Преподобный Варсонофий Оптинский
БЕСЕДА 12 АВГУСТА 1912 г.
(О разумности и умеренности в деле спасения)
Давно, когда я был еще в миру, то читал такую повесть: один царь из окна своего великолепного дворца увидел несчастного карлика и, сжалившись над ним, велел слугам привести его. Те позвали карлика и, подведя к высокой мраморной лестнице, ведущей в царские палаты, велели ему подниматься наверх. Карлик прошел одну ступеньку, другую, но на третьей остановился и сел спиной к лестнице, не желая идти дальше. «Вот, – говорил он обиженно, – рассказывали мне, что там у царя великолепные покои, мягкие кровати, обильные яства, а что выходит на деле? Иди по этому твердому камню, карабкайся со ступеньки на ступеньку... Нет, уже ни за что не пойду, что там ни говорите». И не пошел. Вы, пожалуй, склонны осуждать этого карлика. Ведь если он продолжал идти, то непременно дошел бы до царя, и тот наградил бы его по своей милости, а может быть, и совсем оставил бы во дворце, но карлик, по своему великому неразумению, лишился всего этого. Но не спешите осуждать его: этот карлик изображает нас, грешников.
Действительно, всех Небесный Царь зовет к Себе во дворец, в Царствие Небесное, всем, без исключения, обещает покой и радость, но мы по нерадению часто отказывается идти, не хотим перенести жестокости ступенек. Вошел человек на эту лестницу, ведущую к царю, т.е. вступил на правый путь, и уже прошел одну-две ступеньки, но враг, сильно завидующий людям, начинает искушать его: «Ну, и куда ты идешь? Неужели думаешь когда-нибудь достигнуть дворца? Путь очень долгий, ты его все равно не выдержишь, лучше сойди вниз». А вот другой искусительный голос говорит: «Оставь труды твои! Никакого дворца и царства нет, нет и Царя, это ведь одна иллюзия!» Сначала человек ужаснется такой диавольской мысли, но часто случается, что потом и поверит... «Я был верующим, – говорят часто, – постился, молился, а теперь все это оставил, так как это сущие пустяки». А враг внушает: «То-то, продолжай так».
Но, положим, человек не поддался искусительной мысли, что будто Бога нет, он верует в Господа, – тогда враг искушает иным образом. «Отдохни, – говорит он, – ты устал. Ну, если не хочешь сойти с лестницы вниз, то, по крайней мере, посиди на ступеньках. Отдых необходим». Правда, отдых не только для тела, но и для души, но какой отдых? Духовный, т.е. чтение Слова Божия, Жития святых и т.д. А враг внушает: «Сходи в театр, пьеса идет нравственная, прекрасная музыка; все это тебя развлечет». Действительно, пошел человек в театр и вынес, как ему кажется, хорошее впечатление.
Потом враг соблазнит пойти в гости, хотя там часто бывают безбожники, но что до этого? И в гости пошел, а там опять попалась афиша одного театрального представления и опять пошел в театр, да и вернулся к прежней плотской жизни, которую уже, было, оставил. Нет, такой отдых незаконен. Повторяю: – отдых нужен, и люди не только все молились. И в молитве должно быть рассуждение. Только отдых святых был безгрешен и позволял им после него с новыми силами приняться за подвиги. В Александрии жили две девицы: Марина и Кира, святою жизнью. Не довольствуясь этим, они продали всю свое имение и ушли в пустынное место, где устроили себе пещеру и подвизались 49 дней в безмолвии и на 50-й день выходили к людям для беседы и для того, чтобы поделиться с приходившими своей духовной премудростью.
Вот видите, святые не оставались все в подвиге, чтобы не надорваться.
Однажды св. апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:
– Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?
Апостол ответил:
– Ты охотник, кажется, у тебя лук и стрелы, если перетянуть лук, что сделается с ним?
– Он оборвется, – был ответ.
– Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.
Надо все делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму.
Я знал одного человека, который взялся слишком горячо за дело своего спасения. Наложил на себя особенный пост, каждый день клал безчисленное количество поклонов, но все ему казалось мало. Желая высших подвигов, он принялся за чтение аскетических книг, прочел Добротолюбие, затем Библию, пытался вникнуть в смысл пророчеств и сошел с ума. А если бы он действовал с рассуждением, то, конечно, спасся бы. Библию читать без руководителя опасно, так как в пророчествах заключен таинственный смысл, понятный очень немногим. Да и Добротолюбие описывает иную жизнь, чем в миру, и мирской человек, читая его, видит, какая громадная разница между жизнью обыкновенной и той, про которую там говорится. Жаль, что у людей часто бывают крайности. Или уж совсем удалиться хотят от Бога, – знать Его не хотят, или берутся слишком горячо, не рассчитав своих сил, и обрываются. Надо же идти шаг за шагом, осмотрительно и постоять, молясь умеренно, а также проверяя себя, открывая все духовнику. Так постепенно, отрываясь от всего мирского, достигнем мы Горнего Иерусалима.
Без руководителя трудно спастись. И, как говорится, можно, но только осторожно. Многие с горячностью пошли по пути спасения, а затем, не выдержав, отказались. Например, Толстой хорошо начал, но кончил плохо. Лермонтов тоже искал Бога, но хотел сразу найти Его, ждал только восторгов, а медленности пути и жестокости ступенек не хотел перенести, оборвался и погиб навеки.
Все знают рассказ про Евангельского юношу. Подходит он ко Христу и спрашивает, как ему наследовать жизнь вечную? Господь отвечает, делай то-то и то-то. «Все это я исполнил», – говорит юноша. «А если хочешь быть совершенным, – возражает Христос, – продай свое имение и раздай все нищим». Эта заповедь Христа имеет глубокое значение. Имение, которое необходимо раздать, – это все то, что получили мы от мира. Его нужно взять от сердца, раздать, чтобы там не было ничего мирского, а был лишь один Христос. Убедительно прошу вас прошу вас хранить свое сердце, пусть оно все принадлежит Господу, не допускайте туда никого, кроме духовного отца, да разве еще друга о Господе.
Есть имение, которое и не нужно раздавать. Известный доктор и всесторонне образованный профессор Пирогов обладал обширной ученостью, пользовал его во славу Божию. Когда его спрашивали, как он может совместить исполнение своих обрядов и постановлений Православной Церкви со своей огромной практикой, он отвечал:
– Господь помогает мне, так как знания свои я употребляю во славу Господа моего Иисуса Христа.
От такого богатства, т.е. знаний и отказываться не надо.
В самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал к нам в скит один молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.
– Кладите по 30 поклонов в день и хватит с вас, – сказал батюшка.
– Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, – возразил пришедший, – я клал в миру по 1000 поклонов.
– Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, – заметил строго Старец, – кладите по 30 поклонов за послушание и довольно.
Выйдя от батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему Старец.
Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к о.Амвросию.
– Ну, что скажете? – спросил батюшка.
– Да, я хочу поговорить относительно данного мне вами правила: я не могу.
– А какое я вам дал правило? – спросил о. Амвросий. – (Батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).
– Класть по 30 поклонов.
– Ах, да, помню, вам мало?
– Нет, батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по 30 поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Я удивляюсь, как это раньше я с легкость клал по 1000 поклонов, а теперь и 30 не могу.
– А потому, что вам помогал враг.
– Как, враг помогал молиться?
– Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали, считали всех погибшими, а только себя спасенным.
– Да, батюшка, мне казалось, что большинство людей погибнут, а я благодарил Бога за свое спасение.
– Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно!
Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными.
Слава Богу, все вы вступили на путь спасения и, я думаю, не раскаиваетесь, что вступили и пошли за Христом. Некоторые едут на лето в Финляндию, Ирландию, Лозанну и другие «анны», а вы приехали в св. обитель к преподобному Сергию Радонежскому, поселились в ласточкиных гнездышках и отдохнули телом, а, может быть, и душою. Если я буду жив, то и в следующую весну приезжайте сюда, а я с обычной любовью приму вас. Не сходите со спасительного пути, держитесь за Христа. В книге Апокалипсис Св. Иоанна Богослова Христос говорит: Се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20).
Великий Князь Константин Константинович под впечатлением этих стихов написал прекрасное стихотворение:
Из Апокалипсиса.
Стучася, у двери твоей Я стою.
Впусти меня в келью свою!
Кто глас Мой услышит, кто дверь отопрет,
К себе кто Меня призовет, –
К тому Я войду и того возлюблю,
И вечерю с ним разделю.
Ты слаб, изнемог, ты в труде и борьбе,
Я силы прибавлю тебе.
Ты плачешь – последние слезы с очей
Сотру Я рукою Моей.
И буду в печали тебя утешать.
И сяду с тобой вечерять...
Стучася, у двери твоей Я стою,
Впусти Меня в келью свою!..
Стучися в наше сердце, благодать Божия, милующая и спасающая грешников, лишь бы они не отвратились от Господа, шли на этот благодатный призыв. Откликайтесь же на зов Господень не чувственным образом, но всем строем вашей жизни. Исполняйте заповеди Христовы, а они не тяжки: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30), – сказал Господь. Откликайтесь на призыв Христа и, пожив с Ним здесь, на земле, вы достигнете затем вечного незаходимого света в Царствии Отца Небесного. Мир вам! Аминь.