АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
Преосвященный Аверкий (Таушев) родился 19-го октября 1906 года в г. Казани.
Возникшие в России революционные безобразия 1917 года вынудили его, вместе с родителями, эмигрировать в 1920 г. в Болгарию. Там он поступил в Софийский Державный Университет имени св. Климента Охридского и в 1930 году окончил полный курс Богословского факультета. В следующем же году начал свою пастырско-педагогическую службу в Православной Мукачево-Пряшевской Епархии на Подкарпатской Руси (тогда в Чехословакии).
Там же в 1931 году он был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. Пастырское служение он последовательно проходил в течение 37 лет, из коих последние 15 лет в сане Епископа.
В Ужгороде, на Подкарпатской Руси, он был настоятелем Храма-Памятника русским воинам, павшим на Карпатах в Великую войну 1914 года, с 1932 года по 1938 год и референтом-членом Епархиального Управления в Мукачеве с 1938 по 1940 г. В Белграде, Югославия, был приходским священником-ключарем Св.-Троицкой церкви, с1940 по 1944 год.
В Мюнхене, Германия, состоял в должности настоятеля Синодальной Домовой церкви, с 1945 по 1951 год, в сане архимандрита.
Помимо пастырской деятельности и параллельно с нею, Владыка Аверкий вел большую просветительно-педагогическую работу. Так, будучи на Подкарпатской Руси и, состоя при тамошнем Епархиальном управлении, он в течение 10-ти лет занимал последовательно следующие должности: преподавателя Закона Божия в низших и средних школах - русских и чешских, сначала в Ужгороде, потом в Мукачеве; члена, а затем и председателя экзаменационной комиссии для производства испытаний на должность приходского священника с правом получения государственного жалования, согласно требованиям чешских государственных законов; инспектора и лектора Пастырских Курсов для священников, не получивших специального богословского образования, члена экзаменационной комиссии для производства испытаний на звание законоучителя средних учебных заведений («гимназиального профессора религии»).
Вынужденный покинуть Карпатскую Русь, после оккупации ее мадьярами, и прибывший в 1940 году в Белград, архимандрит Аверкий, состоя на службе при Первосвятителе Русской Зарубежной Церкви Митрополите Анастасии, преподавал Пастырское Богословие и Гомилетику на Миссионерско-Пастырских курсах, вел систематический курс лекций в Русском Доме для всех интересующихся вопросами духовной жизни, на основании учения Святых Отцов Церкви; в качестве председателя Просветительного отдела Белградского Приходского Совета, периодически организовывал религиозно-просветительные собрания, как то: «День Русской Славы» в память Просветителя Руси св. равноап. вел. кн. Владимира, юбилейные собрания в память 1600-летия преставления св. Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, 50-ти летия кончины Епископа Феофана Затворника и др.
По прибытии в 1945 году в Мюнхен (Германия), вместе с Архиерейским Синодом, в течение 6-ти лет состоял законоучителем старших классов двух гимназий: гимназии «Милосердный Самарянин» - в самом Мюнхене и «Гимназии Безподанных» в лагере ДП в СС-казармах, а также на курсах сестер милосердия в доме «Милосердный Самарянин». Одновременно он вел в Синодальном Доме систематический курс Изучения Святоотеческих Творений. Многократно выступал с докладами на научно-богословские и духовно-нравственные темы в кружках молодежи и в разных лагерях для ДП.
Назначенный Архиерейским Синодом 1950 года на должность Председателя Миссионерско-Просветителного Комитета при Архиерейском Синоде, в начале 1951 года прибыл в Америку и приглашен был Архиепископом Виталием в Св. Троицкую Духовную Семинарию преподавать Священное Писание Нового Завета, Литургику и Гомилетику.
17 февраля/1-го марта 1952 года архимандрит Аверкий, определением Синода Русской Православной Церкви Заграницей был утвержден в должности Ректора Свято-Троицкой Семинарии.
Новый Ректор получил соответствующее для занятия этой должности высшее богословское образование и прошел более чем двадцатилетний педагогический стаж. В дополнении ко всему, новый Ректор - архимандрит Аверкий, является убежденным сторонником строго-православного направления в богословии и, с Божией помощью, явился продолжателем дела основателя Семинарии Владыки Архиепископа Виталия.
