Архиепископ Аверкий (Таушев)

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
И НАШ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ ПУТЬ

"Приидите, стецемся вси в честней памяти
отца Российскаго и наставника нашего
Владимира"..
(стихира на "Господи воззвах").

"Дал еси, Человеколюбче, благочестивому Тво-
ему угоднику Соломонову мудрость, Давидову кро-
тость и Апостольское православие"...

(Стихира на хвалитех).

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Приближается день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира — праздничный день, особенно близкий и дорогой сердцу каждого истинно-русского человека. Тот не русский человек, кто не знает и не чтит, как должно, св. кн. Владимира, осуществляя в жизни своей его заветы.

Чем так безконечно дорог нам св. кн. Владимир?

Тем, что он приобщил нас к вере Христовой и даровал нам, русским людям, Истинную Церковь Христову.

Какова эта вера Христова и истинная Церковь и в чем их значение для нас?

Это ясно раскрывается нам из трогательной молитвы, произнесенной св. кн. Владимиром в священные минуты совершения таинства крещения над русским народом, когда, по слову благочестивого летописца, поистине радовались небо и земля толикому множеству спасаемых.

«Боже великий, сотворивый небо и землю!» — воззвал тогда он, наш крестный отец и просветитель: «призри на новыя люди сия, и даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Здесь сказано все и объяснено, для чего нам дана вера Христова и истинная Церковь.

Вера Христова и истинная Церковь, как хранительница и распространительница этой веры, даны нам для того, чтобы мы могли «уведети», то есть познать истинного Бога, и, познав Его, научиться веровать в Него, надеяться на Него и любить Его.

Вера в Бога должна быть «правой» и «несовратной», то есть: не какой-попало, измышленной самими людьми, по своему вкусу, а правильной, или православной, как всегда называлась истинная, не извращенная человеческими мудрованиями, чистая непорочная вера Христова, проповеданная свв. Апостолами и неизменно хранимая истинной Церковью. Критерий такой веры: истинно то, во что веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (Св. Викентий Лиринский). И эта вера должна быть в нас «несовратной», то есть мы должны так стойко, твердо и безкомпромиссно хранить ее, чтобы никто не был в силах нас совратить, или отвратить от нее.

И, наконец, в молитве св. Владимира указывается личная для каждого из нас цель этой веры и, следовательно, великое значение принадлежности к истинной Церкви, хранящей эту веру. У нас есть «супротивный враг», строящий нам «козни» и желающий погубить нас. Это — враг Божий и враг человеческого спасения — диавол, с которым нам надлежит вести непрестанную борьбу, так как иначе нас ожидает вечная погибель. Эту борьбу с врагом человеческого спасения — диаволом, вплоть до полной победы над ним, мы можем вести не иначе, как только «надеяся на Бога и на Его державу», то есть при помощи истинной веры и Церкви.

Вот с этой-то точки зрения и надо смотреть на все, происходящее сейчас в мiре!

Где сейчас истинная вера и Церковь?

Можно ли говорить об истинной вере и Церкви там, где церковная иерархия заключила тесный союз с подлинными служителями «супротивнаго врага» — диавола, ставящими себе задачу всюду, во всем мiре, искоренить веру в Бога, запретить Богопознание, вытравить из душ людей св. Православие и уничтожить свободно-служащую Христу-Спасителю Церковь, подменив ее лже-церковью, являющейся послушным орудием этих лютых богоборцев?

Можно ли говорить об истинной вере и Церкви там, где хотят пренебречь Церковью Христовою, существующей уже почти двадцать веков и неизменно хранящей неповрежденное Христово учение и Апостольское Предание, и, смешав истину с ложью, создать какую-то новую «церковь», которой Христос-Спаситель не основывал, как будто лживыми (страшно сказать!) оказались слова Его: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18)?

Неужели можно быть действительно настолько духовно-слепыми, чтобы не видеть всю ложь тех церковных организаций, которые за «железным занавесом» пошли в услужение богоборческой, так называемой «коммунистической» власти и претендуют на то, чтобы их считали законными, каноническими возглавителями и представителями порабощенных богоборцами Церквей?

Неужели можно всерьез считать равноценными, заслуживающими одинакового признания и уважения: Церковь, основанную Самим Христом-Спасителем и ни в чем не отступившую от Его Божественного учения, и — всевозможные религиозные «деноминации», во множестве начавшие возникать на Западе, после отпадения от Православия папского Рима?

Неужели можно не видеть разницы между свв. Отцами и подвижниками благочестия на Православном Востоке, ведшими подлинно равноангельную жизнь, этими «земными ангелами» и «небесными человеками», как их славит истинная Церковь, и — самозванными «учителями» — людьми «века сего», утопавшими в обычных человеческих страстях и похотях, жившими в свое удовольствие, чуждыми настоящей духовности, но, по гордости и тщеславию, дерзко провозглашавшими себя какими-то новоявленными пророками, призванными открыть людям доселе якобы сокрытую от них истину?

Как можно не разбираться во всем этом, не различать этого?

Что это? Непростительное наивное заблуждение — или сознательный обман, притворство и лицемерие с определенной злонамеренной целью: как можно большее число людей ввести в такое пагубное заблуждение, отвратив их от единственно-спасительной Христовой Истины и сохраняющей неизменную верность ей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — Церкви Православной?

Подлинная Церковь Христова есть, прежде всего, хранительница и провозвестительница Истины, ибо Сам Христос-Спаситель сказал, что Он на то и родился и на то пришел в мiр, чтобы свидетельствовать об Истине (Иоан. 18, 37). Поэтому всякая ложь, всякая фальшь, всякий обман, всякое извращение истины или провозглашение неполной, искаженной истины вполне чужды истинной Церкви по самой ее природе.

Ложь, по словам Христа-Спасителя, от диавола, ибо «нет в нем истины: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44).

Что же тогда должны мы думать о людях, которые называют себя «служителями Церкви Христовой», а говорят ложь?

Чьи они служители: Христовы — или служители диавола?

Ответ сам собою должен быть ясен.

Вот в свете этого ответа и надлежит нам расценивать смысл всех происходящих ныне в мiре событий.

Что, если от имени всей Церкви служители ее провозглашают ложь?

Что, если другие, зная это, делают вид, что верят этой лжи, и на всей этой лжи основывают свои взаимоотношения, сами, вслед за ними, повторяя эту ложь или, по крайней мере, не возражая, не протестуя против нее?

Вот такую-то безотрадную картину полного погружения в ложь или плавания в этой лжи и представляют собою в настоящее время все христианские православные и неправославные церковные организации, называющие себя «церквами» ..(хотя Христос ..создал только одну Церковь!), поскольку они находятся в общении с церковными организациями, явно состоящими на службе у служителей диавола за «железным занавесом», где всякая истина давно уже самым безпощадным образом искоренена, или принадлежат к так называемому «Экуменическому Движению», в основе которого лежит губительная ложь, будто Единой Истинной Христовой Церкви нет в настоящее время на земле.

От этой совершенно безотрадной картины можно было бы впасть в полное уныние и отчаяние, если бы мы не были предупреждены о том Словом Божиим, что так сему и надлежит быть.

И вот в утешение всем нам, всем ревнителям чистой безкомпромиссной Истины, на фон этой мрачной картины вырисовывается высокая и светлая идея, во имя которой создана и которой служит в течение уже 45-ти лет наша Русская Православная Церковь Заграницей. Не «Церковь Архиерейского Синода», не «Синодальная церковь», не «Синодальная юрисдикция», как ее злонамеренно, с целью унизить ее значение, называют в последнее время ее враги, в своем неумном злопыхательстве именующие еще иногда членов ее «карловчанами», а именно: Русская Православная Церковь Заграницей.

Это — Церковь Соборная, как ее всегда называли в отличие от всех отколовшихся от нее, вследствие измены ее высокой и светлой идее — безкомпромиссного и стойкого хранения Истины.

Путь нашей Русской Православной Церкви Заграницей — это....путь...Свято-Владимирский: путь Богопознания, путь твердого стояния в Православии, путь полной непримиримости к диавольскому злу и борьба с ним до полной победы над ним, с помощью Божией.

Пусть не всегда и не все в нашей Церкви оставались верны ее идее полностью и до конца: этим нисколько не опорочивается ее высокая и светлая идея. Ведь и среди 12-ти учеников Христовых был Иуда-предатель, но разве зловещая тень его смогла хоть сколько-нибудь омрачить истинную Церковь Христову?

Так — увы! — и в нашей Русской Православной Церкви заграницей и было и есть немало лиц, которые только случайно и иногда далеко не по идейным побуждениям вступили в нее и принадлежат к ней. Пусть они причиняют даже много зла ей и вносят большой соблазн среди верных чад ее, но сама идея остается нерушимой, не страдает от этого. Много скорбей терпела истинная Церковь Христова, на протяжении столетий, от всякого рода лже-учителей, еретиков и раскольников, но ведь не распалась же и не разрушилась она и не утратила хранимой ею Божественной Истины.

А в этой-то Истине — все дело! Она должна быть нам дороже всего на свете!

Верность этой Божественной Истине и отвращение от всякой диавольской лжи, лукавства, фальши и обмана не позволяют нам кривить душей и идти против совести, допуская всякие непозволительные компромиссы, противные истинной вере Христовой и церковным правилам, в угоду мipу сему, во зле лежащему, по слову св. Апостола (1 Иоан 5, 19).

Так, наша Церковь, если она желает оставаться истинной Церковью, не может повиноваться земным властителям более, нежели Богу (см. Деян. 4, 19), не может признавать власть богоборцев «властью от Бога», не может в панихидных молениях просить Бога о «упокоении со святыми» явных безбожников, гонителей веры и Церкви или тех, кто состоял в союзе и дружественных отношениях с ними, раскольников, разорвавших общение с истинной Церковью и боровшихся с нею, и тем более лиц неправославных, никогда к истинной Церкви не принадлежавших, хотя бы они и занимали самое высокое положение в обществе или государстве.

Кто же всего этого от Церкви требует, тот тем самым показывает, что он сам, по духу, совершенно чужд истинной Церкви и принадлежит к ней только формально, не понимая самых простых вещей и нисколько не отдавая себе отчета в том, к чему эта принадлежность его обязывает.

Прямой и честный путь нашей Русской Православной Церкви заграницей, решительно-отметающей всякие компромиссы с диавольским злом, кажется, всем уже должен быть хорошо известен. Зачем же лгать и клеветать на нее, когда она остается верной самой себе? Ведь иначе она должна просто перестать существовать!

Конечно, эта ложь и все эти клеветы идут все из одного и того же мутного и грязного источника, с единственной целью — оттолкнуть от следования чистой и светлой идее нашей Церкви возможно большее число верных чад ее.

И, таким образом, добиться ее полного уничтожения, что так желательно врагу человеческого спасения диаволу и земным служителям его.

Сейчас ведь всюду уже — почти полная победа его, и только наша Русская Православная Церковь заграницей стоит еще на пути ему в достижении им его адских планов захвата всего мiра и погубления душ человеческих.

Сознавая это, будем беречь, как зеницу ока, наше величайшее сокровище — нашу Русскую Зарубежную Церковь, как таковую, не допуская врагу надругаться над ней и над нами, чадами ее. Сохраним неврежденным и неоскверненным «Апостольское Православие» нашей Церкви, которое мы получили от нашего великого просветителя св. равноапостольного князя Владимира.

И при этом будем помнить, что Православие — это не одни лишь красивые слова, это — не одни только голые отвлеченные догматы: Православие — это жизнь, жизнь во Христе, жизнь в Церкви! Православие — это то, во что все христиане веровали везде и всегда, но вовсе не то, что предлагает нам теперь до мозга костей развращенный и отступнический двадцатый век, дерзко замышляющий «реформировать» христианство.

«О Великий Угодниче Божий, Богоизбранный и Богопрославленный, равноапостольный Княже Владимире! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго... да помилует и спасет нас, по милости Своей: да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве (из молитвы св. кн. Владимиру).

Скопировать ссылку