Часть 3.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ СОГЛАСНО ПРОРОЧЕСТВАМ О НИХ
Глава 9.
ЦЕРКОВЬ И БЛУДНИЦА ПО ПЕРВЫМ ГЛАВАМ «ОТКРОВЕНИЯ»
Из всего вышеизложенного отчетливо вырисовывается образ «изменницы» - Московской патриархии. Но во всем сказанном не отмечен момент ее зарождения и путь её возрастания. Этому посвящены 2-я и 3-я главы, образно показывающие духовное состояние Церкви последних времен, с разделением на семь периодов-обращений к Ангелам Семи Асийских церквей.
Обычно Истолкователи Апокалипсиса относили содержание этих глав почему-то не к предсказаниям, а к описанию современных Апостолу явлений и духовного состояния в указанных церквах. Но тогда невозможно понять, какая необходимость помещать рассказ о современности в книгу пророчеств, да еще и представлять его в образном освещении.
К тому же Апостол не стал бы писать о какой-то конкретной церкви, к примеру, такие убийственные слова: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти » (Отк. 3:1).
Другие толкователи почему-то растягивают эти две пророческие главы на весь христианский период, хотя по содержанию их видно, что они относятся, как и весь Апокалипсис, только к последним временам, более того, эти главы являются основными в пророчестве, так как здесь освещается положение дел в церкви во все последние времена по периодам. И надо сказать, что эти периоды приурочены к появлению и росту блудницы.
1. В обращении к Ангелу Ефесской церкви отмечен момент, предшествующий последним временам, точно также как и в случае со вскрытием печатей, когда первая печать относилась к предыстории. Так и Спаситель начинает пророческую речь с «начала болезней», предшествующих последнему времени.
В данном обращении ни слова не говорится о гонении на Церковь, так как явно период процветания веры еще продолжается. Здесь многое поощряется: труд и терпение, разоблачение лжеапостолов и нетерпение развратных. Но есть и страшное порицание: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (2:4-5). Здесь явно говорится об обмирщлении Церкви, за что Господь обещает «сдвинуть светильник», т.е. поставить в худшие, и быть может, невыносимые условия, так как такое поведение вызывает гнев Божий. Так было прежде с иными церквами, к примеру, с Византийской, когда за такое же обмирщвление было попущено нашествие турок.
«Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и я ненавижу» (2:6).
Николаиты - еретики времен Апостола, которые учили о необходимости соблюдать ветхозаветные установления и о необязательности хранить верность Богу вплоть до мученичества: разрешали приверженцам есть идоложертвенное и приносить жертву иным богам по необходимости. Короче: они ставили основную добродетель - верность Богу, исповедничество ни во что. Основателем этой секты был Николай Антиохиец - один из семи перводиаконов и из 70 апостолов. Это опять же, напоминает всем людям о том, что есть определенный сорт людей, которые не способны идти ко спасению, но в любом случае избирают путь погибели. Самые яркие примеры: Дан - один из сынов Иакова-Израиля, Иуда Искариот - «сын погибели» и Николай - один из 70 апостолов и 7 перводиаконов.
Здесь Николаиты приводятся как приверженцы компромисса с враждебными силами и учениями. Перед революцией Российской Церкви пришлось уже бороться с этим злом: некоторые иерархи попали под запрет за революционные выступления. Петербургские религиозно-философские собрания под председательством еп. Сергия (Страгородскаго), будущего основателя «блудницы» - советской церкви МП, были запрещены за свою революционную направленность. Этот запрет в Откровении отмечен как добродетель: «Ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (2:2). Под лжеапостолами нужно разуметь ересеархов и лжеучителей, с которыми успешно боролась Православная Церковь. Спаситель так же предупреждает о том, что в момент предшествующий последним временам «многие придут под именем Моим» (Мф. 24:4).
Но «светильник» все же был сдвинут с места его. В мир сошел большой красный дракон. Совершилась страшная революция, поставившая Церковь в ужасное положение.
2. Если в обращении к Ангелу первой церкви не сказано ни слова о гонениях на Церковь, то в обращении к следующей церкви они стоят в центре повествования.
«Вот, дьявол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (2:10).
