Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ЦЕРКОВЬ ЛИ РПЦ МП?
3. Рождение «блудницы» и конец ее по первым главам Откровения ап. Иоанна
Ко всему прочему в доказательство того, что «блудница» является не городом, но неверной церковью, нужно обратить особое внимание на взаимосвязь двух явлений, приведенных в начале 19-ой главы. В этой главе описывается суд над блудницей и брак Агнца с «женой» при ликовании и в том, и в другом случае святых сил. Об этих событиях и небесном торжестве при их совершении повествуется без разрыва, и почти одинаковыми словами, как об одном целом, словно из желания подчеркнуть их неразрывную связь: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что он осудил ту великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов своих от руки ее» (19:1-2). И далее Апостол, не прерывая повествования, переходит к описанию другой картины, которая дополняет первую и чём-то повторяет её: «И слышал я как бы голос многочисленного народа... говорящих, аллилуйя! Ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». (19:7). Если под образом «любодеицы» разуметь не церковь-изменницу, а город, то тогда и в образе «жены Агнца» нужно видеть какой-то город. А какой город может удостоиться такой чести?!
Вся 18 глава Апокалипсиса посвящена страшной казни над этой изменницей Христа. Приводится даже, в связи с особой важностью казни над ней, такое: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Отк.18,20-21). Невольно приходит мысль, если с таким великим дерзновением обрисовывается сущность и грех церкви-изменницы, особенно казнь над ней, то какой же чести должны сподобиться борцы против большевизма, путинизма и сергианства? Мне известны два одинаковых угодника: преп. Феодосий Северокавказский и Яков Аркатов, которые из соображений верности Христу ни разу не входили в храмы Московской патриархии, будучи глубоко верующими и проникавшими духом в тайны бытия. Они одинаково отсидели срок по 6 лет в тюрьме. Феодосий был выпущен на свободу, но пришлось уехать в другие места и там до смерти юродствовать. Яков же сбежал из тюрьмы, десять лет скрывался и жил временами в лесу со зверьми. Потом чудесно вернулся в мир и жил три года у меня и далее рядом в подаренной избушке, и так же до смерти юродствовал. И тот и другой были чудотворцами, но скрытно, потому что под властью зверя багряного за чудеса следовала бесчеловечная статья. Я видел много чудесного от наставника - Якова. Это были победители. Поэтому люди, оставшиеся без своего храма, не хотящие идти в храмы Московской патриархии ради верности Христу и Православию, не лишатся благой мзды от Господа. Теперь же все оказываются в таком положении, и верная Церковь может быть интернетовской. Через сайты в интернет, борющихся за торжество истины, ищущие спасения могут просвещаться, укреплять веру в существование Церкви на земле и хотя бы одного верного Христу архиерея с его священниками. Даже могут исповедоваться через эл. почту и телефон у верных священников и изредка навещать храмы их. Эти люди, не хотящие примкнуть к «жене, сидящей на звере багряном,» в момент воцарения его над миром будут уведены «пустыню» - в скрытые места от глаз антихриста и служителей его.
Это мы можем видеть в Апокалипсисе в первых главах, к которым теперь пора обраться, где отмечен момент зарождения блудницы и ее конец. Этому посвящены 2-я и 3-я главы, образно показывающие духовное состояние Церкви последних времен, с разделением на семь периодов-обращений к Ангелам семи Асийских церквей.
Обычно Истолкователи Апокалипсиса относили содержание этих глав, почему-то, не к предсказаниям, а к описанию современных Апостолу явлений и духовного состояния в указанных церквах. Но это невозможно понять, какая необходимость помещать рассказ о современности в книгу пророчеств, да еще и представлять его в образном освещении.
Другие толкователи почему-то растягивают эти семь обращений на весь христианский период, хотя по содержанию их видно, что они относятся, как и весь Апокалипсис, только к последним временам. Более того, эти главы являются основными в пророчестве, так как здесь освещается положение дел в Церкви именно в последние времена по периодам. И надо сказать, что очень важно - эти периоды приурочены к появлению и росту блудницы.
1. В обращении к Ангелу Ефесской церкви отмечен момент, предшествующий последним временам, точно так же, как и в случае со вскрытием печатей, когда первая печать относилась к предыстории. Так же и Спаситель начинает пророческую речь с «начала болезней», предшествующих последнему времени.
В данном обращении ни слова не говорится о гонении на Церковь, так как явно период процветания веры еще продолжается. Здесь многое поощряется: труд и терпение, разоблачение лжеапостолов и нетерпение развратных, о которых так же предупреждал Спаситель, что в будущем «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф.24,5).
Но есть и страшное порицание: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (2:4-5). Здесь явно говорится об обмирщении Церкви, за что Господь обещает «сдвинуть светильник», т.е. поставить в худшие, и быть может, невыносимые условия, так как такое поведение вызывает гнев Божий. Так было прежде с иными церквами, к примеру, с Византийской, когда за такое же обмирщение было попущено нашествие турок.
«Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и я ненавижу» (2:6).
Николаиты - еретики времен Апостолов, которые учили о необходимости соблюдать ветхозаветные установления и не хранить верность Христу вплоть до мученической кончины: Они разрешали приверженцам есть идоложертвенное и приносить жертву иным богам в случае необходимости. Короче: они не ставили основной добродетелью - верность Богу, исповедничество. Основателем этой секты был Николай Антиохиец - один из семи архидиаконов и из 70 апостолов. Здесь николаиты приводятся как приверженцы компромисса с враждебными силами и учениями. Перед революцией Российской Церкви пришлось уже бороться с этим злом: некоторые иерархи попали под запрет за революционные выступления.
Церковь должна бы покаяться, но явно не покаялась, и «светильник» был сдвинут с места его. В мир сошел большой красный дракон. Совершилась страшная революция, поставившая Церковь в ужасное положение.
2. Если в обращении к Ангелу первой церкви не сказано ни слова о гонениях на Церковь, то в обращении к следующей Смирнской церкви они стоят в центре повествования.
«Вот, дьявол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (2:10).
«Скорбь дней десять» - малый срок, но, однако, конец его - смерть. Во времена св. патриарха Тихона (+1925) действительно дьявол руками большевиков отправил тысячи иерархов и монахов в темницы, где они терпели до смерти. Многие были расстреляны: митр. Владимир Киевский, митр. Вениамин Петроградский и др. Об этих временах точнее не скажешь, как светильник сдвинут с места своего.
«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (2:9).
Действительно во времена патр. Тихона в 1922 г. такое сборище образовалось. В мае Патриарх был взят в заключение, и власть в Церкви захватили обновленцы. Они выдавали себя за «Иудеев», т.е. за настоящих христиан, хотя в действительности были чадами сатаны. Церкви времен Патр. Тихона совсем нет порицаний.
З. «3наю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (2:13).
Священномученик Антипа пострадал в Пергаме в 92 г., Откровение же написано, как считается, на 20 с лишним лет раньше. И, даже, если здесь разумеется именно он, то это нужно считать прообразом, так как пророчество относится к последним временам и, следовательно, здесь разумеется святой, подобный Антипе. Похоже, им является Св. Патр. Тихон.
Престол сатаны в это время действительно был поставлен в Москве - на «мощах» зверя из моря - Ленина. В это время все противящиеся сатане были побеждены, и дьявол воцарился основательно и прочно. Это время, похоже, является временем правления митр. Петра (Крутицкого).
Этой церкви следует также порицание: «Есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (2: 14).
«Учение Валаама» по смыслу данного текста это действия таких людей, которые вошли в соглашение с властями и подают последним совет, как ввести в неверность Богу членов Церкви. Это, похоже, говорится о создании властями в Церкви своей агентуры, которая выискивает пути разрушения Ее в угоду властям. И действительно, по архивным данным открывается, что уже с 1921 года власти стали вербовать таких агентов в церковной среде. Хотя трудно судить, это ли событие разумеется здесь под «учением Валаама».
«Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (2:15).
Николаиты – еретики, и ближе всего, люди церковные с революционными взглядами, которые уже себя выявляли до революции, а потом в лице обновленцев. Во времена Патр. Тихона многие из них вернулись в Церковь с покаянием, и были приняты в сущем сане. Хотя они и вернулись, но революционных взглядов своих не оставили. Они были подобны мине замедленного действия: являлись только «держащимися учения Валаама», и «держащимися учения Николаитов». Таким был в это время митр. Сергий (Страгородский), которого по возвращении из обновленчества почему-то Св. Патр. Тихон оставил в сущем сане. Местоблюститель Патриаршего Престола Митр. Петр, управлявший Церковью после Патр. Тихона, пошел еще дальше: в своем завещании, определяя своих преемников – Заместителей Местоблюстителя в случае своего ареста или смерти, первым указал имя сего Сергия, в чем впоследствии ему пришлось раскаиваться.
4. «И ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий... Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя». (Отк. 2:18-20).
Это поощрение относится еще ко всей Церкви, претерпевавшей в тридцатые годы самые страшные гонения, почему в вину всем еще не ставилась предательская позиция руководства. Но митр. Сергий с кучкой единомышленников, захвативший власть в Церкви и пошедший на соединение с богоборческим режимом, отмечен далее уже образом «блудницы» - Иезавели.
«Ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (2:20-21).
О темных силах, проникающих в Церковь, здесь говорится уже не как о проводниках ложных учений, но как о господствующих в Церкви. В образе Иезавели здесь проступают уже черты подлинной «блудницы». Действия ее мало чем отличаются от действий Валаама и Николаитов - она также учит неверности, только лжеучители теперь заняли центральное, господствующее положение. Так фактически и произошло после захвата власти в Церкви митр. Сергием и издания им предательской «Декларации» в 1927 году. Истинная Церковь отказалась следовать за ним на соединение с большевизмом, отвергла эту «Декларацию» и вступила с отступником в борьбу. Но уже в три-четыре года все верное Богу духовенство было распределено по тюрьмам и лагерям, а оставшиеся в живых ушли в подполье - в катакомбы. Сохранились не вредимыми верные члены Церкви заграницей, так как туда не дотянулась рука врагов и предателей Христовых. Пошедшим же на соединение с богоборцами предателям обещается страшное наказание, подобное указанному при снятии шестой печати в виде землетрясения по молитве убиенных за Слово Божие:
«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2: 22-23).
Многие истолкователи затрудняются в объяснении этого текста, однако здесь ясно разумеется война 1941 года, попущенная Богом в наказание и повергшая «на одр в великую скорбь» и Сергиевский аппарат, бежавший из Москвы в г. Ульяновск, где скрывался два года, и царствующего «зверя» - «любодействующего» с «блудницей». И дети ее, т.е. последователи также в большом множестве получили смерть. Каждый получил долю скорбей в меру своего предательства Христа. Но церковь еще включает в себя сколько-то верных Богу, которые пока не удалились из нее. Поэтому заграничные и катакомбные чада Церкви всё ещё считают себя едиными с теми, кто страждет в лоне народившейся «блудницы», не находя себе руководителей. Им вместе с зарубежными и катакомбными братьями повелевает Господь:
«Вам же и прочим в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени, только то, что имеете, держите, пока приду». (2:24-25).
5. В обращении к следующей послевоенной - (Сардийской), церкви выносится уже страшный приговор за превращение в законченную «блудницу»:
«Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (3:1-2).
Далее, однако, следует призыв к покаянию. Здесь надо обратить особое внимание на то, что, если эти предсказания не относить к указанным периодам последнего времени, то становится совершенно непонятно:
1. Кому выносится такой страшный приговор, и кто может снести его?
2. Здесь совсем отсутствует объяснение того, за что вынесен такой страшный приговор.
Слова: «вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» отсылают нас к прежним обращениям, которые повелевали не держать у себя учителей неверности Валаама и Николаитов не попускать жене Иезавели, совращать народы. Эти призывы не были выполнены, так же и предыдущее обращение: «То, что имеете, держите, пока приду», - не было исполнено. Фактически катились к полной мертвости и докатились - стали законченной «блудницей». В этот период среди духовенства этой церкви находятся только тщательно проверенные на верность «зверю». Многие, особенно с высшим саном, дают подписку доносить друг на друга в органы госбезопасности, а оставшиеся в живых миряне стали активными строителями социализма. Ко всему прочему, блудница в 1961 году вступила в экуменическое движение, пошла на соединение не только с врагами Божиими, но уже со всеми преданными Церковью анафеме еретиками и иноверцами, готовя религию антихристу.
Но еще не последовал призыв: «Выйди от нее, народ Мой», ибо далее пишется: «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих , и будут ходить со Мной в белых одеждах , ибо достойны» (3:4).
6. «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: ... Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее» (3:8).
Это звучит так же, как: «Выйди от нее, народ Мой», ибо теперь открыта дверь. При ином истолковании слова об открытии двери совсем неуместны и непонятны. Эти слова относятся именно к тем «нескольким» из Сардийской церкви. И на них-то теперь обрушиваются нападки «лжеиудеев», и опять со-вне, ибо они отделились, возможно, соединившись с остатками Зарубежной и Катакомбной церкви.
«Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся. имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, изтех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (3:8-9).
Господь обещает укротить лжехристиан - «блудницу», да так, что она не только прекратит упиваться кровью свидетелей Иисусовых, но из неё выйдут многие и с повинной придут в Церковь. Такое, по-видимому, может произойти только в случае раскола внутри блудницы и падения сатанинского режима, что даст возможность свободно бороться святым силам за торжество истины, за верность Христу. По мере же вразумления многих её членов, будет происходить отход от нее и присоединение к верной Христу Церкви.
И этому-то, имеющему «мало силы» остатку «жены», уходящей в пустыню, Господь обещает защиту от антихриста: «И как тысохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (3:10-11). Сохранившие верность Христу, хотя и не имевшие возможность ходить в храмы, но не пошедшие в «сатанинское сборище», будут уведены в такие места, какие не будут знать все краснодраконовцы, и они не увидят смерти, выйдут навстречу Христу.
7. По обращению к последней - Лаодикийской церкви ясно видно, что это официальная церковь в империи антихриста. Эта «церковь» довольно многолюдная, по-видимому, за счет экуменического соединения, но это всего лишь «внешний двор» (Отк.11,2) храма, т.е. выходцы из Церкви, но не Церковь в полном смысле. Церковь в то время уже пребывает в «пустыне», а это огромное объединение будет попираться антихристом.
Несмотря на то, что эта церковь будет многолюдной и внешне процветающей, коль похваляется: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», - она будет жалкой внутренне: «а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (3:17).
Пороки этой церкви будут внутри ее: полное обмирщение, отсутствие исповеднического духа верности Богу. Она будет иметь "широту взглядов", позволяющую брататься и даже соединяться с разными религиозными конфессиями, с раскольничьими и еретическими направлениями и даже с новой «космической» антихристовой религией, будет служить ему, как Богу, за что и будет лишена Благодати Христовой. Это и есть мерзость запустения.
«Ты ни холоден, ни горяч - если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (3:16). Извергнутость же из уст Божиих и есть полная безблагодатность - мерзость запустения. Горячесть, в данном случае, - исповедническая ревность по истине, по славе имени Божия, а холодность - терпеливое стояние в верности Богу. В Московской патриархии эти добродетели считаются уделом сектантов, а экуменическая церковь антихриста объявит, похоже, их ересью. И хотя к приходу антихриста блудница - Московская патриархия будет разгромлена, но церковь антихриста всё же является детищем ее.
Церковь истинная ушла в катакомбы; официальная церковь служит воплощению лжи и зла, и безблагодатна. Но ведь в ней могут быть еще ищущие спасения, ведь в этом никому не будет отказано до самого конца. Так вот, далее Господь обращается уже не к церквам, а к отдельным личностям: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (3:20). Во время царствования антихриста действительно будет тяжело открыть сердце Богу, - ведь антихрист будет властвовать и над чувствами, да и верить нельзя будет абсолютно никому: будет разгул всяческой изощренной лжи с демонстрацией множества чудес от лукавого, будет вестись тяжелейшая борьба за выживание, так что и глаза некогда будет поднять к небу. В беззакониях и жестокости будет, как бы, соревнование, и не проявляющие этого будут высмеиваться и даже преследоваться. Тогда в моду войдет похвальба, своей приверженностью учению антихриста, служением ему. Уже теперь мы видим, с какой ненавистью смотрят на тех, которые не кричат: «Крымнаш, Крымнаш». Поэтому сказано: всякий, призвавший имя Господне, спасется. Это время иначе и не назовешь, как «концом»...
И блажен тот, кто удостоится чрез верность Богу еще в наше время услышать: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле».