Архиепископ Аверкий (Таушев)

СЛОВО В ХРАМЕ-ПАМЯТНИКЕ
СВЯТОМУ ИОАННУ КРОНШТАДТСКОМУ

Святой Праведный Иоанн Кронштадский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«И видев ю Господь, милосердова о ней и рече ей: не плачи».

Мы слышали это, возлюбленные о Господе братия и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении о том, как Господь Иисус Христос сжалился, умилосердился над несчастной вдовой, которая потеряла своего единственного сына – свою опору в жизни, и воскресил его из мертвых.

«Не плачи!» – сказал Он ей.

Достознаменательны слова эти, братия и сестры! Ибо плач сроднился с нами, людьми, со времени грехопадения ваших прародителей. И ни в чем мы в жизни так не нуждаемся, как в утешении. Плач Адама перед закрывшимися вратами рая – от этого плача Адама и все мы, рождаясь в этот суетный тленный мир, встречаем первый день нашего рождения плачем, как никакое другое живое существо. И в течении всей своей жизни, сколько приходится каждому из нас плакать. Поистине, плач есть ничто такое, что неразрывно связано с нашей земной жизнью. И не плачут только те, которые слишком уж ожесточились своим сердцем, у которых сердце настолько огрубело, окаменело, что сделалось уже не способным к плачу.

«В мире скорбни будете», так предупреждал Господь Иисус Христос Своих учеников, уходя из этого мира, на последней прощальной Тайной Вечери.

А Апостолы Христовы, проповедуя евангельское учение, неоднократно повторяли это своим последователям. «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие».

«Плач» и «скорбь» – вот, братия и сестры, наш удел на земле, и поэтому глубоко неразумно, противно учению Слова Божия, поступают те, которые желают видеть в этой земной жизни только одну утеху, только одни наслаждения и удовольствия. Таковых ожидает еще больший, безысходный, безутешный плач, как в нынешней временной земной жизни, так особенно там, где будет «вечный плач и скрежет зубов», по предречению Самого Господа.

Но мы не можем только плакать. Мы нуждаемся и в каком то, хотя бы временном облегчении от скорбей. Мы ищем утешения.

И вот Господь Иисус Христос на Тайной Вечери, утешая Своих учеников, сказал, что «иного Утешителя пошлет Он им – Духа Истины», Который «пребудет с ними во век и наставит их на всякую Истину».

Этот Утешитель – Дух Святый и сошел на учеников в Великий День Пятидесятницы, и с тех пор Дух Святый-Утешитель пребывает в Истинной Церкви. Благодать Святого Духа-Утешителя преподается каждому истинно верующему в Истинной Церкви через молитву, через таинства церковные в особенности. Вот единственное верное наше утешение в этой временной, суетной, тленной земной жизни – Дух Святый – Утешитель. А Дух Святый – там, где Истинная Церковь. Значит, в Церкви Христовой, в Истинной Церкви Христовой мы и должны искать для себя утешение.

Носителями благодати Духа Святаго-Утешителя являются истинные пастыри Истинной Церкви Христовой.

Пастырское служение есть служение, подобное служению Христа Спасителя, о котором Евангелие говорит, что Он, видя народ блуждающий, как овцы, не имеющие пастыря, «милосердова о них». И всюду в Евангелии мы видим это обнаружение милосердия, сострадательной любви Христовой ко всем страждущим людям, которых Он утешал, которых Он исцелял от болезней, которых Он воскрешал иногда из мертвых.

И долг каждого истинного пастыря подражать Христу – Пастыреначальнику. Но увы, не всем это дано в полной мере. Не все способны на это. Но мы знаем одного, нашего великого пастыря – утешителя всех скорбящих и страждущих, жившего почти в наше время. Еще живы люди, которые лично его знали, которые его помнят, которые удостоились его пастырского благословения, которые испытали на себе всю благодатную силу его чудодейственных молитв, которые были исцелены им.

Этот величайший пастырь нашего времени – всероссийский пастырь святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, чью память в сегодняшний день мы с вами празднуем в этом храме, который является Храмом-Памятником, посвященным ему, и при котором существует особая организация, носящая название: «Благотворительный Фонд имени Святого Праведного Отца нашего Иоанна Кронштадтского Чудотворца».

Эта организация ставит себе целью благотворить всем нуждающимся именем нашего великого незабвенного пастыря.

Каково было его служение?

Его служение было сплошным принесением себя в жертву во имя помощи всем людям, которые нуждались в утешении, которые скорбели, которые страдали и душевными и телесными болезнями. Ко всем он был отзывчив, прибегал на помощь, утешал и обращал к Богу, а кому надо, помогал и материально. Помогал он, исцеляя многих от болезни и разных недугов, не только при своей жизни, но и после своей блаженной кончины. Даже предметы, принадлежавшие ему, как, например, частица его рясы или частица его ризы, возлагаемые на болящих, часто исцеляли от неизлечимых болезней, чему есть очень много свидетельств за последнее время. Вот каков был этот дивный наш пастырь. И не даром вся верующая Россия устремилась к нему со всех концов.

