О советской церкви (из записных книжек)
- Епископ Варнава (Беляев)
« ... "ступание" нога в ногу с Партией — это ересь. Это дело антихристово. И если «тайна беззакония уже деется», как говорит апостол Павел, то неужели предстоятель Церкви должен принимать участие в ее распространении? ...
... Наш Алексей-гепеушник [сов. «патриарх» - ред.] (поскольку его Патриархия представляет собою филиал НКВД) и то лучше поступает: ни вашим ни нашим... И поскольку услужил большевикам, правительство наградило его вторично орденом Трудового Красного Знамени, как сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР, отличая его выдающуюся патриотическую (теперь синоним для «коммунистической») деятельность «в период Великой Отечественной войны и после нее». ...
... Также ужасное противоканоническое и безумное распоряжение нынешней Патриархии от 8 сентября 1943 года, где что ни слово, то предательство Церкви и богохульство (за подписями Сергия, митрополита Московского и Коломенского; Алексия, митрополита Ленинградского; Николая, митрополита Киевского и Галицкого, и еще 16 человек [советских «епископов» – ред.]), об автоматическом отлучении неугодных Патриархии лиц; любопытна формула: «да числится отлученным».
Неужели и тут будем смешивать Патриархию и святую Церковь? Если это Церковь, то, по псалму, «церковь лукавнующих», и ее саму надо отлучить в свою очередь, не дожидаясь, когда это сделает Господь Иисус Христос. По заповеди апостола Павла: Измите злаго от вас самех [1 Кор. 5, 13]. ... »
- Просмотров: 7125
Отец смуты
- П. Негретов
« ... Культ Володи Ульянова берет начало в семье, там же возник и первый критик его — Александр Ульянов, его старший брат, не выносивший самоуверенности и бессердечия своего младшего брата. С годами его бездушие углублялось. Совсем молодым человеком, едва перешагнувшим 20-летний рубеж, он во время голода 1891 года порицал попытки интеллигенции кормить голодающих, — с его точки зрения, эта деятельность была вредной, ибо она отвлекала передовую революционную молодежь от борьбы с самодержавием. Через тридцать лет, когда в советской России разразился невиданный ранее голод, он писал в секретном письме членам политбюро: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией». Это знаменитое ленинское письмо от 19 марта 1922 года, впервые опубликованное в России только в 1990 году, лишний раз рисует его портрет — портрет человека, мыслящего категориями классов, масс, эпох, но совершенно равнодушного к страданиям миллионов живых современников. Они были в его экспериментах всего лишь «человеческим материалом». ... »
- Просмотров: 4566
Анафема Владимиру Ленину
- Архиерейский Синод РПЦЗ
«Имели суждение:
О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин, мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.
Постановили:
Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет ... »
- Просмотров: 6859
«В Бога и святых он не верил с детства...» (Как сын сапожника вместо служителя Церкви стал ее врагом)
- И.А. Курляндский
« ... "Первые годы учебы в училище он был очень верующим, аккуратно посещал все богослужения.... Но вот в третьем или четвертом классе… он неожиданно поразил меня чисто атеистическим заявлением: "А знаешь, Гриша, Он не несправедлив, его просто нет. Нас обманывают". В другой редакции: "разговоры о Боге – пустая болтовня" ... "Мы оба вошли в старую церковь и все хорошо осмотрели. Товарищ Сосо, увидев на стенке какую-то икону, видимо, кем-то повешенную, сказал: "Ого, смотри, и эта кляча (говорил о церкви и иконе) здесь. ... Что сделать, Георгий?" Я сразу на трапезу, сорвал со стены икону, растоптал ногами и обрызгал "водой". Сосо спрашивает: "Слушай, не боишься Бога, что это с тобой?" Я засмеялся, а он похлопал (по плечу) и сказал: "Ты прав". Сцена в древней церкви разыгралась инфернальная – совершающий акт жуткого кощунства мочащийся на икону семинарист, сын священника Георгий и смеющийся провокатор Сосо – будущий Сталин, который после насмехался над ним. "Когда меня срезали на экзамене, Сосо подшучивал: "Не эта ли икона помешала тебе?" Наклонность к надругательству над святым была и для Сталина с юных лет способом растления его души, "первыми шагами" в его культурной и моральной деградации как личности. ...
