Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ
(Размышления на темы начала и конца мира)
(Продолжение)
Начало читайте здесь:
1. От Автора.
2. Вступление.
3. Кто есть Бог.
4. Ангельский мир, его строение и происхождение.
5. О мире демонов и их происхождении.
6. Размышление о зле и борьбе с ним.
7. Немного о креационизме.
8. Тайна дней творения.
К человеку мыслящему.
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2,1-2).
«Совершены небо и земля и все воинство их». Творения Божии наполняющие небо и землю здесь названы воинством. Теперь уже прямо сказано о небе с «воинством» его, а не о звездном небе-тверди, не об облачном небе, а о месте обитания воинства небесного. И о продолжительности дней творения несколько проясняется положение: седьмой день, в который почил Бог, продолжается до сего дня. Ожидаемый восьмой день, когда явятся новое небо и новая земля, будет, по-видимому, еще более продолжительным.
«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо».
«В то время» в еврейском тексте и в славянской Библии означалось таким же словом «день», как и все семь дней творения, но после стали писать «в то время», чтоб отделить от творческих дней. Поэтому считать творческий день сутками просто глупо.
«В то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт.2,4-6).
Это предание, дошедшее до Моисея, явно, относится к глубокой древности. Гласит оно о климате до повеления Творца произрастить зелень травную, т.е. к третьему «дню» творения. К огорчению креационистов по этому преданию видно, что речь идет не о сутках отделяющих момент появления растительности до сотворения человека, но о продолжительном периоде, или периодах в какие растительность орошалась паром, выходящим из земли. О трех сутках до Адама не имело смысла так писать. Современным языком можно назвать тот климат парниковым эффектом. От переизбытка паров в атмосфере и вулканического пепла отсутствовала циркуляция воздуха, выпадения осадков не было; от недостатка света растительность явно была еще примитивной, в виде водорослей и мхов. О начале выпадения осадков говорится уже после выхода Ноя из ковчега, когда Господь заключил завет с человеком и в знак этого завета обещал являть облако с радугой в нем.
«И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт.9,16).
Далее автор предания повествует, минуя три периода-дня, о сотворении человека. Ни о растительности, ни о динозаврах и далее – о животных он не упоминает, как о ничего не значащем явлении. Начинается повествование о сотворении человека.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2,7).
Чрезвычайно скупые данные, но зато теперь богатые споры и рассуждения богословов о них. Однако по словоупотреблению глагола «создал» - «асса» ясно, что Адам имеет происхождение из чего-то уже существующего. И тут же сказано: «из праха земного», однако не понятно: в прямом смысле это или иносказательно, как уже говорилось о свете-воде, о небе-тверди, которая в действительности является всемирным тяготением. Что есть прах земной? Куча глины, какую Творец оживил вдуновением дыхания жизни? Но глина или перегнойный грунт создавались тысячелетиями или даже миллионолетиями. Ведь не сказано «кусок камня», а «персть Земли» - горсть, в какую можно взять сыпучее или мягкое вещество. О животных шестого дня не сказано, из чего они так же созданы, и потому приходится предполагать, что более достойно Творца брать ранее подготовленный для этого материал из числа выращенных «землей» животных, ведь животные являются «перстью земли», как сказано и Адаму: «Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3,19). Творец полностью чужд тщеславия, и когда являет чудо, то только по причине пользы, или необходимости. Спаситель не сотворил ни одного чуда для прославления Себя. Зачем Богу надо было брать материалом для творения «царя природы» глину, когда для этого Он мог выбрать выпестованного самого совершенного животного для принятия образа Божия? Великий богослов последнего времени свят. Феофан Затворник пишет об этом:
«Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерка или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек – Ангел в образе человека» (Г. Флоровский. Пути русского богословия. 1983, стр.400).
Встает, однако, один вопрос: сколько времени, и каким образом готовил Творец эту живую «персть земли»? Ведь если по креационистски считать, что этот акт был произведен за пару часов шестого дня, то это будет опять же леплением «глиняной тетерки». Обещанное прародителям «семя жены», вернее обещанная «жена» - Пресвятая Богородица взращивалась человечеством пять с половиной тысяч лет, прежде чем могла родиться, подготовленная Духом Святым, достойная вместить зачатие Сына Божия. Важным явлением было и сотворение венца творений – Адама. Почему бы не взять тщательно подготовленный совершеннейший из прежних творений индивид, а не кусок грязи? Хотя и грязь могла быть готовимой не сутки, а миллионолетия, т. к. моментально специально для создания тела Адама творить кучу перегноя или глины Бог едва ли бы стал, если по креационистски считать дни творения сутками.
Еще прежде свят. Феофана ту же мысль высказывает преп. Серафим Саровский в разговоре с Мотовиловым о Благодати Святого Духа:
«Многие толкуют, что когда в Библии говорится: «Вдунул Бог дыхание жизни в лицо Адама первозданного и созданного Им от персти земной» - что будто бы это значило, что в Адаме не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная от персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: «Да будет всесовершенен ваш дух, душа и плоть в Пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхание жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как бы ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы не имущим внутрь себя Духа Святаго, возводящего его в богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащему каждому по роду, но Духа Святаго внутрь себя не имеющим» («Всемирный светильник преп. Серафим Саровский»).
Хотелось бы только знать, сколько времени Адам был «действующим животным» в среде уже живущих на земле других подобных ему созданий? А ведь стадо человекоподобных, из которого избран был Адам, создавалось Богом, совершенствовалось наверно не один десяток тысячелетий, если не миллионов. Взрастить самое совершенное существо требуется не один год, и тем более не пара часов согласно безумию креационистов. И то надо сказать: избранный из стада и одухотворенный Адам во мгновение ока изменился внутренне и вскоре - внешне, подобно преображению людей во второе Пришествие Христово. Так что напрасно теперь ищут ученые недостающее звено от человекоподобных животных к «человеку мыслящему».
Все выше сказанное относится более к словам: «Создал Господь Бог человека из праха земного», но не о сотворении из ничего – «бара», которое помечено словами:
«И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2,7).
Тело Адама имеет составом материю – «персть земли», но если понимать под этой перстью живое существо, как считают свят. Феофан и преп. Серафим Саровский, то уже в первом акте творения Адам предстает с телом и душой. В таком случае то, что вдунуто Богом в лицо Адама должно быть духом, или по слову Серафима Саровского благодатью Святого Духа. Однако в священном писании все же именуется эта третья составляющая духом:
«И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еклкл.12,7).
Поэтому при всем уважении к преп. Серафиму приходится не согласиться с ним, что животное, которое предшествовало Адаму, и было превращено в человека силой Божией, обладало всеми тремя составляющими. С древних времен все признавали, что трава обладает жизненной силой – душой травяной, животные имеют травяную жизненную силу и душу со способностью самозащиты, исполнения своих хотений. Человек же тем и отличается от травы и животных, что имеет во образ Святой Троицы и тело, и душу, и дух, который получил чрез творческий акт – вдуновение Божие в лицо его. Это-то действие Божие и поименовано глаголом «бара». Дух человека сотворен из ничего, получен от Бога и имеет власть над душой и телом, ибо чрез него человек имеет связь с Богом. Грех же, вошедший в естество человеческое, нарушил весь порядок действий его составных: уже повелевает не дух, а тело с его хотениями, принуждая мыслить в угоду ему душу, а душа постепенно своими измышлениями порабощает дух или отторгает его от властного воздействия. И человек становится сознательным сластолюбцем, или развратником, или еретиком.
Еще нужно ответить на вопрос: как дается дух при рождении ребенка? Католики, измыслив новый «догмат» непорочного зачатия Богородицы в обоснование среди других измышлений высказывают и такое: душа Пресвятой Деве дана от Бога особо сотворенная. Получается, она потому чистейшая, что для нее Творец изготовил особенную душу. В таком случае совсем не понятен искупительный подвиг Христа: Господь силен для всех изготовить чистые души, мог бы сотворить новые чистые души для всех и незачем бы распинаться за род человеческий.
По православному же учению в момент зачатия плод получает наследственно от отца и матери и тело, и душу, и дух в полном составе. Невероятно, но это так усмотрел и так установил в момент творения Бог. Об этом говорит Оптинский старец Варсонофий:
«Подобно тому, как по плоти передается наследственность, так передается наследственность и в душевном, и в духовном отношениях» (преп. Никон (Беляев). Дневник. с.142).
В том-то и состоит смысл глагола «бара» - творение из ничего.
Обретение и лишение рая.
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,8.15).
Никто теперь не может точно сказать, чем являлся рай: был ли то оазис среди не совсем благоустроенной земли, или вся земля была подобна раю, на которой какое-то место было еще более благоприятным. О благах этого рая сказано только:
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Быт.2,9).
К благам нужно отнести и то, что весь животный мир был послушен Адаму. Так все животные и птицы по велению Божию явились к Адаму, чтоб он нарек им имена, согласно их сущности. Но наречь имена в таком случае мог только проникающий в сущность их, а это уже говорит о том, что Адам мог общаться с животными, понимать их и удовлетворять их хотения. Благие, климатические условия, отсутствие злых насекомых и гадов, и вместе с тем собственная невинность дополняли радость райской жизни. Но самое главное, что создавало блаженство обитателя рая, это общение с Богом в каком-то, похоже, ощутимом виде, и сопряженная с этим благодать Святого Духа. Адам мог слышать и отвечать Богу, как следует из содержания книги.
Но о каком возделывании и хранении рая идет речь? Уже сотворенное Богом, говорится, что все «хорошо весьма». Тогда что же сказать о рае, созданном Богом для блаженной жизни? Там, кажется, добавить, удобрить уже нечего, да и хранить не от кого: вся тварь послушна Богу и человеку. Однако, по закону тварного бытия - вечно совершенствоваться в познании истины, в любви и являть жертвенную любовь нижестоящим, Адам должен был заботиться о каждой травинке и о каждом животном. Своей заботой, жертвенной любовью, какую должен был возгревать так же, как благоговейную к Богу, он должен был духом совершенствовать все свое царство. Его призванием было всю землю сделать раем, а себя – готовым перейти на следующую ступень бытия. Господь мог только одобрять это и помогать благодатью Святого Духа, потому что Адам был призван именно к этому.
Посреди рая было посажено Богом «древо жизни». Чрез вкушение плодов с этого древа человек становился бессмертным. Посредством его Адам получал долголетие, благодатную помощь и силу в своем совершенствовании всех святых качеств. Чрез это смертное грубое тело, полученное по наследству от животных, все более облагораживалось и одухотворялось, становилось менее подверженным процессу разрушения. Далее, чрез верность Богу, теперь уже положенную с отпадением дьявола основой добродетелей во вселенной, Адам должен был получать от Бога укрепляющую и совершенствующую силу. Вот для воспитания этой высшей добродетели, было посажено так же в центре рая другое дерево-заповедь. Чрез вкушение плода с него являлся грех неверности Богу, т. к. Господь заповедал не вкушать его, но чрез исполнение заповеди – невкушение плодов его Адам должен был возрастать в добре.
«От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,16-17).
Адам знал, что такое смерть, наблюдая за животными, из которых был взят. Но почему «смертью умрешь»? Фактически, чрез исполнение заповеди верности Богу, Его завету, Адам получал духовную помощь в его совершенствовании в духовном отношении, а чрез вкушение плодов с древа жизни он получал телесное долголетие и бессмертие, почему эти деревья и были посажены рядом. Но теперь трудно сказать, какую силу имело древо жизни: духовную или имело целительные свойства в самом себе, или, похоже, то и другое? Об этом древе упоминается и в последнем сказании Апокалипсиса при образном описании грядущего духовного града Нового Иерусалима:
«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Отк.22,1-2).
Рекой жизни здесь явно показана Благодать Святого Духа, которую и Спаситель называл «водой живой». Древо жизни находится по обе стороны реки жизни, т. е. пребывает в связи с ней, и имеет силу чрез листья свои приносить «исцеление народов». Двенадцать месяцев принесение плода говорит прямо о постоянстве его действий. В таком случае встает вопрос: если река жизни есть изобилие Благодати Святого Духа, то чем же является древо жизни, и от какой язвы оно должно исцелять народы? Ведь здесь показано положение при «новой земле», т. е. в духовном плане, где не может быть неисцельных телесных и греховных болезней. По-видимому, это нужно разуметь в сравнении с получением Благодати Святого Духа в настоящее время по двум «каналам»: через таинства, получившие силу сообщать Благодать с момента дуновения Христа Спасителя на Апостолов со словами: «примите Духа Святого», и по второму каналу, установленному сошествием Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Древо жизни, произращенное в раю и упомянутое при описании Нового Иерусалима, имеет, похоже, подобие причащения Святых Тайн – Тела и Крови Христовых. Это древо имеет, видимо, силу за счет отображения плодов Крестной жертвы Христовой.
Чрез исполнение же заповеди – не вкушения плодов с запретного древа человек познавал добро, и, наоборот, чрез нарушение - узнал зло. Зло же отчуждало от живительной благодати Святого Духа и вело к неминуемой смерти. Притом, смерть чрез неверность Творцу была двоякой: и духовной, и при нераскаянном стоянии во зле – телесной. Фактически, заповедь в раю была упрощенным вариантом, данной Израилю спустя тысячи лет:
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор.30, 19-20).
Никто не мог отнять райское блаженство Адама, и только он сам мог утерять его своим нарушением верности Богу, как уже утерял его Денница и его последователи.
«И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2,20).
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2,18).
Это ли являлось основной нуждой: иметь соответственного себе помощника? Не то ли было главным, что высказано в первой главе в благословении мужчины и женщины: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»? Помощником мог бы стать и второй Адам, мужского пола. Конечно, чрез общение с кем-то, для проявления и воспитания любви к ближним, необходим был помощник. Но смотрения Божии шли гораздо дальше этого. Размножение, т.е. создания отдельной цивилизации, с особенной миссией в тварном мире являлось основной целью Творца.
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2,21-22).
Здесь видится опять как бы антропоморфизм: то Бог берет кучку глины и из нее лепит человека; теперь усыпляет Адама, производит операцию с ребром и создает клон женского пола. Описанные действия действительно очень похожи на современное клонирование, но Бог ли это производил? Бог творит не «прикасаясь» - наитием Святого Духа, Своими Божественными энергиями. Однако это описание имеет место в Библии, следовательно, оно было. Но как оно производилось и кем, бытописатель не разъясняет. По описаниям явлений Ангелов мы знаем, что некоторые действия, произведенные Ангелами по велению Божию, относят к явлению и действиям Божиим, т.к. они выполнялись неукоснительно по воле Его. Так о явлении Бога в виде трех Ангелов Аврааму у дуба Мамрийского сказано: «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре» (Быт.18, 1). Это сказано о посещении Авраама Богом в виде трех мужей. Однако о явлении двоих лиц из них позже Лоту говорится: «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома» (Быт.13,1).
В приведенном описании творения Евы из ребра Адама очень похоже, что эту операцию производили Ангелы по повелению Божию. Тем более, что это происходит после совета лиц Святой Троицы с применением глагола «бара»: «Сотворим ему (Адаму) помощника, соответственного ему». Здесь слово «сотворим» означает произведение человека с его духом, душою и телом в полноте человеческого естества из одного - две личности разного пола, что равносильно творению из ничего. Если допустить мысль, что произвели клонирование Ангелы, то нужно добавить: при чудотворном наитии Божием, и это означает: сотворил Бог, хотя процесс похож на клонирование. Если бы «операцию» производил Сам Бог, то, похоже, «крепкий сон» не потребовался бы – Бог силен сотворить без физического воздействия.
Так или иначе, Ева произошла из естества Адама. Наверное, это произведено Богом для того, чтоб размножившееся человечество было единым телом без разделения на Адамовых и Евиных. Тем более, что род человеческий впоследствии должен быть единым «телом Христовым», исключающим сомнения в единстве.
Райское блаженство Адама с явлением Евы удвоилось. Теперь уже про одиночество пришлось забыть. Он мог являть и совершенствовать свою любовь не на чуждых ему существах, но на единой с ним по природе.
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моея; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт.2,23).
Далее Адам сам усиливает суть единства одной природы и закона размножения, какой был приведен в благословении Божием в первой главе, изречением в пророческом виде:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2,24).
О каком отце, и о какой матери говорит Адам? Не о собственных ли родителях, каких он оставил в стаде человекоподобных, из которых был взят и одухотворен? Об этом, конечно, креационисты не могли сказать что-то разумное, ибо оно полностью опровергает их измышления. Но ведь Адам не мог знать до этого родителей, если он сотворен просто из земли. обычно приводились доводы, что Адам пророчески предсказал тайну супружества будущих поколений. Но насколько это пророчество уместно в данном случае? Это утверждение Адама об оставлении отца и матери говорит о том, что он знал о существовании их, как имевший родителей, а не по наитию, при том той истины, которая не имеет великой важности по сравнению с тайной единства мужа и жены.
Относительно тайны единства Адама и Евы. Ап. Павел называет брак «тайной великой», приведя выше сказанные слова Адама, и заключая: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф.5,33). О супружеской же неверности он говорит: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одно тело» (1 Кор.6,16). Здесь, казалось бы, приводится одна физиологическая суть брачного единства, не касаясь духовного. Но одна ли плоть участвует в браке? Единство мужа и жены не только плотское, ведь от них зачинается и рождается совершенный человек во образ Божий с духом, душей и телом. Действительно, тайна этого брачного единства велика есть, и непостижима.
И только ли для блаженства были сотворены Адам и Ева? Их цель и смысл существования заключались в вечном совершенствовании, в бесконечном познании истины и в воспитании беспредельной любви к своему Творцу и подателю всех благ. Для совершенствования же себя в этом они должны были не только блаженствовать, но еще и трудиться, принуждать себя к возрастанию из силы в силу. Для этого-то им дан был мир в управление и дана особая заповедь не вкушать плодов с запретного древа. Чрез соблюдение этой заповеди они приучались помнить о Боге, благоговеть пред Ним и страшиться оскорбить Его непослушанием, в чем и состояла верность Творцу. Второй обязанностью их было: воспитывать в себе жертвенную любовь не только по отношению друг к другу, но к вверенному им миру. Нам не известно, сколько времени прожили в условиях райского нестарения, переходящего в бессмертие, Адам и Ева, но видим, что совершенствование их жертвенной любви стало обращаться в сторону наслажденческую, отвлекаясь в то же время от памятования о Боге и благоговения пред Ним. Великие блага и красоты рая постепенно стали приучать прародителей любить удовольствия от них больше благодати Божией. Запретное древо, всегда пребывающее на глазах, но еще неизведанное, неиспытанное чувственно стало все больше привлекать их внимание. Оно уже не стало выглядеть страшным, но наоборот - приятным на вид. В это-то время и приступил дьявол, войдя в змея, к Еве как более слабой, молодой и неопытной.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт.3,1).
Как это напоминает поступь пропагандистов сектантов, к примеру, иеговистов. Они всегда начинают разговор со встречным: «Ты знаешь имя Бога?». Человек, внезапно ошарашенный непонятным вопросом, теряется и говорит что-либо в таком роде: Иисус Христос. Тогда начинается пропагандистская трескотня, что Христа воскресил Иегова и т.д. Дьявольская сеть набрасывается на незадачливого обывателя. Человек, уже изведавший их хитрости, указывает им дорогу.
Ева с такой дьявольской хитростью встретилась впервые и потому вступила в диалог, вместо того, чтоб сказать: «отойди от меня лжец», при виде его лжи о Боге. Вместо этого она отвечает:
«Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».
Еве следовало бы ответить змею: «Зачем лжешь. Разве ты не видел, что мы каждый день едим плоды со всех деревьев». Диалог превратился бы в полемику, и Ева в нем выступила бы как исповедница, защитница истины. Но она вошла в диалог, даже сама добавила неправду: Бог не говорил слова «не прикасайтесь». Она этим открыла свою зародившуюся страсть: желание хотя бы прикоснуться к запрещенному плоду. Душа Евы чрез это распахнулась для вхождения в нее духа обольщения. Ап. Петр, обогащенный опытом, пишет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр.5,8). Ева же не обезопасилась от его коварства. Тогда дьявол в обличье змея приступает к открытой лжи, клевете на Бога:
«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт.3,4-5).
Дело сделано. Семя ядовитое посеяно и явно уже на подготовленную почву.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3,6).
Из этого видно, что она еще до искушения дьявола была большой ценительницей вкусной пищи, увлечена красотой окружающей природы. Она, начав познавать мир с его тайнами, была захвачена так, что даже запретное древо стало «вожделенным», коли дает знание. Знания, поступающие чрез Благодать от Бога, ее не совсем устраивали. Ей хотелось получить помимо Бога большие знания, все сразу, не соразмеривая это со своими силами и с нулевым опытом. Почему Господь попустил искусить ее и Адама в этом детском возрасте до благословленного размножения, об этом было подробно описано в главе борьбы добра со злом.
«И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3,7).
На что открылись их глаза? Ранее были открыты их глаза на добро, на познание истины. Теперь они открыты на зло и на ложь. В том-то и заключается суть зла: когда дьявол склоняет на грех, то рисует радужную картину. Когда же совершен грех, он обостряет угрызение совести, рождает страх и отчаяние. Так Адам и Ева увидели, что утеряли невинность, прогневали Бога, лишились здравого смысла. Они стали душевными. Ап. Павел говорит о разнице суждений духовных и душевных: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, … и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2,14). Адам и Ева, имея самый малый жизненный опыт, теперь стали еще и «душевными», утеряв здравый смысл.
Что же требовалось от Адама с Евой после проявленной неверности Богу? Естественно, покаяние. Они должны были пасть пред Богом и возопить о прощении. Но они не сделали этого:
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт.3,8).
Похоже, первые люди видели плотскими глазами Бога в доступном для них образе и слышали Его голос. Они не приняли голос этот за что-то иное, но узнали его. Но вместо того, чтоб бежать к Нему с покаянием, спрятались. И дальнейшие их слова говорят о том, что они и до греха не имели трепетного благоговения пред Всесовершенным Богом, и еще не воспитали в себе безграничной любви к Нему, получив ее только в зачаточном состоянии. В ином случае они бы даже по привычке бежали бы к Отцу своему навстречу.
Господь старается пробудить в Адаме добровольное покаяние, чтоб вернуть в прежнюю чистоту, и взывает к нему: «Адам, где ты?». Но вместо покаяния ложь, прикрытая полуправдой: «Голос твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». О нарушении заповеди, чрез что стали нагими пред лицом Святости они не сказали ни слова.
«И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3,11).
Вместо покаяния начинается безумное сваливание вины Адамом на Еву, ранее любимую им, а Евы на змея.
«Адам сказал: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3,12-13).
Покаяния не последовало. Как это знакомо всем нам: «каемся» на исповеди и тут же стараемся указать причину греха, стараясь защитить себя, свалив содеянное на обстоятельства, на кого-то. А есть ли в душе подлинное покаяние – осуждение себя с твердой решимостью не повторять содеянное? Адам к тому же как бы винит и Бога за то, что он дал ему такую жену: «Которую Ты дал мне».
Свершилась страшная катастрофа, трагедия всего будущего человечества. Благословение Божие «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», полученное для святой цивилизации, теперь остается, но уже для злой. Правда Божия требует мздовоздаяния за содеянное преступление. Господь производит суд. Первым получить мздовоздаяние по определению Божию должен обольститель. Некогда Спаситель сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18,7).
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3,14).
Здесь наказывается за содеянный соблазн животное. Но было ли сколько-то вменяемым оно? Ведь как далее следует, змей говорил не сам по себе, а чрез него действовал всевселенский «змей» - дьявол. Однако даже и бессловесные сущности могут наказываться Творцом за их «грех». Так звучит определение Божие о потомстве Ноя: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» (Быт.9,5). Не лишне вспомнить и проклятие бесплодной смоковницы Спасителем, которая засохла на следующий же день. Но со змеем дело обстоит сложнее, т.к. в него явно вошел дьявол, почему и определение о нем звучит с пророческим указанием борьбы между семенем змея и Семенем жены, в котором видят все богословы воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа. Здесь Христос именуется «Семенем жены», хотя по дальнейшему словоупотреблению Библии потомки именуются продолжателями рода мужа: «Адам жил 130 лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф». «Сиф жил 105 лет и родил Еноса». Поэтому под Семенем жены должно разуметь только Единственного, рожденного без мужеского семени Девою, как это и произошло. Определение Божие о Семени жены и семени змея и о непримиримой вражде их звучит таким образом:
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3,15).
Данный текст не говорит прямо о том, что Семя жены – именно Христос Спаситель будет поражать дьявола в голову, что произошло чрез крестный подвиг, к тому же здесь есть изъян перевода текста Библии. Перевод же 70 толковников передает это более верно и более конкретно, что Семя жены сотрет главу змея. В конце истории человечества это и должно произойти:
«Дьявол, прельщавший их, (народы) ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» (Отк.20,10).
Зверь-антихрист, явившийся вместилищем дьявола, и есть семя и глава змея, которую должен поразить Христос:
«Откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес.2,8).
В словах «вражду положу» прямо указывается цель попущения Божия дьяволу искусить Еву и Адама. Некогда ему было попущено, не только самому докатиться до осатанения, но еще и ввести в соблазн несметное число ангелов. Цель же попущения Божия войти в мир злу и борьбе с ним – есть именно воспитание святой воли в тварях чрез борьбу со злом, вплоть до неспособности более впадать в неверность Творцу. Однако попущение вражды между Семенем жены с последователями Его и всем потомством змея - дьявола в данном случае имеет более важную цель: осудить дьявола и весь неверный Богу падший мир, последовавший за ним, верностью и терпением рабов Божиих во главе со Христом.
Не оставлены без определения суда Божия и остальные виновники трагедии. Еве было сказано:
«Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3,16).
Некоторые из богословов были склонны видеть грех Адама и Евы в совокуплении, будто бы, показанном змеем, почему, по их мнению, и следует наказание болезненностью родов и переходом Евы из равноправного положения с мужем в его подчинение. Но ведь Адам с Евой получили благословение на размножение, а чрез наблюдение за животными отлично знали и без змея, что это такое. Поэтому правильное суждение о грехе прародителей это именно, как о нарушении повеления Божия, уход в неверность Ему чрез согласие с искусителем – врагом Божиим. Грех неверности Богу превыше плотских падений. За то же, что Ева стала первопроходцем неверности Богу, она получает страшный приговор.
Не оставлен без наказания и Адам. Он, получивший благословение обладать как царь Землею, пекущийся о ее процветании, должен по приговору Судьи видеть ее бедственное положение, запустение.
«За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от древа, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3,17-19).
После райского блаженства услышать такое – это ужасно. Содеяно зло величайшее, для исправления которого потребовалось воплощаться Самому Творцу Слову Божию, проливать кровь на кресте. И приговор был вызван не гневом, но объективной причиной, требованием правды Божией. Прародители хотели сразу познать, что такое зло. Добро они каждый миг видели. Теперь они увидели зло в глобальном катаклизме – Земля стала почти не пригодной для обитания, сменились все условия жизни. Сам же человек из духовно-плотской сущности, оставив духовную жизнь, стал плотским - остался одним прахом, который должен вернуться в землю. Человек в этот момент определен быть по телу смертным. Но что бы было, если человек в своей нераскаянности получил бессмертие? Зло прогрессировало бы до полного осатанения. Это ужасно! Поэтому Творец – Святая Троица высказывает как бы опасение:
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
Как это понять? - На злую шутку Бог не способен. Следовательно, опять здесь непознаваемая тайна. Кроме Бога, до падения денницы действительно сущность зла никто не знал, а теперь познал ее в меру сил и Адам. Бессмертие ему было вредно при таком «знании». Но, чем же являлось дерево жизни, дающее бессмертие? На этот вопрос еще никто определенно не ответил. Если «древо познания добра и зла» являлось заповедью послушания воле Божией и верности Ему, то «древо жизни» ничему не обязывало прародителей. Оно могло только рождать надежду на бессмертие. Возможно, оно содержало и чудодейственную силу, способную обновлять организм, делать его долголетним, и далее – бессмертным.
«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их…. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3,21.23).
Некоторые богословы и особенно креационисты считают, что одеждами кожаными названа в Бытии материальная грубость плоти, а до этого она, будто бы, была духовной и бессмертной. Неверно и это. Если бы она была таковой, то зачем нужно было древо жизни? Человек был и грубо материальным и смертным по естеству, но чрез вкушение плодов с древа жизни в процессе совершенствования в уподоблении Богу он становился бы все более долгожительным и бессмертным, а далее – и менее грубоматериальным. О материальности их тел уже говорит и то, что они еще в раю, после греха, сшивают смоковные листья и делают себе опоясания. Кожаные же одежды говорят о смене климата на планете за грех Адама, и потому ему и Еве потребовались одежды: вначале кожаные, теперь шерстяные.
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы ограждать путь к дереву жизни» (Быт.3,24).
До сего дня никому неизвестно, где находился сад Эдемский, хотя предполагают, что на территории Месопотамии. Но видел ли кто Херувима, охраняющего вход в рай, или это имеется в виду в духовном невидимом смысле? Никто на это ответить не может. Тем более никто не знает, что представляет «пламенный меч обращающийся». По-видимому, эта загадочная картина смены райского положения на состояние борьбы и постепенного умирания человека с его царством - земной материальной природой имеет и духовный характер, и материальный. В материальном плане произошла смена климата, иное отношение животного мира к человеку, влияние на него тлетворных микробов на человека. Постепенная смерть планеты также предопределена Творцом: изменение климата к худшему говорит именно об этом. В духовном же отношении человек утерял милость Божию, оказался в отчуждении и осуждении. Для примирения с Богом и для удовлетворения правды Божией требовалась высочайшая жертва.
Так заканчивается сказание Священного Писания о происхождении Земли и человека. Но только ли единственно относится это к землянам, или эта картина является образцовой схемой для происхождения других материально-духовных миров? Человечество может отличаться тем, что только оно единственно впало в неверность Богу до исполнения благословения на размножение, стало испорченным первородным грехом, что вызвало воплощение Сына Божия и крестную жертву. Только не далекий умом человек может отрицать возможность существования иных цивилизаций в этом безграничном пространстве, заполненном бессчетным количеством материальных объектов. И если есть или были такие цивилизации, так же сотворенные из ничего, то более верным предположением будет происхождение и развитие их по указанному в Библии образцу. Далее, если признать, что ангелы имеют так же происхождение из ничего – от нуля и имеют «дни творения» с переводом их на следующую ангельскую ступень – «новое небо», то надо признать, что и они проходили тот же сценарий происхождения – шестоднев. Затем происходило совершенствование до следующего дня творения – перевода на ангельскую ступень, потом еще новое «доращивание» и вновь день творения – «перебрасывание» Творцом на ступень архангельскую и т. д. Закон же совершенствования на пути уподобления Богу один для всех.
Продолжение читайте здесь: