Архиепископ Виктор (Пивоваров)
ПОСЛЕ «СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ»
Взяться за написание этой статейки подвиг меня, недавно увиденный необычный сон. О взгляде на сны уже помещалась статья на нашем сайте: https://eshatologia.org/statii/arhiv/polezno-li-videt-sni. Поэтому о снах-откровениях писать вновь нет смысла.
Вижу я, что в большом храме началось Пасхальное богослужение. Я сначала осмотрел Храм и молящихся людей в нем, а потом вышел за ограду храма зачем-то и прошел, преодолев небольшое ограждение, в другое здание, где вошел в подвальное помещение. Здесь вижу много сидящих людей довольно мрачного вида как бы в зале ожидания. Они были как бы полусонные, или как затаившиеся тараканы. И среди них я увидел свою умершую лет двадцать назад родную сестру. Похоже было, что они все чего-то ждут. Меня удивило, что они сидят здесь, когда наверху идет пасхальное богослужение. Я поприветствовал сестру: «Со Святой Пасхой тебя». Меня поразил грубый ответ: «Никакой Пасхи не было». В этом ответе прозвучало полное отвержение спасительного подвига Христа, Его Воскресение и дело спасения рода человеческого. При жизни она признавала себя верующим человеком и вдруг такая разительная перемена. Я осмотрел мрачную молчаливую публику и вновь обратил взор на сестру. В этот момент рядом сидящая сущность поворачивается лицом к ней. Сестра, как бы зная, что последует за этим, издает истошный крик. Мрачная соседка схватывает ее в беремя. Сестра старается вывернуться из ее «объятий» и неистово кричит как сумасшедшая. В это время соседка с другой стороны сует ей в рот полную с верхом ложку какой-то гадости. Крик и старание вывернуться - бесполезны. Я просыпаюсь с ощущением этой адской сцены, которая и после долго не покидала меня.
Итак, в этом сне приоткрывается такая тайна. Бесы, борясь за власть над каждым человеком, по обретении ее после смерти в свершении частного суда, сразу же принимаются за духовную обработку этой личности. По сну не видно было, как они влияют на душу человека: словесно, телепатически или через передачу состояния посредством наития, и может всеми этими путями. Одно ясно, что душа, попавшая под власть темных сил, подвергается постоянной обработке. Именно это показано во сне в перемене веры сестры. Надо сказать, что она не отличалась твердостью веры и при жизни. В отличие от других двух сестер она была самолюбивой, любительницей развлечений, в юности – комсомолкой. Вера ее была не выше сергианской, и храм МП она иногда посещала, чтоб заказать панихиду или другую требу, как исполнение долга. В общем, она была «верующей», оставаясь обычным советским человеком. Возможно, перед смертью в настроении ее был ропот на Бога, т.к. жизнь ее не сложилась изначально, и ей пришлось болеть почти всю жизнь, что и могло послужить отвержению на частном посмертном суде Божием.
Показанное во сне издевательство со стороны бесов, является одной из великого разнообразия адских пыток. Здесь показано не постоянное мучение, но сменяемое временем затишья, в которое бесы, видимо, обрабатывают душу. Крик сестры еще до того, как схватить ее демону, говорит о том, что эта процедура пыток ей хорошо известна.
То, что души, даже подвластные бесам, пребывают как бы в «зале ожидания», говорит о том, что все души пребывают в т. н. «покое» до воскресения из мертвых и страшного суда. Их временное пребывание в «покое», как и разделение на радующихся и на страдающих покрыто тайной.
Все началось, как и вся Всевселенская трагедия, с восстания Денницы – сатаны. До этого момента не было мрачных темниц адовых и разделения на спасающихся и погибающих. Спаситель говорит об этих погибающих и о дьяволе: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону; идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведные в жизнь вечную» (Мф.25, 41.46). В какое время был уготован огонь вечный дьяволу, здесь не сказано Христом, но о праведниках говорится: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34).
Можно предположить, что адские муки дьяволу и всем его последователям создавались уже в момент зарождения зла в нем, и в соглашающихся с ним, и далее - в момент разделения на сторонников дьявола и Архистратига Михаила. Возможно, им было показано в форме предупреждения это, что их ждет. Так Адаму было сказано о древе познания добра и зла, что в случае вкушения плодов его «смертью умрешь». Вменяемость нарушения заповеди действительна только в случае предупрежденности о последствиях. Следовательно, дьявол и его сторонники знали заранее об уготованном им вечном огне. Но зародившееся зло, дух противления были сильнее страха.
Процесс же зарождения зла можно видеть в словах пророчества Иезекииля: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я поверг тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; Я извлеку из среды тебя огонь, который пожрет тебя. И не будет тебя во веки» (Иез.28,15-16.17-18.19).
Учитывая некоторую прикровенность пророческого слова, здесь можно видеть, что зарождаться зло в Деннице-дьяволе начало от чрезвычайного возвышения – «от обширности торговли». Здесь же наблюдается и зарождение самолюбия: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле», что говорит о зарождении лукавства, нечестности. Далее указывается процесс рождения гордости чрез самолюбование и тщеславие: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою». Все эти изначальные элементы наблюдаются и у всех грешников. Далее идет отчуждение от Бога, желание и искание свободы от исполнения Его воли, Его заповедей. Наконец приходит обвинение Бога и восстание против Него. Это же уже является погибелью – геенной огненной. Есть об этом противлении чад дьяволовых слова преп. Нила Мироточивого:
«Злые духи оклеветывают во всем судьбы и заветы Божии, дабы из зависти не дать людям унаследовать то место, которое они утратили, и дабы явить себя правыми, Бога же неправым, а выполнение заповедей Его якобы невозможным» (Посм. вещания преп. Нила Мир. с. 26).
Как обычно в царстве зла каждый старается переложить вину за содеянное на других и далее – на Самого Бога. Так сказано о людях последних дней мира: «И они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Отк. 16, 9).
Но что же такое «огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»? Сразу надо сказать, что Бог не мог творить место и орудие наказания, как бы в отмщение за измену. Однако по причине ограниченности нашего восприятия и в целях вразумления нас почти везде пишется, что Бог отсылает грешников на муку, в огонь, «уготованный» Им как бы в наказание. Но не сам ли дьявол своим произволением готовил себе эту муку вечную? Ведь всякое бессмертное мыслящее существо является образом Божиим, а Бог является Творцом всего существующего. Следовательно, эти существа должны быть микротворцами, отображающими Творца. Их творческое делание заключается в работе над собой и в совершенствовании окружающего их мира. Адаму дано было обладать землей и владычествовать над животными, птицами и рыбами. В то же время ему повелено возделывать рай и хранить его, т. е. совершенствовать – «создавать» для себя окружающую среду. Он не был творцом смерти, но своим противлением воле Божией, нарушением Его заповеди «создал» ее для себя. Бог тоже не был в полном смысле создателем смерти и всего связанного с ней. Он является Творцом мира. Первой же начальной стадией всего усмотрен Творцом материальный уровень, имеющий начало и конец. Для Адама было предусмотрено как образу и подобию Божию бессмертное вечное совершенствование, и хотя он обладал по телу животным смертным естеством, ему и для тела подавалось долголетие и бессмертие чрез плоды древа жизни, посаженного посреди рая. Когда же он вошел в противление Творцу, то был вернут в ту среду, из которой вышел в люди: «Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3,19). О загробных муках здесь не сказано. Также похожее явление последовало и с дьяволом после поражения в борьбе против святых сил: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Отк.12,9). Здесь не сказано, что он так же в начале своего существования был взят «из земли» по единому порядку сотворения из ничего для вечного совершенствования. Но он уже приобрел бессмертие чрез вкушение плодов с «древа жизни» на первой ступени бытия, которое не отнято от него, поэтому он миновал смерть и посмертные муки, но за отступление вернут в первоначальное состояние – «низвергнут на землю». Однако мучения его в современном состоянии равносильны временным посмертным: он пребывает в постоянном страхе пред гневом Божиим и геенной огненной. Его злоба становится невыносимой и снедает его как вечный огонь. И эта пытка не является сотворенной Богом, но создана самим сатаной, как и ложь, которой он является «отцом». Это все имеет увеличенную степень за счет его совершенств, полученных от Бога, по сказанному Спасителем:
«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12,48).
Человеку, падшему на первой ступени развития, дано вернуться в исходное положение – в смертность. Но он определен на бесконечное совершенствование, в котором смерть не может быть концом. Господь усмотрел для него состояние временного пребывания в «смерти», с возвратом в какой-то момент вновь на путь совершенствования. Момент этот должен явиться по исполнении предусмотренных Творцом явлений: размножения, развития всего человечества до нужного уровня и обретения нужного опыта во всевселенской войне, объявленной дьяволом, участником которой явился и человек. Усмотрено Богом всеобщее воскресение и вступление его на новую более совершенную ступень бытия. Это временное пребывание в «смерти» является периодом ожидания окончания предусмотренного Богом размножения на Земле и достижения нужного уровня в совершенствовании человечества. Пребывающие в посмертном покое не являются как бы законсервированными, но продолжают по милости Божией при содействии Ангелов совершенствоваться, возрастать, если сподобились спасения. Сыны же противления сами себя делают не способными к исправлению и к устремлению к Богу. Под постоянным влиянием окружающих их демонов, каким они дали власть над собой своими злыми делами при жизни, они все больше озлобляются, уподабливаясь бесам. Безусловно, и их Господь не лишает возможности покаяния, и тем приближения к уровню сподобившихся помилования. Этому служит и молитва Церкви об умерших, которая является напоминанием им о Боге, о необходимости покаяния, и, в тоже время, ограждением их от насилия бесовского. Спасительным и для них является обращение ума к Богу и надежда на Его помилование во второе пришествие Христа.
Так ветхозаветные люди, пребывающие в чреве ада, получили помилование чрез надежду на явление Христа и Его дела спасения. До Его крестного подвига и сошествия в ад для освобождения всех надеющихся на Него, все умиравшие тогда находились так же, как теперь умершие, в порядке ожидания. Их поддерживала спасительная надежда на воплощение Сына Божия и Его дело освобождение рода человеческого из под власти дьявола. Однако состояние современных праведников и грешников после смерти отличается от ветхозаветных. До пришествия Христова праведники так же, как и грешники пребывали в аду, хотя и в более светлом месте на лоне Авраамовом. О святых же Христовой Церкви Спаситель сказал: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13,43).
Так же и грешники в аду в ветхозаветное время не имели тех мук, каких сподабливаются умершие враги Христовы в наше время. Ветхозаветные грешники могли иметь некое оправдание своей совести тем, что не было проповеди Христовой и дела Его спасения. Теперь же Евангелие Царства Небесного возвещено всем, поэтому противление делу Христову является уже сознательным отвержением Бога, его спасительной истины. И конечно же, муки совести, обличенной на частном посмертном суде, и адская среда, соответствующая его делам противления добру, а также и власть демонов над уподобившимися сознательно им, имеет превосходную степень. Однако еще есть для всех некое послабление за счет надежды на второе пришествие Христово и Его помилование на страшном суде. Хотя эта надежда спасет опять же только обративших взор в покаянии к Богу, какие не поддались погибельной обработке бесов.
За счет попущения Богом дьяволу потрясти вселенную революцией и борьбой с истиной и добром бесы всеми силами борются за каждую душу, чтоб обладать ей. Заинтересованность их в этом разносторонняя. Во-первых, они удовлетворяют свою гордыню победой. Во-вторых, они получают поощрение, похвалу от самого сатаны. В-третьих, бесы приобретают объект для «питания» своего духа, вампирически черпая из него жизненную энергию. В царстве сатаны духовный вампиризм является как бы законом бытия сил зла. В-четвертых, они приобретают возможность удовлетворять на ком-то свой садизм и «радость» издевательства над кем-то. И наконец, они имеют удовольствие в «воспитании» кого-то, выращивая в свое подобие. Эта борьба за обладание душой человека ведется бесами постоянно, начиная от его рождения, и далее - до окончательного овладение ей на частном суде после смерти. Возможно в момент рождения, а может даже еще раньше назначается сатаной человеку бес-вредитель, как дается Богом Ангел хранитель. Бес-вредитель так же ведет постоянную запись всех дел и мыслей «подопечного». В его заботу входит также призвание в помощь себе бесов искусителей – специалистов по разным страстям. Эти «труженики» так же сопровождают человека до определения частного суда. И если человек отдается в их власть, то они вместе с вредителем наслаждаются страданиями этой души в аду до страшного суда. Этих обольстителей может быть много, если человек одержим многими страстями. Избавлением от их власти может быть только борьба со страстями с призыванием в помощь Господа Иисуса Христа, Его Пречистую Матерь и святых, особенно, своего покровителя, имя которого носит человек. Решимость избавления от страсти и покаяние окончательно отгоняют беса искусителя и лишают власти беса-вредителя.
Особый накал борьбы за обладание душой происходит на частном суде, который начинается в момент смерти человека. Яростное желание овладеть душой выявляется у бесов в нетерпеливом ожидании кончины человека. Они подступают к нему часто ранее момента смерти, опережая явления Ангела смерти, посланного Богом для изъятия души и духа из тела умирающего. Они вдвоем с Ангелом Хранителем отделяют духовную часть человека от материальной, и сопровождают на суд Божий. Терпение бесов кончается. Они переходят на крик, требуя душу немедленно в свое обладание, предъявляя доказательства подчиненности им этого человека. Ангелы, естественно, защищают душу, опровергая права бесов. Начинается последовательный разбор всех дел человека с доказательствами с той и другой стороны. Это принято называть мытарством по сравнению с «мытницами» - пунктами сбора пошлин в Римской империи, где часто происходили и истязания должников, и определения их в долговые тюрьмы. Сцены этих мытарств описаны святыми неоднократно, но однако их понимать в буквальном смысле не рекомендуется, т. к. они имеют символический характер для приблизительного представления этого явления, непостижимого человеческому уму на земном уровне. Здесь будет приведено описание мытарств свят. Кириллом Александрийским (+444) в книге «Слово об исходе души» и видение монаха Феофана Афонского, написавшего книгу «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого». Подробное описание мытарств преп. Феодорой, ученицей преп. Василия Нового, которое она изложила другому ученику – Григорию в сонном видении, приходится по некоторым соображениям подвергнуть сомнению.
Святой Кирилл Александрийский в свое «Слове»на ряду с обширным нравственным поучением так излагает суть кончины человека:
«Какому страху и трепету подвергнется душа, какая предлежит ей борьба, и чем она должна запастись на неминуемое время разлучения ее от тела. Между тем, при исходе души с телом нас окружат с одной стороны Воинства и Силы небесные, а с другой – начальники тьмы... Воображаешь ли, душа моя, какой страх и трепет обымет тебя в тот день, когда увидишь страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов, которые будут стоять пред тобою, как мрачные мурины? Одно видение их ужаснее всяких мук. Смотря на них душа смущается, приходит в волнение, мятется, старается укрыться, чтобы не видеть их, прибегая к Ангелам Божиим. Душа, поддерживаемая и возвышаемая Ангелами, проходя воздушные пространства, на пути своем встречает мытарства, - как бы отдельные группы духов, которые наблюдают над восхождением душ, задерживают их и препятствуют восходящим. Каждое мытарство, как особое отделение духов, представляет душе свои особенные грехи. Первое мытарство – духов оглаголания и чревного неистовства. На нем духи представляют грехи, в которых душа согрешила словом, каковы: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства... Второе мытарство духов лжи и прелести – к видению очей... Видя все это и еще большее и гораздо худшее, душа ужасается, трепещет и мятется, доколе не принесен будет приговор освобождения или осуждения... Пока от деяний – слов и дел своих – или, подвергшись осуждению, будет связана, или, оправданная, освободится; ибо всякий свяжется узами собственных своих грехов. И если душа окажется по благочестивой жизни достойной и богоугодной в сем веке, то принимают ее Ангелы Божии, и уже без печали совершает она свое шествие, имея спутниками святые силы. Если же какая душа окажется жившею в небрежении и распутстве, услышит ужасный оный глас: «да возьмется нечестивый, да не узрит славы Господней» (Ис.26,10). И наступят для нее дни гнева, скорби, нужды и тесноты, дни тьмы и мрака. Святые Ангелы оставляют ее, и она подвергается власти мрачных демонов... Ни кто из людей не может вообразить страха и ужаса, никакие уста человеческие не в состоянии высказать беду и тесноту заключенных. Стенают они всегда и непрестанно, и никто не слышит» (Кирилл Алекс. Слово об исходе души и страшном суде).
Еще более красочно и более подробно этот путь души к Богу приводится в видении ученика преп. Василия Нового - Григория, которому явилась блаж. Феодора, тоже ученица святого Василия. Здесь фактически описан тот же момент частного суда, что и святым Кириллом Александрийским через пятьсот лет после него. Эта подробность заставляет усомниться в таком видении и предположить, что написано благочестивым человеком для назидания и выдано за видение Григория, как, к примеру, «сон св. Иоанна Кронштадтского», которого не было.
Интересный эпизод борьбы за душу описан в книге «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого», который, не смотря на его большой объем, считаю необходимым привести здесь.
«Феофан, по определению Святого, продолжал 40 дней страдать от беснования, но не так тяжело, как в первый день болезни. На сороковой же день Феофан проснулся в полночь, тотчас закружился упал вниз и померкли очи его. Ему казалось, что он заснул. Феофан увидел себя совершенно нагим, якобы бродящим туда и сюда по оврагам чащи лесной. И вот его бродящего там поймали корсары, т. е. морские разбойники, и взяли в плен. Эти корсары были ростом низкие и пузатые; какой они были длины такой были и толщины; тела их были весьма безобразны, видом они были черны. Корсары поймали его, чтобы отвести в темницу и засадить. Когда они шли к тюрьме, встретил их один юноша, молодой, весьма прекрасный лицом. Как только юноша увидел их, тотчас повернулся назад и вошел в одну большую дверь. Дверь эта была как будто от крепостных ворот, т. е. вела как бы в крепость. Снова вышел молодой из двери, пошел навстречу корсарам и сказал им: «Стойте». Тотчас они остановились. Юноша спросил их: «Куда идете?». Говорят: «На дело свое идем». Говорит юный: «Оставьте человека и идите себе, куда хотите». Говорят они: «Как нам его оставить, когда он наша собственность?». Говорит юноша: «Не ваш он, ибо вы коварством своим сделали то, что он стал ваш». Тогда говорят корсары: «Он сам по своей воле пришел к нам; мы не просили его; чем же мы виноваты перед ним?». Юноша сказал им: «Оставьте его». Они отвечают: «Как нам его оставить, тем более, что он по своей воле пришел к нам?». Сказал юноша: «По воле пришел, или поневоле, но я говорю вам, оставьте его». Отвечают корсары: «Вовеки никогда не можем мы его оставить; сейчас поставим его на весы; как весы решат, так пусть и будет». Тотчас были поставлены весы пред Эхмалотосом. Тогда юноша вынул из-за пазухи нечто небольшое, подобное ореху и положил его на одну сторону весов, (это нечто тяжеловесное было, по-видимому, покаяние схимнического пострижения, равное второму крещению). Увидав это, корсары сейчас же побежали и стали вдали. Только начальник их и еще семь других остались близ Эхмалотоса.
Эхмалотос стал посреди весов, те семь накладывали на другую сторону множество бумажек, разнообразно свернутых, но положенное Ангелом на одну из чашек не поднималось с земли. Нанесли корсары еще других бумаг; наклали на весы так, что совсем наполнили их, но то нечто не поднималось с земли; корсары тогда начали отчаиваться, что придется Эхмалотоса оставить.
Когда корсары недоумевали, что им делать и стали удаляться, то начальник воскликнул: «Идите сюда, куда уходите? Возьмут его у нас, ничего тогда мы с ним не поделаем, и труд наш весь пропадет даром. Чего бежите вы и меня одного оставляете? Чего торопитесь бежать? Что за беда такая, что вы даете победить себя, как каких трусов?». Когда он говорил так, подошел один корсар, держа в руках своих рукописание Эхмалотоса, т. е. то хульное письмо, которое в отместку врагу своему Эхмалотос бросил у его жилища на воздух, а бес подхватил во образе ворона. И положил его корсар на ихнюю сторону; тотчас весовая чашка Ангела поднялась с земли, а на которой было рукописание, опустилась на землю. Увидев это корсары, так возрадовались, что с радости целовали рукописание.
Юноша сказал: «Подайте мне сюда рукописание». Говорит начальник шайки: «Зачем давать тебе рукописание?» Отвечает юноша: «Не для того говорю с тобой, чтобы ты меня вопрошал, но говорю затем, чтобы ты отдал мне рукописание». Возражает начальник: «Зачем заставляешь меня отдать его тебе, когда справедливость определила, что он, Эхмалотос, есть собственный мой? Зачем пытаешься праведность весов сделать неправедной?» Говорит юноша: «Тогда, я пойду внутрь, пожалуюсь на вас». Говорит начальник корсаров: «Иди, куда хочешь, но мы никоим образом не отдадим его тебе, хотя бы и изнутри кто пришел». Юноша сказал: «Не отдашь? Увидите сейчас, что я с вами сделаю». С этими словами он повернулся и двинулся, чтобы идти внутрь. Тогда старший сейчас же закричал ему и сказал: «иди, дам тебе». Юноша повернулся, чтобы взять, но корсары опять не стали давать и говорили ему: «Если есть праведный суд, зачем не держишься праведного суда?». Отвечает юноша: «Не тебе так говорить мне, я власть имею повелевать, почему и говорю я тебе, чтобы ты отдал бумагу». Говорит старший корсар: «Не отдам ее тебе, ступай куда хочешь». Услыхав это, юноша тотчас повернулся, чтобы идти внутрь; когда пошел ко входу внутрь, сейчас же закричал старший корсар: «Иди, бери». Юноша, полагая, что получит, повернулся назад, но корсары не стали давать. Тогда юноша снова повернулся и пошел, однако корсары не дали ему подойти к двери, но кинули ему бумагу. Юноша взял бумагу в руки свои, т. е. рукописание Эхмалотоса, и сейчас же сказал: «Оставьте человека». Услыхав то старший из корсаров, разгневался и сказал: «Мало с тебя того, что ты взял его рукописание себе в руки; теперь тебе еще чего надо от нас?» Говорит юноша: «Я желаю, чтобы вы оставили человека». Корсары рассердились и сказали: «Чего тебе надо? Что хочешь делать? Взял рукописание, и иди себе по своим делам?» Говорит юноша: «Мое дело в том, чтобы я получил от вас человека»... Говорит юноша корсарам: «Ступайте за своим делом и оставьте человека. Ступайте туда, куда вам приказано»... Куда пойдем? У нас нет другого места, только здесь жилище наше»... И сказал им юноша: «Идите туда, где попечения, заботы о сокровиществовании». Корсары ответили: «Там другие есть, борются с ними и не бывают побеждаемы, а мы побеждены. Те приобретают, а мы потеряли. Что за беда такая постигла нас?!» Вдруг корсары побежали прочь, остался один старший около Эхмалотоса, и воскликнул: «Увы мне, я остался один. Зачем убежали вы и оставили меня одного? Идите, идите сюда и не стойте вдали. Идите скорей, иначе его от меня возьмут и уже взяли! Я зло накажу вас за то, что оставили меня одного; я побежден, и он делает со мной, что хочет»... Юноша: «Если не оставите человека, то собственными руками возьму, а вас я ввергну в огонь. Вот я иду сейчас, (т. е. внутрь), увидите, что будет с вами». И двинулся юноша, чтобы идти внутрь. Тогда корсары премного устрашились и столь смутились, что сейчас же толкнули Эхмалотоса к юноше, сказав: «Иди, бери его. Иди и не ввергай нас в огонь»... Юноша, увидав, что они отпускают Эхмалотоса, повернулся назад, но вид его не был уже такой, как перед тем, кроткий и смиренный; вид его был страшный, приводящий в трепет. Юноша был вооружен так, что от одного вида его противники пришли в великий страх, бросили Эхмалотоса, собрали свои весы, забрали бумаги и толкнули Эхмалотоса к юноше, сказав: «Ступай, ступай, скандалотворный человек и лжец»... Тогда воскликнул юноша противникам, т. е. корсарам: «Не говорите мерзостей, болтуны, и замахнулся на них своим копьем. Тотчас корсары исчезли с глаз Эхмалотоса; Эхмалотос остался один с юношей...
Пока так юноша препирался с бесами, Эхмалотос трепетал от страха как рыба, стоя посреди весов совершенно наг и ничего не видя пред собой, кроме злых дел своих, разно изображенных в разных бумагах. Это только и видел он перед собой и ничего больше не видел, т. е. ни одного доброго дела в утешение себе не мог припомнить. Вспоминались ему одни только грехи, содеянные им; грехи сами велим гласом вопияли пред ним. Каждый грех говорил о своем содеянии, когда был содеян, как и каким образом. Из земного мирского Эхмалотос тогда ничего не припомнил, ни отца, ни матерь, ни братьев, ни друзей. Одни только грехи свои припоминал и видел пред собой, с ужасом ожидая, что вот сейчас корсары уведут его от весов и похитят во власть свою. Эхмалотос трепетал от страха. О, кто тогда мог бы помочь, по крайней мере, ободрить его утешительным слово или чем иным? В таких душевных муках стоял он перед корсарами и юношей, который покровительствовал ему...
Юноша показал Эхмалотосу рукописание его и сказал ему: «Это твоя рукопись? Узнаешь ли ее?» Эхмалотос сказал: «Да, она, - простер руку, чтобы взять ее, и сказал: Отдай ее мне». Юноша же ответил: «Не дам тебе ее, так как ее требуют внутри; пойду сначала внутрь, а потом отдам ее тебе». Пошел он внутрь; через малое время вышел наружу и сказал Эхмалотосу: «Ее там задержали, сказали мне внутри: пусть остается здесь до часа смертного его». Потом сказал Эхмалотосу: «Внимай точнейше, ибо великую беду приять имеешь в час смерти твоей. Внимание твое да будет попечительным. Внимай добре, чтобы впредь не попасть тебе в плен, т. к. потом не будет тебе более возможности освободиться. Итак, гряди в путь мира» (Посмертные вещания преп. Нила Мир.стр.488-491).
Приведенный здесь эпизод из дней общения Феофана с преп. Нилом Мироточивым, лицезрения множества чудес, связанных с этим, ради приведения его на путь спасения, заставляет невольно задуматься над многими местами из него.
Феофан видит это явление уже, будучи монахом, вставшим на путь исправления и покаяния, однако ему показано, что он не далек от пленения силами дьявола и погибели. То спрашивается: много ли спасающихся в этом мире? Не подвержены ли мы все еще большей опасности? Феофан был монах святой Православной Церкви, а теперь церковная публика состоит из прежних комсомольцев, сергиан и разных раскольников. И эти, погрязшие во всесторонней неверности Богу, обличают друг друга в «неканоничности», в нарушении церковного устава. Сплошное безумие!
Необходимо обратить внимание и на яростные старания бесов, завладеть душой. Они знают, что попавшему под их власть и влияние они непременно «перевоспитают», отучат от всякой мысли о покаянии, служении Богу и истине. Русь, попавшая под власть их собратьев - большевиков, теперь показывает плоды их «воспитания в революционном духе». Кто теперь в истине и верности Богу? Когда указываешь местонахождение истинной Церкви, вернейший путь спасения Руси и всех чад ее, то только подвергаешься освистыванию. Путь же спасения теперь лежит чрез исповедническую верность последних времен и только в истинной Церкви, не погрешившей неверностью Православию. Но где они истинные последователи Христа?
А ведь показано в видении Феофана сколько «весит» одна бумажка, с помещенной в ней хулой на ближнего. Так один грех неверности Богу, проявленный в сослужении с врагами Божиими, с еретиками и раскольниками «перетянет» все их мнимые добродетели. О грехе неверности и лжеверии говорит Антоний Великий:
«Не погреши в вере, чтобы не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу не спящим червям и жертву князю темниц адских... Погрешить делами – это признак немощи; допускать себе неверие (неверность) – признак дерзкого легкомыслия и безрассудности» (Отечник. Избранные изреч. св. отцов,с.2).
Однажды пришла мысль: насколько же страшным является грех неверности, противление воле Божией. Когда Господь усмотрел способность ангелов всех уровней впасть в неверность Ему, то для выработки святой воли в них чрез борьбу с ложью и злом попустил революцию дьявола, потрясшую все миры всех уровней, и проверившей всех на вопрос верности Ему, истине. С того момента каждая сущность проверяется на верность Творцу. Приходится обратить внимание и на такой факт: святые люди, проведшие всю жизнь в борьбе со злом, еще должны претерпеть мученическую кончину, чтоб посрамить неверность сатаны, чтоб в последнем акте закрепить в себе ненависть к злу и лжи навеки. Претерпевший мученическую смерть за верность Богу уже никогда не склонится к неверности Ему, как это сделали одна треть ангелов, ставших бесами. Именно для рождения в человеке отвращения к злу и лжи, к греху Господь попускает в последнюю минуту мытарства, красочное обличение грехов, наглость сил зла – бесовских мытарей и последствия беззаконий. Это направлено на то, чтоб хотя бы в последнюю минуту человек обратился к истинному покаянию. Мы не знаем плодов, усмотренных Богом мытарств: возможно способные на покаяние в эти страшные минуты имели какую-то степень помилования за сокрушение сердца. Также и пребывающие в покое до страшного суда имеют возможность покаяния, для чего служит церковная молитва о них. И вот, монах Феофан после страшного видения этого мытарства был уже истинным подвижником – схимником в греческом монастыре в Турции. Клавдия «Барнаульская» – Устюжанина после трехдневного пребывания на том свете, где сподобилась видеть радость праведников и мучения отступников, была после строгой христианкой до смерти. Но, к сожалению, не все способны обрести твердость верности Богу и после возвращения с того света.
Показана в видении Феофана сила верных Богу Ангелов и ничтожность низвергнутых с неба бесов. Ангел - «юноша» прямо говорит начальнику бесовскому: «Не тебе так говорить мне, я власть имею повелевать». И еще: «Если не оставите человека, то собственными руками возьму, а вас я ввергну в огонь». Казалось бы, что Ангел не имеет власти отправлять в огонь, но что делает православный священник, когда освящает дом, где прижились бесы, или вычитывает одержимого бесом? Ведь он властью, данною от Бога, поправшего силу дьявола, отправляет беса в изгнание на муки. Спаситель говорит об этом изгнании: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф.12,43). Бессилие бесов явлено в видении и в момент, когда «юноша» предстал в воинском снаряжении с грозным воинственным видом. Это напоминание бесам о войне и низвержении их с небес явно вызывает постоянный страх перед святыми силами. Но, однако, несмотря на свое ничтожество и обреченность на вечную погибель, бесы все силы ложат чтобы овладеть человеком.
И вот, кончились мытарства. Душу благочестивого человека «принимают Ангелы Божии» и она далее шествует под их руководством. Грешная же душа услышит: «Да возьмется нечестивый», и она уводится демонами в места плача. Обычно считают, что душа после смерти находится три дня на земле и посещает знакомые места, к тому же душа грешника тянется к местам бывших развлечений, а праведника – к церкви, местам добродетелей. Однако с этим согласиться невозможно: мытарства начинаются с момента смерти и после них, или же даже в какой-то момент при них душа уже отдается демонам. Гулять ей трое суток уже не придется на земле. Да и праведнику незачем возвращаться на землю с пути следования к Богу на суд. В таком случае должно быть одно из двух: или никаких мытарств нет, и душа свободно гуляет три дня, после чего ведется на поклонение Престолу; или наоборот никаких трехдневных гуляний нет, а сразу после смерти происходит борьба между Ангелами и бесами за обладание душой, что более логично. Вообще же мытарства имеют целью вразумление человека и, следовательно, нужны для покаяния грешников, какие не лишились в беззакониях способности раскаяться и сподобиться помилования Божия. Те же, которые при жизни были врагами истины, показали устойчивое противление добру, минуют борьбу между добрыми и злыми духами, но сразу уводятся демонами в места мрака. Минуют мытарства и святые души, которых еще при жизни страшились демоны и бежали от них. Святые мученики, пострадавшие за веру идут сразу с Ангелами к Богу. Таким образом, мытарства проходят имеющие возможность быть помилованными. К тому же, над каждым производятся различные виды истязаний в зависимости от разных способностей восприятия. Одно ясно: душа, способная к покаянию, после прохождения мытарств долго не забудет о злой сущности греха, о существовании лютых мытарей. Если даже будет дано увести демонам душу, способную на исправление и устойчивую в надежде спасения, то и в таком случае молитвы Церкви и близких за нее освободят ее от греховных уз, и она будет помилована в день страшного суда Божия. Следовательно, мытарства и также пребывание в местах покоя, хотя и не совсем блаженного, имеют целью вразумление человека к исправлению. Однако блаженны те, которые при жизни возлюбили истину, искали ее и страдали за верность ей. Такие, если и впадали в грех, любовь к истине покроет многое.
Также после поклонения Богу по окончании мытарств, с целью вразумления, душа ведется на обозрение святых обителей, и далее мест мучений грешников.
О пребывании грешников и праведников до всеобщего воскресения из мертвых и окончательного суда сказано в святоотеческом учении довольно много. Эти места плача так красочно описаны в назидание нам, что не каждый прочитавший останется равнодушным. Достаточно вспомнить или прочитать описание Н.А. Мотовилова об испытанных им здесь на земле трех геенских муках, чтоб пропало сомнение в их существовании в загробной жизни. Подвергнут он был сему испытанию за сомнение в возможность вселения злого духа в него. Сначала он испытал геенский огонь.
«Продолжалась эта мука в течении трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорал. Со всего меня по шестнадцать или семнадцать раз в сутки снимали эту геенскую сажу., что было видно для всех. Перестали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних...
Вторая мука – в течение двух суток – тартара лютого геенского, так что и огонь не только не жег, но и согревать меня не мог... Я с полчаса держал руку над свечой, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась...
Но третья мука геенская, хотя на полсуток уменьшилась, ибо продолжалась только полутора суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание, неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от нее! Исчезла она тоже от исповеди и причастия Святых Тайн Господних. Эта мука была – червя неусыпного геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и архиеп. Антония, не был виден; но я весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, но и выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать»(Из книги «Всемирный Светильник преп. Серафим).
И других видов адских мук много. Но это происходит еще в жизни, хотя и загробной, но временной. Как же мы себе можем представить огонь вечный «огненное озеро»? Спаситель некогда сказал тайному ученику Никодиму: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить о небесном?» (Ин.3,12).
Поэтому лучше закончить разговор о нашем земном положении.
Люди наши превратились в подобие червей, копошащихся в навозе мерзостного самоуслаждения, и не видят, что ад начинается и быстро строится здесь на земле. Минуя вопрос безнравственности, разврата и пропаганды его, захлестнувших мир, обратим взор на плоды отступления. Некогда мир погряз в наслаждениях, забыв о Творце и погиб во всемирном потопе. Об этом не вспоминают. Забыли любители жирной и радостной жизни о 1917 годе и пяти последующих лет. Что принесло восстание за установление новой «счастливой» жизни? В конце периода голод, людоедство в Поволжье и всеобщую разруху. Сатанисты, руководящие строительством «новой» жизни без Бога сделали откат. Ад отошел от мира до 1932 года, когда вновь было объявлено строительство «счастливой жизни человечества» - социализма. Ад вернулся на землю: голод во всей стране и людоедство. Одумались ли искатели услаждений? Нет. Они продолжили это «строительство», потому как сатана стал истязать далее неволей, а не голодом. В ходе этого «строительства» уничтожили всех верных Богу к 1939 году, и ад вернулся на землю в виде второй мировой войны. Наступила вновь передышка с отменой сатанинского социализма. Теперь даже ждем возвращение православной монархии на Русь. Это может произойти только по милостивому смотрению Божию, чтоб в дни свободы Православия мы смогли укрепиться и вооружиться против грядущего антихриста и явления на землю его преисподней, геенны огненной. Уже искатели «счастливой жизни» начали борьбу за возвращение прошлого ада – сталинского социализма. Хотя надо сказать, что сатанисты слишком спешат: еще не созрела почва – не полностью ими развращен народ. Еще не было «праздника» на Руси – явления нового царя, после чего начнется третья мировая война, к тому же ядерная, что явится прихожей ада. А потом чаяния сатанинствующих безумцев исполнится: воцаряется антихрист со своей геенной огненной, парниковый эффект, доведенный ядерной войной до последнего предела, родит страшную жару с исчезновением циркуляции воздуха на планете. Ни одного выпадения осадков не будет до конца на протяжении трех с половиной лет. Сразу же высыхают реки и озера, океан становится горячим. Погибает растительный, а затем и животный мир. Человечество переходит на трупоедство и людоедство на всей планете и далее «переходит» с земли в огненную геенну посмертно. Это конец Адама – «человека земляного».
Одумываемся ли мы, хотя бы при виде предупредительных явлений – трех месяцев отсутствия циркуляции воздуха над европейской частью России, аномальной жары и отсутствия осадков в Поволжье и на Урале? Нет. И страшные наводнения, считай, в остальных частях мира, унесшие тысячи жизней, тоже мало кого насторожили. Ад на земле приближается.
Об аде внутри каждого человека, который, не встречая препятствий, возрастает, и говорить много не приходится. Кто в истине? Где верная Богу Христова Церковь? Кругом предательские и раскольничьи образования. В «воздухе» царит атмосфера разврата и преступности, заражая и порабощая каждого. Внешних условий, помогающих противиться этому, нет. Ад захватывает теперь беспрепятственно всех. Движемся к беспределу, когда убийства, ограбления, изнасилования будут безнаказанными, даже будут поощряться обществом как мужество и храбрость. Дойдет до того, как пишется в Посмертных вещаниях преп. Нила Мироточивого, что детей -мальчиков и девочек по вышедшему закону будут продавать для насилования прямо на улицах. Это ад всего человечества, и готовим его мы.