Протоиерей Иоанн Савченко

О ЛЮБВИ – ДЕТЯМ 21 ВЕКА

Предисловие

Первую часть этого скромного труда в электронном виде я разослал многим своим прихожанам и просто знакомым и попросил после прочтения прислать свои замечания и пожелания. Привожу только два письма отражающие смысл всех остальных: «Прочитала ваш труд, понравилось. Хорошим вы делом занимаетесь. Особенно мне понравилось, где вы разъясняете ценность девственности для будущего здорового поколения. Все доходчиво, понятно и самое интересное - с научным подходом. Несколько смущает в самом начале Церковный стиль изложения, мне он всегда был не понятен» - Юлия Зайцева, Ростов-на-Дону. «Судя по названию, статья предназначена детям, прочитав, удивилась, что в возрасте 50 лет многое узнаю впервые. Теперь понятно, что незнание не освобождает от наказания. Лично я боюсь страшного суда. В «лапы» антихриста тоже не хочется попасть, потому постараюсь изучать и выполнять» - Марина, Анапа.

Учитывая замечания и пожелания, я произвел сокращение глав, оставив только первую, и ту в сокращенном виде. Но при этом не изменил цели найти ответы на вопросы: почему в нашей стране так стремительно разрушаются семьи? Почему Россия вышла в мировые лидеры по разводам и детскому (суициду) самоубийству? А мы знаем, что самоубийства совершаются под воздействием бесовской силы и души самоубийц отправляются в ад. Потому самоубийц церковь не отпевает, да и хоронили их раньше вне кладбищ. Почему - же эти самоубийства происходят сейчас? В то время, когда многие СМИ вещают, что в России идет возрождение и расцвет веры православной? И расцвет этот производит официальная православная церковь РПЦ МП под руководством патриарха Кирилла (Гундяева). А может этот «расцвет» только видимость - «золочение куполов» - а на деле является подготовкой к встрече антихриста?

Введение

Дивный Промысел Божий ясно показывает, что человек сотворен для бессмертия. Наша земная жизнь – это начало, приготовление к загробной, нескончаемой жизни. Вера в будущую загробную жизнь – это один из догматов Православия, двенадцатый член «Символа веры» - «И жизни будущего века. Аминь» Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Для людей же не верующих и нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения, потому: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6,33).

Человек, сотворенный по образу Божьему и по подобию Его, был наделен Творцом свободной волею. И эта воля человека часто переходила в своеволие и удаляла его от Бога. И тогда человек забывал о своем предназначении, склоняясь ко всему земному, но Господь по Своей любви и милости посылал пророков для вразумления. А когда вразумления уже не останавливали людей от грехопадения, то попускались болезни и всякие катаклизмы. Господь через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние пред лицом гнева Божия, а в доказательство правых слов строил ковчег. Потоп приближался. Ной о нем знал и постоянно говорил людям, но они не верили. Те дни — прообраз наших дней. А ковчег — церковь. И только те, кто будут в ней, спасутся. Но при современном развитии науки и попечении о благосостоянии, духовно-нравственное падение стало таким незаметным и глубоким, что даже забылась истина бытия души за гробом и стала забываться цель нашей жизни. Человек постепенно свыкается с нарушениями заповедей Божиих, что даже не видит и не осознает своего грехопадения. На этой почве враг нашего спасения, сатана со своими бесами и людьми подвластными им, внушают сомнения и сеют неверие в Божественные истины. Преграждают путь людям к вечной жизни, отвлекая земной суетой. Призывают расслабиться и развлекаться. «Любить» и наслаждаться, получая «сегодня» от жизни все, что пожелаешь. И все это имеет подтекст - забудь Бога. Св. Макарий Великий пишет: "Цель сатаны в том, чтобы отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращать нас к мнимому прекрасному". Потому святые отцы призывали: «Станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господнем, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Священного Писания. Святые отцы знали, что благочестиво воспитанные дети всегда будут под покровом Божьим и будут благодарить своих родителей за это. Невоспитанные дети будут проклинать своих родителей не только здесь, но и на том свете. Потому нерадивых родителей, которые не воспитывают своих детей в благочестии, святые отцы называют детоубийцами.

Благочестивые дети – это воплощение кротости, смирения, радости и доброты. Сами, не осознавая того, они живут по законам Божьим, не отвечая злом на зло, не запоминая обиды, не заботясь о своих нуждах и тем самым, уповая на Бога. Ребенок чаще всего ни с кем не судится и не спорит, не презирает никого и с чувством ненависти незнаком. Ребенок не осуждает никого, никому не завидует, не испытывает вражды. Ребенок чужд лицемерия, он не стремится к мирским почестям и славе. Не стремится к роскоши и сребролюбию. Пребывая в богатстве, ребенок не гордится своим положением. Находясь в нужде, ребенок не печалится об этом. Именно об этих лучших чертах человеческих, свойственных детям, говорит Господь, когда советует людям взять лучшие душевные свойства, присущие детям. “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3). Что мы ждем от Царства Небесного? Утешений и вечных наслаждений!? А Царство Небесное - это полное единение с Богом. Если мы сейчас не захотим свою волю с волей Божьей согласовать, то откуда же это согласие возьмется в вечности?

К примеру, кто сейчас знает, что от зачатия, рождения и правильного воспитания ребенка зависит вся его дальнейшая жизнь? Толи будет он мудрец, толи глупец? Толи он сохранит верность Христу и унаследует жизнь вечную, толи станет иудой и уйдет в погибель? И все это мы должны бы знать еще со школьной скамьи, но нас этому не учили?! Учиться же никогда не поздно, было бы желание. Для этого Господь – Спаситель наш Иисус Христос оставил нам Евангелие, которое преподает нам непревзойденное в мире учение. И создал свою Церковь - освященную благодатью Святого Духа - претворять это учение в жизнь. Как найти эту истинную Церковь? На этот вопрос можно получить ответ на сайте архиепископа Виктора (Пивоварова) eshatologia.org

О любви вообще.

В последние времена много стали говорить о любви. Но на самом деле любви стало меньше, особенно у человека к Богу и у человека к человеку. О любви к детям и о воспитании детей с любовью и в любви идут тоже одни только разговоры на всех уровнях нынешней власти.

А что же на самом деле означает слово любовь?

«Любовь! – это самое высокое и святое из всего, что существует на свете. Нет ничего величественнее и прекраснее любви, ибо любовь - это живое творческое начало, которым все созидается и движется в мире. Любовь - это самое святое, ибо она есть не что иное, как одно из главных, основных свойств Бога-Творца, одно из имен Божиих, в котором наиболее понятным для нас образом выражается сущность непостижимого для нас Божеского естества»

«Бог есть Любовь», – учит нас св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «И пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает» (1 Ин.4,16).

О любви к детям.

Сегодня многие знают и понимают, что в любом деле необходимы знания и опыт, для этого учатся в институтах и университетах. Потом, работая, накапливая опыт, становятся специалистами своего дела. К зачатию же человека приступают все, многие просто ради услаждения своей плоти. И только единицы знают, что закон для женщин предписывает ведать одного своего законного мужа, с которым повенчана. До венца же должна она сохранить девственность (целомудрие). Вступать в близкую связь только со своим мужем, и только тогда, когда Закон дозволяет. Потому, что законным венцом сочетаются для чадорождения (деторождения), а не ради услаждения. Сегодня многие не воздерживаются, не соблюдают ни Владычных, ни Богородичных, ни воскресных, ни иных каких-либо праздников, ни постов. Но одно только "делают дело" чадорождения своего безо всякого страха Божия и разбора с зачатием лукавым, т.е. в сладострастии. Святые называют эту страсть "собачьей".

По правилам благочестия, когда младенец зачнется, надлежит блюсти воздержание. До рождения ребенка не вступать мужу с женой в половую связь. Если мать не убережется от телесного совокупления с мужем, имея во чреве, то повреждается через невоздержание младенец, так как заражается нечистой возбужденной кровью матери своей. У всех, кто воздерживался от плотского сладострастия, дети были мудрые. Все ученые мудрецы родились от родителей, которые воздерживались от половых связей.

Прп. Нил Мироточивый о любви к детям.

1п. в Посмертных Вещаниях прп. Нила Мироточивого. Афон. 1912г. стр. 128 :

«Когда младенец засеменится и зачнется, тогда подобает, чтобы соблюдали себя и не совокуплялись больше муж с женой; ибо от этого происходит обоюдный вред: во- первых, потому что изнуряется мать, а во- вторых, потому что повреждается младенец; вред младенцу в том, что истощается сила младенца; сила же его- есть премудрость его. Поэтому у эллинов, когда младенец зачинался, отец с матерею соблюдали себя, чтобы больше не соединяться, воздерживались также от прожорственных и многообразных яств (блюд), чтобы не усиливалась в них сила плотская, чтобы мужу не в впасть с женой в сношения, не осквернить этим младенца и тем не обессилить его. И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плоткого сладострастия, дети были мудрые. Все учёные мудрецы произошли от таких родителей. Но оставим мудрость эллинов и обратимся к бессловесным скотам. У бессловесных животных, когда по соединению самки с самцом, почувствует она, что восприняла семя, то потом больше самца не принимает, чтобы не испортить в рождаемом природы. Если у людей мать не убережется от телесного совокупления, имея во чреве, то весьма повреждается сим младенец, так как питается кровию матери своей; если эта кровь матери осквернится семенем мужа и станет ею питаться младенец, то и молоко матери будет оскверненным через невоздержание; тогда что станет с младенцем, который вскормился с нечистотою? Сей младенец будет впоследствии или прокаженным, или паршивым, или худосочным, или с каким иным недостатком; невозможно, чтобы не был он чем-либо заклеймен; жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством или иным чем подобным; ибо зачат он был с распутством, вскормлен кровию оскверненною и молоком распутства. Итак, подобает, чтобы мать чиста была от всякия скверны, дабы и младенец чист был от всякого осквернения. Если она будет хранить себя от обжорства и плотского соединения (совокупления с мужем), то и младенеца своего сохранит чистым, младенец её будет всегда кротким и навсегда останется при родителях своих, т.е. хотя и не телом, но будет любить их. Если же родители не будут блюсти себя от этих двух вин, то узрят (увидят) и младенца своего диким преслушным (непослушным), всегда смущающим родителей своих (или прогневляющим).