... Известно, что склонность человека к садизму проявляется с ранних лет. Юный Сосо любил издеваться над животными. ... Позднее, в семинарии, склонный к садизму Иосиф закономерно увлекся издевательствами над людьми. ... По замечанию Иремашвили, близко знавшего юного Иосифа, для него "высшая радость состояла в том, чтобы одержать победу и внушить страх… С юности осуществление мстительных замыслов стало для него целью, которой подчинялись все его усилия". Рано в этом характере формировались властность, лицемерие, твердая воля, садизм, стремление к манипулированию людьми, смесь рационального ума и патологических черт. ... »
- Просмотров: 5067
Христианское отношение к смерти
- Священномученик Сергий Мечев
« ... Обычно считают, что сон отличается от смерти тем, что он есть нечто временное, после сна всегда наступает пробуждение. И мы веруем, что после смерти и Воскресения Спасителя смерть преодолена и побеждена Им и нас всех ждёт всеобщее воскресение. «Где твоё, смерте, жало?» Смерти больше нет, а есть сон — успение …Всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин. 11, 26). Много было людей, простаивавших подолгу на молитве, раздававших своё мнение и многими подвигами подвизавшихся, но для них конец жизни был не успением, а смертью. Духовный возраст христианина измеряется его отношением к смерти: думает ли он о ней, боится, ждёт ли её. Если ты боишься смерти, то помни, что она не есть что-то естественное, присущее нашей природе, но лишь через грех вошла в тебя смерть. Смерть есть то, чего может человек избежать. Отношение к смерти теснейшим образом связано для христианина с его отношением к своему телу. Одно из двух: или наша жизнь кончается со смертью тела, или смерть есть временное рассечение Божиим хотением естественнейшего союза души и тела. В первом случае всё кончается здесь, на земле, и тогда нечего успокаивать себя каким-либо утешением. Тогда и тело умершего есть, как считал Л.Н.Толстой, «противная и ненужная вещь», которая «мешает живым». Поэтому он завещал своим близким поскорее убрать его мёртвое тело, словно это падаль.
Если же, как и верит Церковь, смерть есть рассечение естественнейшего союза души и тела, то наше отношение к телу совершенно меняется. Тогда тело есть такая же равноправная часть целого человека, как и его душа. Более того, через тело освящается и душа человека; оно есть орган и проводник Духа Святаго в душу живу. ... »
- Просмотров: 10202
Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Святой Праведный Иоанн Кронштадтский
«Таинство, совершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог Безначальный, Необъятный, Неприступный, нисшел до образа рабского и стал человеком, не престав быть Богом и нимало не умалив Славы Божественной? Как Дева могла вместить в Пречистой утробе нестерпимый огнь Божества и остаться неврежденною и пребыть на веки Матерью Бога Воплощенного? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство Благовещения Архангелом Пресвятой Деве и воплощения Сына Божия от Нее! Радуйтесь земнородные, радуйтесь особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом пред величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатию Божиею от скверны греха. Возвеличите чистыми сердцами и устами Матерь Божию, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятия, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и для нашего спасения от смерти временной и вечной. Со страхом и радостию приимите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших Царство Небесное, которое есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Римл. 14, 17) ... »
+ + +
С ПРАЗДНИКОМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
Тропарь, глас 4.
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление:
Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
Радуйся благодатная, Господь с тобою.
- Просмотров: 5903
Святейший Патриарх Тихон, характер его личности и деятельности (по личным воспоминаниям)
- Митрополит Анастасий (Грибановский)
25 марта / 7 апреля в день Благовещения Пресвятой Богородицы исполняется 85 лет со дня кончины св. Патриарха Тихона. Ко дню памяти Первосвятителя Российской Церкви публикуем воспоминания о нем второго Первоиерерха РПЦЗ Митрополита Анастасия (Грибановского), в которых помимо здравого освещения деятельности Патриарха, дается и Православное разъеснение об отношении Церкви к царству земному и революции, не потерявших своей актуальности и сегодня.
« ... Историческая судьба Патриарха Тихона действительно заставляла сближать его жизнь со страдальческим подвигом Святейшего Гермогена, но по личному своему характеру он напоминал гораздо более Святейшего Иова — первого Патриарха Всероссийского, чем его знаменитого преемника. Летописцы изображают Святейшего Иова как мужа благообразного, «украшенного благочестием и благочинием», кроткого нравом и мягкосердечного, который никого не оскорблял и никогда не превозносился своим достоинством. Таков был приблизительно и облик Святейшего Тихона. ... »
- Просмотров: 7492
Пасхальное послание епископа Дамаскина (Цедрика) к духовным чадам
- Священномученик Дамаскин, епископ Глуховский
« ... Никогда еще в мире не выявлялась такая злобность к христианству, какою проникнуто современное холодно-расчетливое культивирование ее и внедрение ее в опустошенные души и помраченные умы тысяч несчастных рабов XX века.
Это показывает, что наше время явно антихристово. Благовременно поэтому нам приготовить себя и ко всем тем скорбям, которыми необходимо будут ознаменованы эти мрачные годы (17 ст[их] 13 гл[авы] Апок[алипсиса] (Откровения), накануне буквального осуществления своего. И все же мы только не должны впадать в уныние или отчаиваться, а наоборот, должны благословлять за все Господа, ибо нам ясно указано (Апок[алипсис] 3, 10, 7 и др.), что ждет верных в те дни, и Господь сам определил (Лук. 21, 28), каково должно быть наше настроение тогда, т. е. теперь. Может быть, вы заметите мне, сколь мало пасхальна тема настоящего письма? Нет, именно благовременна ибо все наше упование, наша крепость, наше спокойно-решительное отношение к событиям и скорбям дней сих зиждется на факте Воскресения Христова. Христос Воскресший положил начало нашему воскресению; мы вместе с ним являемся победителями смерти и ада, через Него ждет нас воскресение для вечной славы с Ним. Что же нам страшиться неизбежных временных скорбей, смерти и даже самого сына сатаны? Мы видели, что начало сбываться предсказание. ... »
- Просмотров: 4883
Обращение иерея из Вятки к митрополиту Антонию (Орлову)
- Иерей Владимир Царегородцев
« ... недавно я беседовал с одним моим бывшим прихожанином, который с вами встречался в Румынии. На его вопрос об этом благословении Вы начали отрицаться, что Вы не благословляли «Народное ополчение» и «Парабеллум». Что это было только личное благословение, что вообще Вас не так поняли, что Ваши слова извратили. Мне не понятно одно: как можно благословить убежденных социалистов и сталинистов лично, и при этом не благословлять их деятельности и убеждений? Благословляя В. Квачкова и Ю. Екишева, Вы благословили естественно и их «Народное ополчение» и «Парабеллум», лидерами и идеологами которых они являются.
Но если Вас не правильно понимают, если Вы не поддерживаете идеи сталинизма и «православного социализма», то дайте опровержение... не шёпотом в Румынии, а публично, так чтобы Вас услышал весь мир ... »
- Просмотров: 5881
Показания епископа Виктора (Островидова) на допросе 1932 г.
- Священномученик Виктор, епископ Глазовский и Вотский
22 декабря 1932 года в областном отделе ОГПУ г. Сыктывкара состоялся допрос епископа Виктора (Островидова). В конце показаний с его слов записано, что он и подписал: «По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха Тихона. Обновленчества и Сергиевщины не признаю». Эти два предложения были позже зачеркнуты или подчеркнуты, очевидно, самим следователем или кем-то из сергиан. В житиях смч. Виктора (Островидова), печатаемых Московской патриархией, текст данного допроса приводится, но последние два предложения отсутствуют.
- Просмотров: 6173
Заявление 1934 г.
- Священномученик Виктор, епископ Глазовский и Вотский
В 1997 году святые нетленные мощи епископа - священномученика Виктора (Островидова) были похищены теми, кого он еще при жизни называл «сынами диавола». Чтобы оправдать свое беззаконие, представители РПЦ МП и по сей день распространяют клевету о том, что епископ-исповедник, будто бы, примирился в 1929 г. на Соловках с митр. Сергием и его последователями.
Для опровержения этой лжи, мы публикуем позднейшее из документальных свидетельств Владыки, из которого видно, что, до самой свой смерти епископ Виктор оставался верен исповедническому курсу, а мифы о его мнимом «примирении» являются сознательно распространяемой ложью.
- Просмотров: 7781
Как проводим мы Великий Пост?
- Архиепископ Аверкий (Таушев)
« ... в последнюю пятую неделю Великого поста св. Церковь дает утешение и ободрение всем кающимся грешникам в дивном образе преподобной Марии Египетской, которая из величайшей грешницы, силою искреннего глубокого покаяния, стала ангелоподобной праведницей, внушая нам никогда не падать духом, сколь бы ни были велики наши грехи, а брать пример с преподобной Марии в ее полном и бесповоротном отвращении от греха, обращении к Богу и покаянных подвигах.
Когда-то наши предки на Святой Руси все это знали и всем этим жили и подлинно спасались! И как хорошо и удобно было тогда спасаться, следуя наставлениям св. Церкви, когда все вокруг нас было проникнуто одним общим духом православного благочестия! И для всех там, может быть, за малыми исключениями, был сейчас Великий Пост, все ходили в церковь, более или менее, на все великопостные Богослужения, назидались ими и по-настоящему говели, получая от всего этого великую духовную пользу.
Но вот завистью врага Божия, искусно прельстившего наш несчастный русский народ, все это изменилось, когда рухнула и сокрушилась 50 лет тому назад Святая Русь, бывшая для всего мира оплотом единой истинной, единой спасающей Святой Православной Веры.
И теперь, о, как трудно стало спасаться в современных, таких самых неблагоприятных условиях! Повсюду уже «сатана правит бал», и на всех истинных последователей Христовых воздвигнуто или явное или хотя бы тайное гонение, и даже самая Церковь Христова — не вся, конечно, — но в лице многих ее лицемерных служителей, подлинных Иуд-предателей, взята им под контроль.
Трудно теперь спасение, но тем славнее венцы тех, которые искренно стремятся идти спасительным путем, не взирая на все стеснения, преследования и гонения — и от явных врагов Христова Креста и от «лже–братии», то есть тех людей, которые лицемерно представляются последователями Христовыми и служителями Церкви, а в действительности бесстрашно продают Церковь врагам Христовым за «Иудины сребренники». ... »
- Просмотров: 6630
Исповеднический путь Блаженнейшего Митрополита Виталия (Устинова)
- Митрополит Виталий (Устинов)
По случаю столетия со дня рождения 18 марта 1910 года Блаженнейшего Митрополита Виталия – четвертого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, помещаем основные документы, характеризующие его духовную исповедническую направленность, которой он держался до последнего дня своей жизни. Вражеские обвинения, типа: он ушел на покой и не имел права возвращаться к власти, опровергает даже одно его исповедничество. Когда он увидел, что обманут ложными обещаниями и Церковь чрез предательство епископата в смертельной опасности, он был обязан взять вновь в свои руки кормило церковного корабля.
«... Мы должны не только сами сознавать, но и объявить всем во всеуслышание, что наша Русская Православная Зарубежная Церковь с 1927 года, когда Митрополит Сергий подписал печальную «декларацию», и по сей день не имеет никакого молитвенного общения с Московской Патриархией, которая является ничем иным, как неканоническим созданием бывшей Советской власти. Мы также не имеем духовного общения ни с одной другой автокефальной Православной Церковью, которая всю свою духовную и богослужебную жизнь проводит по новому календарю. Какое может быть у нас богослужебное общение, когда мы еще постимся, а они празднуют Рождество Христово по новому стилю? По нашему календарю мы молимся одному святому, а новостильники по своему молятся совершенно другому. Другими словами, совершенно уничтожено единство не только в молитве, но даже в таинствах. ...»
- Просмотров: 8612
Церковность или политика?
- Митрополит Антоний (Храповицкий)
«... Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколько и противомонархической? Кто может осуждать большевицкое движение и в то же время одобрять Временное правительство?
Оно подняло руку на помазанника Божия; оно уничтожило в армии церковное начало, уничтожило церковно-приходские школы, ввело гражданскую присягу, одним словом, все это дело было торжеством того нигилизма, который известен русскому обществу уже три четверти столетия. ...
... Русскому народу, настоящему народу, верующему и подвизающемуся, ему — голой формулы — единая и неделимая Россия, не надо. Ему не надо России не то христианской, не то безверной, не то царской, не то господской (как он всегда будет понимать республику); ему нужно сочетание трех дорогих слов — за Веру, Царя и Отечество. Более всего ему нужно первое слово, как руководящее всею государственною жизнью; второе слово ему нужно, как ограждение и охранение первого, а третье, — как носительница первых слов и только. ...»
- Просмотров: 5483
Страница 34 из 38