Часть 3.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ СОГЛАСНО ПРОРОЧЕСТВАМ О НИХ
Глава 10.
ВОССТАНИЕ САТАНЫ ПРОТИВ ЦАРСТВА БОЖИЯ
Выше рассмотрены некоторые тайны бытия мира и будущих времён, но вопросов, волнующих людей, любящих истину, кажется, не убавилось. Ещё одну из тайн нам открывает 12-я глава Откровения и дополняют её ещё некоторые места Священного Писания. Здесь под видом таинственных образов «Жены, облеченной в солнце» и преследующего её «большого красного дракона», показана борьба злых сил во главе с сатаной против Церкви Христовой. Попутно здесь приоткрывается и вообще восстание сил зла против Царства Божия. Всё это показано образно, как обычно и бывает при освещении вещей, подчас недоступных для понимания многих. Спаситель в таких случаях часто излагал такие тайны в виде притчей.
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (12:1-2).
Это место истолковывает св. Андрей Кессарийский, опираясь в свою очередь на истолкование Свят. Мефодия Патарского: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для неё свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для неё звезды». «Таким образом, Церковь оделась солнцем правды – Христом». «Ибо законный свет ночного светила – луны – имеет под ногами и мирскую жизнь, подобно луне изменяющуюся» - Глава её увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей. «Итак, в каждом из нас рождается Христос; и поэтому Церковь повивает и болезнует, пока не вообразится в нас родившийся Христос, чтобы каждый, соединившись со Христом, соделался Христом» (Апокалипсис. Толков. Св.Андрея архиеп.Кессарийского, Киев. 2002 г.).
Современным нам языком это можно выразить так: Церковь облечена, как в солнце, благодатью и славой Христовой. Материальный же мир, в том числе и луна, стоит под её ногами. Она всегда рождает в муках Христа в лице святых Его последователей.
«И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя к Богу и престолу Его» (12:5).
Эти слова только дополняют прежде сказанное и толкуются Ап. Павлом так: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). Далее обрисовывается образ её злейшего врага – дьявола.
«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (12:3).
Сатана здесь выступает в полной своей «красе», имея все атрибуты будущего своего владычества, которое он будет иметь по низвержении на землю, т.е. когда воцарится по попущению Божию на земле в лице зверя, выходящего из моря. Значение этого уже изъяснено выше.
«Хвост его увлёк с неба третью часть звезд и поверг их на землю».
Это характеристика взята из его прошлого. Когда-то в прошлом он (хвост его) увлёк за собой в противление Богу и в погибель треть ангелов, которых в данном тексте символизируют звезды.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:7-9).
Об этом низвержении упоминает также в своем Послании Ап. Иуда: «Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6).
О войне на небе и низвержении сатаны с полчищами его здесь обсказано более определённо, чем в иных местах Священного Писания. Добавочно эту картину обрисовывает преп. Нил Мироточивый: «Денница, дерзнув восхитить подобие (видимо, славы) Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нём выше трона Божия. Как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались Ангелы. Не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим», не предвари он сказать сих слов, утвердивших единомышленных с ним, - единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес: единому Богу то известно» (Посмерт. Вещан. Преп. Нила Мироточивого). Из этого описания мы знаем о восстании дьявола, о войне на небе, о низвержении его «на землю». Но как это конкретно происходило мы, конечно же, представить себе не в силах. Даже низвержение на землю нам непонятно, т.к. в этом видна грубая материализация духовного, но и это поясняет опять же этот чудный Святой: «Падшие духи, свергшись с неба, одни остановились на высотах (надземных), другие в воздухе, третьи в водах, прочие же вместе с Денницей – в земле (т.е. в безднах её)… Пребывающие же вне ада (т.е. на поверхности земли, в водах, воздухе и на высотах), называются пронырами, ибо они и на верх восходят, и на низ опускаются, (т.е. восходящих в добродетелях преследуют, павшим же соделывают явное зло). Восхождение бесов на верх, означает следующее: как только душа праведника начнет восходить (к совершенству), шествовать путем Господним, тот час устремляются за ней и коварные проныры – дьяволы, чтоб запнуть душу праведника и низвергнуть вниз, в ад» (там же).