10/23 мая 1953 года состоялось наречение архимандрита Аверкия во епископа Сиракузско-Троицкого, а на Духов День, в день Престольного Праздника Св.-Троицкого Монастыря, его хиротония.
Примечательное явление не ускользнуло от слуха молящихся, когда, при чтении «Деяний Апостольских» в день хиротонии, они услышали слова: «... И приплыв в СИРАКУЗЫ, пробыли там три дня ...» Не перст ли Божий указывал новому Епископу Церковь, которой он призывался послужить?
Примечательны и слова, сказанные архимандритом Аверкием в день наречения будто бы для сегодняшнего дня предназначенные:
«Столь велико сейчас растление греховное, столь извращены все понятия даже у людей, именующих себя христианами, что нет ничего более трудного, как призывать к идеалу святости, идеалу совершенства христианского. Подлинная вера Христова претерпевает ныне гонения, не менее, а более опасные и губительные, чем во времена первохристианства ... Эти гонения много хуже и опаснее бывших во времена язычества, ибо тогда гнали Церковь люди, не знавшие христианства, а теперь гонят его ожесточенные отступники от христианства, сознательные враги Церкви, подлинные слуги грядущего Антихриста.
Как никогда много появляется всяких лжехристов и лжепророков! Но что самое страшное, это то, что в недрах самой Церкви все больше и больше восстают люди, которые «говорят превратно» (Деян. 20, 30) - отступники от подлинного христианства, отвергающие самую его сущность и в то же время не стыдящиеся лицемерно выставлять себя служителями веры и Церкви Христовой...
Для современного пастыря вытекает ответственнейшая и важнейшая задача - научить верующих распознавать Истинную Церковь среди множества лже-церквей, и словом, исполненным духовной силы и мудрости удерживать их в лоне Ее, а заблудших привлекать...»
Кто постоянно читает журнал церковный «Православная Русь» - детище Почаевского архимандрита-печатника Виталия, и кто часто молится в Свято-Троицкой Обители, тот знает «духовную силу слова» Высокопреосвященного Настоятеля этой Обители Владыки Аверкия и его «удерживающую мудрость» в распознании... «Истинной Церкви среди множества лже-церквей».
Вот и едут отовсюду и беспрерывно сюда Православные Русские люди, чтобы только помолиться, облегчиться, сил духовных набраться и благословиться, как когда-то там, на Родине, по примеру своих боголюбивых предков.
12-го мая 1960 года, по истечении сорока дней, со дня кончины Преосвященного Виталия, на общем собрании монастырской братии, состоявшемся по благословению Первосвятителя Церкви митрополита Анастасия, Владыка Аверкий был избран тайным голосованием настоятелем Свято-Троицкой Обители. Избрание его было утверждено митрополитом Анастасием.
В 1961 году Преосвященный Аверкий был возведен в сан Архиепископа. Помимо своих основных обязанностей Настоятеля, Преосвященный Владыка Аверкий ведет большую педагогическую работу в Св.-Троицкой Семинарии и принимает живое участие в издании единственного в Зарубежье Церковного журнала «Православная Русь», печатая в нем, чуть ли ни в каждом номере, свои архипастырские поучения религиозно-нравственного содержания.
Им написан капитальный труд в 2-х частях «Руководство к Изучению Священного Писания Нового Завета» на 800 страницах, а также книга - «Руководство по Гомилетике» на 110 стр. и др., в том числе, не поддающееся учету бесчисленное число брошюр религиозно-нравственного назначения, как, например:
а) Провозвестник кары, Божией Русскому народу (К 70-летию преставления Епископа Феофана Затворника).
б) О положении православного христианина в современном мире.
в) Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
г) Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и и всепрощение.
д) В чем истинное Православие, и храним ли мы Его?
е) Крещение Руси и заветы св. князя Владимира Русскому народу.
ж) Церковь и Политика.
з) Оцерковление жизни.
и) Не обманывайтесь, братие, - Бог поругаем не бывает.