После рождения соединится младенец с беззаконием мира, но почему? Да потому, что и родители его погружены в погибель погибели; отсюда и младенец ведает всегда только о земных, а о небесных забывает. К погибели делается чутким, а ко спасению бесчувственным, боится так подвига спасения своего, как будто за это мучим будет в погибели. Самой же погибели не боится, но наиболее печется о ней, как бы ею надеясь спастись»

Как это все понимать?

Чувства души человека имеют двух мысленных охотников, которые, один перед другим, стараются завладеть чувствами души и беспрестанно гоняются за душою. Один охотник есть вера, а другой - неверие; говорим: надежда и отчаяние. Эти благие охотники* с чрезвычайною ревностью гоняются за душою, стремясь сочетаться с нею бра­ком; когда восторжествует вера над неверием и сочетается с душою, тогда воспоминает душа Бога и рождает надежду. Так победила вера душу благоразумного разбойника, родила ему надежду спасения, и он воскликнул: «Помяни мя, Господи», - и поминается церковию до скончания века сего. Напротив, другой разбойник был побежден неверием, родил в себе отчая­ние, похулил Христа, но похулен остался сам до скончания века сего. Так бывает и со всяким человеком, обуреваемым страстью неверия; тогда же он пребывает и в отчаянии, потому что за неверие оставляется Богом, в нем рождается отчаяние и упорная хула на Бога, которая, как боль в язве телесной, не может прекратиться, пока существует и не исцелеет сама язва, т. е. пока сия язва душевная не исцелится покаянием. Почему же человек впадает в бездну отчаяния, неверия и в блато нечистоты? Из-за** «псилафизма», т. е. из-за мысленного прельщения чувственностями и небрежения о небесных благах. (Иначе говоря, из-за того, что в молитвах церковных часто именуется «лукавым и плотским мудрованием»). Каким же образом псилафизм превращается в отчаяние? Вера, уловляя человека, привлекает его и удерживает надеждою благ небесных; неверие же, чтобы уловить человека, прельщает его похотением благ земных, чувственных и, так как удов­летворение их связано с нарушением заповеди Божией, то, прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного, неверие возбуждает затем в нем сомнение в истинности слов Божиих, наводит на вопросы: так или нет? истинно ли или нет? Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его она не может. Прельщается человек похотением и напрягает свои усилия к тому, чтобы удовлетворить плотскую похоть. Но, сколько ни насыщает ее, остается неудовлетворенным; видя свои напрасные труды и старания достичь счастия, удовлетворяя страстям и похотям, ввергает мысль свою в пропасть и болотную тину отчаяния. Таким же образом и хулитель разбойник, не веруя (в небесные блага) и не доставив душе удовлетворения чрез наслаждения чувственные, вверг свою мысль в блато хулы на Господа, распятого на кресте. Так точно и ныне все прочие***, находящиеся во власти неверия (т. е. уловленные неверием), терзаются вместе с сим и страстию отчаяния, которое, как мы сказали, произошло в них от похотения и неверия. С подобною страстию приступил змий и к Еве, стремясь уловить ее в сеть неверия похотливым мудрованием и удержать в этой сети отчаянием, успел змий в этом, ибо Ева приняла его весть, что они могут сделаться как боги; с великою радостию и с такою же стремительною радостию приступила к Адаму; но радость вести змия превратилась в великую печаль, пребывающую на людях и поныне. Адам же еще до прихода Евы, слушая ее беседу со змием, начал (плотски и лукаво) мудрствовать касательно (обязательности) заповеди Божией, стал сомневаться в заповеди Божией и говорить в помысле своем: да так ли на самом деле должно быть, как Бог сказал (т. е. неужели умрем); да истинно ли то, что Бог сказал? И вот, когда Адам мудрствовал в себе таким (плотским) мудрованием (досл.; псилафизовался такими псилафизмами), приступила к нему с соблазнами змия Ева и окончательно отравила его советом змия. Когда же он (т. е. змий) отравил Адама своим советом, переданным Адаму через Еву, то змию так же (легко было совершенно овладеть Адамом), как рыбаку, ловящему рыбу на отраву, бросаемую в воды озера, легко уловить ее без помощи рыболовных снастей. Так чрез Еву диавол, как отраву, вкинул в мысль Адама совет змия, и Адам воспринял мыслию сей псилафизм (т. е. плотское мудрование или обольстительную мечту); они поступили с Евой по совету змия и тотчас же отравились. Адам подвигся тогда против заповеди Божией и, подобно рыбе, выбросился из недосязаемых рыбаком вод на берег, в руки ловящего; говорим: отступил (Адам) от заповеди Божией и последовал совету змия. Когда же Адам исполнил совет змия, то сейчас же обнажился от благодати Божией: тотчас ослепли их очи благодатные (т. е. духовное зрение), - и отверзлись в них очи лукавства (т. е. лукавое мышление, эта проказа ума); и доныне семена сих страстей пребывают в людях. И со всяким так бывает: как только душа слукавствует, сейчас же она совлекается благодати Божией, благодать, данная человеку от Бога, утрачивается.

_______________

*Разумеются вера и надежда, по отношению к которым полною противоположностью являются «охотники злые» — неверие и отчаяние. Эти злые охотники вдохновляются диаволом, который ходит как лев рыкающий, ищущий кого поглотить (1 Петр. 5, 8)

**На последнем выражении необходимо остановиться. Слова «псилафизм» мы не нашли в словарях, по корню же и смыслу оно означает похоть наслаждения чувственными благами, в противоположность исканию духовных благ; очевидно, псилафизм означает похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, или «любовь мира, которая есть вражда Богу» (Иак. 4, 4); все это святой Нил выражает одним словом псилафизм, т. е. чувственность. Чувственная похоть является источником всякого греха, как учит св. апостол Иаков: «Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1, 14-15). От существительного «псилафизмос» святой Нил производит еще и глагол, означая им плотские помыслы; плотское мудрование - словом, выражает то, что мы можем выразить словами: похотствование, сладострастное мечтание, увлечение страстями грубочувственными (блуд, гнев) и более тонкими - сребролюбием, славолюбием и самолюбием.

***Итак, плотская похоть и неверие (или духовная похоть) неразрывно связаны между собою; этот закон подтверждается и явлениями, современными нам. Теперь в «культурных» государствах на книжных рынках распространяется много книг безбожных, сеющих неверие, а вместе с сим, - много книг порнографических (проповедующих разврат).

_______________

Теперь мы знаем, что плотская похоть, невоздержание и неверие находятся в неразрывной связи между собой. Таким образом, человек получает предрасположенность стать преступником от нечистого зачатия своего, т. е. получает в себе зародыш нечистоты. Ради избавления от этого сошел с неба Господь и установил Божественное крещение.

Беззаконное же зачатие и в крещении влияет на помыслы человека, как змий на Еву. Конечно, душа, зачатая от праведных родителей, будет и в крещении сопротивляться советам змеиным и сильнее ненавидеть их. При крещении сходит на человека благодать Духа Святого сообщающая страх Божий. Но если не наставляли его родители на путь спасения, не прививали любовь к Богу, он делал, что хотел и как хотел, то стало это чадо родителям своим не покоряться, Бога не бояться. Потому, что пропал в нем страх Божий, и поселилось непокорство, прекословие и лукавство. Отчего и по какой причине стал он таким? По той причине, что родители не соблюли дня его зачатия, и не проявляли воздержание. А когда родился, не остерегали его, чтобы не творил злых своих похотей. Это чадо окажется лукавым, лживым, распутным, злым, алкоголиком или наркоманом.

Наставление о воздержании в браке

Преподобный Максим Исповедник

Когда какое-нибудь ложное понятие или ошибочное умственное представление сопровождается вытекающими отсюда ненадлежащими действиями в жизни, такое явление следует признать недостатком правильного поведения человека. Ясным доказательством этого может служить нередко встречаемое ложное суждение о браке. Законною целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей. Когда же вступающий в бpак имеет в виду только чувственные наслаждения, стpемится только угодить похотям своей плоти, то он глубоко заблуждается и таким соединением с женщиной вносит беспоpядок в жизненные отношения, дуpные последствия котоpого вполне естественно отзываются на нем самом и его потомстве.

Cвященное Писание, не пpепятствуя нам пользоваться теми благами, котоpые Господь дал людям для удовлетвоpения их жизненных потpебностей, удеpживает нас, однако, от всяких излишеств и необдуманных поступков. Питание необходимо людям, но из этого не следует, чтобы мы наедались чpезмеpно, до обжоpства. Стpемление к pождению детей не менее естеcтвенно в человеке, и Писание не пpепятствует ему в этом, но стpого воспpещает нам впадать в плотоугодие и pаспутство. Всякое деяние человеческое должно иметь свою благую цель, делающую его pазумным и ноpмальным, в пpотивоположность таким действиям, котоpые внушаются человеку только поpывом его стpасти и потому являются поpочными, свидетельствующими о нpавственной испоpченности его. Так и в бpаке: особенно же, если ты и в законном супpужестве поступаешь беззаконно, совеpшая пpелюбодеяния и злоупотpебляя безнаказанностью плотского общения с женой, данной тебе законом.

Господь установил бpак для увеличения человеческого pода, а не pади удовлетвоpения стpастей pаспутного человека и, конечно, не pади чувственного наслаждения. Воздеpжание в бpаке, поэтому, является великим нpавственным укpашением для людей. Мы pазумеем здесь, конечно, не стаpческое спокойствие и беcстpастность, пpиходящие естественным путем по миновении зpелого возpаста, когда ослабевают телесные силы и погасают плотския стpасти. Это только ноpмальное состояние возpаста, и в данном случае воздеpжание не является pезультатом собственного желания и обpаза мыслей человека. Ведь нельзя быть победителем в сpажении, не испытав самой битвы, и боpец не может сказать, что он вступил в боpьбу и победил, когда он найден для боpьбы уже состаpившимся и неспособным. Но если человек в цветущем возpасте, когда он весь полон сил телесных, легко воспламеняющихся от самой незначительной пpичины, будет удеpживаться от искушений и, побеждая свои поpывы, будет иметь власть над собою, — то такому боpцу подобает воздать должную честь добpодетели, так как он тяжелым испытанием достиг чистоты духовной.

