Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ
(Размышления на темы начала и конца мира)
(Продолжение)
Начало читайте здесь:
1. От Автора.
2. Вступление.
3. Кто есть Бог.
4. Ангельский мир, его строение и происхождение.
5. О мире демонов и их происхождении.
6. Размышление о зле и борьбе с ним.
Немного о креационизме.
Креационизм по определению Большого Энциклопедического Словаря означает «религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего». Однако современные «борцы» с дарвинизмом усвоили этому учению не присущее ему значение: моментальность творения Богом с исключением дальнейшего совершенствования силою Святого Духа. Но Слово Божие утверждает как моментальность творения в начальные моменты новых созданий Творца, так и дальнейшее совершенствование (доращивание) их. К тому же первым законом тварного бытия является, по учению Священного Писания и Святых Отцов, вечный путь совершенствования всех разумных бессмертных тварей на пути уподобления Богу.
Креационизм пришел к нам в православную среду из единого рассадника всех ересей и заблуждений – из протестантизма. Оттуда явилось масонство, из него произросли секты баптистов, адвентистов, иеговистов и множества других. В прошлом веке из этого гнезда вылупился экуменизм – религиозная основа «церкви» антихриста, а в последнее время американская протестантка Мэри Стюарт Рэлф посеяла тлетворнейшую заразу: объявление штрихкода, ИНН, новых паспортов и электронных карточек с «пророчествами» о вживлении чипов-датчиков, - печатью антихриста с числом зверя 666. Это подействовало с завораживающей силой на обывателя и полностью увело от реального ведения действительной опасности. Мир полностью поглотила ложь – апостасия. Россия порабощена, положена головой на плаху и занесен над ее головой топор. Все эти измышления направлены именно на ниспровержение Православия и пленения Русского народа. Отвлекающие же действия темных сил в виде борьбы с «печатью антихриста» ИНН имеют целью отвести взгляд от действительной опасности.
Креационизм выращивался в протестантской среде при его революционном фанатизме. Реформация, протест церковной идеологии, раскол, революция, бунт – есть подражание восстанию дьявола против Бога. В протест католическому учению о творческой эволюции протестанты под предлогом борьбы с дарвинизмом выработали учение о моментальности творения и неизменяемости тварей. Получилась нелепая картина, но созвучная с их наивным пониманием Слова Божия о творении мира. По этому учению Бог сотворил видимый мир за 6 астрономических суток ровно 7 с половиной тысяч лет назад. Невидимый – Ангельский мир имеет происхождение чуть раньше, похоже, на сутки. Во всей бесконечной Вселенной существует только один «полисадничек» – человечество, фактически микроскопическая пылинка бытия. Всемогущество Божие, которое они, казалось бы, стремятся прославить моментальностью творения всего сущего, сведено ими до нуля.
В православную среду это безумное учение проникло постепенно и укоренилось через иером. Серафима Роуза, протестанта по рождению, получившего протестантское воспитание и образование, но после принявшего православную веру. Увлекшись учением древних Отцов церкви, он нашел созвучие в них со своими креационистскими воззрениями, особенно св. Ефрема Сирина. Однако Святые отцы разногласили между собою в вопросе мироздания, и по причине наивных учений философов того времени, с какими Отцы за неимением лучшего соглашались, оказались теперь в противоречии с современными достижениями естествознания и со здравым современным смыслом. Однако это простительно Отцам того времени, но не современным «открывателем Америки» на пустом месте. Креационистское учение о сотворении мира настолько абсурдно, что здравомыслящие люди, особенно ученые, крутят указательным пальцем у виска, и потом показывают на Православную Церковь со словами: «Там одни безумцы, верящие в то, что Бог в спешке сотворил непостижимую Вселенную в течение 6 суток». И вся православная проповедь сводится к нулю.
За Серафимом Роузом последовали братья-евреи Алферовы священник Тимофей (в миру – Тимур Альвенович) и еп. Дионисий, произведшие раскол в РПЦЗ, а потом и в РИПЦе, куда они перешли. К ним примыкает несколько священников и мирян МП. Собираются они на свои съезды в Крым с приезжающими к ним протестантами. Свои измышления они не иначе именуют как «креационная наука», пишут труды и учебники и навязывают всему православному люду для обучения молодежи. Как и все протестные учения и движения, начиная с марксизма и кончая новейшими измышлениями, креационная «наука» коренится на критике основного Православного учения. Ни цели, ни обоснования положительного учения там нет. Вот хотя бы взять слова свящ. Тимофея Алферова:
«Но поскольку прямой атеизм теперь не в моде, более опасен прогрессизм «религиозный». Опасен он тем, что пытается подчинить Бога объективному и некоемому НАДБожественному закону развития снизу вверх. Понимают так, что при начале мира и задан этот закон прогрессивного развития, а дальше всё уже пошло по нему само собой» (Свящ. Тимофей. Наука о сотворении мира. М.1996г.).
Как обычно делают творцы лжи, Алферов пишет, что кто-то пытается подчинить Бога некоему закону, а не Бог является Отцом закона «прогрессивного развития» под названием «по подобию». Он отметает учение Святых Отцов о пути богоуподобления тварей, учение св. Дионисия Ареопагита о ниспослании «просвещения» высших чинов низшим для совершенствования их. Главное для них - протест положительному учению, оповещение об «открытии Америки»!
Серафим Роуз, Алферовы и др. креационисты любят ссылаться на свят. Ефрема Сирина, находя его мысли созвучными с их выдумками. Действительно его толкования на дни творения мира, исходящие из воззрений современного ему естествознания и методу понимания Священного писания, в наше время, в связи с новейшими открытиями, считаются просто неприемлемыми. Он держался Птоломеевской геоцентрической теории, извращающей полностью взгляд на мироздание. В связи с этим «твердь» становится твердым покрытием земли, над которой содержатся великие скопления воды, и на которой закреплены солнце, луна и звезды, вращающиеся вместе с твердью вокруг солнца. К примеру, возьмем маленький отрывок из его учения:
«Невозможно предположить также, чтобы воды над твердью были в движении, ибо приведенное в порядок не кружится без порядка… И сим небесным светилам назначены свои места: луна поставлена на западе тверди, солнце на востоке, звезды в тот же час рассеяны и расположены по всей тверди» (Св.Ефрем Сирин. Т.6. Отч. Дом, 1995, стр. 214).
Конечно же, эти воззрения о строении мира для нашего времени являются ошибочными, но почему мы должны признавать не ошибочными слова о продолжительности дней творения? Свят. Ефрем разделяет время творения не только на сутки, но еще и на часы суток. Ко всему прочему к творениям: свету, тверди, воде он добавляет еще не упоминаемые в Шестодневе облака и огонь:
«Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи, сотворен свет среди облаков, носящихся над водами и производивших тьму» (там же).
Подобные воззрения мы находим и у других отцов того времени. Но ошибочное мнение Святых отцов не является их ошибкой, но достижений естествознания их времени. Современным же креационистам нет извинения. Приходится подозревать в их измышлениях коварную руку мирового зла, ссорящего религию с наукой и делающего Православие не авторитетным у всего здравомыслящего мира. Креационисты используют данные науки выборочно, беря только выгодные для обоснования своей лжи. Так мнение о днях творения, как астрономических сутках, вопреки данным науки об огромной продолжительности этих «дней», они стараются оспаривать, а геоцентризм и связанные с ним воззрения на «твердь», как твердое покрытие с размещенными на ней светилами, они отбросили. А ведь и о том и о другом говорили те же Отцы. Также и научные теории они берут только выгодные, даже и явно абсурдные. Вот хотя бы такое:
«Профессор Троицкий из Новосибирского государственного университета (не путать с Сибирской Академией наук) утверждает, что скорость света постоянно убывает, и некогда превышала настоящую в десять миллиардов раз. В таком случае свет самых далеких звезд мог достигнуть Земли всего за 6 тысяч лет» (Свящ. Н. Баринов. Происхождение мира).
Здравомыслящие люди вынуждены покрутить пальцем у виска. Кто может поверить, что за семь с половиной тысяч лет скорость света смогла снизиться в 10 миллиардов раз?
Также абсурдным является «доказательство» сторонников моментального происхождения земли, что геологические слои сотворены изначально в современном виде. Однако в местах разломов, особенно на морских побережьях, хорошо видны слои пород, к тому же наносного происхождения, поставленные почти вертикально земными подвижками. История же человечества не знает катаклизмов, связанных с горообразованием, при которых должно бы все погибнуть на земле.
И такое становится непонятным: Бог творит человека, взяв персть земли, а почему не осколок скалы? Ведь «персть земли» уже разумеется из наносного слоя, хоть перегноя, хоть глины, а не камень. Для образования же земли на каменной планете нужны не сутки, а миллионы лет.
До измышлений протестантов-креационистов никто не считал, кроме древних Отцов, держащихся теории Птоломеевского геоцентризма, что мир сотворен в шесть суток, а не в шесть огромных периодов Вселенной. Богословы позднейших времен, отображая мнение Церкви на этот вопрос, пишут:
«Только с известного момента началась творчески-образовательная деятельность Творца, и она совершалась в шесть последовательных периодов времени, называемых днями творения» (А.П. Лопухин. Библейская История. Монреаль.1986 г.ст.3).
Еще более определенно высказывает ту же мысль архиеп. Нафанаил (Львов) (+1985) (РПЦЗ):
«По словам самого прор. Моисея, и св. ап. Петра и величайшего церковного толкователя Священного Писания свят. Василия Великого, эпоху дней миротворения мы можем, даже может быть должны, представлять себе, как длительные, даже очень длительные периоды» (Архиеп. Нафанаил. Беседы о Священном Писании. Т.1.1991).
О давности сотворенности мира говорит он в другом месте, словами об отпадения дьявола:
«Есть у нас никогда не устающий, страшный, лютый враг, сам по своей воле мириады веков назад испадший из Церкви, из Царства Божия» (Мысли о Церкви и ее отношении к государству).
Также опровергает измышления креационистов новый Священномученик о. Иоанн Восторгов:
«Яркую картину сотворения мира нельзя было более понятно и вразумительно изложить, как это сделано в книге Бытия. Но, разумеется, автор Боговдохновенной книги абсолютно не виноват, что через несколько тысяч лет ученые астрономы потребуют, чтобы днем назывался определенный промежуток времени в 24 часа. Ему приходилось в описании иметь дело с такими моментами, когда немыслимо было понятие часа и дня в теперешнем смысле слова, ибо солнце было сотворено гораздо позже того первовещества (хаоса), из которого воздвигнуто все живущее… Для всех понятно, что и бысть день, и бысть утро, такого-то дня – обозначается завершение известной фазы творения, которая могла тянуться сколько угодно наших дней» (И. Восторгов. Соч. т.5, стр.608).
Креационисты также сводят всю непостижимую сложность и обширность мироздания к одному сотворению человека. За высказанные предположения о возможности существования жизни на каких-то из бессчетного числа галактик, звезд и планет, меня ославили «верящим в инопланетян». Но до измышлений протестантов и Серафима Роуза никто не считал это еретическим. Так недавно вышла в печать книга (2007г.), написанная в 1901 г. с грифом: «От СПБ Комитета Духовной цензуры печатать разрешается. 23 февраля 1901 г. Цензор архим Антонин». Название ее и авторство значатся: «Начало и конец нашего земного мира. Прот. Иоанн Сергиев (Кронштадтский)». В действительности книга была написана известным богословом Оптинским иером. Пантелеимоном. Однако св. Иоанн Кронштадтский в своих Дневниках за 1904-1907 г.г. на 22 июля 1905 г. пишет:
«Согрешил я пред Тобою Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения «Начало и конец видимого мира», что он светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто!».
Действительно преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) в это время еще не был иеромонахом, т. к. монашество принял в Оптиной пустыни в 1908 г., а рукоположение в иеромонаха - в 1911 году.
Ко всему прочему, книга была одобрена цензурой, и никто до креационистов не опровергал мнение о существовании иной биологической жизни во Вселенной, неоднократно высказанного на ее страницах. Хотя бы одно из многих мест звучит:
«В устроении вселенной третий день творения Божия имеет особое значение, ибо с этого дня начинается растительность на Земле и на подобных ей планетах».
«Как смотреть на доводы некоторых, что только земля обетованная избрана для особенных творческих дел Божиих? Они напоминают заблуждения избранного народа, в котором ветхий Израиль остается и до сих пор, будто бы избран только он один из всех народов… Зачем подражать узкому разумению Израиля в предпочтении нашей земли всем прочим обитателям безбрежного небесного океана?... Земля, как погибшая овца в известной притче Евангельской, сделалась предметом особенного попечения Божия о ее изыскании, и в этом только смысле предпочтена девяноста девяти незаблудшим».
Признавали возможным существование жизни на других планетах и Свят. Феофан Затворник (Письма. Из неопублик. с.452-457), и Св. Праведный Иоанн Кронштадтский (Сочин., т.7, с.99; Неизд. Днев. 1905,22,27 июл.).
Интересную мысль высказывает архиеп. Нафанаил (Львов) в ответ говорящим, что Христос пострадал только за людей, но нигде не сказано, что страдал и за насельников других планет:
«Нельзя говорить и о невозможности обитания разумных существ на других планетах потому, что Господь пришел только на землю. Во-первых, мы не знаем: не приходил ли в какой-либо иной мир Господь наш, а во вторых, если пришествие Христово в Палестину оказалось спасительным и для жителей Патагонии, которые фактически тогда были так же далеки от Вифлеема и Голгофы, как ныне иные планеты от Земли, то почему не предположить, что Христово Дело, совершившееся на крохотной песчинке Земли, будет спасительно для всех просторов вселенной? «Пути Мои – не ваши пути», - говорит Господь» (Архиеп. Нафанаил (Львов). «О путешествии в космос», Православная Русь, 1989. С.3).
«Согласиться с идеей возможности существования иных миров, населенных разумными существами, можно. Как говорит брошюра о полетах в космосе, посланная вам, эта идея нашему христианскому мировоззрению не противоречит» (Он же. Письмо советскому служащему о происхождении жизни).
К аргументам архиеп. Нафанаила нужно добавить и то, что писалось в предыдущей главе «Размышление о зле и борьбе с ним», где приводилось раскрытие причины попущения Божия дьяволу испортить наше человечество еще до размножения. По смотрению Божию наша цивилизация была единственной испорчена полностью от начала сотворения, с тем, чтоб вопреки клевете дьявола, представители этого испорченного, самого молодого рода своей верностью Богу в будущем осудили бывшие светоносные сущности, имевшие все в тысячекратном превосходстве и позорно павшие. Ради этого суда также было воплощение Сына Божия и крестный подвиг Христа Спасителя. И эта избранность человечества не отвергает возможность существования иных подобных миров, но уже размножившихся к моменту явления к ним восстания сатаны и разделившихся на добрых и злых. В отличие от нас за них не требовалась крестная жертва. Представители злой цивилизации при желании очиститься и спастись могли переходить с покаянием в святую часть их некогда единого народа и по милости Божией исправляться и возрастать в добре.
Как видим, единого мнения на мироздание пока нет, а далее будем вынуждены убедиться, что во многом прежние представления древних Отцов и современных креационистов ошибочны.
Тайна дней творения.
Два отдела Священного Писания являются особенно загадочными, требующими кропотливого исследования, большой богословской эрудиции и самого основного – помощи Святого Духа, Который подается только верным рабам Божиим. Это начало и конец материального мира, дни творения и медленная смерть его, с переведением на новое начало. Для объяснения этих тайн малопригоден опыт прежних истолкователей, но данные науки естествознания и анализ текущих событий в мире дают большую помощь в постижении этих тайн. Безусловно, найдутся не согласные с приводимым материалом, но сомнительно, что кто-то предложит более объективную схему с исчерпывающим обоснованием. В основном в борьбе с противниками недоумки применяют метод освистывания, а не анализ. Но, невзирая на это, с Божией помощью будем приступать.
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1).
Первые слова Священного Писания, и - первые тайны. Хотя на эти слова есть множество комментариев, и вследствие этого, они уже не выглядят тайной. Что означает слово «в начале»? Если этому придавать прямой буквальный смысл, то нужно будет задать вопрос: «в начале чего?». Но здесь наличествует иной смысл. Вторично мы встречаем слово «В начале» у ап. Иоанна в 1 стихе Евангелия:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1,1-3).
Бог Слово не имеет начала, и хотя говорится, что Он предвечно рожден от Отца, это не говорит о каком-то моменте – начале. Рождение от Отца не является каким-то историческим моментом, но означает сыновнее единение с Отцом. Слово же «в начале» в данном случае означает причину происхождения, и не Слова Божия, а всего от Слова Божия: «все чрез Него начало быть».
И в книге Бытия слово «в начале» не говорит о каком-то моменте начала бытия неба и земли, но о том, что все связанное с небом и землей, т. е. все творение имеет начало, которое по отдельности явлений такие начала могут происходить вечно. Нам не дано знать моментов начала бытия Ангелов, тем более разных их ступеней, какие уходят своим происхождением с последующим периодом совершенствования до переведения на следующую ступень и т. д. во тьму неизвестности. И если мы обратим их время в прошлое, то, наверное, никогда не сможем даже предположительно найти их начало.
«Сотворил Бог». Слово «сотворил» – еврейское «бара», означает сотворение из ничего, приведение из небытия в бытие. В шестодневе творения оно применено только трижды: при сотворении всего сущего – неба и земли, при сотворении биологической жизни: рыб, птиц и пресмыкающихся и при сотворении человека во втором его акте, после создания его тела из персти земной. Создавать из чего-то, из приготовленного ранее материала, именуется здесь еврейским словом «асса». Так происхождение животных помечено уже не словом «бара», как предшествующих: рыб, птиц и ящеров, а словом «асса», что означает создавать из готового материала – из тех же ящеров. Три же момента в Бытии, помеченные словом «бара» оказались барьером на пути измышлений материалистов, дарвинистов. Откуда берется материя, составляющая материальный мир для них остается неразрешимым вопросом. Приводится гипотеза большого взрыва из «первородного атома», но откуда взялся этот «атом», что он собой представлял, и почему решил взорваться, остается без ответа, необоснованной фантастикой. Еще одна теория говорит о «темной материи», другая - о «плотном вакууме», но опять же определенно, опытно доказать существование этого, и откуда это происходит, никто не может. Да и гипотезу «большого взрыва» эти догадки обосновать не могут. И поэтому глагол «бара» единственно здесь разрешает эту проблему.
И в вопросе происхождения биологической жизни дарвинизм запнулся на «первой клетке», из которой произошла жизнь. Дарвинисты утверждают, что первая клетка, от которой в посредстве деления и эволюции развилась и произошла жизнь, самообразовалась в период формирования планеты в процессе брожения аминокислот и белков. Но на это последовало возражение других: «Давайте выбросим на конвейер запчасти цветного телевизора и будем их трясти. Соберется когда-нибудь телевизор сам? – Нет. Но еще можно допустить один шанс из миллионов, что телевизор может собраться, а вот жизнеспособная клетка из 48 хромосом и тысяч генов, несущих наследственность, собраться сама никак не может. Остается признать творение из ничего.
Третий предмет изучения, не поддающийся объяснению с материалистической точки зрения – это происхождение сознания. Были гении сатанинского мышления, утверждавшие, что труд сделал человека из животного. Но ведь для того, чтоб произвести что-то творческое в труде, нужно иметь уже сознание, способное изобрести и схематически представить это в уме. И это, допустим, еще может выработаться в процессе тренировки. Но как быть с бессмертием духа человека? Ведь являются иногда умершие люди с того света. Материалисты вынуждены прибегать к известной формуле Чеховского персонажа: «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Признать же сотворение всего Богом из ничего сатанинское мышление не способно. Так иудеи не захотели увидеть во Христе Бога, невзирая на непостижимость Его чудес, и распяли Его. Они и по сей день упрямо ведут войну с Ним, поддерживая, кстати, и материалистические теории.
Сотворил Бог небо и землю.
Что можно понимать в данном тексте под словом «небо». Если это материальное покрытие земли, облачное воздушное окружение ее, или даже космос, то почему небо поставлено впереди земли, когда оно должно следовать после, как прилагающееся к ней? Но если «небо» сотворено до сотворения земли в порядке очередности, как написано, то оно имеет независимость существования от нашей планеты и предшествует в своем образовании. К тому же, в последующем стихе говорится о неустроенности земли и далее следует ее благоустроение, а небо уже предстает в законченном виде, что говорит о его давнем происхождении. Далее в книге Бытия приводится с названием «небо» некое устроение, или вернее один из законов бытия, называемый также «твердью». Но к небу первого стиха это «небо», явленное во второй день творения, отношения не имеет, и означает не отдельную от «земли» инстанцию, а как бы часть ее. Также в 103 псалме есть упоминание: «Простираешь небеса, как шатер». Но это воздушное покрытие может упоминаться после земли, как принадлежащее ей. Поэтому все богословы и Святые Отцы сходятся к мысли, что под словом «небо» первого стиха книги Бытия надо понимать мир Ангельский, как более старый, более совершенный, стоящий выше земного во всех отношениях. В словах «небо и земля» видится в первую очередь как бы сопоставление одно другому, как две различные инстанции, но, однако, будучи поставленные в один ряд, они являются одновременно продолжением одно другого, как ступени единого мироздания. Это наводит на мысль об одинаковости их происхождения, при котором сотворение видимого мира является эталоном начала творения также в свое время всех отделений – ступеней «неба». «Этажи неба», как уже обосновывалось в главе «О времени и образе происхождения Ангелов», начинали свое восхождение с «дней» творения и далее переводились на другие уровни неба.
Это начало творения и далее - продолжение совершенствования названо еще иным загадочным словом – «веки»: «Веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11,3), «Чрез которого и веки сотворил» (Евр.1,2). Под словом «веки» здесь нельзя понимать периоды истории, т. к. сказано о приведении всего из небытия. Следовательно, здесь прямое указание о начале течения времени, к тому же разное в различных случаях. Ангельские ступени, имея хотя бы и тонкую материальность, имеют и свое течение времени. Поэтому разные времена названы словом «веки» во множественном числе. С происхождением пространства и материи является и свое время. Позднее с переходом на иной уровень материальности, по-видимому, меняется и скорость течения времени. По основному закону тварного бытия – вечному совершенствованию в уподоблении Богу, должно совершенствоваться и время с постепенным уподоблением вечности, качественно отличающейся от протяжения времени. Что есть вечность, при которой, по мнению философов, прошлое, настоящее и будущее сходятся в единый миг, охватывающий все три течения, нам понять еще труднее, чем суть времени.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1,2).
Землей здесь означена явно зарождающаяся наша планета с прилегающим пространством или, возможно, солнечная система с Землей. Она названа безвидной и пустой. Ранее приходили к мысли, что это было состояние хаоса – беспорядочного смешения элементов будущей Земли. Однако это состояние материи сотворено Богом, Который не может быть Творцом хаоса. Поэтому материал для творения Земли являлся первичной материей в упорядоченном виде, но для человека является «безвидным и пустым», т.е. разреженным до невидимости или другого, неопределимого состава. Возможно, эта праматерия имеет состав еще не атомов, а элементов их. Теперь ученые, высчитывая количество материи во вселенной, приходят к выводу, что около 80% ее находится в скрытом состоянии, которое одни называют «невозбужденным вакуумом», другие «темной материей» и «антиматерией». Вот слова одной из современных публикаций в интернет:
«Вариант происхождения античастиц – это распад пока не обнаруженных частиц темной материи. Напомним, что ученые оценивают массу темной материи как превышающую массу обычной в десять раз, и недавно удалось обнаружить то, что темная материя скапливается там же, где и обычное вещество» (http://gzt.ru/science/2009/05/20/121006.html).
«Астрофизики, работающие с космическим аппаратом PAMELA, исследовали прилетающие из космоса античастицы. Античастицы отличаются от обычного вещества электрическим зарядом и некоторыми другими параметрами – а во всем остальном их свойства полностью совпадают. Не смотря на сходство между обычным веществом и антиматерией (из которой даже можно построить свои атомы и молекулы), находиться рядом друг с другом не могут. При встрече частицы и античастицы рядом друг с другом они не могут. При встрече частицы и античастицы они аннигилируют, превращаясь в излучение. Аннигиляция грамма антиматерии даст энергию, равную энергии взрыва сразу трех бомб в Хиросиме» (http://gzt.ru/science/2009/05/06/184511.html).
«И Дух Божий носился над водою».
И эти слова в разное время трактовались по-разному. Однако в более позднее время богословы сходятся на мнении, что под Духом Божиим надо разуметь Святой Дух, оживотворяющий, подготавливающий первичную материю для дальнейших творческих дел. Здесь эта материя названа «водою», или по причине разреженности ее, или, ближе всего, потому что уже закладывались в нее элементы для создания водорода, основной составляющей, пригодной для жизни материи – воды.
Словом «носился» показано, что производились действия Им, и, конечно же, не бесполезные. В этом же слове можно видеть постепенность творческих дел, ибо не сказано: «сказал, и стало» в наивном детском понимании. И если и есть слова, на которые любят ссылаться креационисты: «Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились» (Пс.148,5), то разуметь их следует не в смысле моментальности, но во всемогуществе воли Божией, творящей без привлечения способствующей силы или применения рук, способных держать топор. Эта первичная материя творилась Богом именно из ничего.
1. Первый «день»: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1,3).
Опять же, первая мысль о моментальности происхождения. Но в таком случае спрашивается: а на что же затрачен целый день, если все произошло моментально? К тому же вообще, зачем нужен был свет, если его разуметь как светящийся эфир, как считали древние отцы, для освещения невесть чего в течение трех дней? Ведь в четвертый день сотворены уже постоянные светила, а этот «свет», следовательно, подлежал уничтожению.
В первый день совершена грандиозная работа в плане мироздания. В этот день сотворена настоящая материя из праматерии «безвидной и пустой». Спрашивается, что лежит в основе материи, если не свет? Все и мы состоим из атомов, которые в свою очередь состоят из частиц световой энергии, вращающихся со световой скоростью около 300 тысяч километров в секунду вокруг светового ядра. По другому подходу к внутриатомному состоянию признаются кванты световой энергии. И видимый свет есть не что иное, как поток этих частиц, несущихся со световой скоростью. О сущности этих частиц ученые говорят:
«Помимо массы и электрического заряда у элементарных частиц есть ряд других свойств. Магнитный момент определяет поведение частицы в магнитном поле. Еще несколько параметров (спин, гиперзаряд, «цвет» и даже «странность») вводятся в квантовой физике и определяют взаимодействие частиц друг с другом» (там же).
Но «светом» первого дня были, по-видимому, огромные по космическому счету поля. И сейчас астрономы современными средствами наблюдают такие скопления космической пыли, или рассеянные, или уже с зарождающимися в них сгустками, будущими звездными системами. Так о том гласит одна из последних научных публикаций:
«При помощи телескопа Кеск, расположенного на потухшем вулкане Мауна Кеа, УЧЕНЫМ УДАЛОСЬ ОБНАРУЖИТЬ ПЛОТНОЕ ОБЛАКО ГАЗА НА РАССТОЯНИИ 23 ТЫСЯЧ СВЕТОВЫХ ЛЕТ ОТ ЗЕМЛИ. Масса облака составляет 120 солнечных, а диаметр – менее 50 тысяч астрономических единиц (одна астрономическая единица равна среднему расстоянию от Земли до Солнца). Температура облака составляет 18 градусов по Кельвину. В настоящее время никаких термоядерных процессов внутри скопления не происходит, однако ученые полагают, что спустя всего 50 тысяч лет (совсем немного по астрономическим меркам) из этого облака сформируется массивная звезда или несколько звезд» ( http://energiland.info/news-show-26458 ).
«Ученые обнаружили свидетельства рождения новых звезд и формирования галактик в необычном газовом облаке в созвездии Льва… Описанное в статье газовое облако, называющееся кольцо Льва, имеет примерно 650 тысяч световых лет в диаметре и вращается вокруг двух галактик в созвездии Льва. Оно состоит в основном из гелия и водорода, и впервые было обнаружено в 1983 году радиоастрономами, так как в видимом спектре практически невидимо. Попытки обнаружить какие-то звезды в Кольце Льва с самого момента его обнаружения до сих пор были безуспешными… Тем не мене, звезды в этом облаке образуются и формируют так называемые карликовые галактики. Это было обнаружено по их характерному ультрафиолетовому излучению… Огромные размеры кольца льва еоворят в пользу того, что газ, образующий это скопление, никогда не контактировал с центральными галактиками, вокруг которых он вращается, и сохранился в неизменном виде с самых первых моментов формирования Вселенной. Поэтому вновь формирующиеся в нем звезды могут быть наглядным примером для изучения процессов формирования галактик, существовавших только молодой Вселенной» (http://gzt.ru/science/2009/02/19/142520.html).
Таким же образом Творец создал в первый день творения такой «свет» в виде огромного облака газа из скопления атомов водорода, какому должно в будущем стать звездами с планетами, и это было во всем видимом космосе, c миллиардами галактик из миллиардов звезд. Однако чрез обнаружение астрономами зарождающихся галактик или недавно образовавшихся сравнительно с теми, каким они насчитывают миллиарды лет, можно судить, что видимая вселенная создалась не одновременно. Поэтому можно допустить, что шесть дней творения относятся к нашей земле, или возможно, к солнечной системе, но одновременно служит образцом происхождения других материальных систем, имеющих начало в разное время. Ни о каком «первородном атоме» и «сверхвзрыве» никакого упоминания в священном Писании нет и намека.
«И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью».
Что есть тьма? Она есть отсутствие света чрез удаление от его источника. При полном отсутствии этого источника наступает «тьма кромешная», т.е. полное отсутствие света. И это Бог, конечно же, знает, но согласуясь с ограниченностью мышления человека, именует свет днем, а тьму ночью. Иначе человек без такого сравнения не смог бы вместить понятия тьмы. В действительности же во время создания «света» наличествовали и заполненные светом поля и были с отсутствием его, особенно с момента формирования галактик, которые силою гравитации концентрировали свет-материю вокруг центров, не постигнутых до сего дня «черных дыр».
«И был вечер, и было утро: день один».
Опять сравнение для немощных. Спаситель некогда сказал ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13,11.13).
Но почему «день» и первый, и последующие начинаются с вечера предшествующего «дня»? Уже этим показано, что здесь разумеются не астрономические сутки, но периоды свершения, которые начинаются уже в конце прежних периодов, и в свое время - «утром» начинается исполнение смотрений Творца на текущий «день». Однако у первого дня творения «вечера» предыдущего периода не могло быть, если не считать предшествующее создание праматерии, когда «Дух Божий носился над водами».
Итак, положено начало материального мира на атомарном уровне. Это является и основанием и законом материи. Но вопросы от этого знания не иссякают. Спрашивается: первый день положил основание всей материальной Вселенной в сотни миллиардов галактик, или только солнечной системы по общему образцу творения мира? Возможно, по единому сценарию творились все звездные миры во Вселенной, выращивали цивилизации, отмирали, а на их место творились новые? В таком случае по всеобщему закону тварного бытия, установленному Творцом, - бесконечному совершенствованию, разные звездные системы выращивали сознательную жизнь, Господь переводил ее на ангельский уровень, а эти звезды с планетами погибали, колапсировались. В таком случае «черные дыры» - «пожиратели» материи, похоже, освобождают пространство для зарождения новых миров.
Или же указанный в Библии первый день творения был первым днем всей Вселенной, просматриваемой теперь астрономами, содержащей по их подсчету около 170 миллиардов галактик по 100-140 миллиардов звезд с планетами. В таком случае встает вопрос: что было до этой Вселенной? Так же предсказанный конец с явлением нового неба и новой земли относится к одной нашей планете или ко всей материальной Вселенной? Далее еще вопрос: в таком случае достигшие высших ангельских ступеней, Серафимы, Херувимы выращивались в этой Вселенной или в предшествовавших ей? Конкретного ответа на эти вопросы мы не имеем и не найдем. Все же первое предположение более похоже на правду, но в таком случае гипотеза «Большого взрыва», произошедшего 13 миллиардов лет и положившего начало видимого мира, ошибочна. Похоже, пространство и время и законы тварного бытия этой материальной вселенной отодвигаются по времени в неизвестность, а отдельные миры в этом пространстве вновь творятся, устаревают и уничтожаются.
Но, что же следует после сотворения света – зарождения материи на атомарном уровне?
2. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, да отделяет она воду от воды. И стало так» (Быт.1,6).
Опять «вода». Откуда она взялась теперь, так же, как во втором стихе: «Дух Божий носился над водою»? Ведь нигде не говорится о сотворении воды. Приходится считать, что в первом случае водой названа до первого дня творения праматерия, а во втором – то, что названо светом. Видимо, материю и в первом, и во втором случае назвать иным именем было просто невозможно.
О творении земли тоже не было конкретно сказано, кроме общего указания о творении всего Богом: и неба, и земли, и того, что она «безвидна и пуста», т. е. состояла из простейших элементов, иными словами: в зачаточном состоянии. В приведенном выше тексте земля не упоминается, но твердь отделяет воду от воды как бы по горизонтали, т. к. явно земли в смысле планеты еще нет. Эта материя, названная светом, а теперь – водой, еще не имеет формы. Эта разлитая материя силой Божией по новому закону (первым являлся закон световой энергии) материального мира, названного «твердью», начинает разделяться на части. Затем, как указано далее, какая-то часть определяется в роль планеты, и уже разделение идет по вертикали: верх – низ.
«И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1,7-8).
Опять небо. Но это небо содержит материальную инстанцию, расположенную выше земли, т.е. космос с наполнением его – «вода над твердью». Наконец формируется и планета – вода под твердью. Но что есть «твердь»?
Святые отцы золотого века богословия (IV-V), находясь под влиянием Птоломеевских геоцентрических воззрений, представляли твердь как твердое покрытие, над которым огромные скопления воды для гашения жара от какого-то огня. Звезды же, луну и солнце, вращающиеся, по тем воззрениям, вокруг земли, считать удаленными на разные космические расстояния было нельзя, иначе дальние должны бы вращаться вокруг земли в миллионы раз быстрее солнца и луны, чтоб не удаляться друг от друга в нашем восприятии. В таком случае Отцы располагали их на «тверди» - твердом шатрообразном покрытии земли. И так как их вращение не совпадало, в частности с луной, то пришлось сочинять три шатра: один для солнца, другой для луны и третий для звезд. Так, к примеру, пишет о тверди -небе свят. Василий Великий:
«Оно отлично от сотворенного вначале, имеет естество более плотное и служит во вселенной для особенного употребления. Однако же не осмеливаемся, поэтому утверждать, что твердь состоит или из одного простого вещества, или из смешения простых веществ» (Творения Василия Великого. Ч.1, М.1845, ст.48).
И о воде, что над твердью он пишет, отображая тем современные ему воззрения:
«Разлитие вод было беспредельно, как вероятно, они со всех сторон омывали собою землю и возвышались над нею, так что, по-видимому, выходили из соразмерности с прочими стихиями…. Какая же была потребность в том, чтобы вода избыточествовала в такой чрезмерности? Во вселенной необходима огненная сущность, не только для благоустройства земных вещей, но и для восполнения вселенной…. Но огонь и вода противоположны между собою и друг для друга разрушительны… А расположивший все весом и мерою, знал, сколько времени определить пребыванию мира, и сколько нужно приготовить пищи огню. Такая причина преизбытка воды во время творения» (Там же).
Поэтому взгляд Отцов на библейскую твердь можно признать ошибочным. Ведь каким бы не было твердым покрытие земли, при предполагаемом несказанном скоплении воды, оно не выдержит. В таком случае нужна еще более твердая поддержка этой «тверди». Поэтому не лучше ли назвать твердью то, на чем держится эта «твердь»?
В связи с более поздними открытиями науки и гелиоцентрической теорией приходится признать, что словом «твердь» в Библии именуется второе основание материального мира – гравитация, всемирное тяготение. Эта сила удерживает космические объекты от слияния – «разделяет воду от воды». Она же удерживает все предметы и нас самих от непроизвольного улетания в космос, а космические объекты - от непредусмотренного вторжения к нам. Во второй день творения введенная Творцом эта сила тяготения разделила скопление воды-света на части – сгустки, которые после сформировались в галактики и звезды, заставила их разогреваться и вращаться, что составило всю небесную механику. И по сей день эта «твердь» отделяет «воду от воды» твердейшим образом.
Астрономы теперь с помощью мощных телескопов обнаруживают во вселенной в скоплениях водородных облаков создающиеся силой гравитации сгустки – будущие галактики и звезды. Это мы можем видеть по последним публикациям.
«Ученые смогли разглядеть формирующуюся звезду, расположенную в центре газо-пылевого облака. Кроме того, специалисты зафиксировали выбросы материи с полюсов звезды, происходящие со скоростью около 300 километров в секунду. Ровно так же выглядят формирующиеся звезды меньших масс. В конце прошлого года другой коллектив астрономов смог в деталях разглядеть процессы, происходящие при формировании гигантской звезды в созвездии Ориона. Ученые установили, что магнитное поле играет очень важную роль в звездообразовании» (http://news.rambler.ru/Russia/science/517630/) .
Из подобных публикаций можно опять же прийти к мнению о том, что большой взрыв не существовал, а в начале творились газовые облака из темной материи, потом под воздействием гравитации и какого-то возбуждения в них стали формироваться сгустки – галактики и звезды. Процесс же разбегания галактик до сего дня никому не понятен, похоже, относится также к основам материи, заложенным Творцом. Можно предположить, что разбегание галактик вызывается предусмотренным свыше рождением все большего количества материи. Но в таком случае опять вопрос: а куда разбегаются галактики? Что находится за пределами «видимости» современных средств наблюдения за космосом: пустые пространства, заполняемые этими улетающими галактиками, или, как некоторые предполагают, существует метагалактика с метацентром? Об этом приходится сказать уже традиционными словами: об этом знает лишь один Бог.
3. «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морем» (Быт.1,9).
Теперь слово «вода» принимает третье значение, можно сказать, прямое. Ранее водой была названа праматерия, потом первая материя на атомарном уровне, состоящая, видимо, из водородных облаков, теперь же, видим, сформирована планета из «воды» и уже покрытая водой. Началось благоустройство жилища будущего человечества. Но это явно происходило не «вдруг». Здесь пропущен огромный период формирования планеты. Неясно, какой первичный состав ее был, в каком виде и состоянии она была в первые дни, потом в последующие. Сказано лишь о последнем моменте, когда на ней образована в большом количестве настоящая вода, получившая повеление собраться в опустившиеся участки земли. Соответственно с современными представлениями науки, можно представить только такую картину: из газопылевого облака – «воды под твердью» под воздействием введенной Творцом силы - гравитации сгущается твердое тело, разогревается в процессе сжатия, превращаясь в раскаленный шар. Затем происходит процесс остывания его. Земля покрывается коркой, которая лопается под воздействием внутренних процессов, в окружающее пространство устремляются массы газа, который охлаждаясь, оседает в виде осадков обратно на планету, еще больше охлаждая ее. Создается уже мощный слой твердого покрытия, который также продолжает лопаться, происходят подвижки, горообразование. Из газа, вырывающегося из трещин, вулканов создается первичная атмосфера. Образованию огромного количества воды на планете научная мысль не дает ответа, поэтому остается считать, что она образована Творцом для колыбели человечества из ничего или из «воды под твердью», т.е. из того же газопылевого облака. Возможно и то, что планетой были притянуты кометы или ледяные астероиды. Далее остается явиться суше среди морей и планета готова к постепенному принятию жизни. Те же объекты космоса, собравшиеся в сгустки вне планеты Земля, остаются «водой над твердью», пока не являющие себя в призванном назначении. Кстати о возможном пополнении воды на планете за счет ледяных космических тел есть и предположения ученых:
«На астероиде 24 Темис, расположенном в поясе астероидов на расстоянии 480 миллионов км от солнца, обнаружены признаки льда… «Интересно то, что мы обнаружили водяной лед именно на астероиде, поскольку существуют предположения о том, что вода на земле появилась в результате падения на нашу планету комет и астероидов на ранних этапах ее истории», - заявил проф. Хумберто Кампинс из университета центральной Флориды в Орландо» (http://universe-news.ru/journal/konstructor/2010/04/29/na-asteroide-themis.../) .
Прямого подтверждения таких предположений в Священном Писании нет. Однако и того не сказано: откуда взялась вода на планете, и что сотворил Бог специально воду, как позднее живых существ. Не сказано и того, в каком виде была земля во время ее сотворения. Но есть упоминание в словах преп. Нила Мироточивого, проливающее свет на эти догадки. Этому же Святому можно верить так же, как Пророкам и Апостолам, т.к. он возвещает данные сведения, при явлении спустя двести с лишним лет после своей смерти. Он за сто лет указал точное время явления большевизма, еще через семьдесят пять – начало нового времени, при котором наличествует «рыночная экономика», рождающая погоню за наживой.
«Тогда Бог повелит морю, воспринять прежде свойственную ему горячесть, которую оно раньше имело, чтобы не переходили бы для переселения с места на место. И когда воссядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле» (Посмерт. вещания Нила Мироточ. Афон, 1912г., стр.85).
Если земля пережила стадию раскаленности и потом - процесс остывания, то естественно первые моря были горячими. По детскому мышлению креационистов земля образована утром, потом, наверное, - через пару часов заполнена водой, затем через час вода собрана в моря и оголилась суша. В таком виде она получила одобрение и уже в обед, как будет сказано, покрылась растительностью. Куда такая спешка? И если действительно океан был горячим, то, как он остыл за один час, чтоб парами не повредить растительности? Да и зачем его создавать горячим, если необходимо в течение пары часов остудить? И ведь они эти недомыслия называют «наукой»!
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт.1,11).
Далее пишется, как исполнилось повеленное Творцом.
«И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1,12).
Свящ. Тимофей Алферов неоднократно писал, доказывая свою креационистскую точку зрения, что смерти до грехопадения Адама в природе не было даже и у животных. Тогда спрашивается, зачем дано растениям иметь и сеять семя по роду их, если они сотворены сразу бессмертными? Животные тоже сеют семя для восполнения популяции. Также и человек. Да и гениталии даны наверно потому, что существа сотворены не бессмертными. Или грех имеет такую творческую силу, дав половые органы бессмертным существам? Ведь уже при сотворении прародители получили благословение на размножение. Адаму подавалось долголетие и далее - бессмертие чрез вкушение плодов с древа жизни, но сотворен он был телом, как и животные, смертным. Лишь дух его имел сразу же бессмертие, и опять же, только по милости Божией.
Далее надо обратить внимание на очередность творений от простейших к более сложным и совершенным созданиям, что говорит о постепенности творения, а не о едином миге. Сначала творится зелень, не сеющая семя, возможно, водоросли, мхи, лишайники, а потом уже трава, размножающаяся чрез семя. Самым совершенным видом являются деревья плодоносные, плодами которых должен питаться в будущем человек. Однако постепенность не говорит об эволюционном переходе из одного вида в другой, как сказано о сеянии семени и принесении плода «по роду» их. Этим указана наследственность при размножении. Однако добавленное слово «по подобию» опять же говорит о совершенствовании в уподоблении какому-то идеалу. На пути же к этому могут быть мутации внутри видов.
Растительность в ее современном разнообразии и наполнении всей земли, возможно, не творилась в этот третий день, но различные виды ее как образцы получили начало в какой-то исторический период. Основным творческим актом третьего дня является закон жизненной силы растительного мира. Жизнеспособность растений с их размножением, саморегуляцией жизненных процессов, с обменом веществ уже является третьим законом тварного мира после света и гравитации. Далее происходит исполнение повеления земле: «да произрастит земля». Первое семя, жизненная сила и способность земле произращать растительность получены непосредственно от Творца, а остальное дано установленному Творцом Закону развития.
4. «И сказал Бог, да будут светила на тверди небесной для освящения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт.1,14 -15).
Сказание о сотворении светил выглядит как бы специально для наивного восприятия креационистов. Светила выглядят наклеенными на «твердь», к тому же после произрастания растительности, какая более всего нуждается в свете. И так ли уж важно знамение для определения дней и годов при отсутствии наблюдателей? В действительности же все премудро сотворено и все не только важно, но и необходимо. Что бы было, если бы не было смены дня и ночи, времен года, а было бы бессменное протяжение времени без всяких перемен? Не превратилось бы существование в серое прозябание, с отсутствием надежды и чувства красоты? С другой стороны, если бы современникам Ноя или Авраама преподнести современную космогонию, хотя и она является наивной в сравнении с истинными тайнами бытия, то не повредились бы умом те люди? А Библия писалась для всех времен и народов. Смысл же Откровения мы опять же постигаем частично, но подлинный смысл будет открыт при новой земле, да и опять же не вполне. Ап. Павел говорит об этом:
«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор.13,9.12).
Наивным выглядит также повествование о сотворении светил после произращения растительности. Но если бы мы смогли заглянуть в то прошлое земли, то, наверно, убедились бы в премудрости сказанного. В то время, когда начала произрастать растительность уже, конечно, были и солнце и луна, и звезды, потому как их происхождение было в одно время, если не раньше земли, в частности, звезд. Они были, да не являлись светилами в полном смысле. В то время пары горячего океана и пепел, постоянно извергающихся вулканов закрывали солнце плотной пеленой. Но повышенная влажность и жара могли способствовать буйной растительности при малой освещенности.
Так же надо указать причину опережения сообщения дел третьего дня прежде четвертого. Третий «день» начался с формирования планеты из газа одновременно со светилами, но Библия не учебник астрономии. Для нашего восприятия и нашего внимания важнее в первую очередь знать о колыбели человечества, а потом уже об отопительных приборах. Третий и четвертый «дни» совмещаются по времени, да разнятся по важности. Есть и такие аспекты сказания, какие объяснить на нашем уровне невозможно, к примеру: «да произрастит земля…», «да произведет вода пресмыкающихся», «да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов». Много бы произвела земля и вода, если бы в них не было помещено существо, или семя его и не дана жизненная сила? О силе же произращать, полученной чрез благословение Божие мы ничего не знаем, так же, как о жизненной силе растительности, животного мира и телесной жизни человека. Поэтому мы судим тоже гадательно, больше беря на веру при недоступности знания.
5. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1,20-21).
И опять, как и в случае произращения травы, Бог призывает в содействие своему творческому акту ранее подготовленную среду и установленные Им законы природы, основы материального бытия. Фактически вода не могла произвести душу живую, но должна была принять, содержать ее и содействовать ее размножению и совершенствованию. Вода должна заканчивать начатое Творцом по Его благословению. Повеление земле произрастить растительность, воде извести душу живую рыб, птиц и пресмыкающихся, а так же земле – животных после благословения Божия, сообщения им силы к этому, почти прямо указывает на эволюционное развитие жизни, кроме самозарождения. Теперь многие ученые рассуждают об условиях возникновения и произрастания жизни, о всех необходимых аспектах, без которых бы не могло быть существование ее. Приходится только восхищаться премудростью Творца, даже не касаясь непостижимости жизни, ее силы. И в слове «по роду их», и далее – в благословении размножаться имеется своя тайна. Спрашивается: зачем размножение «по роду их»? По измышлению креационистов достаточно бы раз сотворить триллионы существ бессмертных и более не касаться. Но Творец усмотрел необходимым путь размножения на материальном уровне, как и вечный путь совершенствования тварей. «И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт.1,21-22).
Это благословение тварей пятого дня говорит о важности этого акта творения, как явления нового и как постоянного на все время существования земли. Это же подчеркивается и словом «сотворил» - «бара», употребленное второй раз. Важность этого творения и благословения заключается в его чрезвычайности: сотворена жизнь – душа живая. Это уже четвертая основа тварного бытия: закон световой энергии, гравитация, растительная жизнь и теперь жизнь биологическая. Все эти этапы происхождения абсолютно непостижимы нам – людям. Сколько не расщепляй атом, концом этого будет только предел возможности. Постигнуть же силу скрепления и причину вращения частиц в нем нет возможности. Гравитацию до сего дня объяснить никто не может, ни составляющих ее частиц. Растительная жизнь также непостижима, и тем более жизнь биологических существ. Что есть жизнь? Ответа нет. Поэтому она и помечена глаголом «бара» – творить из ничего. В остальных случаях кроме сотворения человека – души бессмертной, употребляется в днях творения глагол «асса» – создать из чего-то готового.
И еще остается без ответа причина помещения таких слов: «Птицы да полетят над землей по тверди небесной». Как это понимать: по какой «тверди небесной» полетят они? Если бытописатель был таких воззрений на «твердь», как покрытие, то по толкованию отцов, считавших звезды и солнце прилепленными к «тверди», следует, что птицы должны летать выше звезд и солнца. Но это в действительности выглядит абсурдом. Следовательно, это написано для нас – «совершенно глупых», или допущена ошибка переводчиков с еврейского языка. Даже слово «под твердью», если считать небо шатром над землей, не создает нужного понятия: такого покрытия до сего дня никто не обнаружил. К тому же слова «по тверди небесной» несут смысловой оттенок как внутри этой «тверди» в воздушном пространстве, что исключает смысл покрытия. Поэтому эти слова «по тверди небесной» следует понимать как преодоление земного притяжения.
6. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт.1,24-25).
Думается, наши современные коровушки и львы были бы сильно оскорблены, услышав это: какие-то динозавры, ихтиозавры и птерозавры поставлены куда выше их, имеющих царственный образ даже у престола Божия. Динозавры получают благословение на размножение, сотворены из ничего, а современные животные этого не получили. Секрет, похоже, состоит в том, что динозавры творились действительно из ничего, как первенцы биологической жизни; современные же животные были созданы из чего-то, ближе всего из тех же динозавров, уже получивших благословение наполнять землю, что распространяется и на период шестого «дня», на животных. Такая трактовка, наверно, оскорбляет креационистов больше, чем наших коров отсутствием благословения наполнять землю. Хотя, надо сказать, благословение Божие скоты и звери все же получили после Ноева потопа. Креационисты эту мысль о создании животных чрез перерождение динозавров объявят тут же дарвинизмом. Хотя при всей своей способности к выдумкам они едва ли смогут объяснить применение глагола «асса» вместо «бара», как и отсутствие благословения животным размножаться. Конечно, нам не понять образ перерождения гигантов пятого дня в более совершенных и приспособленных к жизни на земле млекопитающихся. Археологи открывают картину вымирания первых и появления вторых, но посредствующего звена между ними раскрыть не в силах, явно по причине его кратковременности. Мутация хладнокровных существ в теплокровных, могла произойти силой Божией при посредстве смены климата, глобальной катастрофы или просто чрез чудесное перерождение. Так должно человеку в будущем переродиться из смертного в бессмертного в момент всеобщего воскресения. Одно ясно, что животные шестого дня созданы не из ничего, а из приготовленного ранее живого материала путем длительного совершенствования и перерождения. Археологи доказывают, что такие процессы перерождения и последовавшие периоды совершенствования тварей происходят не моментально, но длятся многими тысячелетиями и миллионолетиями.
На творение животных по Библии ушла первая половина шестого «дня». Вторая часть его использована Творцом на творение человека.
Продолжение читайте здесь: