Преподобный Варсонофий Оптинский
БЕСЕДА 26 ИЮЛЯ 1911 г.
(О смирении)
Случается иной раз, что тогда, когда душа томится в таком охлаждении, таком безвкусии ко всему духовному, враг нападает сильнее, воздвигая дурные помыслы, срамные движения и прельстительные сновидения. Цель у него та, чтобы вдавшись в отчаяние от чувства оставления Богом, человек опустил руки и склонился на что-либо страстное, ибо после сего ему легко увлечь его опять в водоворот греховной жизни. Зная сие, стой твердо. Пусть бушуют волны греховные окрест сердца, но пока есть у тебя нехотение греха и желание пребывать верным Богу, кораблик твой цел.
Благодать Божия отняла у тебя свои утешения, но она близ есть и назирает и не оставит тебя без помощи, пока произволение твое стоит на стороне добра, стой же твердо, воодушевляясь уверенностью, что буря эта скоро пройдет, а вместе с нею прекратится и сухость твоя. Верь, что сие попущено тебе на добро тебе, ибо претерпев это время искушения, выйдешь из него с большим узнанием своей немощи, с большим смирением и с большей уверенностью во всегда готовой тебе помощи Божией (См. Преп. Никодим Святогорец. «Невидимая брань» Ч.2. Гл.7).
Такое состояние, о котором здесь говорится, переживает каждая христианская душа, ищущая спасения. Конечно, тяжело переживать это «безвкусие к духовному», чувства полного оставления Богом, сильные нападки врага, но Господь все обращает нам во благо. Необходимо только желать спасения, жаждать его, и Христос никогда нас не оставит. Жаждущий спасения, конечно, будет по силе исполнять заповеди Господни. Правда, и это не легко, так как придется бороться с греховной нашей плотью, влекущей нас ко злу. Святой Апостол Павел – величайший праведник, и тот жалутся на трудность борьбы: Не еже бо хощу доброе, творю; но еже не хощу злое, сие содеваю (Римл. 7, 19). Как же устоять против нападений вражеских? Как непреткновенно идти по пути ко спасению?
Представьте себе человека, идущего в город и заблудившегося в пути. Страшно ему. Один он ночью в чаще лесной. Вдали слышится вой волков, близь шум несущегося потока, в который он едва не упал, там острые камни, там гора, а за нею пропасть. Опасности подстерегают на каждом шагу, и человек чувствует себя совсем беспомощным. Но вдруг сверкнул огонек, и перед заблудившимся путником появляется лесной сторож. Чувствует путник теперь, что спасен. Сторож берет его за руку и фонарем указывает путь. Ему знакома каждая тропинка в лесу. Он предупреждает путника об опасности. «Осторожно, – говорит сторож, – здесь пропасть», – или: «правее, там камни», и т.п. И путник, следуя его указаниям, благополучно выбирается из леса и достигает города... Город это – Царствие Небесное, лес – земная жизнь наша, а сторож – Старец. Руководствуясь его указаниям, можно легко достичь Горнего Иерусалима.
Святая Церковь, как мать, заботится о нашем спасении и дает нам к тому все средства, следовательно, как важно, как необходимо исполнять все церковные постановления. Враг сильно нападает на человека, желая отвлечь от исполнения заповедей. Церковь заповедует ходить в храм неопустительно каждый воскресный день и в праздник. Враг же соблазняет, внушая: «Зачем же ходить так часто?» Впрочем, он делает уступку, говоря: «Ну хоть в большой праздник пойти, это можно, а зачем же каждое воскресенье? Это совершенно лишнее!» И так во всем. Хорошо, если человек не слушает внушений вражеских.
Святая Церковь учит нас, прежде всего, смирению. Мне вспоминается образ схимника Бориса, как образец смирения. Я был тогда послушником и часто приходил к нему. Любил он меня, недостойного. Был он из простых, но имел высокую душу. Батюшка о. Амвросий облек его в тайную схиму. Отец Борис меня не стеснялся, и я видел его в схимнической одежде. Часто указывая на херувимов и серафимов, изображенных на ней, он говорил:
– Посмотри, у меня на груди изображение серафимов. Для чего это? Чтобы подражать им. А что я – одна мразь. Строго взыщет Господь и за одежду, если кто носит ее без внимания. Осудит и меня Господь, только и имею я одно оправдание, что не сам я просил высшего ангельского чина, а принял его за послушание к о. Амвросию.
Удивительная была кончина святого Старца. В Великом посту он захворал и был положен в монастырскую больницу, где сильно страдал, но безропотно переносил болезнь. Я часто навещал его. Но вот настала Страстная неделя. Службы церковные, дела – совсем некогда было, и я, прощаясь с о Борисом, сказал ему, что приду только на второй день Пасхи. Он сначала хотел возразить, а затем, соглашаясь, сказал: «Хорошо, приди поглядеть на меня». Наступила Пасха. На второй день я отправился в больницу и узнаю, что о. Борис причастился, соборовался и только что скончался. Я подошел к его постели. Лицо его было исполнено неземного величия и сияло, как у ангела. Долго грустил я о его кончине и вдруг вижу во сне, будто нахожусь в храме, людей нет никого, и только посреди храма гроб, а в нем о. Борис лежит живой.
– О. Борис, да вы ведь умерли, как же вы живы?
– Жив Господь, жива душа моя! – был ответ.
Я проснулся с радостным чувством.
В самый день кончины о. Бориса одна Шамординская монахиня высокой жизни, но слывшая в монастыре за помешанную, идя к утрени, сподобилась такого видения: по направлению Оптиной она увидела младенца необычной красоты, возносимого ангелами. Она сообщила о своем видении, но никто не обратил внимания на ее слова. И в тот же день пришло в Шамордино известие о смерти о. Бориса.
Итак, смирение было главною чертою схимника Бориса, главнейшею его добродетелью, и за смирение Господь превознес его. Все величайшие праведники считали себя первыми из грешников. Как, например, Иоанн Златоуст и другие. Это сознание у них было совершенно искренне, так как помнили они, что «ин суд человеческий и ин суд Божий».
Был один подвижник, который достиг такой высоты, что звери ему повиновались. Он, например, из рук кормил леопардов. Но умирал этот подвижник с великим страхом. И неизвестно, как воздал ему Господь. Все мы стремимся достигнуть Царствия Небесного, но какое оно будет, мы не знаем. Знаем только из Св. Писания, что ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Рай духовен и чист, но некоторые видели его чувственным образом. Например, инок Феодот, послушник одного монастыря, видел рай в виде великолепного сада. Я, грешный, сподобился однажды видеть рай во сне. Один раз в виде города необычайной красоты, другой раз в виде дивного храма, и в храме этом шло пасхальное богослужение, и особенно запечатлелись мне слова канона: “Совершен речеся” (Тропарь 4-й песни Пасхального канона). Служил наш казанский диакон, чему я очень удивился. Многих я потом расспрашивал, но сначала ничего не мог добиться, много было у него недоброжелателей, и только впоследствии узнал, что это был великий подвижник Божий, отличавшийся необычайным смирением. Познакомился я с ним, но о сне своем я не рассказал ему, боясь, чтобы как-нибудь не возникло в душе его горделивое чувство, – ведь и для праведника возможно падение.
У нас в Скиту был такой случай: однажды о. Анатолий, бывший впоследствии начальником скита, идя по монастырскому кладбищу, вдруг увидел два светлых луча, идущих из какой-то келлии. Он пошел по направлению света и заглянул в окно келии, где жил о.Антоний (Преп. Оптинский старец схиигумен Антоний (Путилов; 1795-1865)), увидел, что этот последний стоит на коленях с воздетыми руками, а из рук его исходят как бы солнечные лучи. Пораженный о. Анатолий рассказал об этом о. Амвросию, а батюшка строго запретил ему говорит про это о. Антонию. «Может быть, он и сам этого не знает», – заметил Старец. ...Смиренным... Господь дает благодать (1 Петр. 5, 5;) – говорит слово Божие.
Один хорошо мне знакомый и уважаемый священник рассказывал, что один его прихожанин постоянно видит пресуществление Святых Даров за литургией. Это простой казак преклонных лет, ведущий чистую жизнь и отличающийся необыкновенным смирением. В первый раз, стоя в алтаре, он сподобился этого великого и страшного видения так: раздувал он кадило и вдруг показалось ему, что блеснула яркая молния и упала в чашу. Затем из чаши поднялся пламень и начал ходить по престолу. Когда священник взял чашу в руки для причащения, то его окружил пламень со всех сторон, а затем этот же пламень оросил всех молящихся. Казак изменился в лице, видя, что священник принимает внутрь себя пламень. После обедни он все рассказал священнику и с этого дня каждый раз, когда бывает литургия, сподобляется сего видения. Когда я был у этого священника, то казак этот пришел – его звали Василием Степановичем. Батюшка познакомил меня с ним. Он пересказал о своем видении и заметил: «Страшно мне. Веду я нерадивую жизнь, первый из грешников, а Господь сподобляет меня великого дара такого. Какой же ответ придется дать мне пред Господом?» Мы не видим пресуществления Святых Даров чувственно, но твердо веруем, что оно происходит. Чувственного видения Господь сподобляет немногих Своих избранников, но сердечными очами мы все должны созерцать это таинство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), – говорит Св. Писание. Необходимо в душе носить Господа, чувствовать Его Святейшее присутствие сердцем своим, – видеть же чудеса для многих из нас неполезно.
Будем же всецело предавать себя Святой Его воле.
Аминь.
Источник: Преподобный Варсонофий Оптинский. "Беседы, келейные записки, духовные стихотворения...". 2009. Стр. 153-158.