Из этого ясно, что низвержение «на землю» имеет духовный смысл, а не пространственно-материальный. Примерно в таком же смысле следует понимать и дальнейшие слова о низвержении сатаны: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и нощь. Итак, веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему осталось времени» (Отк. 12:10,12).
Сатана низвергнут! Но когда? Из текста ясно, что воевали против него Архангел Михаил и Ангелы его, и бесы не устояли, низвержены. Но сколько продолжалась война? Ведь низвержение есть следствие победы в конце войны. Спаситель говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Окончательному низвержению ЕГО ПОСЛУЖИЛО воплощение Сына Божия и Его бескомпромиссный путь. Спаситель отверг все обольщения сатаны во время искушения в пустыне, Он не дал повода сатане для его торжества никаким деянием. Наоборот, Он своей постоянной готовностью к самопожертвованию низвергал его всё ниже. Наконец искупительный подвиг окончательно поверг его. Но что-то ещё давало ему возможность продолжать клевету на небе. Наконец, последовало его полное низвержение, совпавшее с сошествием на землю «в сильной ярости». Дальнейшая победа усвояется людям Божиим, ибо сказано: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (12:11).
Последование Христу через исполнение Его завета: «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), послужило оканчательному низложению клеветника: его клевета больше не имела серьезного значения. Попущение сойти на землю его полчищам пришло в исполнение в 1917 году, но, думается, тогда сатане ещё не было дано явиться людям, и он управлял своим царством из преисподней. В последние же дни ему будет дана возможность явиться, войти в злейшего человека – антихриста, и управлять миром три с половиной года. Но в этой последней брани люди во главе со Христом явятся победителями. В последний момент явился Ангел, «взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну» (Отк. 20:2). Но это будет в последний день, а пока сатана ещё преследует Церковь в образе «жены».
«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола».
Мужеский пол здесь указан для того, чтобы подчеркнуть, что все истинные последователи Христовы являются мужественными, как и Он Сам. Этим подчеркивается то, что Церковь является воинствующей, хотя оружием своим имеет терпение, слово свидетельства своего и самоотверженность.
«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (12:14).
Что означают два крыла большого орла, определённо сказать трудно, но понятно только то, что Церкви обещается большая помощь и защита от Бога на пути её следования в особые потаённые места, где она будет сохраняться в течение всего срока царствования антихриста. По пророческой речи Христа Спасителя этот момент отмечен словами: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся во Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15-16). Это же определение Божие означено в 11-ой главе Откровения повелением Ап. Иоанну измерить храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем, а внешний двор храма исключить, «ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца». И ещё это время названо в 3-ой главе годиной искушения, «которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» и от которой Господь обещает сохранить свою Церковь.
«И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (12:15-16).
Под водой, подобной реке, можно понимать гонения, производимые драконом посредством своих слуг, от которых народные массы подобно тому, как земля поглощает воду, должны скрыть в недрах своих Церковь, уходящую в потаённые места. По всей видимости Церковь не будет скрыта в одном месте целиком, но сохранится группами и по-одиночке. Места, в которых Господь сокроет её, сатане не будут известны, т.к. здесь говорится о невозможности Ея погибели.
«И рассвирипел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (12:17).
Здесь «прочими от семени» жены, скорее всего, названы те, которые не сподобились быть сокрытыми в пустыне за отсутвием ревности или решимости. Это разного рода раскольники, даже еретичествующие католики и протестанты, но «имеющие свидетельство» Христово, т.е. не пожелавшие войти в экуменическую «церковь» антихриста. К ним-то в основном и обращается Господь: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отрворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20). Этим показывается, что сатана будет прилагать все усилия, чтобы искоренить в мире верность Господу Иисусу Христу в любом её проявлении и в любой среде. Однако и милость Божия не оставляет мир.
По рассмотрении этого рассказа о борьбе сатаны против Ангелов и далее – против Церкви Христовой нужно обратить внимание на то, что здесь не отмечается роль Христа Спасителя, как возглавителя святых сил в этой войне. Этому посвящены другие места Священного Писания и, в частности, Откровения Ап. Иоанна. Как уже упоминалось ранее при изъяснении вскрытия первой печати, Тайнозритель видит всадника на белом коне, Который вышел «как победоносный, и чтобы победить» (6:2). Он вышел на сражение, даже на последний бой с силами зла, который происходит в последние времена. «Всадник» есть Иисус Христос Сын Божий, и здесь Он выходит как Предводитель святых сил: «дан Ему венец». С этого началась последняя брань. В 19-ой главе Откровения красочно отмечен и конец этого последнего сражения, где опять же является всадник на белом коне.
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (19:11.13-14).
Как отличается свет от тьмы, добро от зла, также имеют глубокую противоположность белое и красное. Красным цветом везде в Писании отмечены дьявольские силы, и наоборот белым – святые. Предводителем святых сил здесь со времен воплощения Сына Божия, или как здесь помечено: Слова Божия, является уже не Архистратиг Михаил, возглавивший Ангельские силы в войне против сил сатанинских, а Сам Господь Иисус Христос.
Но что есть эта война? Многие и теперь после сошествия на землю дракона, находящегося в сильной ярости, стараются держаться благочестивого подвижничества, используют аскетический опыт преподобных отцов прежних веков (4-5), или другими словами: путь возрастания в уподоблении Богу без опытного знания зла. Однако в мир вошло зло, и первой добродетелью стала борьба с ним. Тем более со времени сошествия на землю большого красного дракона в 1917 году о благополучном пребывании и делании верным Богу пришлось забыть. Наши священномученники и мученики не хотели идти на компромисс со злом и избирали тюремные лагеря вместо ковриков для молитвы, купленных ценой компромисса со злом и ложью. Десятки миллионов умирали без возможности спокойно помолиться перед смертью. Вот и теперь продолжают многие делать упор на подвижничестве, в то время, как Отчизна порабощается злом, апостасия достигает cвоей полноты, а Церковь уменьшилась до единиц верных.
Борьба со злом не есть выступление с пулеметами. Истинные воины в подражание Военоначальнику Христу обогряют свою одежду своей кровью. Их оружие слово свидетельства, обличение лжи, слёзы о погибающем мире и связанные со всем этим великие скорби. Потому и пишется далее:
«Имя Ему Слово Божие» - преимущественное пред другими именами.
«Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы»Б.шЮ. Он имеет не в руках меч, неся насильственую смерть, но меч исходит из уст. Тем более о времени антихриста сказано: БшЮ«Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечём убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых» (13:10).
Зло может быть побеждено любовью, самопожертвованием и терпением. Зло, насилие, ложь вызывают ответное зло, хотя в мерах пресечения зла при защите своих ближних, своей Отчизны не исключается и применение насильственных мер.
О предводительстве Самого Сына Божия Иисуса Христа в последней борьбе святых сил со злом есть хорошо освещающее место в Писании Ветхого Завета. Этому посвящен 109-й псалом Давида. Этот мессианский псалом цитировал Сам Спаситель и Ап. Павел. В нём приоткрывается завеса тайны сущности борьбы и особенно её Возглавителя. Спаситель на посрамление совопросников фарисеев говорит: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Пс.109.1). Итак, если Давид называет Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф. 22:42- 46).
Из приведенного Спасителем 1-го стиха этого псалма можно видеть, что уже в ветхозаветные времена говорилось о Боге Отце и Его Сыне, особенно это ясно из последующих стихов. Далее говорится о врагах Сына, которых обещает Бог Отец положить в подножие ног Его. Кто эти враги? Это не бесы и не язычники времен царства Израильского. Из дальнейшего повествования видно, что это враги, восставшие в будущем по Его воплощении в плоть человеческую.
«Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» (Пс. 109:2-3).
Народ в течение тысячелетий уже подготовлен для принятия Сына Божия, и вот посылается от Бога Отца с Сиона жезл силы, однако вместо того, чтоб сказать: господствуй над побежденными, говорится: «господствуй среди врагов Твоих». Воплощение на дает полной победы. Враги остаются, предводительствуемые дьяволом. Борьба продолжается до предусмотренного конца.
«Из чрева прежде денницы подобно росе рождение твое».
Эти слова не являются дословным переводом древнего текста. Но суть как бы пересказ. Гораздо ближе является перевод 70 толковников, приводимый в славянской Библии, где отсутствуют привнесенные слова «подобно росе рождение», изменяющие смысл до обратного. Славянский текст звучит уже по иному: «Из чрева прежде денницы родих тя» (109:3).