«Скорбь дней десять» - малый срок, но, однако, конец его -смерть. Во времена св. Патриарха Тихона (+1925) действительно дьявол руками жидо-большевиков отправил тысячи иерархов и монахов в темницы, где они терпели до смерти. Многие были расстреляны: митр. Владимир Киевский, митр. Вениамин Петроградский и др. Об этих временах точнее не скажешь, как светильник сдвинут с места своего.
«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (2:9).
Действительно во времена патр. Тихона в 1922 г. такое сборище образовалось. В мае Патриарх был взят в заключение, и власть в Церкви захватили пять священников-революционеров, потом к ним примкнули революционеры-архиереи (еп. Антонин (Грановский), Митр. Сергий (Страгородский) и др.), которые потрясли Церковь до оснований, создав левый раскол, получивший название «обновленческого». Обновленцы выдавали себя за «Иудеев», т.е. за настоящих христиан, хотя в действительности были чадами сатаны. «Злословили», и еще как: Св. Патр. Тихона объявили на своем сборище низложенным и низведенным до мирянина, «гражданина Белавина»; обливали грязью монашество и церковные устои, и пропагандировали свою ложь на весь мир, добившись того, что другие патриархаты осуждали патр. Тихона, а их считали законными наследниками Православной Российской Церкви. И всё же не им было дано стать «женой», упоенной кровью святых, а более совершенным в антихристианстве: митр. Сергию (Страгородскому) и его сообщникам Церкви этой (времен Патр. Тихона) совсем нет порицаний.
З. «3наю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (2:13).
Священномученик Антипа пострадал в Пергаме в 92 г., Откровение же написано, как считается, на 20 с лишним лет раньше. И, даже если здесь разумеется именно он, то это нужно считать прообразом, так как пророчество относится к последним временам и, следовательно, здесь разумеется святой, подобный Антипе. Похоже, им является Св. Патр. Тихон.
Престол сатаны в это время действительно был поставлен в Москве - на «мощах» зверя из моря - Ленина. В это время все противящиеся сатане были побеждены, и дьявол воцарился основательно и прочно. Это время, похоже, является временем правления митр. Петра (Крутицкого).
Этой церкви следует также порицание: «Есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (2: 14).
«Учение Валаама» по смыслу данного текста это действия таких людей, которые вошли в соглашение с властями и подают последним совет, как ввести в неверность Богу членов Церкви. Это похоже говорится о создание властями в Церкви своей агентуры, которая выискивает пути разрушения Ея в угоду властям. И действительно, по архивным данным открывается, что уже с 1921 года власти стали вербовать таких агентов в церковной среде. Хотя трудно судить, это ли событие разумеется здесь под «учением Валаама».
«Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (2:15). Об учении исторических Николаитов известно мало, однако ясно то, что они были сторонниками компромисса с властями и были, как и все еретичествующие, выдумщиками и модернизаторами, подобными обновленцам нашего времени. Еще во времена Патр. Тихона многие из них вернулись в Церковь с покаянием, и были приняты в сущем сане. Хотя они и вернулись, но революционных взглядов своих не оставили; не проявив себя в правление митр. Петра, они, однако, были подобны мине замедленного действия: являлись только «держащимися учения Валаама», и «держащимися учения Николаитов». Таким был в это время митр. Сергий (Страгородский), которого по возвращении из обновленчества почему-то Св. Патр. Тихон оставил в сущем сане. Местоблюститель Патриаршего Престола Митр. Петр, управлявший Церковью после Патр. Тихона, пошел еще дальше: в своем завещании, определяя своих преемников - заместителей Местоблюстителя в случае своего ареста или смерти, он первым указал имя сего Сергия, в чем в последствии ему пришлось раскаиваться.
4. «И ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий... Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя». (Отк. 2:18-20).
Это поощрение относится еще ко всей Церкви, претерпевавшей в тридцатые годы самые страшные гонения, почему в вину всем еще не ставилась предательская позиция руководства. Но митр. Сергий с кучкой единомышленников, захвативший власть в Церкви и пошедший на соединение с богоборческим режимом, отмечен далее уже образом «блудницы» - Иезавели.
«Ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (2:20-21).
