Часть 2.
ПУТИ СПАСЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Глава 2.
ПУТЬ ОТ НОЯ ДО АВРААМА
Из сказанного о доноевском времени видна одна особенность: не все патриархи имели прямой контакт с Богом, но только Адам в раю, Енох и Ной. О Енохе сказано: «И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5,24). И о Ное пишется: «Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога», и далее: «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6,8-9). В связи с тем, что Ной был большой праведник, и с тем, что в его время свершились важнейшие исторические события, Священное Писание уделило большое место для повествования о нем. Подобное происходит только после с Авраамом и Моисеем.
Мы не можем знать как общались эти великие праведники с Богом, как Он преподавал им повеления Свои, и в каком виде являлся им. Но эти повеления имели вид точных указаний до мельчайших подробностей, что говорит не о каких-то видениях во сне. Не известны нам и подвиги этих праведников, какими они угодили Богу. Под словами «ходил пред Богом» можно понимать и постоянное молитвенное пребывание, и помнение о Боге с постоянным подчинением себя воле Божией, и нравственно-духовную чистоту со святой настроенностью. Вернее же всего это всё пребывало у них. Не известно нам и то, в каком виде передавался опыт угождения Богу от отца сыну, начиная от Адама: в виде ли поучения, или просто примером и поведением в обыденной жизни. Ясно, что они поучались больше чрез отрицательный пример окружающего мира, не соответствующий тем данным, какие они имели по наследству.
До Ноя Господь не преподал людям заповедей, кроме тех, какие получил Адам в раю, и не заключал завета с людьми. Ной же, как родоначальник новых поколений нового времени, получает и то и другое. Господь дает ему точные указания о построении ковчега до потопа, и после – о выходе из него. По выходе же из ковчега Ной со своими сыновьями и их жёнами спешит отблагодарить Бога за спасение принесением жертвы – единственным способом служения Богу в то время. И опять для нашего скудоумия Моисей пишет в доступном пониманию виде: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (8,21). Безусловно, Бог и до этого знал о наследственности зла со дня грехопадения Адама, знал и о том, что будет опять погублено всё живое при конце мира. Но это решение Божие говорит только о будущем времени до этого конца.
И опять Господь даёт то же благословение: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Но уже далее следуют несколько иные слова; вместо слов: «владычествуйте над рыбами», следует: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные». Далее Господь устанавливает завет с людьми: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякой душою живою» (9,8-11). Смысл завета заключается в том, что Бог обещает не губить больше человечество потопом, в знак чего поставляет на небе среди облаков радугу, как напоминание об этом завете. Возможно, до потопа климат был иной. Похоже при изобилии влаги и в то же время высокой температуре не могли образовываться грозовые облака, на фоне которых является радуга. Об этом упоминается лишь в описании рая: «Пар поднимался с земли и орошал все лицо земли» (Быт. 2,6).
От Ноя же теперь при разрешённом вкушении мяса требовалось: «Всё движущееся, что живёт, будет в пищу; как зелень травную даю вам всё; только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (9, 3-4). По лёгкости заповедей, даваемых Господом людям можно судить о духовно интеллектуальном возрасте в разное время. Адаму в раю повелевается всего лишь не есть плод запретного дерева «познания добра и зла»; по грехопадении вообще нет никаких установлений. И после Ноева потопа дана такая легкая заповедь, что в сравнении с Моисеевым законом просто можно назвать детской.
Однако, судя по указаниям Бога о построении ковчега и далее, видим в лице Ноя богодухновенного великого человека. Особенно это видно в его пророческом благословении сыновей с предсказанием судеб их потомств до скончания мира. Так за поступок своего сына Хама в осмеянии отца пред братьями Ной говорит: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (9,25). Он не произносит проклятье на сына, проклиная его потомство, но на его сына Ханаана, потому что Хам получил благословение от Бога на спасение от потопа. Обычно считается проклятым Хамово колено, но, судя по приведенному тексту, получило проклятье только потомство Ханаана – одного из сыновей Хама. Также, похоже, Ханаан был соучастник греха. Возможно, он указал Хаму на обнаженного деда.
Высшее благословение получил старший сын Сим: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (9,26). С хананеями евреи были всегда во вражде, и если они жили под властью последних, то платили дань. (См. Нав.16,10). Но главный смысл этого благословения в том, что чрез него Сим получает удел избранника на продолжение рода, из которого должен родиться Мессия – «Семя жены».
Однако это благословение имеет силу до исполнения пророчества о пришествии Христа. Далее следует другое исполнение: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (9,27). Здесь видно, что иафетитам предсказывается и количественное превосходство, и переход благодати Божией к ним. Это сбылось с пришествием Христовым, когда бывшие язычники из потомков Иафета примкнули к последователям Христа из семитов и потом заняли первенствующее положение – вселились в шатры Симовы. И опять ничего не сказано о методах угождения Богу. Лишь поступок Сима и Иафета в противное Хаму, когда они, пятясь задом, накрыли наготу отца одеждой, стараясь не взглянуть, говорит о нравственной высоте ветхозаветной ветви избранных. Из сказаний Свящ. Писания о времени от Ноя и до Авраама почти ничего нет примечательного кроме Вавилонского столпотворения. Но этот эпизод открывает опять же только отрицательную сторону жизни человечества того времени.
«Двинувшись с востока, они (потомки Ноя) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» (11: 2,4). Жажда сделать себе имя всегда толкает честолюбивых людей ставить во славу себя гигантские памятники. А позже потомки гадают, с какой целью создавались эти зикураты, пирамиды, стоухенджи и головы острова Пасхи. Наверно ответ и указан в Библии словами: сделать себе имя! Ведь и дьявол некогда, согласно пророчества Исаии о царе Вавилонском, изрёк: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14,13-14).
Предполагают, что затея построения башни исходила от Нимрода, внука Хама, который уже распространил в то время свою власть и своё влияние на всех потомков Ноя. Наверное, уже тогда возникала опасность создания его диктатуры. Поэтому Господь рассеивает сынов Ноя посредством смешения языков. В этом смешении видится творческий акт всемогущества Божия. Так позже происходит похожее обретение языков при сошествии Святого Духа на Апостолов. Тоже видится и в так называемой гласалалии. Люди, не верящие в чудо, приходят к мысли, что под смешением языков разумеется утрата согласия между строителями этой башни. Но даже и в этом случае видится непосредственное вмешательство Божие. Цель же расселения является здесь как необходимость, чтоб не допустить всеобщего скатывания к разложению всего нового народа, быть может, ещё худшего, чем было до потопа.
И опять доавраамовское человечество проиграло битву против зла. Уже об отце Авраама Фарре есть упоминание: «И сказал Иисус (Навин) всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Ис. Нав. 24: 2,3).
Надо сказать: об идолопоклонстве, как страшном отступлении от Бога, гораздо большем грехе, чем наличествующее в то время нравственное растление, здесь упоминается впервые. Если акт смешения языков был явно вызван опасностью создания государства насилия и благоприятной почвы распущенности, то теперь пришло время борьбы с иноверием, идолопоклонством.