ПИСЬМА МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО)
ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ РАСКОЛЬНИКОВ
Дорогой отец Иосиф!
Ваш призыв мне приехать в Америку все равно, что взять руками луну: мне вот до Белграда часто бывает не на что доехать. А кроме того через неделю мне исполняется 69 лет. Вот Вы пишете что Платон состарился, а я ведь старше его. Теперь в С. Ш. А. есть три новых энергичных и идейных епископа: Иоасаф в Канаде, Тихон в Сан-Франциско и Феодосий в Детройте. Правящий Арх. Аполлинарий купил в Нью Йорке новое здание и устроил там церковь. А еп. Адам действительно полный нигилист, как и Платон.
Русское духовенство такой сброд... что будучи пересажено на новое место, всегда начинает со скандалов.
Посылаю Вам свою брошюру. Не унывайте: уныние есть грех, а помощь Божия всегда к нам близка: о ней нужно просить неустанно. Да и не оставит Вас она никогда.
8-21 марта 1932
+ + +
Достолюбезный Батюшка отец Иосиф!
Раза 4 я прочитал Ваше большое письмо от 4 апр., долго думал и едва ли удовлетворю Вас своим ответом. Откровенно говоря я считаю названых Вами иерархов чуждыми благодати и подлежащими низвержению из св. сана, а то и просто на просто отлучению от Православной Церкви, в которую они не веруют. То что Вы мне предлагаете физически невозможно. Никто мне на дорогу прогонов не даст, да и приезд мой к этим нигилистам в духовной одежде, т. е. к Платону, Кедровскому и т. п. останется совершенно безрезультатным, ибо о спасении души никто из них и думать не желает, да и в существование души не веруют.
Другое это простой народ; но архиереи нигилисты их достаточно развратили в религиозном отношении, что и из поездки ничего не может выйти.
Ваша ревность об истинной вере конечно достойна всякой похвалы и даже удивления, но строить новую Церковь из сознательных апостатов это все равно, что склеивать вновь разбитый на черепки фаянсовый горшок: прочности в нем не будет, да не только прочности, но и временной спайки. Такой практики Церковь никогда не знала, чтобы из отколовшихся разного рода еретиков создавать единую истинную Церковь, а излечить их можно только через то, чтобы как в Авиньенском пленении пап всех их отлучить от Православной Церкви и предложить воссоединиться с Ней третьим, или даже вторым чином, а на такой чин, т. е. покаяние и миропомазание, я не могу взирать на расхождение в вере, как на личную только ссору: тут вопрос идет об окончательном лишении благодати, которое не может восполниться любезностями.
Вашу ревность о св. вере я приветствую, но достигнуть в Америку не могу физически.
4-17 мая 1932