О темных силах, проникающих в Церковь, здесь говорится уже не как о проводниках ложных учений, но как о господствующих в Церкви. В образе Иезавели здесь проступают уже черты подлинной «блудницы». Действия ее мало чем отличаются от действий Валаама и Николаитов - она также учит неверности, только лжеучители теперь заняли центральное, господствующее положение. Так фактически и произошло после захвата власти в Церкви митр. Сергием и издания им предательской «Декларации» в 1927 году. Истинная Церковь отказалась следовать за ним на соединение с большевизмом, отвергла эту «Декларацию» и вступила с отступником в борьбу. Но уже в тридцатые годы все верное Богу духовенство было распределено по тюрьмам и лагерям, а оставшиеся в живых ушли в подполье - в катакомбы. Сохранились невредимыми верные члены Церкви заграницей, так как туда не дотянулась рука врагов и предателей Христовых. Пошедшим же на соединение с богоборцами предателям обещается страшное наказание, подобное указанному при снятии шестой печати в виде землетрясения по молитве убиенных за Слово Божие:
«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2: 22-23).
Многие истолкователи затрудняются в объяснении этого текста, однако наиболее вероятно, что здесь разумеется война, попущенная Богом в наказание и повергшая «на одр в великую скорбь» и Сергиевский аппарат, бежавший из Москвы в г. Ульяновск, где скрывался два года, и царствующего «зверя» - «любодействующего» с «блудницей». И дети ее, т.е. последователи также в большом множестве получили смерть. Каждый получил долю скорбей за предательство свое, или во искупление грехов других. Но «блудница» еще включает в себя малое число верных Богу, которые пока не удалились из нее. Поэтому заграничные и катакомбные чада Церкви всё ещё считают себя едиными с теми, кто страждет в лоне народившейся «блудницы», не находя себе руководителей. Им вместе с заграничными и катакомбниками повелевает Господь:
«Вам же и прочим в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени, только то, что имеете, держите, пока приду». (2:24-25).
5. В обращении к следующей (Сардийской), послевоенной церкви выносится уже страшный приговор за превращение в законченную «блудницу»: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (3:1-2). Далее, однако, следует призыв к покаянию. Здесь нужно обратить особое внимание на то, что, если эти предсказания не относить к указанным периодам последнего времени, то становится совершенно непонятно:
1. Кому выносится такой страшный приговор, и кто может снести его?
2. Здесь совсем отсутствует объяснение того, за что вынесен такой страшный приговор.
Слова: «вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» отсылают нас к прежним обращениям, которые повелевали не держать у себя учителей неверности: Николаитов и Валаамитов, не попускать жене Иезавели совращать народы. Эти призывы не были выполнены, так же и предыдущее обращение: «То, что имеете, держите, пока приду», - не было исполнено. Фактически катились к полной мертвости и докатились - стали законченной «блудницей». В этот период среди духовенства этой церкви находятся только тщательно проверенные на верность «зверю», многие, особенно из высших, дают подписку доносить друг на друга в органы госбезопасности, а оставшиеся в живых миряне стали активными строителями социализма. Ко всему прочему блудница в 1961 году вступила в экуменическое движение, пошла на соединение не только с врагами Божиими, но уже со всеми анафематствованными Церковью еретиками и иноверцами, готовя религию антихристу.
Но еще не последовал призыв: «Выйди от нее, народ Мой», ибо далее пишется: «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих , и будут ходить со Мной в белых одеждах , ибо достойны» (3:4).
Хорошее толкование на 2-5 обращения к Ангелам этих церквей делает Л. Тихомиров, хотя почему-то свою периодизацию распространяет на всё христианское время. Здесь он описывает и путь жизни «блудницы»: «Появление элемента «любодейного» замечается довольно рано. В эпоху Пергамскую и Фиатирскую голос Божий уже упрекает церкви в том, что они попускают присутствие в себе этой заразы. Она далеко не захватила церковного организма, не налагает на него своей печати, но она имеется, и это допущение измены Богу, как Валаам и Валак научали изменять ему, допущение Иезавели пророчицы составляет большой грех. В Сардийскую же эпоху грех вообще чрезвычайно усилился, и это, конечно, должно способствовать появлению измены Богу… Духовное настроение как бы всё больше раздвояется на два русла. С одной стороны, Сардийская эпоха, по существу уже мертвенна, конечно, создаёт материал для Лаодикийской церкви, которая породит «жену любодейную». Но рядом с этим все, которых Христос в Сардийскую эпоху зовёт к покаянию и которые ещё носят «белые одежды», - они своим духовным порывом дадут начало Филадельфийской церкви. В эпоху жены любодейной эти избранники, конечно, услышат голос Божий: «выйди от неё, народ Мой» (Отк.18,3)…Из этого можно заключить, что Филадельфийская церковь сольётся непосредственно с чистой невестой Агнца» (Л.Тихомиров (+ 1923). Религиозно-философские основы истории, М. 2000г. стр. 568). И вот, наконец, последовал призыв к этому выходу:
6. «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: ... Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее» (3:8).
Это звучит так же, как: «Выйди от нее, народ Мой», ибо теперь открыта дверь. При ином истолковании слова об открытии двери совсем неуместны и непонятны. Эти слова относятся именно к тем «нескольким» из предыдущего обращения. И на них-то теперь обрушиваются нападки «лжеиудеев», и опять со-вне, ибо они отделились.
«Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (3:8-9).
Господь обещает укротить лжехристиан - «блудницу», да так, что она не только прекратит упиваться кровью свидетелей Иисусовых, но из неё выйдут многие и с повинной придут в Церковь. Такое, по-видимому, может произойти только по осуждении ее Всеправославным, или хотя бы Всероссийским (Всезарубежным) Собором с участием всех частей Российской Православной Церкви, сохранившей верность Богу (не Сергианской и не экуменических). Может это произойти и в виде раскола внутри блудницы по мере вразумления многих её членов.
И этому-то, имеющему «мало силы» остатку от «жены», уходящей в пустыню, Господь обещает защиту от антихриста: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (3:10-11).
7. По обращению к последней - Лаодикийской церкви ясно видно, что это официальная церковь в империи антихриста. Эта церковь довольно многолюдная, по-видимому, за счет экуменического соединения, но это всего лишь «прочие» от семени Церкви, или «внешний двор» храма, т.е. выходцы из среды ее, но не Церковь в полном смысле. Церковь в то время уже пребывает в «пустыне», а это огромное объединение будет попираться антихристом.
Несмотря на то, что эта церковь будет многолюдной и внешне процветающей, коль похваляется: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», - она будет жалкой внутренне: «не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (3:17).
Пороки этой церкви будут внутри ее: полное обмирщение, отсутствие исповеднического духа ревности и верности Богу. Она будет иметь "широту взглядов", позволяющую брататься и даже соединяться с разными религиозными конфессиями, с раскольничьими и еретическими направлениями и даже с новой «космической» антихристовой религией, за что и будет лишена Благодати Христовой. Это и есть мерзость запустения. «Ты ни холоден, ни горяч - если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (3:16). Извергнутость же из уст Божиих и есть безблагодатность - мерзость запустения. Горячесть в данном случае - исповедническая ревность по истине, по славе имени Божия, а холодность - терпеливое стояние в верности Богу. В Московской лже-патриархии эти добродетели считаются уделом сектантов, а экуменическая церковь антихриста объявит, похоже, их ересью. И хотя к приходу антихриста блудница - Московская патриархия будет разгромлена, но церковь антихриста всё же является детищем ее.
Церковь истинная ушла в катакомбы; официальная церковь служит воплощению лжи и зла, и безблагодатна, но ведь в ней могут быть еще ищущие спасения, ведь в этом никому не отказано будет до самого конца. Так вот, далее Господь обращается уже не к церквам, а к отдельным личностям: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (3:20). Во время царствования антихриста действительно будет тяжело открыть сердце Богу, - ведь антихрист будет властвовать и над чувствами, да и верить нельзя будет абсолютно никому: будет разгул всяческой изощренной лжи с демонстрацией множества чудес от лукавого, будет вестись тяжелейшая борьба за выживание, так что и глаза некогда будет поднять к небу. В беззакониях и жестокости будет как бы соревнование, и не проявляющие этого будут высмеиваться и даже преследоваться; в моду войдет гордостная похвальба, своей приверженностью учению антихриста, служением ему. Поэтому сказано: всякий, призвавший имя Господне, спасется. Это время иначе и не назовешь как «концом»...
И блажен тот, кто удостоится чрез верность Богу еще в наше время услышать: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле».