Итоги
- Митрополит Виталий (Устинов)
«1-го марта 1881 года, — ровно сто лет тому назад, — был убит русский царь Александр II, сын императора Николая I и дед царя-мученика Государя императора Николая II.
Русский народ назвал Александра II Царем-Освободителем, и он вошел в историю России с этим славным титулом, потому что он положил конец крепостному праву, освободил славян от турецкого ига и, может быть, самое главное, оставил России Свод Законов Российской Империи, полностью вдохновленный Святым Евангелием. Тут надо сказать, что к тому времени, если прочитать старые журналы, как — «Душеполезное Чтение», «Кормчий», «Миссионерский Сборник», и многие другие чисто местного епархиального характера, то по их содержанию можно увидеть какой чудесной жизнью жила вся Православная Русская Церковь. Из сотен городов, деревень и сель непрекращающимся потоком поступали в эти редакции от священников описания отдельных случаев чудесь Промысла Божия над русским народом. Такой высокий уровень духовной жизни органически требовал оцерковления всего государства. И Господь вдохновляет Александра II через Свод Законов вложить свою империю в рамки Церкви Христовой предельно, сколько это возможно здесь на земле. Достигнута, можно сказать, максимальная норма «экумене», ничего общего не имеющая с безразличным ко Христу современным экуменизмом. Благочестивые византийские императоры под этим словом подразумевали свою империю почти что как видимое тело Церкви Христовой в ее апостольской миссионерской деятельности на земле. С расширением границ империи расширялась жизнь Церкви и простиралась на все новые и новые земли... Как император, как мирской владыка Земли Русской, Александр II совершил все, что требовалось от православного русского царя. Народу оставалось в этих спасительных рамках православного законодательства удерживающего зло, мирно, тихо и свободно совершать свое последовательное вечное спасение. ... »
- Просмотров: 5105
Несколько слов о старом стиле
- Митрополит Виталий (Устинов)
«Вопрос о том, по какому календарю нам подобает жить, молиться и последовательно совершать вечное спасение, является актуальнейшим вопросом нашего времени. Дело в том, что принятый в большинстве стран мира, в том числе и в подсоветской России, Григорианский календарь (или то, что мы называем календарем нового стиля) с точки зрения астрономии, находится в противоречии с современной наукой, и посему исчисление юлианскими днями (календарь старого стиля, которым мы пользуемся в Церкви) лежит в основе всех хронологических расчётов. Солнечные и лунные затмения, максимумы и минимумы переменных звезд и многие другие астрономические явления можно выразить определенным положительным числом солнечных суток только при счете юлианскими днями. Знаменитый ученый Коперник отказался принимать участие в реформе папы Григория XIII, ученый астроном Жозеф Скаллигера, труды которого имеют до сего дня огромное значение в мировой хронологии, встал на защиту Юлианской системы хронологии.
Русские ученые Болотов, Менделеев, Предтеченский, — все без исключения являлись сторонниками Юлианскаго календаря. Так В. В. Болотов, один из образованнейших людей своего времени, принимавший участие в Комиссии по вопросу о реформе календаря в России, так высказался по этому поводу: «Сам я отмену Юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому поводу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь, и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». ... »
- Просмотров: 5317
Письмо из ссылки 1933 г.
- Священномученик Сергий Мечев
« ... Совершающееся - неожиданно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто.
Многие русские подвижники не только предвидели это страшное время, но и свидетельствовали о нем. Не во внешнем усмотрели они опасность для Церкви. Они видели, что истинное благочестие оставляет даже иноческие обители, что уходит дух христианства неприметным образом, что наступил уже самый ужасный глад - глад слова Божия, что имеющие ключи разумения и сами не входят, и возбраняют вход другим, что при кажущемся внешнем благоденствии монашество, а затем и христианство - при последнем издыхании. Оставлен путь опытного делания, путь, по которому прошли отцы древности и который запечатлен ими в их писаниях. Тайны сокровенной жизни нет, и научиться ей негде, ибо оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих (Пс. 11:2). Извне уже началось гонение на Церковь, и нынешнее время напоминает первые века христианства...
Многие из подвижников XVIII и XIX веков смотрели на время своей жизни как на предбедственное для Церкви Христовой. Но не будем забывать, что говорилось все это во времена полного внешнего благополучия. Не только существовали, но и благоустроялись монастыри, основывались даже новые обители, строились новые храмы, расширялись и украшались прежние, открывались мощи святых угодников. Народ русский прославлялся как хранитель чистоты Православия и истинного благочестия. Никому и в голову не приходило, что Церковь тяжело страдает и развязка не за горами. Иначе видели познавшие Царство Божие, имевшие его в сердце своем. С сокрушением сердечным смотрели они на окружающую их среду и, не находя в ней жизни Христовой, предрекали грядущую катастрофу. ... »
- Просмотров: 7302
Пути Благодати Святого Духа
- Архиепископ Виктор (Пивоваров)
««Свят. Иоанн Шанхайский, моли Бога о нас. Миллионы чудес творит Бог наш через службы, иконы, святых в МП. И это очевидно! У Вас есть нетленные мощи?! И слава Богу! Но они есть и в МП! Благодатный огонь до сих пор сходит не к РПЦЗ, а к Иерусалимскому патриарху, которого Вы считаете безблагодатным за совместное служение с МП. И после неудачной попытки армян, никто более не оспаривал благодатности иерусалимского патриарха и Церкви его! С уважением». Интернетовская подпись «Иоанн».
Здесь я привел комментарий на статью с нашего сайта «Исповеднический путь Блаженнейшего Митрополита Виталия (Устинова)». Вначале он упоминает своих святых блаж. Матрону М. и воина Евгения, будучи явно сергианином. Надо сказать, все приведенные им доводы далеки от истины, как и все вероучение сергиан. «Миллионы чудес» МП? Действительно, выдуманных, пожалуй, наберется и больше. Однако спрашивается: почему же митр. Гедеон Ставропольский ничего не нашел лучшего, как в 1995 г.произвести канонизацию катакомбного иером. Феодосия (Кашина), основавшего свой приход в г. Минводы, и ни одного раза не зашедшего в храмы МП до своей кончины в 1948 году? Его мощи действительно они обрели, да вот только они в их храме не захотели являть чудеса, а от пустой могилы продолжаются. И есть «мощи» сергиан в МП, но только не чудотворные. Я прошел МП всю и не только миллион, но и одного чуда там не видел. Суть же чудес я знаю, т. к. видел их массу чрез своего наставника Якова Аркатова – ревностного антисергианина. А то, что благодатный огонь в Пасхальную ночь не сходил к Первоиерарху РПЦЗ, то это всего лишь потому, что его в кувуклию не пускали. Тем более теперь не пустят, потому что оставшихся верными Православию от РПЦЗ остались единицы. Ложь и то, что мы считаем патр. Иерусалимского безблагодатным. А относительно благодатности и безблагодатности стоит поговорить особо.
Сейчас стало модным в церковных кругах всех «не наших» называть не имеющими благодати, т. е. не спасающимися. Безблагодатность таинств явление действительное, какое наличествует во всех раскольничьих церковных образованиях, отошедших от единства с Церковью Христовой, или являющих неверность Богу и истине в своем исповедании как в МП. Но спасается, или не спасается какая либо личность судить трудно, т. к. спасает Господь и Ему только это известно. Да и что есть Благодать и что есть спасение? ... »
- Просмотров: 16336
Тревожные ожидания последних времен
- Архиепископ Никон (Рождественский)
«Последний день года напоминает последний день мира; Новый год — ту таинственную грань, которая отделит время от вечности, когда откроются новое небо и новая земля, когда обновится вся тварь, когда, словом, наступит вечность и, по слову Божественного откровения, времени уже не будет (Апок. 10, 6). Сознательно или бессознательно в душе человека, в самой глубине этой души, таится тревожное ожидание этой неизбежной перемены с тою разницей, что человек верующий со страхом и трепетом помышляет о Страшном суде Божием, предавая себя всецело в руки милосердия грядущего Судии и приуготовляя себя покаянием; а человек грешный старается всячески себя уверить, что там, на границе времени и вечности, ничего не будет, что смертию все кончится, а потому — будем есть и пить, ибо завтра умрем, будем наслаждаться земными благами, пока можем, пока живы, а там — будь что будет!
Во дни великих бедствий, когда, кажется, само небо гремит грозою гнева Божия, когда колеблются царства, льются потоки крови на полях брани, земля орошается слезами вдов и сирот, когда повсюду слышатся стоны страдальцев-воинов и скорбные жалобы обиженных, — в такие дни, как это давно замечено усиливается ожидание Второго Пришествия Господа Судии праведного, и самые бедствия считаются признаками близости скорого исполнения времен. ... »
- Просмотров: 5190
Слово в день Нового года
- Архиепископ Феофан (Быстров)
« ... Можно не сомневаться, братие, в том, что мы живем во времена апокалипсические и переживаем события апокалипсические. В частности, сличение пережитых и переживаемых нами бедствий с соответствующими изречениями евангельскими и апокалипсическими дает основание думать, что ныне сняты Агнцем уже четыре печати с книги, которую содержит в деснице Своей Сидящий на престоле, виденный Тайновидцем. Не сотни, не тьмы, а тьмы тем братьев наших в великой войне и в последовавших за нею ужасах смуты и безначалия положили души свои за Слово Божие и за свидетельство об Агнце. Вот эти-то многочисленные сонмы убиенных за Слово Божие и за свидетельство об Агнце вопиют ныне к престолу Божию и взывают к правде Божией об отмщении за содеянные сынами века сего преступления. И смотрите, какой ответ дает им на это усердное их моление Премудрость Божия. Она просит их успокоиться на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число увенчанных мученическим венцом (6:9-11). Отсюда следует, что после всех ужасов войны и безначалия в мiре все-таки дано будет успокоиться мiру, хоть и на малое время. Но мир не может успокоиться без восстановленной и успокоенной России. Россия же не может восстановиться, доколе не будет низвергнута в ней власть тьмы и доколе не будет утверждена в ней власть законная и по праву человеческому и по праву Божественного помазания. Следовательно, Россия несомненно восстановится, восстановится в ней и законная власть. Но это успокоение дано будет и русским людям и прочим сынам века сего для того, чтобы готовились они к последней великой борьбе с антихристианством, во время которой и будет восполнено предопределенное от времен вечных число мучеников, имеющих пострадать за Слово Божие и за свидетельство об Агнце. ... »
- Просмотров: 5094
Новогоднее слово
- Святитель Тихон, патриарх Московский
« ... Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают (Пс. 126, 1-2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага привносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3, 17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.
Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простер руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ воздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, дрова достает за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные в багрянице жмутся к навозу (Плач. 1, 1-2, 5, 10-12; 2, 1-2; 4, 4-5; 5, 2-4). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами. ... »
- Просмотров: 4935
Рождественское послание 1935 г.
- Священномученик Дамаскин, епископ Глуховский
«Буря, наполняющая смущением сердца многих из плывущих через океан жизни на Святом Корабле, не только что разразилась. Океан этот никогда почти и не бывал спокоен. Страшные бури вздымались навстречу Кораблю с самых первых дней создания его. Бывали бури такие, что волнами бушующего океана смывались с Корабля многие, по неразумению своему пренебрегшие предоставленными в их распоряжение спасительными средствами. А Корабль, руководимый Создавшим его Кормчим, плывет и плывет вперед к намеченной и вечной цели.
Настоящая буря некоторым кажется особенно свирепой. При этом забывают, что никакая буря не страшна как для самого Корабля, так и для каждого, кто разумно на нем пользуется средствами защиты от бури, коих достаточно на Корабле для всех.
Особенно страшными такие бури кажутся ночью, когда ни Солнца, ни звезд не видно, когда свист ветра, сливаясь с ревом волн, шумом своим заглушает голоса людей, как бы прерывая возможность общения между ними.
Но вот просветлел восток, блеснул луч Солнца — и сразу буря как бы утрачивает свою силу, не кажется уж столь страшной, все успокаиваются, ибо видят в своем распоряжении достаточно средств, чтобы укрыться и от ветра, и от волн, и с благодарностью взирают на восходящее Солнце, которое и осветит их, и обогреет.
Таким бодрящим лучом Солнца являются для нас, плывущих на Корабле Святой Церкви, великие праздники, и особенно Рождество Христово и Пасха, которые, как солнце, периодически обтекают круг нашей жизни. ... »
- Просмотров: 4957
Как учит о. Иоанн Кронштадтский об именах Божиих
- Архиепископ Никон (Рождественский)
« ... Думал ли старец Божий, о. Иоанн, что новоявленные лжеучители извлекут из его творений изречения, на которых будут основывать свое еретическое мудрование? Если бы он был жив, то, несомненно, поступил бы с сими лжеучителями так же, как он поступал с "иоаннитами": он торжественно, в присутствии многих православных, предавал нераскаянных иоаннитов анафеме. С великою ревностью о Православии, с болью сердца он обличал сих еретиков, не ожидая на них суда церковного. Можно себе представить, как он отнесся бы к новым сопротивникам власти церковной, дерзавшим предавать анафеме и наш Святейший Синод, и св. Вселенского Патриарха, и всех нас, епископов, обличавших их ересь...
Увы! Таково свойство грешного сердца человеческого, зараженного гордынею ереси, что если бы даже встал теперь из могилы о. Иоанн и стал обличать новых евномиан, то и тогда они не поверили бы ему: ведь давно сказано Господом: аще и от мертвых кто востанет — не имут веры! Ведь так и было с древними почитателями Мемры (ветхозаветными имебожниками), книжниками и фарисеями: возможно ли, нужно ли было доказательство Божественности Иисуса Христа лучше воскресения Лазаря? Пред тысячною толпою собравшегося на праздник Пасхи народа встает мертвец из гроба, уже смердящий, встает по слову Господа: как бы не поверить? Но что они говорят? — Совещаша и Лазаря да убиют... Вот до чего может дойти ожесточение злой воли человека, отдавшегося сопротивлению истине! Мы видим это постоянно, как закон, на тех, которые отпадают от Церкви; мы видим и на имебожниках: они не боятся отпадения от Церкви, они осуждают и Синод, и патриархов, и епископов, предают их анафеме; клевещут на них, готовы лишиться Божественных Тайн Христовых, выдумывают "причащение именем Иисусовым"... Только бы не подчинить своего смышления голосу Церкви, только бы настоять на своем мудровании!.. И в слепоте своей не видят, в какую пропасть погибельную идут... »
- Просмотров: 5776
Слово в день памяти Святителя Николая Чудотворца
- Митрополит Филарет (Вознесенский)
« ... Почему так часто нам, Русской Зарубежной Церкви, теперь говорят: вы любви не имеете - с теми не хотите иметь общения, с теми не хотите, с теми, - говорите - нельзя, - у вас любви нет! Когда-то, еще ветхозаветный мудрец Аристотель, великий философ, со своей философией выступил против своего духовного отца, учителя философии, также великого философа мудреца Платона. И вот Аристотель, его ученик, но такой же колосс, как и он, колосс ума, стал ему возражать. Ему даже стали на это говорить: "Что ж ты идешь против своего учителя, против Платона, ты ж его ученик?" - "Платон мне дорог, но истина дороже."
Вот для христиан эта истина и дороже. Во имя истины против лжи поднял свой голос апостол Петр и другие; во имя истины против ересей, против еретической лжи поднимали свой голос святые отцы Вселенских Соборов, ради любви к истине, они тех, которые этой истине противятся, анафематствовали, отсекали от Церкви. А теперь нам говорят, что всех надо по головке гладить и говорить: "Вы все хороши!" А как раз любовь и указывает на то, что заблудившегося не нужно по голове гладить и говорить, что ты хороший, а нужно ему указать на его ошибку.
Теперь, как раз любовь видят там, где можно сказать по существу, словами поэта, что люди стали к добру и злу "постыдно равнодушны." Тот, кто действительно любит истину, тот врагов истины будет обличать, а соглашаться с ними не будет. Если он видит человека заблудившегося, он по любви христианской постарается вразумить, но никак не будет брать его под руку, и говорить: мы с тобою едины! А теперь эти соблазны постоянно пред нами. В экуменизме, который разливается волной по всему земному шару! И во всяких других еретических неправомыслиях. ... »
- Просмотров: 5397
Свободен ли я?
- Архиепископ Виктор (Пивоваров)
« ... Что есть человек? Уже по «замыслу» Бога, сказавшего: «Сотворим человека», видим, что прежде сотворения его состоялся «совет» лиц Святой Троицы, чего не происходило в прежних творческих актах. Не ложно, следовательно, сказано: «Некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его» (Евр.2,6). Но, чем же выделяется человек из ряда других творений: рыб, птиц и животных? Он является образом Божиим, т. е. отображает в себе, как и Ангелы, все святые качества Творца. Но творение не может быть вторым Богом, и отображение в нем Бога не может быть в полном беспредельном объеме, но оно призвано стать полным подобием Божиим в посредстве вечного совершенствования, начиная от нуля – «из ничего». Этот процесс богоуподобления назван далее в Бытии словом сотворенности «по подобию». Уже явлено первое из отображений Творца: человек призван быть микротворцом, «творящим» - совершенствующим себя и окружающий его мир. И все другие божественные качества, как любовь, жажда познания истины, могущество воли, разумность души и т.д. человек получил при его сотворении в начальном объеме. Далее он призван на пути богоуподобления, дойти до уровня Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов. Естественно, он не унижен Творцом пред Ангелами, как младенец пред человеком в пожилом возрасте. ... »
- Просмотров: 7361
Страница 30 из 38