Часть 2.
ПУТИ СПАСЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Глава 1.
ОТ АДАМА К НОЮ
Рассмотрено одно из темных мест в освещении бытия мира: происхождение человека, или иначе, предистория человечества. Теперь пришло время рассмотреть саму историю. И если жизнь даже одного человека очень многогранна, то тем более всего Адама в рассеянии, разделившегося на множество атомов-личностей, со сроком жизни в тысячи лет. Все стороны жизни человечества в разные периоды его жизни осветить практически невозможно, тем более, если добавить интересующую нас трудно уловимую сторону жизни – духовную, с её борьбой и совершенствованием. Человека, ищущего единения с Богом, просвещения от Hего, в первую очередь будет интересовать путь спасения, утерянный через падение Адама. Полученное им обетование о том, что «Семя жены» сотрёт главу змея, давало всего лишь надежду людям на протяжении нескольких тысяч лет, и лишь исполнение этого обетования открыло прямой путь нашему спасению.
Рассматривая историю человечества, Церкви мы обнаруживаем несколько отрезков её, резко отличающихся один от другого образом борьбы с грехом, путями спасения. В раю первые люди не имели нужды борьбы с грехом, в утруждении себя религиозным служением Богу. Они могли неизвестным нам образом общаться с Богом лицом к лицу, были водимы благодатью Божией. Но по изгнании их из рая с утратой благодати сразу началось религиозное служение Богу, искание Его милости. Уже первые сыновья Адама приносят жертву Богу. Однако в Свящ. Писании говорится, что после рождения Еноса от Сифа – третьего сына Адамова, получила начало религия: «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4, 26).
Произошла как бы задержка. Первое поколение, видать, было уверено, что скоро родится «Семя жены», которое будет поражать змея в голову, т.е. придет обещанное Богом спасение. Но оно не приходило, и надо было просить у Бога ускорение этого. Необходимость же спасения была явная. Каин свершает высшее зло – убийство брата. Потомок его в пятом колене – Ламех уже признается женам своим: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 23-24). Ламех, как бы похваляется высшим преступлением и явно вполне уверен, что этим добился большей безопасности, коль за убийство его взыщется «в семьдесят раз всемеро». Уже здесь похвальба злодейством как геройством.
Ко времени же девятого от Адама поколения нравственность имеет уже такой уровень: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6, 5-6). То, что восскорбел Бог и раскаялся, сказано, сообразуясь с человеческой несмышлёностью, потому, как Бог, будучи благ и неизменен, не может скорбеть и раскаиваться. Всё происходящее было ведомо Богу. Было известно Ему не только будущее развращение, но и конец его, когда согласно перевода 70 «Семя жены сотрет главу змия». Но для того, чтоб как-то понять истинную причину уничтожения потопом человечества, не признав достаточным аргументом «раскаялся», нужно признать действительную силу растлевающего зла, против которого в то время были люди бессильны противостоять. Но и это Богу было известно. Однако допотопное человечество, хотя и не устояло в борьбе со злом, всё же оно выполнило свою миссию и должно было сойти с арены борьбы, будучи замененным следующими поколениями. Оно должно было выработать нужный опыт в борьбе со злом и передать его новому человечеству чрез оставшихся в живых своих представителей. Этот опыт передавался не через всех людей, но по линии избранников от Адама до Ноя. Всё человечество, скатывающееся ко злу, было средой для приобретения опыта борьбы с ним этих избранников. Была борьба со злом, и было искание пути спасения и в то время, но не всеми. О седьмом от Адама Енохе, который был взят живым за добродетели на небо, сказано, что он боролся со злом, обличал беззаконников. «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се идет Господь со тьмами Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 14:15).
Основным растлевающим грехом допотопного времени явно является всестороннее плотское услаждение себя при отсутствии какой либо работы над собой в целях духовно-нравственного и интеллектуального воспитания себя. Поэтому записано сетование Бога: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (6,3). В этой фразе одновременно указывается хула на Духа Святого – не прощаемый грех – пренебрежение всем Святым с сознательным противлением истине, и подчинение себя только закону плоти – похотям с полным противлением велениям духа. Поименование человека «плотью» повторяется в данном сказании несколько раз. Это указывает хотя и косвенно на то, что в человеке руководящую роль должен иметь дух, всегда открытый для голоса Божия. Он же волевым импульсом повелевает душой, а та своим разумом – телом. Получалось же всё наоборот: тело со своей похотью понукало разумной душой, а та склоняла дух обоснованием необходимости и целью выживаемости поступаться высшим принципом. Это отлично видели допотопные патриархи. Кстати они каждый могли передавать изустно от первого человека до четвертого и пятого колена заветы Божии и свой духовный опыт, пользуясь своим долгожитием. Так Адам мог преподать свое назидание Мафусаилу, а тот – уже Ною.
Праведный Ной унаследовал все знания этой династии избранников, но из этого дошло по преданию до Моисея, который записал в Библию, совсем немногое: только происхождение человечества и Ноев потоп. Поэтому о путях спасения в то время по таким скудным данным судить трудно. Известно лишь, что приносились жертвы Богу, что сделал и Ной по выходе из ковчега по прекращении потопа. Одно ясно, что человечество в основной своей массе проиграло в борьбе со злом, но оно выиграло битву в том, что сохранило верность Богу в лице ветви избранников, к тому же обогатив их опытом целой эпохи.