В Ветхом Завете, в книге Товита, говоpится о Саppе, дочеpи Рагуила, что ей было дано до семи мужей, но что злой дух, Асмодей, убивал всех их пpежде, чем они успевали пpиблизиться к супpужескому ложу (постели), ибо все эти семь мужей были недостойны благоpазумной Саppы: все они желали жениться на ней pади своего безнpавственного сластолюбия, пpельщаемые только ее кpасотою и возмужалостью. Поэтому и Бог отступил от них, и Асмодей, злой дух, наказал их cмеpтью, ибо над такими людьми больше всего имеет власть дьявол. Товия же, зная это, молился так: «Ныне, Господи, я беpу сию сестpу мою не для удовлетвоpения похоти, но поистине, как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состаpеться с нею. (Тов. VIII, 7)». И ангел Божий — Рафаил, котоpый был послан Богом, чтобы наставлять Товию, связал демона Асмодея и повелел ему оставаться в пустыне Египетской, чтобы он не умеpтвил и Товию, подобно тому, как убивал остальных мужей Саppы.

Так были погублены семь молодых мужей ужасным демоном pаспутства! Внимайте, супpуги! Внимайте, бpачующиеся! Внимайте и научитесь, что бpак без стpаха Божия и без воздеpжания есть pадость дьяволов. Такому бpачному сожительству они pадуются не меньше, чем тому, когда pаспутство повеpгает людей в блудодеяние. Но об этом не подобает даже много pаспpостpаняться, так как и говоpить о таких поpоках стыдно. Как следует вести себя людям, вступившим в бpак, как следует упpавлять собой, дабы сохpанить в нем целомудpие, всякий может научиться, пpочитав книгу Товита.

Таков закон и повеление Божие, и те, котоpые в бpачной жизни не воздеpживаются, но живут безнpавственно, не только удаляют от себя Господа, но и повpеждают свое телесное здоpовье, губят свои силы, и тем уменьшают дни своей жизни. Напpотив, воздеpжание от чувственных сношений (половых встреч) сохpаняет здоpовье человека и удлиняет дни его жизни.

Так, в Священном Писании мы видим, что благочестивый Ной до пятидесятилетнего возpаста оставался безбpачным, благоpазумно соблюдая свое девство, и только на пятидесятом году жизни взял, по повелению Божию жену себе, и pодив от нее тpех сыновей пpекpатил сношения (половую жизнь) с ней. От такого, благословленного Богом, бpака пpоизошло потомство, от коего должен был pаспpостpаниться pод человеческий после потопа.

Ною же Господь сказал, когда нечестие людское на земле достигло высших пpеделов: «Не вечно людям этим пpенебpегать Мною: они заблудились и сделались плотскими... Земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истpеблю их с земли (Быт. VI, 3)». Так благословляет Господь целомудpие и воздеpжание и каpает нечестие и pаспутство.

Cв. Нил Синаитский говоpит о себе самом, что когда у него pодилось два сына, то он пpекpатил сожительство с женой своей, полагая, что и двоих сыновей достаточно для того, чтобы сохpанять pодителей в стаpости и чтобы пpодолжался pод. Кpоме того, говоpит он, я стpемился к тому, чтобы дети мои pодились людьми pазумными, здpавомыслящими, а не пpеданными чувственности и поpокам.

Вот те советы и увещания, котоpые подают нам святые отцы, дабы жизнь наша была согласна с велениями Божиими; так должны мы поступать, чтобы пpиобpести миp и долговечность на земле, а в будущей жизни удостоиться Цаpства Небесного.

Святой Апостол Павел пpедпочитал воздеpжание бpаку, так как хоpошо знал, сколько вpеда пpиносит плотская любовь. Поэтому каждый, по меpе возможности, должен быть умеpенным, уступая своему влечению к жене только в том случае, когда оно вызвано побуждением пpиpоды, а не pазвpащенным вообpажением, и когда он замечает в жене своей склонность к исполнению супpужеских обязанностей. Но кpайне несчастен и достоин сожаления тот человек, котоpый, не находя уже удовольствия в одних только побуждениях пpиpоды, стаpается возбудить себя различными сpедствами и неpедко даже лекаpствами, чтобы постоянно находиться в pаспутстве. Помимо вечного наказания в будущей жизни, он заpанее обpекает себя на все земные стpадания души и тела, о котоpых мы говоpили.

Увы! Неpедко разумному человеку, обладающему свободной душой, можно поставить в пpимеp бессловесных животных, котоpые лучше его понимают вpед от любовных наслаждений и потому сходятся изpедка, только для пpодолжения pода.

Обуздывайте свой ум и сеpдце, свои желания и стpасти, ибо ужасно, имея pазумную и свободную душу, подавлять ея хоpошие стpемления до того, чтобы пpезиpать самих себя за свои поступки.

Сказанного, надо думать, достаточно для того, чтобы понять, к чему ведет нас невоздеpжание и поpочная жизнь. Если уже в этой земной жизни Господь наказывает pаспутного человека такими тяжкими стpаданиями души и тела, то какова же должна быть каpа, ожидающая его в будущем веке! Ужасный гpех — pаспутство, гpех, убивающий душу и тело, влекущий за собой целый pяд дpугих, не менее тяжких гpехов. Подумайте об этом, пpавославные хpистиане, и стpемитесь к воздеpжанию!

Печатается по изданию: Обитель Благовещения Пресв. Богородицы на Афоне.

«Прельщается человек похотением и напрягает свои усилия к тому, чтобы удовлетворить плотскую похоть. Но, сколько ни насыщает ее, остается неудовлетворенным; видя свои напрасные труды и старания достичь счастья, удовлетворяя страстям и похотям, ввергает мысль свою в пропасть и болотную тину отчаяния.» - это изречение преп. Нила и является ответом на все те вопросы, которые пытаются сегодня решать родители и воспитатели, преподаватели, психологи и прочие «доценты с кандидатами». И все их труды будут бесплодны до тех пор, пока они не поймут, что только истинная Церковь способна воспитать, вразумить и защитить наших детей. Потому, что только Она, эта Церковь имеет благодатные таинства сохранять детей на земле и готовить их к вечному блаженству.

В дореволюционной России огромное значение уделялось воспитанию детей. В древнерусских текстах ВОСПИТАТЬ - отражалось словами "кормить", "питать"- заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его: “многие матери”, замечает по сему случаю святитель Платон, не почитают важным делом кормить дитя своею грудью, но на самом деле это очень важно. Для чего же Творец естества наполняет молоком сосцы матерние, если не для того, чтобы приготовить в них для младенца питательную пищу? А с этою пищею, то-есть с молоком, вливаются в младенца его будущия склонности и нравы”. – “Чужое молоко”, разсуждает в одном месте святитель Димитрий Ростовский, “не так полезно для младенца, как молоко его родной матери. Если кормилица больна, то будет больное и дитя; если она гневлива, невоздержна, сварлива, таково же будет и дитя, которое она кормит. Дитя, воспитанное чужим, не матерним млеком, не будет иметь к матери такой любви и привязанности, какую имеют дети, вскормленные ея собственным млеком. Да пристыдят таких матерей бессловесныя животныя: ни одно из них не доверяет другому питать собственных детей”… (Летоп. Св. Димитрия М. Рост. ч. II, стр. 104-105, по изд. 1817 г.). “Бывают матери,- говорит Святый Златоуст: - которыя своих детей отдают кормилицам. Христос не попустил сего. Он питает нас собственным телом и напояет собственною кровию”… (На Матфея беседа 28 (Из книги “Житие преподобнаго Сергия Радонежскаго”, написанной иеромонахом Никоном и изданной в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1904 году: с. 11-12.)

А сейчас, что? Да просто причащают ребенка в любой церкви без разбора, и кормят искусственным молоком, не задумываясь, что «вливают» - чем воспитывают своего родного младенца.

Как повествует предание, разбойник на кресте, познавший во Христе истинного Бога, в младенческом возрасте был однажды накормлен Пресвятой Богородицей. Второй хуливший Спасителя произошел от семени Иуды Искариота – предателя. Проследив жизнь благоразумного разбойника, прекрасно уясняется та истина, что зачатки добра, рано или поздно, пробудят и дадут о себе знать в человеке, хотя бы человеку и пришлось терпеть падение. Посеянное зло так же прорастает в человеке и, если преумножается, то полностью обременяет и порабощает его. Человек становится хулителем и противником Бога, не способным на покаяние.

* * *

Со слов многих верующих людей я понял, что в Анапском районе только в нашем храме имеется икона преп. Нила Мироточивого. Многие видят эту икону впервые, спешат больше узнать о ней. И особенно о предсказаниях преп. Нила Мироточивого.

Приведу несколько случаев моих наблюдений:

- При крещении, до погружения в купель младенцы часто ведут себя так, что сами родители удивляются возбужденному их состоянию. Они как бы жалуются Богу на свое порочное зачатие. Многих не удержать во время крещения, особенно в момент погружения в купель. Мальчика 2,5 лет пришлось силой удерживать, он изо всех сил пытался выпрыгнуть из купели. После крещения я попросил маму задержаться и наедине задал ей вопрос: «Вы можете указать календарную дату зачатия Вашего ребенка? Оказалось, что ребенок был зачат в Великий пост на Страстной неделе. Мама начала плакать и жаловаться на то, что за 2,5 года он (малыш) ее замучил, что она нормально не спала ночами все эти годы. В конце нашей беседы она спросила, что мне делать, неужели так будет всю жизнь. Я попытался ее успокоить и сказал, что Господь по милости и любви своей прощает грехи людям, если они искренне, с сокрушением сердечным в этом грехе раскаиваются. Дал ей прочитать цитату из книги: «Посмертные Вещания преп. Нила Мироточивого», где указано, что необходимо строго соблюдать посты и не вступать супругам в близкую связь в посты и накануне постных дней.

- При венчании одной пары молодоженов мне удалось, при помощи предсказаний преп. Нила Мироточивого, убедить их не вступать в близкую связь, после того как они поймут, что у них будет ребенок. И вот теперь уже минуло четыре года и на радость молодых родителей ребенок возрастает спокойным и послушным. Родители удивляются послушанию ребенка и радуются, что ребенок хорошо все запоминает. Четко и спокойно отвечает на вопросы. Теперь мама сама рассказывает многим, что необходимо воздержание ради любви к своему ребенку. Что ребенка не приходится убаюкивать и колыхать, он всегда легко засыпает, а проснувшись, не плачет.

