщать себя, что единственно они являются благодатными. Если они не пойдут на соединение с Церковью действительных исповедников, то как бы не определил и их Бог в ряд с другими "прочими" раскольниками.
Церковь, хотя и уменьшилась количественно по смотрению Божию до размера РПЦЗ(В) и кучки старостильников, но является Единой, Святой (верной), Соборной и Апостольской! Однако приходит время, предсказанное пророчествами и святыми Отцами, когда Церковь возвеличится, Православие будет торжествовать во всем мире. Отщепенцев же ждет конец, описанный образно в Откровении ап. Иоанна Богослова в виде казни над великой блудницей в главах 17-18.
Казалось бы, здесь неясного нет. Но не нужно забывать слова ап. Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр. 5, 8). Не надо забывать и то, что у сатаны есть царство с его воинством, со своей слаженной системой управления, с непреклонной целенаправленностью в борьбе против Царства Божия - Христовой Церкви. К тому же, по непостижимому смотрению Божию, дьяволу, согласно предсказаний, в наше последнее время даны огромные возможности, дано творить "великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24).
+++
При таком попущении и при изощренности дьявольских хитростей не приходится удивляться растерянности людей, их запутанности в вероисповедности. На сии темы кишит масса разнотолков.
Часто можно слышать такое: и в Московской патриархии есть свои чудотворцы, есть мироточения, слезоточения и даже кровоточения икон, ощущается благодать Божия в храмах, особенно при крестных ходах. Действительно, есть. Но это все подается не чрез таинства, а как бы помимо церковной структуры МП для поддержания хотя бы этой шаткой веры, чтоб мир не докатился так быстро до полного осатанения. Есть мироточения и чудотворения в МП для поддержания веры и для подготовки к переходу в истинную Церковь. Были и старцы, будто бы прозорливые. Но они являлись как бы не совсем двора МП: находились в ее среде, но не одобряли сергианства, даже противились ему. А есть там и такие "старцы", какие у сатаны гораздо в большем почитании, чем великие волшебники. И помогает дьявол им своими "чудесами" поднимать авторитет в народе для большего обольщения, для взращивания гордыни их.
Хорошо помнится мне такая история. Я в конце семидесятых годов допустил мысль, что, возможно, есть в МП скрытые слуги Божии, так как мне самому пришлось с благословения своего наставника-чудотворца пребывать в МП, учиться в ее Московской семинарии и академии, чтоб во всеоружии бороться с сергианством изнутри. Я со многими тамошними "старцами" тогда уже был знаком и решил испытать еще одного, с каким еще не довелось столкнуться, - архимандрита Наума в Троице-Сергиевой лавре. Для этого я передал архимандриту первые наброски своей книги "Апокалипсис и наше время", и договорился с ним о встрече. При моем появлении он начал сразу:
- Виктор, зачем ты написал эту книгу? Ты ее сожги: она может нарушить мир в Церкви. Вот что пойми: тебе нужно рукоположиться в священники. Отец Дмитрий Дудко был в еще худшем положении, но теперь священник. Для этого поезжай на Лубянку, отыщи там Куроедова - председателя отдела по делам религий. Хотя он генерал КГБ, но нам-то что до этого? И сразу говори ему: я каюсь в том, что был противником советской власти! Запомни: если будешь слушаться советскую власть, будешь жить, а не будешь слушаться - тебя посадят . Я хотел было задать вопрос: "Отец Наум, а в каком случае я получу Божие спасение - когда буду жить или когда меня посадят?" Но я усиленно молил Бога, чтобы Он открыл мне чрез архим. Наума как можно ярче суть советского "старчества", и не вступил с ним в пререкания. Распрощался со "старцем" с тяжелым сердцем, сказав на прощанье: " Я подумаю ", - чтобы его не насторожить и не обидеть.
Наблюдаются, естественно, и религиозные вдохновения у молящихся в храмах МП. Но их источник могут точно определить только духоносные мужи. Опять же этих людей Господь готовит, укрепляя веру, к переходу в верную Богу Церковь. Но это происходит только там, где нет вблизи наших храмов. Другое дело происходит в церквах МП при наличии в ближайшей местности наших. К нам приходит все больше бывших сергиан и заявляют:
- В той церкви (МП) я не могу молиться. Мне тошно. Я службу не выстаиваю. А у вас так легко . Многие приходят к нам через откровения во снах, при том настолько недвусмысленных, что у человека не остается сомнений.
Итак, надо с полным основанием признать: в МП и указанных выше расколах благодати в таинствах нет и не может быть. Бог не поощритель отступничества. Но какое-то малое помилование несведующие в этом получают в храмах МП по другому каналу исхождения в мир благодати Святого Духа. Первый канал ведет через таинства в домостроительстве Сына Божия в силу Его заслуг в созидании Тела Христова - Его Церкви. Второй, сей другой канал проходит в домостроительстве Святого Духа, и направлен не только на Церковь, но на весь мир. Целью Его влияния на людей является приведение к вере, как уже упоминалось, сдерживание от скатывания в погибель и подготовка людей ко вхождению в истинную Церковь. И горе тем, какие по неверию остаются за стенами Церкви, борются против Нее, хотя и много молятся в храмах МП, - они равнодушны к голосу истины, за что получат себе осуждение.
+++
Еще насущный церковный вопрос: почему истинная Церковь - РПЦЗ(В) принимает мирян из МП и других расколов, крещенных там, всего лишь через покаяние, а не чрез перекрещивание? Отчего так же и переходящих к нам священников принимаем через хиротесию, а не через перерукоположение?
О правилах приема таких подробно разъясняет свят. Василий Великий в своем 1-м каноническом правиле. Здесь он согласно с древними отцами разделяет отступивших от Церкви на еретиков, раскольников и самочинные сборища. В целях церковной икономии, но не по причине признания наличия благодатности таинств у кого-то из них, святой советует некоторых мирян - при ненарушенности обряда таинства - принимать через покаяние и чрез миропомазание - и даже духовенство в сущем сане, чтоб "не воспятити спасаемых строгостию отлагательства". И далее: "Впрочем ведаю, яко братий Зоина и Саторнина, бывших в их обществе, мы приняли на кафедру Епископскую: почему соединенных с их обществом уже не можем отчуждати от Церкви, постановив, принятием епископов, как бы некое правило общения с ними".
В нашем положении, когда Русь идет к возрождению и Церковь - к торжеству, когда ожидается всенародное покаяние и массовый выход из Московской патриархии, мы не можем проявлять чрезмерных строгостей в приеме приходящих к нам. Но это не говорит о том, что мы признаем действительную благодатность их таинств, а только то, что имеем надежду на милость Божию, дарующую силу покаяния. Нужно бы перекрещивать приходящих мирян и перерукопологать или не принимать в сущем сане духовенство, но в силу церковной икономии приходится мирян принимать через покаяние, а духовенство - по рассмотрению: кого - в чине мирянина за неготовностью и кого - через хиротесию в сущем сане. Желательно приходящих мирян перепомазывать миром, потому как они в МП помазаны миром, "освященным" чекистом. Основную же строгость приема требуется применять в исследовании веры приходящих. Все, как и мы, должны иметь исповедническую направленность веры: на неслияние, даже не на терпимость к врагам и предателям Христовым, какими являются сергиане, экуменисты и раскольники.
Мистическое тело Христово - Церковь Его нужно воспринимать не как колхоз или производство, которые можно неосужденно покинуть, но как единственное пристанище вечного спасения, где наличествует Источник благобытия, где имеется единственная проходная на пути вечного совершенствования. Церковь - не бездушное гражданское общество, а Тело Христово, в Каком обитает Дух Святой, и потому каждый член Церкви, если он не скрытый сын погибели, должен быть ведомым и очищаемым Святым Духом. Об этом говорит ап. Павел: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. , 16).
Для того-то, чтобы быть храмом Божиим, чтобы иметь возможность " стяжать Благодать Духа Божия ", разумный человек старается сохранить во всем верность Богу, быть членом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а не стремиться за отщепенцами, с какими нет Бога.