Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ
(Размышления на темы начала и конца мира)
(Продолжение)
Начало читайте здесь:
1. От Автора.
2. Вступление.
3. Кто есть Бог.
4. Ангельский мир, его строение и происхождение.
О мире демонов и их происхождении.
Духовный невидимый мир не может быть в полном объеме освещен и понят нами, если не будет по возможности кратко освещена сущность злых сил. Людям мира, во зле лежащего, чаще приходится иметь встречу с представителями бесовского мира, чем Ангельского. Ангелы суть служители, посланники Бога, которые посылаются Им в мир для выполнения Его воли, повеления. Они являют в меру своих сил только волю Божию, не переходя ее предела. Являясь людям, они исполняют повеленное Богом и не более, а затем удаляются или исчезают из поля восприятия. Демоны являются гораздо чаще для исполнения воли их отца – сатаны, или своей воли, вопреки воле Божией. Можно с уверенностью сказать, что почти каждый человек был свидетелем явления темной силы, в то время как видеть ангелов сподабливались только праведники или ищущие спасения люди, каким посылались они для вразумления. Чаще явления демонов и их «чудеса» производятся ими с целью обличения людей на суде Божием в сознательном неверии, т. к. те были очевидцами чудесного, но почти всегда остаются неверующими до смерти. Приходилось неоднократно слышать от коммунистов рассказ о том, как они видели бесов. Для иллюстрации приведу один из них:
«Однажды в молодости стоим мы с ребятами в улице и вдруг видим: бежит огромная собака, каких в деревне такого роста никогда не было. Не добежав до нас, она перепрыгнула через изгородь во двор. Из любопытства мы бросились через калитку за ней во двор. Она так же легко перепрыгнула через другую изгородь в огород и побежала в сторону русской бани, которые строили люди в то время на отдалении от дома для безопасности на случай возгорания, так как в банях обычно сушили лен. «Собака» явно намеревалась вбежать в баню. Мы устремились за ней, чтоб закрыть ее там. Когда же она вбежала в баню, там закричали кошки. Мы ускорили шаг, спеша успеть закрыть ее, пока она занята «кошками». Но в этот момент в бане вдруг запел детский хор. Вот тут я впервые испытал, как от страха поднимаются волосы. Мы, боясь оборачиваться спиной к явлению страшной темной силы, добрались до дверей хозяина этого дома и выпросились ночевать у него. Наутро пошли посмотреть на место ночного бесовского концерта. Был иней на земле. И что бросилось сразу в глаза? Кругом бани были следы детских босых ног».
Многое здесь не понятно, но для того-то и являются бесы, чтоб родить недоумение, страх перед «грозной» силой, убить надежду на Бога и потом еще на суде Божием обвинить грешника в сознательном неверии - в хуле на Духа Святого. Таких явлений темной силы приходилось слышать много. Некоторые, однако, назовут это просто байками. Поэтому приведу хотя бы одно из многих явлений бесовских, свидетелем которых довелось быть самому.
Однажды летом мы с дружком до полуночи катались в лунную ночь на только что купленных велосипедах. Было нам по 15 лет. Друг жил на краю улицы и далее был пустырь с вытоптанной скотом травой. Чистое поле. Слышим, по улице идут молодежь и поют частушки под гармошку. Решили дождаться. В центре кампании парень с гармонью, а по сторонам его по три девушки. Все одного роста по 140 см., хотя уже взрослые. Мы принялись кружиться вокруг них на велосипедах, чтоб рассмотреть: кто такие, потому что в деревне таких не встречалось. На третьем круге при резком повороте у меня подвернулось колесо, и я должен был ударить плечом в плечо крайнюю «девушку», но проскочил как через воздух. Подъехал друг. Спрашиваю: узнал он кого либо? Он с горячность выпалил: «Ты что… Ты понял хотя бы, о чем они пели? Это же бесы!» Я оглядываюсь, но не вижу и не слышу никого, хотя они могли отойти не более десяти метров в чистое поле.
Бесы являются людям в разных образах и всегда с коварной целью. Но еще чаще происходят их проделки, «чудеса». К ним относятся НЛО, полтергейст, призраки леших и домовых, неожиданные и непонятные явления.
Явление НЛО – неопознанные летающие объекты, в наши дни всем известный факт. Их видели тысячи людей, часто большими группами, как летящие светящиеся сферы, иногда с их «экипажами». Но что это такое или кто они – еще никто определенно не сказал. Верующие люди признают их за бесов с их проделками. Неверующие уже создали свою веру на этой основе – уфологию, содержанием которой является убежденность, что это прилетают к нам добрые инопланетяне более совершенные по своему развитию и эволюционному возрасту. И тут бесы выигрывают в любом случае: верующие чаще всего, отвергая это явление, отрицают также и существование иной жизни на других планетах в необъятной вселенной, заполненной миллиардами миллиардов материальных объектов. А это является если не ложью, то ошибкой. Впадают в заблуждение и те, которые считают явление НЛО добрыми пришельцами из других миров. Во-первых, все эти «пришельцы» еще ничего доброго не сделали, а злого творится много по свидетельству очевидцев. Во-вторых, они являются инкогнито - не представились ни ученым, ни правительственным органам, ни религиозным кругам. В-третьих, они никому не открыли цели своего «визита» землянам. В-четвертых, для того чтоб долететь до земли от какой-то звезды нашей галактики - Млечного Пути требуются тысячелетия даже со скоростью света, а из другой галактики, как утверждают иногда «пришельцы», уже требуются сотни тысяч или миллионы лет. Для верующего человека известно, что на землю лететь чадам Божиим, если они существуют где-то, не будет дано воли Божией, а в Царстве Божием все стараются исполнять волю Божию. Добрый отец не разрешит целомудренной дочери отправиться на экскурсию в дом терпимости, каким является наша цивилизация. Следовательно, сюда могут наведываться только бесы, и если все же есть иные миры, то могут явиться к нам только представители бесовской цивилизации, если смогут сюда добраться. Наконец, все проделки этих пришельцев мало чем отличаются от другого явления – полтергейста, и, судя по многим публикациям, они часто совмещаются, довершая одно другим. К примеру, после явления НЛО у очевидцев начинает в доме являть себя полтергейст. Поэтому, гораздо больше доводов в пользу того, что явление НЛО является одной частью хитрой деятельности темных сил, имеющей целью ввести в заблуждение людей и даже создать новую религию языческого образца.
