Митрополит Виталий (Устинов)
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1997 г.
Христос Воскресе!
Возлюбленные чада Русской Православной Зарубежной Церкви в рассеянии и на просторах российских сущие.
Пасха Христова всегда утешала нас и утешит волнами благодати Божией, снисходящей из широко отверстых врат Царствия Небесного. Все ее почувствуют, ко всем и к каждому она придет и осенит его лик чистой радостью, как икону — лампада. Никого не минет, никого не обойдет — постящегося и не постящегося, молящегося и даже не молящегося. Каждого коснется. Одного так наполнит сверх края душу, что он не будет знать, где он — на небе или на земле, только Бог будет знать, дерзновенно перефразируя апостола Павла; а другого тихо коснется, как бы нежным крылом, чуть-чуть, но от такого прикосновения, от головы до ног пройдет радостным трепетом Божия пасхальная благодать, и он проснется и откроются его духовные очи к свету новой жизни и он этого никогда уже больше не забудет всю свою жизнь.
Так что мы уже не будем вам повторять ежегодные пасхальные благожелания. Лучше помолчим и мы, и вы. Так часто бывает, что в таком пасхальном молчании больше силы и смысла, чем в звуках наших немощных слов. Тут вспоминаются слова акафиста Божией Матери: «Радуйся молчания просящих веро».
Воистину «Воскресе Христос!» — слышится ваш священный ответ». Простым ухом его не услышать, по вся тварь одушевленная и неодушевленная им трепещет, и солнце им играет, и несется он через поля, леса, тундру, джунгли, пустыни и моря, чтобы всю вселенную заключить им. Вот она, наша чудная и чудесная Пасха!
Только что я с вами радостно похристосовался, но, однако, наша архипастырская совесть и долг принуждает нас снова прибегнуть к слову, к увещаниям, поучениям и предупреждениям. Пред нашими очами внезапно, нежданно, негаданно, стало таинственное откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова — Апокалипсис. Он казался нам очень долго отдаленным веками пророчеством, которое когда-то непременно сбудется. Но, вот, вдруг, он стал не только у дверей нашей современной жизни, но антихристовым острым, леденящим сквозняком продул грозно через нашу земную планету. Что же есть сам по себе Апокалипсис? Согласно святым отцам, толкователям сей священной книги, Апокалипсис есть книга последних лет земной истории Церкви Христовой. В ней указана неразрывная связь судьбы Церкви с судьбой всей земли, всего человеческого рода и всего космоса. Это значит, что единственная причина, почему еще существует земля и все дела на ней, — это пребывание на ней истинной Церкви Христовой. Какова же в наши дни ее участь? Ей, Церкви Христовой, тесно. Она большинству неугодна; ее еле-еле терпят, над ней смеются, ее поносят, т.к. уничтожить ее не удалось и не удастся. И так, теперь, все темные силы стремятся в нее втиснуться и как термиты выесть ее изнутри, оставив от нее одну пустую оболочку. Зло смеется нам в лицо! А мы беспечно гонимся за тенью земных благ, за своей мнимой хорошей славой, лишь бы никто нас не беспокоил, не нарушал темп нашей комфортабельной жизни. Но на нас придет, и непременно придет, великое искушение. Нас поставят на лезвие ножа жизни. Никто никуда не спрячется, ни в какую щель; каждого найдут и поставят пред фатально трагическим вопросом: или с «нами», или со Христом? Может быть, даже так и не скажут, боясь спугнуть незадачливого христианина, а просто спросят: с «нами» ли ты? Что же нам делать? Во-первых, понять в какое грозное, ответственное время мы живем. Затем, поставить себя в рамки молитвенной дисциплины: молиться утром и вечером. Молиться Иисусовой молитвой где и когда только можно. Чаще причащаться в истинной Церкви, а не в «церкви скорлупы выеденного яйца». Никого тогда не спасут никакие дипломы докторов богословия, ни знание клироса, ни сан архиерейский или священнический, никакой чин. Спасет душу человеческую только личная, сердечная любовь к нашему Спасителю, Господу Иисусу Христу и верность Ему даже до смерти. Не Господь ли Сам пророчески сказал: «Сын человеческий пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18, 8), и одновременно Господь обетовал несокрушимость Церкви Своей до самого конца мира сего. А это значит, что ко Второму пришествию, Церковь Христова будет умалена до крайности; останутся один или два храма, в которых будут преподавать истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. В остальных храмах останется лишь одна пустая скорлупа, совне очень украшенная но пустая. Блюдите как опасно ходите, «дние лукави суть» (Еф. 5, 16); «Ей гряди Господи Иисусе!» (Откр. 22,20).
И все-таки, несмотря на всю кромешную антихристову тьму и ужас, до последней земной Пасхи Христовой, будет по всей вселенной звучать:
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Аминь.
Пасха, 1997 г.
Источник: Православная Русь. №7. 1997. стр. 1,2,15.