Митрополит Виталий (Устинов)
ОБ ОСТАНКАХ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
Владыко святый, мы хотели бы вас спросить о святынях храма преп. Иова Многострадального в Бельгии. Говорят, что часть святынь — это частица мощей св. царственных мучеников, которые в свое время удалось вывезти следователю Н. А. Соколову. Так ли это?
По моей памяти там был мизинец, который приписывали царице. Потом еще какие-то маленькие части, но все было замуровано в стены храма. Так что все это не находится на престоле, к ним нельзя приложиться. Все это замуровали, когда основывали храм. Есть царские иконы и вещи, но самые мощи, которые были (их было чрезвычайно мало) — все было замуровано. Мы не можем ломать стены и что-то искать. Это невозможная вещь! Я присутствовал на освящении храма. Сначала эти мощи были в Брюсселе, в маленькой домашней церкви, но мы их держали в тайне, потому что еще живы были родственники Романовых, которые могли бы их потребовать.
А когда все умерли и не стало уже законного прямого наследника Престола [Митр. Виталий не признавал т.н. «легитимизма» Кирилловичей – ред. эсх.], тогда мы эти мощи замуровали в стены храма.
Владыко святый, мы хотели бы спросить о Вашем отношении к «екатеринбургским останкам». Нас пытаются убедить, что это останки Царской Семьи.
Я бы сказал, что этот вопрос принадлежит исключительно Церкви Христовой. И Церковь Христова ждет того времени, когда Господу будет угодно явить нам эти мощи. Как Он явил нам, скажем, Артемия Веркольского. Это был юноша, который пас коров, и молния его убила. И простые мужички подумали, что за большие грехи молния убила его по воле Божией. Как наказание. И тут же его закопали, там, где он был убит. И вот прошли годы, и вдруг все видят ночью большое сияние вокруг того места. Старики начинают вспоминать, что это место, где был закопан труп этого юноши. Обратились к местному архиерею, он сам это увидел. Увидел этот свет, как столп стоящий над этим местом. А на другой день собрал все свое духовенство и пошли процессией духовной, с хоругвями, крестами, в облачении, пошли на то место, раскопали. И нашли нетленные мощи этого юноши. А прошли ведь десятки лет с тех пор.
Вот то, чего мы ожидаем сейчас. Думаю, Господь нам явит эти мощи чудесным образом. Я думаю, над всей Сибирью будут сотни таких пламенных столпов, к небу идущих, от мощей русских мучеников. Безымянных, неизвестных, которые погибли в лагерях, закопаны просто в общей могиле. И будет торжество, настоящее торжество Православия на Руси. Вот что я думаю.
Этого мы ждем. А от светских властей и тем более от бывших полицейских советских мы не ожидаем никаких открытий. Это почти что граничит с кощунством. Мы отпевали мучеников заочно в храме-памятнике в Брюсселе, потом прославили их, молимся им и ждем, что Господь нам чудесным образом явит их мощи. Мы будем так верить. Мы только от Господа ожидаем этого, и больше ни от кого.
А вся эта возня, простите, что говорю это слово, которая уже чуть ли не двадцать лет продолжается, это просто голову морочат нам, вот и все. Совершенно недостойно верить в такие басни. Вот мое слово.
Еще один факт — свидетельство св. праведного о. Иоанна Кронштадтскаго, которому было видение: правда, люди, которые «очень твердо стоят на двух ногах на земле», в такие вещи не верят. Но мы верим. Явился царь и сказал: «Не ищите моих останков!» (см. «Сонное откровение протоиерея Иоанна Кронштадтского» в книге «Поездка в Саров» Москва 1993 г. — ред.). Вот что сказал царь о. Иоанну Кронштадтскому. Для нас, верующих, это факт очень серьезный. Но не для людей, которые делают экспертизы с лупами, еще не знаю с чем, с этими научными и псевдонаучными теориями. Наука говорит, что совершенно точно можно определить труп — женщины или мужчины. Возраст можно определить точно. Но точно сказать, что это — труп Марии, этот — Николая, а этот — Анастасии — этого сказать невозможно. Это говорит научная экспертиза.
Источник: Православная Русь. №3, 1998. С.11; Радонеж. М. №1, 1998.