Тысячи и тысячи людей прибегали к нему за помощью, или лично приезжая в Кронштадт, где в течении 53-х с лишним лет он проходил свое пастырское служение, или обращаясь к нему письменно, посылая телеграммы и письма.

Ежедневно совершал он в Кронштадте Божественную литургию, за которой храм, вмещавший более пяти тысяч молящихся, всегда был переполнен.

В этом храме совершал он общую исповедь, только потому, что не было никакой возможности каждого исповедника принимать отдельно наедине. И какое было потрясающее зрелище – эта общая исповедь, когда все присутствующие бывали охвачены таким необыкновенным священным восторгом, таким сильным покаянным чувством, что они, нисколько не стыдясь и не стесняясь друг друга, вслух выкрикивали свои грехи. И когда отец Иоанн простирал, в заключение этой общей исповеди, над всеми свою епитрахиль и произносил слова разрушительной молитвы, все чувствовали, как все грехи их прощены и как благодать Божия просвещает и возрождает их к новой, лучшей жизни. Многие уезжали из Кронштадта совершенно обновленными душой, как бы заново родясь, как бы новыми людьми.

Отец Иоанн нес это служение, как величайший для себя крест. Но для всех это было подлинно служение утешения.

О. Иоанн создал в Кронштадте, так называемый «Дом Трудолюбия», в котором была церковь, школа, приют, мастерская, где обучались всевозможным ремеслам те, которые до того времени привыкли быть тунеядцами и проводили беспечную жизнь, иногда жизнь преступную. Здесь, под руководством этого великого пастыря, они совершенно исправлялись и становились совершенно другими людьми, становились на путь трудолюбной жизни, трудясь каждый в меру сил своих.

Сколько таких воспоминаний можем мы прочитать, оставленных этими людьми, возрожденными благодатною силою Духа Утешителя, истекавшею от этого нашего дивного пастыря.

В нынешнее время, возлюбленные о Господе братия и сестры, нам особенно нужно часто вспоминать и молитвенно призывать себе на помощь этого нашего великого всероссийского угодника Божия.

Никогда еще так не нуждались мы в благодати утешения, как в нынешнее страшное переживаемое нами время, когда столько скорбей охватывает нас, когда вся жизнь большинства людей есть один сплошной непрерывный плач от всего того, что сейчас делается в мире. Нужно быть совершенно слепым, чтобы не видеть, в какую страшную кровавую пропасть летит сейчас человечество, отступившее от Бога, от Христа Спасителя и от Его Божественных евангельских заповедей.

Единственный путь жизни для нас – путь спасения, это тот путь, который самым примером своей дивной возвышенной жизни и учением своим показывает нам великий всероссийский праведник отец Иоанн Кронштадтский. Он предостерегал нашу Родину – Россию от того ужаса, в который она теперь ниспала и в котором она находится уже более 50 лет, и все еще не видно выхода.

Самое характерное для нашего времени, это, как раз, то, что иссякла любовь между людьми, нет чувства милосердия, сострадания друг к другу, которые служат основой евангельской любви, заповеданной нам Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Это можно видеть во всем, но это видно даже и внешним образом.

Какие были прекрасные слова в России в прежнее время, наименования для тех, которые ухаживают за болящими и страждущими: «брат милосердия», «сестра милосердия». Заменены они там у нас, на нашей несчастной, порабощенной безбожниками Родине, холодным бесчувственным словом, с диким сокращением, которое ничего не говорит ни уму ни сердцу: «медсестра». И даже здесь, заграницей, мы слышим, как употребляют это выражение: «медсестра».

Это только для того, чтобы не вспоминать милосердия, которое совершенно ушло из жизни, которого не желают знать современные люди, которые хотят искоренить это дивное слово «милосердие» из употребления не только в своих речах, но и в самой своей повседневной жизни. А, между тем, учение Христово в первую очередь учит нас именно милосердию – истинной христианской любви, проявляющейся в милосердии, образцом и примером которой для нас является наш величайший пастырь отец Иоанн Кронштадтский.

И, вследствие того, что иссякла любовь и нет больше милосердия среди людей, воцарились всевозможные пороки, происходящие от сатанинской гордости: самолюбие, себялюбие, самопревозношение, обидчивость, мстительность, злоба, вражда, ненависть.

Вот чем характеризуется современная жизнь большинства людей. Вот почему нет спасения для нас, нет спасения для всего человечества, если мы не будем носить в своем сердце и не будем стремиться исполнять в своей жизни завет, оставленный нам нашим великим всероссийским пастырем, который неоднократно взывал к русским людям, так страшно заблудившимся и повергшим Родину свою в кровавую пропасть:

«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния примиримся с Богом и тогда Бог примирится с нами». Аминь.

Гор. Ютика.
19 окт./1 ноября 1970 г.

Скопировать ссылку