к) Отец Иоанн Кронштадтский - Светлый Образ Православия.
л) Учение Отца Иоанна Кронштадтского о Церкви и Православном Богослужении.
м) Соль, обуевает (К 100-летию преставления Еп. Игнатия (Брянчанинова) и другое - подобное.
Владыка Аверкий, еще будучи в сане Архимандрита, а, после, и в сане епископа, вел большую, трудную, но энергичную работу, как в Европе так и в США, в качестве духовного руководителя кружков «Свято-Владимирской Молодежи». Работа эта велась в масштабе общезарубежном. Раздел этого большого труда, требует особого, более полного освящения и должной оценки, с точки зрения, воспитания русской молодежи в строго право-славном духе, в приобщении к Русской Православной Церкви, в любви к отечеству и к бесценной Русской культуре.
Можно только сказать, что из той молодежи, прошедшей через руки Владыки Аверкия, одни, из юношей, стали священниками, иподиаконами, регентами церковного хора, а другие, из девушек, стали спутницами жизни церковнослужителей или стойкими православно-русскими воспитательницами в своей семье. Преосвященный Аверкий является Председателем Фонда имени св. Иоанна Кронштадтского при Храме-Памятнике его имени, руководит помощью нуждающимся и принимает деятельное участие в издании ежемесячного «Информационного Бюллетеня» этого фонда.
Его Высокопреосвященство является также Епархиальным Архиереем Сиракузской и Троицкой Епархии.
Преосвященный Владыка Аверкий с давнишних пор известен, как открыто-прямой и бескомпромиссный стоятель за Исконную Православно-Русскую Церковность и малейшее отклонение от этой Церковности беспощадно им обличается и бичуется.
Так, еще в 1955 году, он открыто обличал «церковных деятелей» приходских советов, стремившихся использовать Церковь не по ее прямому назначению.
«... Сколь многие в наши дни», - гремел голос Владыки, - «стремятся использовать Церковь и церковные учреждения в своих чисто земных, иногда даже явно преступных целях, ничего общего с делом спасения души не имеющих. Для этого нередко принимают они деятельное участие в церковной жизни, стараются занять в ней руководящие должности и - страшно сказать! - не останавливаются иногда и перед притворно лицемерным облечением в священный сан.
Сколько всяких неурядиц и смут производят такие лица, потерявшие совесть, в современной церковной жизни! А таковые, в наше лукавое безвременье, встречаются почти повсюду...
Верующие миряне, избираемые в церковноприходские советы ... отнюдь не являются какими-то полновластными распорядителями, или «правлением» прихода, а всего лишь «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаний в приходе», причем избираться они должны не по какому-то иному признаку (напр., партийному), как только по признаку своего подлинного христианского благочестия и усердия к церкви...
Более всего надо бояться всякой «самости», всякого своеумия и самочиния - противопоставления самого себя голосу Церкви, идущему к нам из глубины Апостольской и Святоотеческой древности ...» («Прав. Русь» № 10 1955 г.).
В другом месте Владыка со всей решительностью обличает «разнузданность противления» церковной власти:
« ... Довольно празднословия и празднописания!
Кто хочет не на словах, а на деле спасать Россию от большевизма, тот должен начать с самого себя. Он должен тщательно проверять себя, не живет ли в его собственной душе чего-либо от богоборческой идеологии большевизма? нет ли в нем непослушания и противления Богу и Его Божественному закону? одержим ли он гордыней, самолюбием и своеволием?.. не переживает ли он, хотя бы по временам, бунтарского настроения духа, отвергая все высокие духовные авторитеты и ставя ни во что своих законных, от Бога поставленных пастырей, духовных руководителей? не бывает ли в нем резких проявлений грубости, дерзости и разнузданного противления, когда кто-либо или что-либо становится на пути осуществления им его эгоистических, самолюбивых, тщеславных или низменных страстных стремлений и вожделений?