Сродни НЛО является полтергейст, т. н. «шумный дух». Эти духи производят разбой в домах и квартирах, где им попускается. Они опрокидывают мебель, производят полет предметов по воздуху, выбрасывают электрические пробки, извергают фонтаны воды из стен или пламя, пожигающее вещи. Такое явление было в 1990 году в г. Енакиево в доме шахтера. Пожарные не успевали отъезжать, и жильцы сами были как пожарные, дежуря с ведрами воды в руках. Похожее явление было в г. Дзержинске в 2005г. в храме Московской Патриархии. Здесь иконы и стены стали источать с 23 января жидкость, похожую на масло, потом – напоминающее кровь, и наконец, стало все возгораться огнем, сгорел даже престол и антиминс.
Иногда с потолка течет керосин или вода, падают оттуда кирпичи или камни, которые неизвестно как там появляются. Проделок темной силы нет числа. Мне довелось освящать квартиру, в которой падали вещи. В шкафу-стенке я обратил внимание на одно пустое отделение под стеклом и ощутил присутствие там беса. Я окропил святой водой и бес удалился. Потом взглянул на пол и вижу составленную там посуду. «Почему у вас посуда на полу?», - спросил их. «Да вот, кто-то выбросил из шкафа». «А вы случаем не держите в квартире Магию?». Хозяйка кричит дочери: «Катя! У нас есть Магия?». «Есть», - был ответ. «Что же вы играете с огнем. Сожгите ее и никогда не вносите в дом». «Да я ее еще не читала; купила недавно из любопытства». «Ты еще не читала, и уже бес занял квартиру в шкафу, а если бы читать стала, то бес занял бы квартиру в тебе, и сделал бы тебя первоклассной колдуньей на вечную погибель». Катя понесла жечь ее, а бесу пришлось удалиться.
Однако это относится к внешней деятельности сил зла. Основная же борьба бесов против Бога производится внутри каждого человека. Человек, пребывая на биологическом уровне существования, является открытой системой. Души человека касается Ангел Хранитель, вразумляющий и записывающий все его дела и помышления. При защите своего подопечного на суде Божием от нападок бесов - обличителей он эти записи должен с успехом приводить. В то же время, приставленный этому человеку от дьявола бес-вредитель тоже ведет запись всех проявлений жизни человека и должен подавать сигнал о состоянии его, вызывая специалистов искусителей. Человек, ищущий Царства Небесного, вынужден пребывать всегда на страже своих хотений и помыслов, отгоняя бесовские внушения. Об этом пишет преп. Нил Мироточивый:
«Падшие духи, свергшись с неба, одни остановились на высотах (надземных), другие в воздухе, третьи в водах, прочие же вместе с Денницей – в земле (т.е. в безднах ее). Пребывающие же вне ада (т.е. в водах, на поверхности земли, на высотах и в воздухе) называются пронырами, ибо они и наверх восходят, и на низ опускаются. Восхождение бесов наверх означает следующее: как только душа праведника начнет восходить (к совершенству), шествовать путем Господним, тот час устремляются за нею и коварные проныры – дьяволы, чтоб запнуть душу праведника и низвергнуть вниз, в ад» (Посмертные вещания преп. Нила Мирот.).
Данными словами о низвержении бесов «на землю» ярко выражен духовный смысл: бесы имеют разную глубину падения, для сравнения чего приведены земные уровни. Наземные бесы имеют возможность влияния на людей земного греховного уровня – людей мира сего. Те, что в водах искушают противоестественными страстями, а духи высот и воздушные борются с подвизающимися в истине или благочестии. Сатана с преисподними полчищами бесов, низвергнутыми с высших уровней ангельского мира, по причине опасной чрезмерной энергии зла, не допускаются до людей, да и мало кто не отвергнет с отвращением влагаемый ими, к примеру, садизм и лютую ненависть к добру и истине. Единственный человек, который сольется в одну душу с сатаной – это коварнейший и хитрейший антихрист.
О количестве бесов и их сущности Преподобный Нил пишет:
«Число всех отвратившихся (от Бога) и отпавших с Денницею есть тридцать три тысячи тысяч мириад мириадов. Каждого праведника борют тридцать три тьмы тем отпавших веельзевулов, то есть, ангелов сатаны. Вид их отвратителен, существо неисправимое; в вышину имеют рост наименьший, в ширину широту наибольшую, обладают глубиной, во власти своей бессильны, насилуют со своим бессилием грешника» (там же).
Примечательным является то в действиях бесов, что они стараются человека сделать подобными себе, пополнив тем армию погибающих. Так же и Ангелы, как уже приводилось прежде, ниспосылают просвещающую энергию любви на находящихся ниже, чтоб их сделать подобными себе, приблизить к Богу, пополнив число верных Ему. Фактически смысл борьбы двух начал добра и зла в этом именно и состоит.
Среди обольщений дьявольских выделяется своей загадочностью такое многоговорящее явление: иногда к тоскующим женам умерших мужей являются бесы в образе супруга, общаются с ними, «совокупляются» и даже, как утверждают обольщенные, лучше, чем при их жизни. О таких случаях я знал чрез очевидцев такого явления. Мой наставник, приведший меня к истинной вере, рассказывал, что когда ему довелось ночевать у одной недавно утерявшей мужа вдовы, то среди ночи услышал, как она хрипит, как бы кто ее душит. Он вскочил с постели, прибежал и стал ее крестить. Тогда она вздохнула и произнесла: «Ой, чуть не задушил». «Кто?», - спросил он. «Муж», - последовал ответ. «Так он же у тебя умер». «Он каждую ночь приходит ко мне и спит со мной, а на рассвете уходит. А сейчас явился и сразу за горло со словами: «Ты кого ночевать пустила?!». Якову пришлось объяснить ей, что являлся к ней не умерший муж, а бес. И хорошо, что не успел погубить ее. На шее же ее остались синяки от пальцев беса.
Подобное явление произошло в поселке Фирсановка Московской области. Рассказал больной с расслабленными и не действующими ногами богобоязненный человек по имени Анатолий, живший рядом с женщиной, о которой и рассказал мне. Там заметили благочестивые старушки, что к ней после смерти мужа летает «огненный змей» - светящийся шар, разбрасывающий искры. Шар этот прилетал в полночь и над хатой вдовы исчезал. Когда ее спросили: не бывает ли кто у нее. Она нехотя призналась, что бывает по ночам умерший муж. Ей объяснили, что бывает у нее не умерший муж, а бес, и чтоб убедиться в этом, нужно читать молитву «Отче наш» в момент, когда он должен появиться. Очевидцы рассказывали: когда шар летел, то не исчез, как бывало раньше, а ударился в окно веранды, получился взрыв, и от окна не осталось целого стеклышка.
В иных случаях бес доводил до безумия таких людей и потом забирал душу. В католической церкви таких бесов называют «инкубусами», а тех, которые являются мужьям в виде умерших жен – «сукубусами».
Эти явления, как и внедрения бесов в людей, что называется в народе «порча», говорят о тяге бесов к соединению с грешными людьми. Тайну эту как бы приоткрывает одержимость бесами. Спаситель в объяснение этого говорит:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12,43-45).
Здесь вновь видим тягу злых духов к человеку, даже к внедрению в него.
Для объяснения сего явления нужно обратить внимание на грешного человека, попавшего на тот свет. Свят. Тихон Задонский говорит, что грешная душа в таком случае страшно голодает. Она привыкла получать пищу-удовольствие чрез тело с его похотями, а тела больше нет. Ей хотелось бы вернуться в тело, а оно сгнило. Получать же радость для себя через Благодать Святого Духа не может, потому что не заслужила, да и не привыкла к этому при жизни. И это является одной из загробных мук.
Злые духи, судя по приведенным выше явлениям, прошли когда-то в начальной стадии существования, подобного человеческому уровню жизни. Биологического грубого тела они лишились в незапамятные времена, а воспоминания тех радостей, какими питалась душа чрез тело, остались, к примеру, как у человека о счастливом детстве. К тому же надо знать, что память существ, перешедших грань смертности, не стирается. На биологическом уровне память блокируется немощью тела, действием организма, предусмотренным Творцом, чтоб по причине недоразвитости его на этом уровне не было перегрузки излишней информацией. Уже при жизни вместимость памяти расширяется за счет интенсивной тренировки, умственного труда. При обретении бессмертного тела с огромными возможностями и способностями память становится несказанно вместительней сравнительно с прежним состоянием. Люди вспомнят каждый миг своей жизни, притом с яркостью, граничащей с реальностью. И даже теперь грешники при отсутствии плотских наслаждений находят удовольствие в воспоминаниях грехов. Так же и бесы живут воспоминаниями и, не довольствуясь этим, стараются найти услаждение в переживании чужих злых страстей. Для этого они внедряются в людей, одерживают их, пробуждают в человеке страсть, злобу, гордость и питаются этой телесно-душевной энергией. Поэтому Спаситель говорит, что изгнанный злой дух ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит его. Что же так неотвратимо влечет бесов к людям и в людей? Одна злоба не может влечь до такой степени, что они даже теряют покой. Следовательно, бесы имеют родство естества с людьми, т. е. когда-то были подобными им и имели тот же состав тела, души и духа. И чем выше по естеству бес – по ангельской ступени, с которой низвергся, и глубже по падению, тем большее имеет влечение к людям, к питанию их страстями. Дьявол, не довольствуясь энергией зла, соединившегося с ним антихриста, побуждает его ввести весь мир в состояние злых страстей, и этим будет добавочно питаться. Об этом пишет опять же преп. Нил Мироточивый:
«Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем, а на самом деле он будет по сердцу – лисицей, по душе волком; смущение людей будет его пищей. Когда превращаться будут люди, тогда живопитаться будет антихрист. Смущение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищей антихриста. В противоположность тому, как Христово брашно было исполнение воли Отца Его, так брашно антихриста будет исполнение воли отца его диавола. Этим будет живопитаться антихрист».
Таким положением оправдывается цель дьявола: захватить мир, взрастить зло в нем и питаться им.
Еще не лишне рассмотреть разные виды одержимости бесовской силой и причины их. Самый обычный и повсеместный вид внедрения в человека бесовской силы это вхождение через грех и далее - через выродившуюся в постоянном повторении его – страсть. И опять же, бесы входят в людей не только из злобы и из необходимости исполнять волю дьявола, но и ради вампирического питания энергией зла. Для этого у бесов отработаны разные приемы обольщения, и есть свои специалисты по разным видам страстей. Бес-вредитель, приставленный сатаной к человеку, неусыпно следит за человеком и когда видит склонность его к какому-то греху, то подает сигнал и тут же являются опытные соблазнители на этот грех. Окружает же человека, особенно подвизающегося в добре, их великое множество. Но чрез грех, видимо, еще не так подвластен бесам человек для их вампиризма, потому как обычные грехи творятся в силу немощи естества и при покаянии исчезают. Поэтому бесы изыскивают новые виды для более постоянного внедрения.
Другим видом одержания является вхождение в человека бесовской силы по причине вовлеченности его в сослужение лукавым демонам. Таким сослужением является оккультные колдовские обряды и связанные с ними гадания. Часто это бывает по глупости с молодежью. Такой бес изгоняется вычиткой, частым причащением св. Тайн и искренним покаянием.
Похожим бывает одержание по действию волшебника. Бывает в таком случае, бес кричит устами человека, иногда человек дергается, не может подойти к святыне и приложиться. Бывает, бес вызывает сильные внутренние боли, от которых человек кричит. Такой бес изгоняется вычиткой пастыря-подвижника по слову Спасителя: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17,21). При таком одержании бесовской силой человек много страдает телесно, но обычно бывает искренне верующим и потому не лишается пути спасения. Бес как бы имеет в таком случае власть над его телом, но не над душой и духом. Тот же, чьими чарами загнан бес, сам является одержимым и уже и душей и духом, и сподобливается однозначно гиены огненной. К сожалению, надо сказать, в наше время изгоняющих бесов подвижников нет. Архипастыри, пастыри и монахи - все или сергиане, или раскольники, утерявшие благодать Святого Духа. Одержимым теперь приходится прибегать только к милости Божией без содействия Церкви. Это положение вызывает страшное явление: люди в отчаянии по маловерию прибегают к помощи волшебников, и те с согласия сатаны, заинтересованного в этом, отстраняют этого беса, но с тем, чтоб он определил его в другого человека.
Но более страшным видом одержания является т. н. прелесть бесовская, которая обычно обладает людьми, возвеличившимися в собственных глазах до уровня самосвятства. Из числа таких одержимых выходят лжехристы и лжепророки, или сумасшедшие. По-видимому, шизофрения в некоторых случаях является помрачением ума чрез прелестное самовозвеличивание. Этот порок вычитке не поддается, т. к. требуется самое глубокое покаяние и смирение самого больного. В случае прелести бес властвует не только над душой и телом, но и над духом. Во времена царствования антихриста почти все население планеты будет одержимым духом прелести.
Еще нельзя оставить без внимания всем известное «переселение душ» - реинкорнацию. Это верование является частью индуистских религий, и было когда-то в некоторых других языческих культах. Теперь это учение взято на вооружение теософами. Согласно этому вероучению, души после смерти попадают в некое хранилище и, по прошествии какого-то определенного срока, внедряются в нового, зародившегося человека. Вследствие этого человек способен «вспоминать» эпизоды старой жизни, какую он прожил будто бы до «перевоплощения». В доказательство этого верования приводится масса случаев такой «памяти». Но, судя по некоторым приводимым случаям становится вполне понятно, что помнит старую жизнь «до нового воплощения» не человек, а бес, вселившийся в него, который некогда одерживал того человека, жизнь которого «вспоминается» новым одержимым. К примеру, приведем обычный в таких случаях рассказ. Девочка вдруг стала проявлять странное поведение и суждения. Стала говорить, что она не Лена, а Нина, т. к. в теле Лены теперь живет душа Нины. Далее начинаются «воспоминания» прежней жизни с указанием места жительства, имен родителей и т. д. На проверку оказывается, что действительно она говорила правду. Но родители и другие близкие этой Нины говорят, что она до смерти была странная, с признаками одержимости. И таким образом раскрывается секрет «памяти» прежних воплощений. Бесы, особенно приставленные сатаной записывать все дела человека вплоть до его мыслей, или одерживающие человека, помнят всю жизнь его лучше, чем он сам. Когда же они внедряются в другого человека, то в любой момент могут вложить в его сознание всю старую информацию, притом так, что человек может считать ее своим воспоминанием. Эта область сознания и пути бесовского воздействия на человека почти неизследимы и необъяснимы. В подобное состояние люди погружаются по системе, разработанной Станиславом Грофом. Посредством воздействия особо произносимых слов и музыки, при замедленном дыхании человек впадает в необычное состояние. Он реально переживает момент своего рождения или родов, хотя является мужчиной, или вдруг чувствует реально себя хищным зверем или даже – бесом. Некоторые тоже склонны относить это к прежним воплощениям. Однако все это относится только к бесовским наваждениям, которых в состоянии войны в мире между Царством Божиим и царством сатаны великое множество.
Наконец, по-видимому, самым страшным видом одержимости является вхождение беса вследствие проявленной сознательной неверности Богу и подчинение себя дьяволу. В частности, это относится к принятию печати антихриста. Об этом пишет преп. Нил Мироточивый:
«Итак, когда антихрист будет налагать печать свою на людей, сердца их будут делаться как бы мертвыми».
«Когда же проклятая слава увидит Еноха и Илию, проповедующих и говорящих людям, чтобы не принимали печати антихриста, то повелит схватить их. Они же будут убеждать людей не принимать печати антихриста, будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью антихриста, тот спасется, и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати».
«Люди будут говорить Еноху и Илии, «почему же благодарны антихристу те, которые приняли печать?» - Тогда скажут Енох и Илия: «они благодарны, но кто благодарен? Не люди это благодарят, а печать сама только благодарит. И что такое есть их Благодарность? Их благодарность есть то, что воссел в них сатана, вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним делается. Тот, кто печатлеется печатью антихриста, становится демоном; хотя утверждает, что якобы не чувствует, ни алчбы, ни жажды, однако алкает и жаждет еще больше» (Посмертные вещания преп. Нила Мир.).
Здесь все ясно. Да не явим неверность Богу!
Размышление о зле и борьбе с ним.
Мир сотворен Богом из ничего. И ангелы и человек сотворены тоже из ничего, но по образу и подобию Божию, т. е. имеющими все святые качества, наличествующие в Боге, в малом объеме, к тому же с перспективой их совершенствования и увеличения на пути к уподоблению Ему. Все творилось Богом единственно из любви и на основании любви. В Царстве Божием все обмениваются любовью, творят ближним своим только благое. Они все имеют благоговейную любовь к Богу и к вышестоящим чинам, и в то же время посылают энергию любви нижестоящим и ближним, чем помогают им возрастать в совершенствовании. На этих основаниях созидался мир Божий, получая от Бога милость и также любовь. Это давало всем творениям радость, мир и благоденствие.
Однако этот путь богоуподобления имел слабое место: каждая сотворенная сущность наделяется при творении свободой воли, иначе бы не была свободной личностью. Она имеет право выбора, содержание которого в процессе жизни постоянно предстает: сделать так или иначе, и не исключается выбор не лучшего. Богу постоянно приходится подправлять устремления чад, направляя их ко благу. Но это говорит о несовершенстве тварей. А как должно быть, чтоб все выбирали всегда только благое? Для этого нужно, чтоб все существа добровольно возлюбили благо и возненавидели зло. А для этого необходимо познать сущность зла, испытать на себе его мерзкое действие, пройти борьбу с ним и таким образом родить в себе ненависть к нему до такой степени, чтоб во веки веков не склониться к нему. По-видимому, иного пути к полному совершенству не находилось.
Возможно, были случаи личного или массового уклонения Ангелов на каком-то уровне, которые успешно пресекались Богом силами святых Ангелов. Доподлинно же известно о самом страшном восстании на самом высочайшем уровне Ангельского мира, когда вошел в противление воле Божией один из высочайших Ангелов - Денница, который увел одну треть ангельских сил на борьбу с Творцом и Подателем всех благ. Даже для нашего ума это выглядит верхом безумия. В безумие впали совершеннейшие светоносные сущности. Они же имели ангельский ум, ни в какое сравнение не идущий с нашей ограниченностью. Как это происходило нам не дано знать. Известно лишь то, что с девяти уровней Ангельского мира ушла в противление Творцу треть совершеннейших существ, но не моментально. Этому явно предшествовала длительная миллионолетняя обработка агитацией, вскармливанием ложью со стороны зачинщика Дьявола и его приближенных всех подчиненных сущностей. Сам Денница явно увлекся благоговением пред ним всего бессчетного количества Ангелов, нижестоящих ступеней. Это родило желание иметь еще большее почитание, зависть к славе Божией и утерю любви к Нему. Далее, в своем ниспослании энергии жертвенной любви нижестоящим, он посылает и свое недовольство Творцом, клевету на него и тем заражает в разной степени весь Ангельский мир. Началась переоценка качеств. Постепенно ложь оттесняет истину, зло подменяет любовь, святое исполнение воли Божией заменяется жаждой исполнения воли своей, произволом, а вместо кротости восхваляется насилие. Все больше входит в употребление критика Творца, клевета и ложь. И так формируется бесовский революционный мир. Все старания вразумить взбесившихся со стороны Бога и Ему верных Ангелов отвергаются бунтующими сущностями. О них пишет преп. Нил Мироточивый:
«Денница же за то, что дерзнул попытаться восхитить образ (трисиянной славы) Святой Троицы, был присужден к сим трем (греховным) славам: говорим: к мудрованию (вместо премудрости), к лукавству (вместо простоты), и к Неверию (т. е. к слепоте, вместо созерцания Божия)» (в скобках добавления переводчика).
«Злые духи оклеветывают во всем судьбы и заветы Божии, дабы из зависти не дать людям унаследовать то место, которое они утратили, и дабы явить себя правыми, Бога же не правым, а выполнение заповедей Его якобы невозможными» (Посмертн. Вещания преп. Нила Мироточ. С.26).
В Апокалипсисе дьявол прямо назван «клеветником»:
«Низвергнут клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12,10).
Образец такой клеветы можем видеть в моменте требования сатаны на искушение прав. Иова:
«Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана, И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Иов.1,6-12).
Когда мы размышляем о причине попущения войн и революций, то невольно приходит мысль об этом эпизоде с клеветой дьявола и требованием допустить на его испытание, личности ли, народы, государства и даже весь мир. И всегда сатана остается в итоге посрамленным, хотя успеет натворить массу зла. Однако чрез это следует в конце несказанно большее благо: люди обретают опыт борьбы со злом, предстают как мученики и исповедники, если не побеждаются этим злом. Однако здесь речь не об этом.
В небесных сферах назревало полное разделение и открытая борьба.
«Денница, дерзнув восхитить подобие, (т. е. свойства), Святой Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нем превыше трона Божия; как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались ангелы (дословно: закружились); не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, (единодушных с ним), словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим», не предвари он сказать сих слов, утвердивших единодушных с ним, - единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес; одному Богу то известно» (там же).
Этот призыв Архистратига Михаила стал спасением небес и началом войны в Ангельском мире.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним… Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12,7-9.10).
Для нас многое здесь непонятно, и непонятно также, даже в первую очередь то, что Бог попустил дьяволу ввести в соблазн Еву, а потом чрез нее и Адама до исполнения благословения: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Господь Бог мог бы не допускать сатану к ним до того момента, когда они размножатся. В таком случае все последующее было бы иным, одинаковым с предполагаемым разделением в момент революции дьявола в других подобных земному мирах: там делились, если они все же существуют, на добрых и злых, и в итоге создавалась бы святая и злая цивилизации. В таком случае отпадала бы необходимость воплощения Сына Божия и пролитие крови для возрождения отпавшей части этой цивилизации: если склонившиеся к злу хотели бы вернуться к Богу, то им достаточно было бы покаяться и примкнуть к доброй части. Совсем иное дело обстояло с человечеством, народившимся после грехопадения «первой клетки» организма человечества. Все без исключения стали рождаться духовными уродами. Первый отпрыск – Каин уже из зависти и злобы убивает своего брата Авеля. И все другие несли плоды первородного греха, унаследовав существом самолюбие, зло и лукавство. Естество человеческое могло стать способным к вечному совершенствованию после перерождения, которое мог совершить только воплотившийся Сам Творец. Бог мог бы оградить первую пару от искушения дьявола до их размножения, но Он усмотрел допустить сатану искусить их. Зачем? На это частично отвечает святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Почему только на земле Бог явился во плоти? – Это великая тайна Божия, тайна безмерного милосердия и снисхождения Божия к погибающему человечеству. Может быть только на одной земле было падение разумной твари созданной по образу Божию, и потому только здесь требовалась всемогущая возстанавляющая от падения рука, только здесь нужно было явное пришествие Врача для уврачевания неисцельно болящего человека, которого не могли исцелить от язвы греха никакие врачества человеческие, никакие наказания, никакие проповеди посланников Божиих» (Прот. Иоанн Кронштадтский. Полн. Собр. Сочин., т.7, стр. 99).
Выше приводились мысли о клевете дьявола и бесов на Самого Бога, для оправдания своей мнимой невиновности, несправедливого суда над ними. Все лживые доводы их мы не знаем, но уже по приводимым некоторым из них, кое-что видно: «Злые духи оклеветывают во всем судьбы и заветы Божии…, дабы явить себя правыми, Бога же неправым, а выполнение заповедей Его якобы невозможными». Исполнение заповедей невозможно только для ненавидящих Бога, любящим Его это дает радость. Но чтобы вразумить их или обличить пред всеми творениями и в их глазах, нужен высочайший суд. Судьей на таком, безусловно, является Сам Бог, а кто истцы и обличители? Ангелы, потом воплотившийся Сын Божий и Его святые обличили дьявола в процессе борьбы, своей жизнью, своей жертвенной любовью, но сатану с его полчищами это не удовлетворяет, они считают это недостаточным. Примером сему является приведенное вытребывание праведного Иова на искушение: оставшись посрамленным стойкостью Иова при утере им всего имеющегося у него, сатана требует власти и над его жизнью, его естеством. Так сатана, искусив все творения Божии, не удовлетворился этим и явно требует власти над остатком верных Богу и над всеми людьми последнего времени. К тому же он остался побежденным Богочеловеком, равносильными ему Ангелами и избранными человеками при благодатной поддержке Божией. По-видимому, он требует на испытание верных чад Божиих без видимой надлежащей помощи со стороны Бога и Ангелов. Последние борцы с сатаной, каким должно быть в последствии обличителями его, будут немощными и не пользующимися чудесной поддержкой в самых ужасных испытаниях, в состоянии похожем на богооставленность, какую испытывал Христос в Гефсимании и на кресте. Оставаться верным Богу в таком состоянии и условиях, когда весь мир служит сатане, видимо, и является последним обличением сатаны и всей его армии, против которого уже доводы найти ему будет невозможно. Христос, произведший победу над дьяволом и его всеми чадами страданиями на кресте, должен произвести полный разгром его царства своими последними борцами – исповедниками в последние дни. Сатане останется одно из двух: или покаяться, признав себя преступником, или гордо шествовать в огонь вечный, не прибегая более к клевете. Об этом обличении-суде говорит ап. Павел:
«Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6,2.3).
«Судить ангелов» разумеется не святых, но падших. И судить их будут люди Божии верностью Богу (в какой не устояли бесы), своим самоотверженным служением истине, борьбой с ложью. Здесь суд и победоносная борьба совмещаются. О победивших дьявола Ангелах и человеках всех времен сказано:
«Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12,11).
Итак, целью существования и Ангелов и человека, со времен восстания дьявола, является вечное совершенствования во благе в уподобление Богу и, в то же время, борьба со злом и ложью, с сатаной. К тому же человечество избрано не только на борьбу, которую прошли все верные Богу сущности, но еще на то, чтоб дождаться конца этой борьбы и своей самоотверженностью быть обличителями сатаны. За наградой у Бога дело не станет. Уже человек сподобился того, чего не имеют Ангелы и никто более. Ради человека воплощается Бог - Сын Божий, проливает за него свою кровь и в великом таинстве Причащения присоединяет к Своему человеческому естеству, которое взял в Божество, в Святую Троицу. Ангелы могут только желать такого полного соединения с Богом, какого сподабливаются верные Христу люди. Но какою ценой достигается эта святая возможность? Сомневаюсь, что Ангелы в борьбе с сатаной испытывали такие скорби, какие выпали на долю верных Богу людей.
Великой чести сподобливается человек еще и тем, что ему выпал жребий участвовать в войне Христа с дьяволом. Святыми силами в этой войне управляет Сам Господь наш Иисус Христос Сын Божий. Он же произвел и первую победу над дьяволом страданиями на Кресте. Здесь не лишне привести хотя бы некоторые моменты этой войны Христа на земле.
Всевселенская война переключилась на землю вскоре по сотворении человека искушением дьявола первых людей: Адама и Евы. Обличая грех неверности наших прародителей, Господь провозглашает начало этой войны и пророчески указывает на возглавление святых сил Христом Сыном Божиим, называя Его «Семенем жены». Творец в первую очередь провозглашает приговор суда змею, в лице которого дьявол совершил злодейство, искусив Еву на противление воли Божией.
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3,14-15).
В более точном перевод с еврейского языка 70 толковников слова «поражать в голову» звучат в более конкретном виде: «сотрет главу».
Данный текст явно гласит о борьбе Семени жены – Христе Господе нашем, с Которым ведет вражду «змей, называемый дьяволом и сатаной» (Отк.12,9). Семенем же змея названы все земные последователи дьявола и, преимущественно, последний из них - антихрист, чадо и вместилище самого сатаны. Вражда ведется по проискливой воле семени змея, т. к. указывается первым оно во вражде с Семенем жены. Уже с этого момента война между добром и злом перешла на землю. С этого дня стало производиться искушение каждого человека бесами - воинами сатаны, и со стороны людей Божиих началось оборонительное внимание к себе, в терпении и обращении за помощью к Богу. Служение людей Ему состояло в жертвоприношении. Но за неопытностью земнородные слишком доверялись влечению к земным благам и поддавались дьявольским искушениям, и развращались. В итоге уже говорится:
«О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами Ангелов своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которое произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.14-15).
Суд разумеется в момент второго пришествия Христова, когда Он «сотрет» голову змея. Однако судом явился и Ноев потоп. Нечестие уже достигло апогея, почему и сказано:
«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6,5.7).
Здесь, кажется, дьявол одержал победу над людьми, развратив их, так что пришлось Богу уничтожить тот растленный мир. О том же что растление происходит не без происков дьявола, говорит ап. Иоанн:
«Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Иоан.3,8).
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»(1 Петр.5, 8).
В том-то и состоит вся борьба, что бесовский мир занят развращением людей, присоединением их к своему осатаневшему скопищу. Побеждает его каждый человек тем, что прибегает смиренно под защиту Победителя Христа и сам противостоит бесовским искушениям. В ветхозаветное время то же делали праведники, уповая на Бога Саваофа с надеждой на явление Христа Сына Божия и Его освобождение их от дьявольских козней. Они верили, что Он явится, чтоб «разрушить дела дьявола». Интересные данные, помещены в Пс. 109 Давида, слова которого цитировал Спаситель в обличение иудеев и неоднократно ап. Павел. Здесь кратко прикровенными словами обрисован путь борьбы Бога и, особенно в последнее время, Христа Спасителя.
«Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? Чей он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф.22,41-46).
Слова, приведенные Спасителем, являются первым стихом Пс.109, в которых явно содержится обращение Бога Отца к Сыну Божию, в каких Он обещает положить в подножие Христа врагов Его. До явления Его в мир, борьбу возглавлял Бог – Святая Троица. Воплотившийся Сын Божий Иисус Христос, чтоб разрушить дела дьявола борьбу берет на себя. Поэтому далее сказано:
«Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» (Пс.109,2-3).
Христос Спаситель по пророчеству Давида должен начать борьбу с Иудеи, имея опору на сынов Сиона, которых Бог подготовил «в благолепии святыни». Но полная победа над врагами Господа в дни земной жизни не обещается, ибо говорится о господстве «среди врагов», а не над врагами.
В отличие от предводителя темных сил дьявола – бывшего Денницы, хотя и самого старшего из известных тварных сущностей, Христос не является тварью, но как говорит Бог:
«Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс.109,3).
Итак, здесь указаны вожди: темных сил - бывший Денница, и святых сил – Сын Божий Христос, не сотворенный, а рожденный от Отца, рождение Которого является предвечным. Говорится далее об избранничестве, о помазании на высшее священство:
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109,5).
Иерей вовек – вечное священство принятое от Самого Отца без посредствующих сил. Так и упомянутый Мелхиседек «был священник Бога Вышнего», имеющий посвящение от Самого Бога. Он называется царем Салима, т. е. мира. Так и Христос является Царем царей всего мира.
Далее пророчески указан ход борьбы:
«Господь одесную Тебя, Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной» (Пс.109,6).
Здесь указана и помощь Отца и повергнутость народов пред Христом и, главное, показан конец борьбы, созвучно сказанию Апокалипсиса. Ангел возглашает птицам:
«Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Отк.19,17-18).
Далее в Апокалипсисе говорится о том, что были схвачены зверь - антихрист и его лжепророк, и «оба живые брошены в озеро огненное» (Отк.19,20). Так что здесь вновь повторено пророчество о царях и трупах и определение о Семени жены, которое сокрушит главу семени змия, которая, безсомненно, является антихристом.
В Апокалипсисе же образно обрисована история последних дней, что, фактически, является историей борьбы. Особенно ярко это подчеркнуто образом снятия печатей Агнцем с книги тайн, в частности первой из них, раскрывающей тайну предшествующего времени периоду последних времен. Вскрытие последующих печатей раскрывают далее эти тайны.
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…, Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Отк.6,1.2).
В связи с тем, что эта печать предшествует последним временам, она раскрывает всю суть предстоящего времени, времени последней битвы между добром и злом. На белом коне с луком в руке выступает Предводитель святых сил – Христос «как победоносный и чтобы победить». В конце Апокалипсиса, посвященного этой борьбе, мы видим вновь Всадника на белом коне, но уже как победившего темные силы.
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует. Очи у него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он имел одежду, обагренную кровью. Имя Его «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый… На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Отк.19,11-16).
Далее приводится текст, уже цитируемый выше об уничтоженных царях, о трупах и о низвержении антихриста в огненное озеро. Какой опыт, какое добавочное знание мы должны получить из всего написанного здесь об этой борьбе? Мы все знаем, что, будучи сотворены бессмертными, призваны вечно возрастать, совершенствуясь во всем добром, в познании истины. Человечество совершенствуется, возрастает даже в каком-то смысле непроизвольно, как растет дерево. Возросло оно и в науке, и технике, в искусстве, медицине и экономике. Но этот опыт, эти достижения являются ли благом, если целью бытия является переход на более духовные ступени, с более святыми качествами? Не является ли такой прогресс строительством подобия Вавилонской башни? Строителей действительной башни Вавилонской, направивших свои устремления на ложные идеалы, ничто не могло остановить, как только смешение языков. Может быть, среди них и завязывалась борьба между людьми разных убеждений, даже некоторые богословы предполагали, что смешение языков есть образное изображение споров и разногласий, приведших к полному разъединению. Что же теперь может остановить современных «вавилонян»? Только конец мира.
Возрастает человечество, хотя бы в лице единиц, и во благе, и познании истины. В первые века христианства рабы Божии показали яркие примеры стойкости в верности Богу и в ревности по славе имени Божия. С момента же объявления христианства свободным и защищенным силами государства при Константине Великом, оно стало совершенствоваться в познании Бога и Его мира посредством развития богословия и мистического единения с Ним. Многие достигали великих высот на этом пути. Это был не только путь возрастания во благе, но и обретения опыта в борьбе с дьявольскими проискливыми искушениями. Итак, наряду с возрастанием в опыте и знаниях идет еще борьба между добром и злом. Обретенный веками опыт и знания силами добра и строителями зла используются в этой борьбе и теми, и иными. Эти-то начала и направляют все устремления или ко благу, или на разрушение добра и жизни. Но есть люди, уподобившиеся «добрым животным», не желающие ничего знать кроме наслаждения или хотя бы удовлетворения своих житейских нужд. И таких, может быть, даже больше половины населения. Остальные же являются борющимися единицами, на той или другой стороне. Почти все они уверены в своей правоте, ищут какой-то справедливости. Основным же в их устремлениях является какой-либо идеал, на который они равняются, цель истинная святая, или ложная и зловредная. Ап. Иоанн Богослов уже говорил в свое время о таком разграничении: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоан.5,19). В каком зле? В неверии и противлении воле Творца и Подателя жизни, пути возрастания. Когда человек, общество, все государство подменяет этот идеал, оно избирает погибель, строит себе самоубийство. Что может ожидать таких слепцов, избравших себе в вожди таких же слепцов, да еще и помешанных в своем самолюбии? Не в пропасть ли они все попадут? Теперь же все человечество бежит за такими вождями. Власть над миром давно захватили враги Божии, некогда распявшие Христа, в их руках все богатства в мире, и все средства информации, воспитания и образования. Противостать несущемуся в погибель потоку нет земных сил. Безумный, взбесившийся мир! Пытались на протяжении всей истории остановить этот «поток». Это делал и Енох, и Ной, проповедовавший семнадцать лет. Но бесполезно. Кричали пророки, жертвуя всем и жизнью, но кто их слушал? Прор. Исаия взывал:
«Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис.53,1).
Взывал также Предтеча и Креститель Иоанн. Его обезглавили.
Спаситель основой своей проповеди имел: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Его распяли.
И вот теперь уже все ощущают близкую погибель мира, но кто ищет истину? Все бросаются в ересь, если еще веруют во что-то, а не в одно свое самолюбие. Другие в своей гордыне, и опять же, самолюбии покидают истинную церковь, придумав себе оправдание и свою «правду». Наконец, теперь набралась масса проповедников возврата социализма и сталинизма по коварным замыслам распинателей Христа, и моментально забыли все об утоплении ими России в крови, о тотальном страхе, о колючей проволоке по всей стране и о запрещении веровать в Бога. А ведь каждый, даже умалишенный, догадается, что социализм вернется только с воцарением антихриста. И остается только возопить с прор. Исаией: «Беда мне, беда мне! Увы, мне! Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Ис. 24,16).
Вся жизнь человечества есть борьба и, в то же время, подготовка к основной битве, разразившейся с момента сошествия дьявола с небес:
«Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного осталось ему времени» (Отк.12,12).
Пришел 1917 год. На землю низвергнут большой красный дракон – дьявол, и тут же явились красные большевики. .. в сильной ярости. Церковь Христова во главе с «Всадником» на белом коне вступила в борьбу с этим драконом. Но сила и права были даны врагу, чтоб была победа непререкаемой. К тому же оружием сил зла является зло, ложь и насилие, а добра – всего лишь терпение и возвещение истины. И тогда Русь увидела, что такое ярость сатанинская. Может ли быть кто-то наглее, злобнее и кровожаднее большевика? Десятки миллионов были уничтожены, а остальные тряслись от страха. Около 75 лет продолжалось засилие сатанинских орд. Однако, как Христос победил дьявола своими добровольными страданиями, так и Российская Церковь одержала в лице немногих верных чад Божиих своим терпением, верностью Богу и Истине победу над силами зла. Теперь, хотя у власти опять же угодные тайне беззакония, служащие под ее контролем, а не истинному добру, все же милостью Божией не имеют позволения уничтожать рабов Божиих в таких масштабах, как ранее при большевиках. Это, все же, небольшая, кратковременная передышка в страшной борьбе. А что же будет, когда кровожадное чудовище – большевизм вернется, уже выйдя из бездны, пройдя там подготовку? Смилуйся над нами и Россией, Господи!
Продолжение читайте здесь: