Слово на собрании в честь иконы Божьей Матери "Курской коренной"
- Митрополит Виталий (Устинов)
«... Каково же сейчас это искушение, что нас всех волнует? Я думаю, даже не именуя его, Вы все знаете о чем я хочу сказать, но я все-таки скажу: иерархия Московской Патриархии. Она нас волнует несказанно, потому что по внешнему она кость от костей наших и говорит, казалось, на одном языке с нами, но они вышли из нас и больше не стали нашими; говорим на общем языке русском, но расходимся с ними принципиально; те же слова, но не тот же смысл и совсем не та конечная цель — как идти к вечному спасению. ...
... Наши три, во Бозе почившие первоиерархи хранили нас от такого соединения, все стоя у этой святой Курской Иконы Божией Матери. И я, четвертый Ее первоиерарх, по своему глубокому, искреннему убеждению и не только по наследству, смиренно присоединяю свой голос к почившим. Лично я не могу верить в благодатность иерархии Москвы. ...»
- Просмотров: 5154
Слово по поводу расстрела Императора Николая II и его семьи
- Святитель Тихон, патриарх Московский
«... на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского Областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь заграницей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. ...»
- Просмотров: 9142
Христианская религия Креста, как религия радости
- Протоиерей Павел Светлов
«... Весь древний мир, иудеев и просвещеннейших представителей язычества — еллинов, отталкивало и соблазняло самое главное в христианстве — его проповедь о спасении мира Крестом Христовым. Для иудеев всех времен и для людей их религиозно-нравственного склада Крест представлялся и всегда представляется соблазном, поруганием идеи о Боге бесконечном, отрицанием Божественной силы. Этому типу религиозного сознания отвечает лишь один способ спасения мира — путем поразительного проявления Божественного всемогущества, силою, чудом, а потому иудейство рисовало себе Мессию-Спасителя в образе могущественнейшего иудейского царя всех народов земли, владыки мира. Древне-языческий образованный мир поднялся до духовного идеала Мессии, как философа, учителя человечества, и потому отвергнул Мессию, явившегося миру в образе Распятого Христа: на этот раз Крест оказался «безумием», отрицанием разума и мудрости, как их представляли и представляют себе древние враги Креста Христова этого рода и дальнейшие их преемники, не прекращающиеся и доселе. Эти два мутных источника вражды человеческой против Креста, иудейский и языческий, никогда не пересыхали на протяжении всех веков христианской истории. ...»
- Просмотров: 6823
Отзыв Митрополита Виталия (Устинова) о труде протоиерея Михаила Польского "Положение Церкви в советской России"
- Митрополит Виталий (Устинов)
«... Все епископы, во главе с митрополитом Сергием, и все последующие патриархи, митрополиты и епископы Московской патриархии, договариваясь с коммунистической властью, утратили самый лик пастырства и его благодатную силу. Весь народ почувствовал, что они пастырей не имеют. А мы здесь почему-то не можем никак понять, что коммунистическая партия, облачившись в тогу демократов, осталась та же коммунистическая партия (как волки в овечьей шкуре), с которой Московская патриархия идет рука в руку. И Московская патриархия никогда не откажется от этого содружества, от этого сотрудничества. Именно от этого сотрудничества она получает свою внешнюю власть и все свое внешнее благополучие. В свое время патриарх Алексий I-й как-то сказал откровенно и честно: "Я себя чувствую хуже трубочиста!" Эти слова свидетельствуют, что в нем еще были остатки совести, которые его мучили. А последующие патриархи и архиепископы сошли с совести, и теперь они сами не нуждаются ни в каких уполномоченных. Они сами взяли на себя их роль, если это можно так сказать, без тени кощунства, ибо настоящее Православие несовместимо с коммунизмом. Эти два непримиримые врага — непримиримые до смерти. ...»
- Просмотров: 5720
Второе письмо к священнику Иоанну Смоличеву
- Священномученик Дамаскин, епископ Глуховский
«... Слишком грубо был выражен противоцерковный характер живоцерк[овного] обновленчества. Поэтому легко было показать массам опасность его. Не то происходит теперь по поводу соблазна, внесенного в церковную жизнь митрополитом Сергием, каковой не без основания некоторыми называется новообновленчеством.
Здесь произведен сдвиг в сфере глубоких духовно-церковных отношений, соблазн касается самих принципов этих отношений, принципов, проистекающих из основных понятий христианского учения. Здесь не так легко разобраться простому сознанию. Сюда не подойдешь с формально-юридической меркой. Поэтому, когда на стороне митрополита Сергия оказывается все та же самая масса не выходящего из круга внешне формального мышления духовенства, утверждающего доступными ему методами правильность своих позиций, — масса верующих остановилась в недоумении, не будучи в состоянии разобраться самостоятельно в положении. ...
... На ваших глазах, братие Сергияне, гаснет дух веры, благодаря вашему приспособленчеству к гасителям этого духа; на ваших глазах рушится основа церковной жизни, — а вы обманываете себя возможностью в будущем опять зажечь угаснувшие души. Нет, если в ваших собственных душах теперь нет столько огня веры, чтобы самих себя зажечь и других ревностию к исповеданию истины Христовой, восстать на защиту святыни веры своей, охранить свободу и достоинство вверенного вам св. наследия Церкви мучеников и исповедников — то потом на такой подвиг ваш уже не может быть надежды. ...»
- Просмотров: 5170
Слово в день памяти св. Григория Паламы
- Митрополит Филарет (Вознесенский)
«... сейчас мы слышим и видим, как люди мало церковные и мало сведущие в истинах веры берутся рассуждать и о богословии и о церковной жизни, о том, как должна жить Церковь, и как нужно Церковью управлять; причем, говорят это они чрезвычайно самоуверенно, и чем меньше они в этом деле понимают, тем больше у них самоуверенности...
Справедливо было сказано несколько времени тому назад в одном православном органе печати, что в последние годы вдруг все себя возомнили знающими все - знающими и православную веру и богословские истины и все, что касается церковной жизни, и администрирования и т. д. Решили, что они все знают и все понимают и могут всех учить и наставлять. Потому то так много сейчас путаницы, неразберихи, и несогласий, внутри церковной ограды. Люди сами не знают и того, что они говорят. Эти слова не мне принадлежат; еще святой Апостол Павел говорил о том, что люди хотят быть учителями, но не понимают того о чем они говорят и не понимают как следует даже и того, что сами они говорят. А когда звучит голос истины, то ему мало внимают. ...»
- Просмотров: 6827
Переписка между митрополитом Виталием (Устиновым) и архиепископом Марком (Арндтом) по вопросу контактов с Московской Патриархией
- Митрополит Виталий (Устинов)
«... Получил я Ваше письмо-доклад о Вашей поездке в Россию, о чем Вы меня не осведомили заранее, как это у нас принято. С большим вниманием прочитал я Ваш рапорт и имею Вам сказать следующее: ничего в Вашей поездке и случившегося с Вами в России нет случайного. Все было подготовлено, продумано и планировано Московской Патриархией. Я считаю, что Вас духовно прельстили, очаровали и до известной степени пленили. В таком духовно не трезвом состоянии Вы утратили дар Св. Духа, различие духов и на все стали смотреть превратно, через розовые очки. Для Вас вдруг экуменизм куда-то провалился, и это все с Вами произошло тогда, когда М.П. объявила во всеуслышание, orbe et urbe, что все наши священномученики пострадали вне ограды Церкви и по этой причине этих страстотерпцев М.П. не прославляет. А для самой М.П. эта Церковь узурпатора церковной власти митрополита Сергия и, конечно, последовательно его преемников вплоть до патриарха Алексея II. А для нас это Церковь лукавствующих, Церковь Антихриста. Этим своим кощунственным объявлением Московская Патриархия завершила и запечатлела свое безвозвратное отпадение от тела Церкви Христовой.
Теперь уже на нас ложится священный долг и неотъемлемое право также, orbe et urbe, объявить о безблагодатности Московской Патриархии и уже больше не иметь с ней никакого общения. Нельзя не отметить, что непрославление священномучеников раскрывает, в какую бездну богословского невежества в области догмата о Церкви впала Московская Патриархия.
Очень боюсь, Владыко, что Ваш личный, необдуманный и без совета скоропостижный шаг и его последствия, лишив Вас дара различия духов, поставили Вас у самой пасти древнего дракона, готового Вас поглотить. ...»
- Просмотров: 7519
Письмо митрополиту Кириллу (Смирнову)
- Священномученик Иларион, епископ Поречский
«До нас дошла печальная весть, что Вы, хотя не имеете родственной связи с Митрополитом Сергием, но считаете его и признавших декларацию Самочинный Синод Благодатными и даже, в случае приближения своей смерти, исповедаетесь у новообновленческого Сергиевского священника, а это равносильно признанию Митрополита Сергия и Самочинного Синода. Если такое сведение справедливо, а мы не имеем оснований ему не верить, то Вы выбрали своеобразное положение в Церкви — середину и оказались между двумя стульями, ни с новообновленцами, ни с православными (и в заключение сами поставили себя вне лона Православной Церкви. Спасаете свое старческое тело, поддерживая церковь лукавствующую, а душу свою и других губите. Подражаете Понтию Пилату, который умыл руки и заявил предателям, что он не повинен в смерти праведника, а тростью утвердил смерть).
От признания благодатными Сергиевских последователей недалеко до логического вывода, заключающегося в признании также благодатными и их соборов и самочинных синодов, которыми они законных архипастырей лишают кафедр, запрещают священнослужителей, извергают из священного сана православных. ...
... новообновленцы, сергиевцы, главарем которых стоит Митрополит Сергий и самочинный, никем не избранный, так называемый Синод, который есть поистине ликвидационный комитет по разрушению и уничтожению всех установлений, основанных на святых канонических правилах Православной Церкви, — с момента явного проявления самочиния, своими делами сами себя осудили, не дожидаясь Собора и оказались вне Церкви Христовой, и вне Церкви Христовой нет благодати и спасения ...».
- Просмотров: 6163
Пойми время
- В.П. Редечкин
«... Глядя на то, как сейчас некоторые политики пытаются приспособить церковные пророчества к своим политическим затеям, думается, что «Бог поругаем не бывает», и помимо искусственных «возрождений», возможно и подлинное исполнение пророчеств. Но я думаю, что это исполнится во многом совсем не так, как кому-то сейчас кажется. И политическое, государственное в возрождении России будет играть довольно малую роль.
Люди, преданные умом и сердцем России, были и в эти 70 лет в большом количестве, но назвать их возрождением России мы все же не можем. Для такого возрождения необходимо действительное единение в общество. Такое единение во исполнение пророчеств возможно только на основе истинного Православия, а иначе это уже никакое не возрождение. Так, что и царь, даже и если будет выбран, то обязательно должен принадлежать к истинной Православной Церкви. К этой же Церкви должны принадлежать и все люди, являющие собой возрожденную Россию (поскольку и в прежнем нельзя под Россией понимать всяческих коммунистов — было бы смешно и глупо разуметь под возрождением России и «возрождение» таковых в ней теперь — это абсолютно чуждые ей элементы). ...»
- Просмотров: 5194
Русская Православная Зарубежная Церковь и Ее современное значение
- Митрополит Виталий (Устинов)
«... Если Церковь - Сам Христос, то как можно себе представить Христа Господа нашего и рядом изменника митрополита Сергия (Страгородского), Христа - и рядом "Дроздова" (Алексия II). Если праведник сербский Иустин Попович говорил и писал, что два последних сербских патриарха беззаконно избраны на эту высочайшую степень священнослужения коммунистической партией, то мы смело можем сказать, что четыре последних патриарха Московской патриархии избраны коммунистическим государством*, объявившим ныне себя "демократическим". Это высшее правление Московской патриархии есть просто безблагодатное, государственное учреждение, а ее члены просто государственные чиновники в рясах. Найдутся такие "умники", которые скажут, что это послание - только личное мнение самого митрополита. На это отвечу, что меня заставили написать это послание бесконечные протесты со всего великого нашего русского рассеяния. Значит, это мое послание есть глас нашей заграничной Святой Руси, а я только его выразил во всеуслышание. Дай, Господи, чтобы у не согласных с этим посланием неединомыслие не превратилось бы в неединодушие. ...»
- Просмотров: 6296
Послание по поводу заключения большевиками Брестского мира
- Святитель Тихон, патриарх Московский
26 ноября 1917 года большевицкий Главнокомандующий прапорщик Крыленко, после революционного развала Русской Армии, обратился по радио к германцам с предложением перемирия. После длительных переговоров и ультимативного наступления германцев 23 февраля 1918 года Ленин с центральным комитетом большевиков принял условия германского ультиматума.
Этот договор приводил к отторжению от России Финляндии, Украины, Крыма, Прибалтийского края, Литвы, Польши, Грузии, Батума, Карса и Ардагана. Этим договором Россия отрезалась от Черного и Балтийского морей и лишалась жизненно необходимых условий для своего экономического развития, теряла обороноспособные рубежи, культурные и промышленные центры. Россия политически отбрасывалась назад к началу XVII века, теряя все что было приобретено за три столетия усилиями русских царей и императоров.
- Просмотров: 6905
Послание Совету Народных Комиссаров
- Святитель Тихон, патриарх Московский
«"Все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26:52). Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными" комиссарами.
Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.
Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф.7:9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир "без аннексий и контрибуций". ...»
- Просмотров: 7131
Анафема большевикам
- Святитель Тихон, патриарх Московский
«Большевики с самого начала прихода своего к власти в России поставили своей важнейшей задачей - полное уничтожение в России религии и искоренение в Русском народе веры в Бога. ...
Первоначально большевики, не трогая непосредственно патриарха Тихона, применили по отношению к Русской Православной Церкви повсеместный стихийный террор, предоставив возможность во всей стране преступным элементам безнаказанно убивать и грабить духовенство, разрушать церкви и осквернять святыни, а затем сама власть взяла на себя руководство систематическими и планомерными, тонко продуманными, гонениями на Церковь, дав этому гонению вполне организованный характер и создав соответствующий для этого аппарат под руководством ЧЕКА. ...
Как Глава Русской Православной Церкви и Верховный Пастырь своего народа патриарх Тихон мужественно выступил на защиту Церкви и народа и вскоре после своего восшествия на престол он издал три исторических акта с бесстрашным и открытым обличением большевиков. Важнейшим из них - было анафематствование большевиков, как изменников и отступников от Веры и врагов Русского народа. ...»
- Просмотров: 16724
Апокалипсис наших дней: Доклад Архиепископа Виталия Архиерейскому Собору в 1983 г.
- Митрополит Виталий (Устинов)
«Наши пастыри и их паства живут в современных условиях особого духа, который можно назвать, без малейшего преувеличения или какого-нибудь мистического увлечения, предапокалиптическим. Уже больше нет во всей вселенной ни одного правителя или правительства, которые управляли бы своим народом, по милости Божией, благодатью Святого Духа. Отнять от земли Удерживающий помазанник Божий. Закончилась константиновская эпоха благодатного правления. Раскрылась в жизни последняя книга Священного Писания — Откровение св. ап. Иоанна Богослова. Наследница Византийской Империи, православная Российская держава, больше не существует. Весь мир разделили между собой две силы: с одной стороны — воинствующий безбожный коммунизм, а с другой — так называемый, демократический западный мир, в котором еще теплится свобода. Последний внешне, для поверхностного наблюдателя, раздроблен на бесчисленные христианские и не христианские религии и секты, но который внутри, как цементом, скреплен антихристовым духом. ...»
- Просмотров: 6635
Страница 35 из 38