Из этих слов видно, что денницей назван сатана до его падения как и пророк Исаия его называет: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14:12). В словах «из чрева… родих Тя» видим, что Сын Божий имеет рождение от Отца, а не сотворен, как предводитель темных сил сатана. Словами же «прежде денницы» отмечено то, что рождение Сына Божия имеет огромную давность, какую можно только представить себе человеку, т.к. вечность человеку понять вообще невозможно. Ведь не сказано: «прежде ангелов», которые могли быть сотворены незадолго до творения человека, но «прежде денницы»: взята самая отдаленная точка отсчёта. Он самый «старый» из всех упоминаемых в Писании Ангелов. Он же являлся и самым совершенным. Пророк Иезекииль пишет о нём в пророчестве о царе Тирском: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты…Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то…Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого» (Иез. 28:12,14,16). Из этих данных следует логическое заключение: самый совершенный взят как точка отсчёта, он самый старый, и это уже говорит о том, что совершенство достигается многими годами, возможно миллиардолетиями, что опровергает креационстскую точку зрения.
И этот совершенный и «старый» сделался отцом лжи и зла, и предводителем всех злых сил. Ради его низвержения и освобождения рода человеческого из рабства ему, потребовалось воплощение Сына Божию, Его искупительный подвиг и борьба до полного низвержения сатаны.
«Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4). Здесь говорится о том, что Глава святых сил Господь Иисус Христос имеет помазание – посвящение в священство без посредников – пророков, т.е. непосредственно от Самого Бога, как эта таинственная личность – Мелхиседек, который «был священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18). К тому же это на вечные времена. И далее следуют слова полного благоволения Бога Отца с обещанием всяческого содействия в будущей Его борьбе, особенно в последние времена.
«Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; Совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной» (Пс. 109:6).
«Сокрушит голову» как это созвучно со словами «сотрёт голову змия». И дальнейшие слова как бы повторяются в Откровении: «И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце, и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Отк. 19:17-18). Так показан конец борьбы, конец некогда одерживавших победы и попиравших вселенную. В этой борьбе Сын Божий имеет не только поддержку Бога Отца, но и содействие Святого Духа. Это видится в последнем стихе этого псалма.
«Из потока на пути будет пить, и потому вознесёт главу» (109:7).
Истолкование этих, казалось бы, не относящихся по смыслу к предыдущему тексту слов делает Сам Спаситель Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). И в том, и в другом случае под потоком или реками воды разумеется изобилие Благодати Святого Духа. Следовательно Возглавитель святых сил Господь наш Иисус Христос в последней войне с сатанинскими силами будет пользоваться неограниченной поддержкой Бога Отца и Святого Духа.
Здесь, по рассмотрении некоторых тайн бытия, перед каждым мыслящим человеком встаёт ещё больше вопросов. И надо сказать, что важнейшими и труднейшими из них являются следующие:
1. Почему Бог попустил «змею» искусить Еву и через неё Адама до размножения, только что благословленного им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»? В результате их грехопадения все их потомки были уже необратимо повреждены в своем естестве: рождались сразу самолюбивыми, гордыми, лукавыми и злыми. Всеведущий Господь знал о таких последствиях и мог бы попустить сатане искусить их, хотя бы до их размножения. В этом случае при непременном искушении вследствие поднявшейся во всей вселенной революции сатаны должно было бы, как и в Ангельском мире, произойти разделение на верных Богу и на пошедших за дьяволом. Тогда бы образовалась одна цивилизация святых, а другая – злых. Тогда бы не потребовалось Сыну Божию воплощаться и претерпевать крестные страдания за род человеческий. Следовательно за этим попущением искусить первых людей стоит какой-то сверхблагой замысел Божий.
2. Не понятна нам также цель попущения сойти на землю сатане и совершить ужаснейший переворот в христианском мире, в частности, в России в 1917 году. Многие, особенно рисующиеся сверхблагочестивыми, отвечают однозначно: «За грехи наши». Но ведь Россия была «Святой Русью», т.е. никак не грешнее Китая, протестантского Запада и Америки. Здесь можно вспомнить, что Российская Церковь в течение полувека засилия зла дала миллионы святых мучеников. Но и тут не в одном этом заключается цель попущения.
3. И самым основным вопросом является вопрос о смысле попущения воцарения на всей земле сатане в лице антихриста. Ведь Господь Иисус Христос ещё за две тысячи лет до этого говорил: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»(Мф. 24:21). Зная об этом столь давно Всемилостивый Бог без сверхблагой цели не попустил бы совершиться этому.
На эти вопросы уже приходилось отвечать в прежних публикациях, однако в книге, посвящённой раскрытию таких тайн, оставить эти вопросы без тщательного исследования будет неоправданно.
В предшествующем разговоре о борьбе святых сил со злом мы приблизились к концу, после которого должен быть Страшный Суд, перед которым предстанут все добрые и злые люди, а также все бесы. «Председательствует» на нем Сам Бог Отец, как пишет об этом Ап. Иоанн: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им место. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Отк. 20:11-12).
Всё это понятно. Но к чему отнести слова Спасителя: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… И дал ему влась производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:22,27). Следовательно, судить мир будет Сам Спаситель, но опять же не как Сын Божий, а как Сын Человеческий. И Ап. Павел озадачивает словами:«Разве не знаете, что святые будут судить мир?… Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:2,3).
Данные слова можно понимать так: Бог Сам как бы не хочет судить свои творения, будучи нетварного естества и оставаясь как бы надмирным Наблюдателем. Хотя последнее решение, естественно, остаётся за волей Бога Отца. Но всё же почему Он отдает суд Сыну, из-за того, что Он есть Сын Человеческий? Здесь видится незаписанное в Писании, но разумеющееся оправдание подсудимых бесовских сил, протестующих против суда Божию. Оно звучит приблизительно так: «Хорошо Тебе судить … Ты совершенный Бог, а мы ничтожные Твои твари. Это не суд, а избиение младенца». Таких слов, конечно, нет в Писании, но есть указания на клевету дьявола: «Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12:10). Из всего объёма его клеветы, наверное, и этот элемент не был упущен. Это несколько проясняет преп. Нил Мироточивый: «Злые духи оклеветывают во всём судьбы и заветы Божии, дабы из зависти не дать людям унаследовать то место, которое они утеряли, и дабы явить себя правыми, Бога же неправым, а выполнение заповедей Его, якобы невозможным» (Посмерт. Вещания).
Следовательно, если бесы протестуют «судьбам» и «заветам» Божиим, отвергают суд Бога Отца, объявляя его расправой сильного над слабым, а так же и суд Сына Божия, как Бога, то их протесты против Сына Человеческого не имеют даже видимости правоты: Он выступает в данном случае Сам как творение.
Да и что такое суд? Если рассматривать суд как нахождение истины в среде спорящих, ведущих тяжбу, то это есть борьба противоположностей, в данном случае – участие во всевселенской войне. Казалось бы слова «суд» и «борьба» не являются синонимами, но в духовном многогранном плане они вполне совмещаются и являются разными названиями одного и того же явления.
Сын Человеческий Господь Иисус Христос уже осудил дьявола и одновременно победил его своим рождением в образе простого человека, своим жизненным подвигом в положении обездоленного, своим стоянием в верности воле Отца, Истине и, наконец, своей крестной смертью и воскресением.
Это одновременно и суд и борьба.
По причине нашей ограниченности у нас понятие суда ассоциируется с процессом раследования гражданским судом, но в данном случае под судом разумеется длительный духовный многосторонний процесс, вмещающий в себя прохождение всего жизненного пути человека, человечества, а ещё далее – всего тварного мира. И под словом борьба или война мы опять подразумеваем столкновение с оружием, танками и пушками, или ещё в более современном виде – с атомными бомбами. В духовном плане борьба имеет то же содержание, что и суд. Это опять же прохождение жизненого пути, служение благу, стояние в истине и в верности Богу в противоборстве с силами зла, чем и производится победа над ними и суд.
Но в чём же заключается, в частности, суд человека над темными силами? Надо сразу сказать, что под этим разумеется последнее окончательное обвинение бесовского мира, опровергающее все его лживые клеветнические доводы, всю его клевету на судьбы и заветы Божии. Бесовская ложь должна быть опровергнута правдой людей Божиих, их отступление от Бога – верностью Творцу представителей человечества. Вопрос заключается только в том: почему этот жребий выпал человеку, а не Ангелам. Конечно, приговор им вынесен может быть только Богом, но в роли истца, обвинителя в последнем суде выходит человек. Ангелы это произвели в процессе борьбы с бесовским миром своим стоянием в верности Богу, но это не окончательный суд. Дьявол и тут находит массу «аргументов» самооправдания и оклеветывания Ангелов. К примеру хотя бы взять эпизод с искушением им многострадального Иова. «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (Иов. 1:9 -11). Тем-то и победил Иов сатану и осудил его, что оставшись верным Богу в тягчайших испытаниях и даже, муках, доказал его неправоту.
Так же оклеветывал сатана и Ангелов, возможно указывая на то, что победа их имеет причиной помощь Божию, благословлённое Богом возрастание из силы в силу в отличие от бесов, лишенных этого, или вернее лишившихся этого по причине отпадения от Источника жизни.
Следовательно требовался такой обличитель и обвинитель этого вселенского клеветника, который не имеет никаких преимуществ, полученных от Бога. Для этого-то обличения Бог творит человека, попускает дьяволу искусить его до размножения, после чего все поколения рода человеческого по проискам сатаны становятся духовными уродами, в отличие от бесов, обладавших до падения всеми благами и достоинствами. Возможно дьявол, искусив первых людей, торжествовал малую победу, не ведая того, что готовил себе главного обвинителя. Действительно все поколения Адама стали рождаться, поврежденными первородным грехом: лукавыми и злыми и самолюбами. Уже первый отпрыск Каин в злобе убивает своего брата Авеля.
Но человечество через это сподабливается быть единственным избранником в своем роде и во всей вселенной. Ради него воплощается Сын Божий, проливает кровь и тем через установленное таинство Причащения соединяет со Своей плотью естество человеческое, чего не сподобились больше никакие твари. Честь несказанная, но и жребий тяжелейший. На долю человека выпала самая острая, самая скорбная борьба.
Схематично, мысленно можно представить себе такую картину: вот «Великий белый престол и Сидящего на нем… мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом». Собраны также все бесы для суда над ними. И будут поставлены пред ними «обличители» их – все Святые, впереди которых последние исповедники. И скажет Господь, обратившись к бесам и земным врагам Божиим: «вот вы говорили, что Мои заповеди неисполнимы, а вот они исполнили. Говорили, что своим верным Ангелам и святым людям Я помогал, и потому они победили. А вот этим последним не было такой помощи; им не дано было даже дара чудотворения, и они сохранили верность Творцу в ужаснейших условиях, будучи сами младенцами, да ещё с поврежденным естеством, по проискам отца вашего дьявола. Вы же обладали всеми достоинствами и могуществом, были окружены немыслимыми для них благами, и явились неблагодарными самолюбами, восставшими против Творца и Хозяина жизни. Поэтому кроме вас самих никто не виновен в вашей погибели».
После такого обличения клеветать в своё оправдание бесы уже не смогут. К тому же их противники – люди Божии уже выработали в этой борьбе способность к непоколебимому стоянию в верности Богу, так что бесам больше некого обольщать своей «правотой». Теперь каждый должен получить своё. Явится новое небо и новая земля.
Теперь нелишне взглянуть на суд с другой стороны. Не является ли он ещё и последним призывом к покаянию? Нужно представить своему взору бесчисленную армию падших, а некогда совершенных могущественных духов, особенно их предводителя бывшего Денницу. Ап. Иуда, говоря о том, что есть безумцы, ругающие высокие власти, приводит в пример образец порядочности: «Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). В этих словах ярко показано, что дьявол когда-то стоял выше архистратигов, и был начальством над ними. А ведь имя Михаил переводится с еврейского языка как «кто как Бог». Ниже стоят ещё девять ступеней и каждая из них имеет различие примерно такое, как ангельская от нашей. Даже о нашей человеческой второй ступени сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Так вот, одна треть совершеннейших творений пошла в сторону вечной погибели. Не стоит ли пожалеть и их? Некогда Бог укорил пророка Иону за немилость к жителям города Ниневии, явленную отказом привести их к спасительному покаянию. Он сказал: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множества скота» (Ион. 4:11). Поэтому миссию страданий человечества можно определять не только как обличение на суде отпавших, но и как последний призыв к покаянию. А вот найдется ли хоть один из них раскаявшийся, знает только Бог один.