- Четыре года назад в воскресный день после Литургии к нам в церковь зашла молодая пара. Увидев девушку в белом платье, я опешил, подумав, что назначил венчание и забыл. Но оказалось, что они пришли с просьбой помолиться за них. И объяснили, что живут вместе вот уже три года, и у них нет детей. Постарался им объяснить, что сейчас само небо, наверное, преграждает деторождение в тех семьях, которые не способны воспитать детей в благочестии. Ведь дети, которые не воспитаны родителями в православном благочестии, являются «материалом» для антихриста. Подвел их к иконе преп. Нила и сказал, что необходимо изучить его предсказания о деторождении (о чадородстве). И попросил их молиться Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери о даровании им ребенка и помощи в его воспитании. И вот через год мы крестили их любимую малышку.

- Неоднократно меня просили отдельно (тайно) крестить младенцев с врожденными телесными недостатками. У двухмесячной девочки нет стопы, а из култышки растет палец с ноготком так, что малышка не сможет стоять на ноге. При разговоре с мамой выяснилось, что она уже имеет двоих здоровых детей, и сама не может понять, почему этот ребенок с таким дефектом. Я ей дал прочитать вещания преп. Нила и она сразу мне ответила, что послушала безумного гинеколога, который рекомендовал ей беременной «спать» чаще с мужем, для массажа половых органов. Тоже рассказала мама, принесшая на крещение свою дочурку у которой нет пальцев на правой руке.

- Заключу свои наблюдения рассказом одной мамы принесшей в нашу церковь двухлетнего сына, неспособного ходить своими ножками, слаборазвитого, появившегося на свет в семь с половиной месяцев. И все потому, что она вступала в связь с мужем до самых родов. Теперь, тоскуя и плача, призналась: первой у нас родилась здоровая девочка, которой сейчас восемь лет. После зачатия которой мы с мужем вообще редко спали в одной постели. Сейчас даже не могу понять, как все происходило, но мы находились тогда как в разных «мирах». У каждого были свои какие-то увлечения и занятия. Добирались мы до постели в разное время, когда кто-то из нас уже спал. А после зачатия сына мы как сдурели, искали какого-то «блаженства» в друг друге. И все это продолжалось до самых родов, которые мы сами и «вызвали» преждевременно.

Верующему человеку выше приведенных примеров и учения святых отцов достаточно, чтобы понять, что воспитание православного христианина начинается с утробы матери.

Для маловеров, которые всегда ищут научные подтверждения, привожу рассказы других людей:

- Дело было в далекой молодости, я тогда дружил со студенткой Московского университета, биологом.

Ты знаешь, - говорит она как-то мне, - на биофаке большой скандал. Наша одна аспирантка - из элитной семьи - родила негритянку.

- Подумаешь, невидаль, - с видом знатока сказал я, - но отчего скандал? По-моему, негров в вашем МГУ столько, что вполне могут родиться дети не только у аспиранток.

- Дело в том, - сказала моя знакомая, - что у этой мамы-аспирантки совершенно белый муж, тоже какой-то аспирант, и мама клянется и божится, что не изменяла ему. И медики встали на защиту несчастной аспирантки, такое, дескать, в природе бывает.

Дальше все-таки выяснилось, что у героини до белого мужа был сокурсник-любовник - негр, с которым она прожила несколько лет. И только тут биологи вспомнили о давно забытой и высмеянной официальной наукой телегонии, которая имела нахальство утверждать, что на потомство самки влияют, в той или иной форме, все предыдущие мужья, вне зависимости, были ли от этих "браков" дети или нет...

Наука о девственности - Телегония

Люди, вступающие в брак, в большинстве своем хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства ДЕВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА, что именно от нее зависит - какими будут ваши дети...

Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства, поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.

В наше время связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии.

А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй.

Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия - ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено.

Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!..

Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией. Телегония - влияние первого самца. Но ведь практики-собаководы давным-давно знали, что если хотя бы раз породистая сука повяжется с кобелем-дворнягой и даже, если в результате этого, у нее от него щенят не будет, то в будущем все равно породистого потомства от нее ждать нечего.

Голубятники также об этом хорошо знают. Если непородный голубь "потоптал" породистую голубку, eё сразу убивают, потому что, даже при самом "элитном" супруге у нее будут только нечистопородные птенцы; то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то еще что-нибудь.

Должны ли современные девушки, принимающие решение начать интимную жизнь до брака, знать это? Бесспорно. Однако, об этом им никто не говорит.

И к нашему времени сложилась парадоксальная ситуация: знают об этом явлении, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, преимущественно лишь животноводы. Иначе бы в России не было лучших пород животных - ни породистых скакунов, ни молочных коров, ни отменных соболей...

Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей - простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.

Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось... Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно, когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, олимпиада, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей - детей "ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца".

Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки; много лет назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейных трагедий. Что тут скрывать, "девушки - добрачные женщины", особенно из числа многочисленных проституток, "диких" или организованных "эскорт - услугами", сегодня часто дарят своим "законным любимым" скрытые плоды добрачных половых связей - наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых детей.

Итак, телегония (от "теле" - далеко и "гони" - рождение) - наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры. И особенно - первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка, закладывает ГЕНОФОНД потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины.

Естественно, что и в настоящее время у теории "телегонии" бесчисленное множество противников, которые приводят "результаты исследований и опытов", доказывая, что телегония - это бред, что считаться с ней - это не уважать себя и свои желания. Большинство этих теоретиков - люди заинтересованные, ибо индустрия порнографии потерпит существенные убытки, если явление телегонии будет изучаться детьми со школьной скамьи. Поэтому для них прибыльнее, если наши дети начнут изучать в школе программу "Планирование семьи", способствующую растлению будущего поколения, а следовательно, пополнению их кошелька.

И еще вопрос: все ли потеряно для тех женщин, которые потеряли девственность, но желают иметь семью? В Православной Церкви - в обряде Крещения и Таинстве Покаяния можно обрести второе рождение и оружием Духа разрушить физическую немощь. Но покаяние должно быть истинное, с сокрушением сердца, чтобы у него были достойные плоды, - то есть, чтобы внутренне измениться, чтобы душа очистилась и преобразилась.

Как же раньше сохранялась многодетная семья?

В царское время сохранение семьи имело государственную важность. «Укрепляй семью – она основа всякого государства», таков был наказ императора Александра III своему сыну Николаю II. И результаты удивляли весь мир, в Царской России была крепкая православная многодетная жизнерадостная семья.

По высокому образцу святейшего союза Христа с Церковью, создавалась дореволюционная семья. Всем были понятны заповеди св. Апостола, чтобы мужья любили своих жен, яко же и Христос возлюби Церковь, и себя предал за нее (Еф.5, 25). А жены повиновались своим мужьям во всем, как Церковь повинуется Христу. Такая семья подкреплялась благодатью Божьей.

Все знали, что создание новой семьи удел только взрослых, в нем участвовала и Церковь. Родители решали на ком женить сына и за кого отдать дочь. Потому разводы не превышали уровня 2-3%. Браки были венчанными (церковный брак). И каждый человек на Руси с детских лет знал: «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Евангелие от Марка 10, 11-12). Семьи были многодетными и многопоколенными: совместно проживали не только родители и дети, но и бабушки и дедушки.

До революции 1917 года на Руси люди жили все вместе, молодоженов опекали отец и мать, бабушки и дедушки. Существовал чин почитания старших. Садясь за стол, самый старый в семье читал молитву. В доме он как бы представлял священника, почему и семья считалась домашней церковью. Старший первый прикасался к пище, сейчас мама несет тарелку сыночку затем дочке, а потом папе. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают чтить отца. Отсюда и печальная статистика на сегодня 92 % разрушенных семей.

Святитель Феофан Затворник: «ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ»

«Крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. Аще же чада, то и наследницы, — наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу... (Рим. 8, 17). Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изымается из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. Вступлением в Церковь — дом прибежища — сатане заграждаются входы к ново крещеному. Он здесь, как в безопасной ограде.

Все это — духовно-внешние преимущества и дарования. Что происходит внутри? — Исцеление греховной болезни и повреждения. Сила благодати проникает внутрь и восстанавливает здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство, как в составе и отношении сил и частей, так и в главном направлении от себя к Богу — на богоугождение и умножение добрых дел. Почему крещение и есть возрождение или новое рождение, поставляющее человека в обновленное состояние. Святой Диадох, объясняя силу крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же сего благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздроблено набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин: беспокоит и тревожит, но не повелевает.

1 Добротолюбие. Т.3. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного, гл. 79 и далее.

Цель, к какой все при этом должно быть направлено, состоит в том, чтобы сей новый человек, пришедши в сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но вместе лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Коим соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по сему обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение. Спрашивается, как сего достигнуть? Как поступать с крещеным, чтобы, пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или — как воспитывать по-христиански?

В ответ на это не беремся рассматривать все подробно. Ограничимся одним общим обозрением всего дела христианского воспитания, имея в виду указать, как в каком случае поддерживать и укреплять добрую в детях сторону и как обессиливать и подавлять худую.

Здесь прежде всего внимание останавливается на младенце в колыбели, до пробуждения в нем каких-либо способностей. Младенец живет, следовательно, можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы Святые Тайны, за ними вся церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей.

Все сие, в совокупности, составит спасительную вокруг младенца атмосферу. Всем сим таинственно вдохновляется, (внушается) благодатная жизнь, зачатая в младенце.

Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член (младенца) Его, чрез пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил.

Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостию и игранием духа, в коем готово всякого обнимать, как своего.

Причащение сопровождается и чудодействиями. Святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости. Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к святому причащению, и очень редко имел нужду употреблять потом медицинские пособия.

Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами. Также и дома — частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще — все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти. И всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть (внедриться, произрасти. Ред.) в еще только развивающуюся душу, чтобы своим дыханием заразить ее.

Под этим видимым охранением есть невидимое: Ангел Хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения. Он блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности детищем.

Потому дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях.

СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО «УРОКИ О ВОСПИТАНИИ»

1. Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли.

2. Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве.

3. Эта обязанность обща как для отцов, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников, а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, — до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.

4. Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями — и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга.

Остальные 35 пунктов можно прочесть здесь: http://old-ru.ru/01-8.html

Святой праведный отец Иоанн Кронштадский: «О детских капризах»

«Родители и воспитатели остерегайте своих детей от капризов. Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую любовь, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз – зародыш сердечной порчи»

А здесь привожу толкование его слов на современный стиль нашей речи: «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу»

 

Протоиерей Иоанн Савченко

 

Помощник Евгений Шутенков.

Скопировать ссылку