У кого живут в душе подобные настроения, кто легко поддается им, не борясь с ними и не обуздывая их голосом трезвенного благоразумия, тот - одно с богоборцами-большевиками, он единодушен и единомышлен с ними. Не понимают в большинстве своем православные русские люди, оказавшиеся заграницей, что все наши здешние беды и нестроения, все наши нелады, распри, несогласия, взаимная вражда и разделения, начиная со столь печальных церковных расколов, церковноприходских смут и волнений, постоянных разладов и распадов в среде наших национальных и общественных организаций... - объясняются не чем иным, как живущей в душах их диавольской гордыни ...
Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто политической, есть еще большевизм духовный, изнутри разлагающий человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политическая, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме…» («Прав. Русь» № 22 за 1957 г.).
Строго обличает Преосвященный Аверкий и современную антицерковную извращенность:
«Мы знаем из Евангелия, как иудейские первосвященники «оклеветали Спасово востание», «серебреники довольны» давше воинам и, научив их говорить, что «ученики Его, пришедши ночью, украли Его» (Матф. XXVIII, 11, 15). Эта весьма примитивная и наивная ложь, не оправдавшая себя, впоследствии была заменена другими видами лжи, с целью подорвать в людях спасительную веру в великую истину Воскресения Христова.
С тех пор ложь и клевета, всякого рода извращения и искажения становятся главными орудиями врага в его смертельной борьбе против истинной веры и Церкви... и искусно сея неверие, зловерие и ложную-подложную веру, вместо истинной, не перестает клеветать на истинную веру и Церковь.
Мы, однако, не должны, не смеем забывать, что истинная вера - только одна, как один Бог, а равным образом и истинная Церковь - тоже только одна, ибо Господь Иисус Христос основал только одну Церковь (Матф. XVI, 18), а не много разных церквей ...
У нас есть наша Русская Зарубежная Церковь, которая хранит свое историческое преемство от прежней Российской Православной Церкви. Против нее давно уже идет борьба... Не будем слишком смущаться этой борьбой: будем всячески оберегать и ограждать нашу Церковь, как последнее прибежище наше в этом мире, от увлечения «духом времени ...» («Прав. Русь» № 8 за 1960 г.).
Неоднократно возвращаясь к этому вопросу, Владыка, в конце концов, пишет:
«Спрашивается, зачем мы об этом так часто говорим и пишем?
Затем, что наш святейший пастырский долг - предостеречь наших верующих от тех бесчисленных тонких соблазнов, которые повсюду теперь во множестве рассеяны: мы обязаны научить их распознавать истинную Церковь - уметь отличить ее от лже-церквей и «церкви лукавнующих»... Будем неуклонно держаться той истинной Церкви Христовой, которая основана еще 20 столетий назад Самим Христом Спасителем и коей дано великое обетование, что врата адовы не одолеют ее!.. Но отдельные верующие, отдельные пастыри и даже отдельные иерархи и целые поместные церкви, возглавляемые ими, могут отпадать от Единой Истинной Церкви, уготовляя себе и своим последователям вечную погибель...» («Прав. Русь № 13 за 1960 г.).
Не оставляет Владыка на произвол стихии тех русских людей, которые стремятся в ограду Русской Православной Церкви Зарубежной и хотят быть верными ее чадами. Он их отечески наставляет, как сохранить себя в Православно-Церковной верности и архипастырски предостерегает об опасностях и соблазнах, стоящих на пути к этой верности.
«Православные Русские Люди, желающие быть живыми членами Русской Зарубежной Церкви, верными и преданными чадами ее, должны быть, вместе с тем, и миссионерами ее, борцами за истинную веру Христову, как среди окружающей их иноверной среды, так и среди отпавших или отпадающих от нее русских людей, забывающих свои духовные ценности и святыни, пренебрегающих правилами и установлениями св. Церкви.
Надо крепко стоять за свою веру, - строго внушает верующим Владыка, - и ни в чем не поддаваться той растлевающей душу среде, в которой приходится жить и работать. Не Церковь нашу надо «модернизировать» и «реформировать», как этого нередко требуют теперь неразумные русские люди, совершенно не отдающие себе отчета в том, чего они хотят, а самим нужно приспособлять себя и всю жизнь свою стараться приноравливать к церковным правилам, установлениям и традициям.
Сейчас время исповедничества - твердого стояния, если понадобится даже до смерти, за свою Православную веру, подвергающуюся всюду явным и тайным нападкам, притеснениям и угнетениям со стороны слуг грядущего Антихриста. А в нашей святой вере нет ничего малозначительного - все в ней, до каждой кажущейся мелочи, имеет свой смысл, свое значение, свою ценность. А потому ничем пренебрегать не следует и ни в чем нельзя делать никаких уступок или компромиссов. Каждая уступка или компромисс в вопросах веры и церковных установлений ведет ко все большему и большему расшатыванию вековых устоев нашего св. Православия, постепенному отпадению от него и к переходу в лагерь слуг грядущего Антихриста ... Надо бояться и бегать людей, которые предлагают помочь или оказать свое содействие. Особенно опасно большие денежные пожертвования со стороны неизвестных или мало-известных лиц и организаций, ибо они всегда обязывают и так или иначе связывают. Чего не делает иной раз человек, побуждаемый чувством благодарности к своему благодетелю? - Лучше жить скромно и даже в нужде и тесноте, но лишь бы сохранить свою свободу и независимость от кого бы то ни было, помня изречение св. Апостола: «Вы куплены дорогою ценою: не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). («О положении Православного Христианина в Современном Мире». 1959 г.).
Можно было бы без конца цитировать свидетельство большого Православного дела, самоотверженно совершаемого иноческим братством Св.-Троицкой Обители, откуда, действительно, во все концы русского рассеяния несется неумолкаемое: бодрствуйте, твердо стойте на камне веры Православной, воплощенной в Церкви Русской Зарубежной. И во главе этого большого Православного дела - его вдохновителем и побудителем, - стоит, верный блюститель заветов Почаевского Архимандрита Виталия, Высокопреосвященный Настоятель св. Обители Архиепископ Аверкий.
(Н. Бобров. Из Сборника: «Краткий исторический очерк строительства Свято-Троицкого монастыря». Джорданвилль, 1969).
+ + +
О современных отступниках от Православия и экуменизме владыка Аверкий писал в 1969 г.:
«С экуменизмом мы должны решительно разорвать, и с попутчиками его не должны иметь ничего общего.
Нам – не по пути с ними. Это мы должны решительно сказать и показать на деле. Наступает для нас время подлинного исповедничества, когда мы, быть может, останемся одни и окажемся в положении гонимых. Поскольку сейчас все православные поместные церкви вошли в состав «Mиpoвого Совета Церквей», и тем самым изменили Православию и поклонились сатане, наступило время нашей полной обособленности. Мы не можем и не должны иметь с отступниками от истинного православия никакого общения, и должны быть готовы, если потребуется, к уходу в «катакомбы», как «истинно-православные христиане» у нас на родине» («Сущность и методы истинного пастырствования и наше время». 1969 г.).
«Наступило время, когда более, чем когда-либо прежде, необходимо тщательно разбираться, кто из носящих высокое звание пастырей Христовой Церкви действительно служит Христу, а кто уже продался слугам грядущего антихриста и тем самым, вместо Христа, служит антихристу, – чтобы, вместо истинного пастыря, не пойти за «волком», хотя бы он и был одет в овечью шкуру.
Особенно опасны из таких лжепастырей те, которые, под предлогом «неосуждения» и «христианской любви и всепрощения» проповедуют необходимость мира со всеми. Будем помнить, что мир с антихристом (как и со слугами его) есть уже измена Христу – вражда против Христа!
Ибо «кое причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме? Кое ли согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верну с неверным?» (2 Кор.6,14-15)...
Братие! Если вы услышите, что кто-нибудь с насмешкой, с иронической улыбкой на лице или же со злобой и раздражением относится к проповеди о приближении времен антихриста, Второго Пришествия Христова, кончины века и Страшного Суда, знайте, что вы имеете дело с лицом, уже так или иначе вовлеченным слугами антихриста в подготовку его скорейшего прихода и воцарения на земле. Бойтесь таких людей, как разрушителей нашей святой веры и Церкви!» («Второй предтеча пришествия Христова». 1971 г.)
Скончался Архиепископ Аверкий 31 марта/13 апреля 1976 г. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.