ЧУДО ОБНОВЛЕНИЯ ФОТОПОРТРЕТА МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) В ХАРЬКОВЕ 1994 г.
Новое знамение Божие
Недавно в Харькове произошло чудо Божие свидетельствующее о неоскудевающей милости Господа-Пастыреначальника к Его чадам. Случилось следующие. Бывшая катакомбная харьковская община не решалась присоединиться к РПЦЗ и находилась в неопределенном состоянии. И вот однажды, когда насельницы этой общины пробудились от ночного сна, то они увидели, что старый фотографический портрет митрополита Антония (Храповицкого) обновился. Портрет давно уже хранился в общине и был совсем черный, а тут он вдруг просветлел (см. фотографию). Это чудо в значительной степени повлияло на решение общины присоединиться к РПЦЗ, что случилось вскоре.
Обновившийся портрет является очень редким портретом митрополита Антония. Будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви выглядит на этом портрете еще довольно молодо. По всей вероятности портрет был написан в бытность владыки Антония архиепископом Харьковским.
Преосвященный Антоний был назначен на Харьковскую кафедру в 1914 году. Нам кажется, что чудо обновления портрета митрополита Антония неслучайно произошло в Харькове. Задумаемся над словами Владыки Антония. сказанными впервой проповеди к харьковской пастве. Безусловно эти слова относятся и к нам, сегодняшним христианам.
На своем первом богослужении в Харькове Владыка Антоний обратился к пастве со следующей проповедью: «Святые апостолы, обходя грады и веси, увещевали христиан ко благочестию, говоря повсюду, что «многими скорбями подобает войти в Царствие Небесное». А когда умиленные первой проповедью апостола Петра уверовавшие иудеи спрашивали: «что нам делать?», то он... увещевал говоря: «спасайтесь от рода сего развращенного». Слова эти сохранили свое полное значение для всех христиан в продолжении веков мученичества, когда их преследовали за самое вступление в христианскую Церковь... Однако, и в дальнейшие века, когда христианство стало господствующей верою в мире, увещания эти не потеряли своего значения, и без скорбей спастись невозможно, а развращенные обычаи нашли себе место и в христианском обществе, так что желающие спасти душу должны всегда помнить слова апостола: «спасайтесь от рода сего развращенного»...
Спросите вы, — продолжает свою проповедь владыка Антоний, — почему именно этими изречениями открываешь ты свою проповедь? Ведь, если христианское общество и не чуждо развращенных обычаев, то неужели настолько, чтобы призывать верных как бы к полному отрешению от господствующего настроения современности?... Конечно, ответим мы, такое недоумение было бы вполне естественным лет 250 тому назад, когда главным содержанием русской жизни было стремление к христианскому совершенству, когда вся Русь, начиная от царских дворцов и кончая хижинами бедняков, представляла собой как бы один молящийся и трудящийся монастырь... Но, увы! Те времена миновали и жизнь быстрыми шагами приближается к подобию древне-римского язычества, и за христианское благочестие приходится вновь принимать скорби, а сохранять его возможно только так, как хранили его ученики святых апостолов, в точности исполняя их слова: «Спасайтесь от рода сего, развращенного»».
Последующие слова владыки Антония обращены как бы непосредственно к нам, сегодняшним христианам. «Настоящее время, — сказал далее преосвященный Антоний, — стало еще враждебнее Евангелию. Правда, теперь общество потеряло слепую веру своих отцов в нелепое учение материалистов: оно перестало отрицать возможность всего сверхъестественного, чудесного — оно даже провозгласило новую идею богоискательства.... но, повторяю, даже мрачный тип самоуверенного и тупого нигилиста далеко не так враждебен Христовой истине, как дух современной жизни.
Тогда люди заблуждались и ошибались, теперь они просто не хотят знать истины... Тогда шли против Бога и родины, думая, что служат добру и истине, теперь ненавидят самую истину и смотрят на жизнь, как на море наслаждений...
Мы сказали, что теперь не отрицают чудес, но радоваться этому не приходится, ибо сыны современности мнят достигнуть общения с небом не единым от Христа указанным путем доброделания, а либо бессмысленными приемами колдовства, либо иными нелепыми приемами... Вот в каком положении находится благочестивый христианин в современном обществе, особенно в больших городах...
Проведете ли вы свой взгляд от нравственно обнищавшей личной жизни, к тем бесконечным разводам и распадам браков, которые поставили современную семью ниже быта эскимосов, — вы и здесь найдете подтверждение апостольских слов: «так как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды — блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы...» И все это увенчивается постоянными самоубийствами, коими дух современности сам себе произносит смертный приговор. Спасайтесь же, братие, «спасайтесь от рода сего развращенного».
Всех близких Своих спасти не мог и Спаситель, но если в каком обществе, в каком городе могучей струей разливается учение слова Божия, собирается сонм благочестивых на одушевленную молитву и подъемлются подвиги благочестия и благотворения, там сыны церковные никогда не останутся одинокими; к ним повлекутся во множестве заблудшие души, неверие потеряет свою горделивую личину, и, встречая со стороны благочестивых не гордо-презрительный взгляд, а объятия примиряющей любви, склонит пред ними свою когда-то превознесенную главу и даст возможность не только служителю Христову, но и верующему мирянину повторить сладчайший глагол древнего пророка: «Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся».
Вот к какому светлому делу поведет нас, братие, решимость принять два приведенные апостольские призывы: идти против развращенного мира и не отступать пред принятием скорбей за благочестие. («Жизнсописание Блаженнейшего Митр. Антония, Киевского и Галицкого», т. IV, Нью Йорк. 1958 г.)
Будем же по мере сил и сегодня стараться следовать наставлениям Митрополита Антония (Храповицкого), ибо неслучайно, наверное, Господь вновь обратил наши взоры к этому мудрому архипастырю, обновив его портрет в Харькове.
(Православная Русь. №7 1998).
О портрете митрополита Антония
От редакции
В№ 7 «ПР» за 1998 г. рассказывалось о чудесном обновлении фотографического портрета митрополита Антония в харьковской общине Русской Православной Церкви Заграницей. После этой публикации редакцией было получено письмо из Харькова сообщающее подробности связанные с этим событием и совсем недавно — сведения о самом портрете с которого был сделан фотографический снимок.
Некоторое время спустя, после смерти в 1985 г., окормлявшего харьковскую катакомбную общину иерея Никиты [Лехан - ред. Эсх.], его духовные чада перешли к старостильникам-матфеевцам. Их окормлял о. Иоанн из Иноземцево (Пятигорск). У матфеевцев был схи-монах Епифаний (Чернов). В 90-х гг. в Белгороде харьковчанам пришлось с ним встретиться. И этот Епифаний с часу дня до девяти часов вечера проповедовал против митрополита Антония. Из Харькова приехало пять человек и все были в ужасе, так как знали митрополита Антония, как великого подвижника, служителя истины и святого человека. Противоречить они не могли, так как были в чужом доме — хозяева были на стороне чернеца Епифания. Они торжествовали, а харьковчане скорбели. После этой встречи в Харьков приехал о. Иоанн, он очень простой, доступный, отслужил литургию, все причащались. Потом за трапезой одна из прихожанок стала просить о. Иоанна не осуждать блаженнейшего митрополита Антония. О. Иоанн сказал: «Никогда». После этого все со скорбью в душе поехали по домам. И вот в этот самый день засиял фотопортрет митрополита Антония. В 1994 году о. Иоанн еще раз приехал в общину с книгами против митрополита Антония. Здесь уже старшая в общине, находясь в своем доме, начала просить о. Иоанна не осуждать митрополита Антония и указала на обновившийся портрет.
На что о. Иоанн сказал: «Это еще ничего не значит». Чернец Епифаний умер в ноябре 1994 г. В общине думали, что с ним умрет и вражда против митрополита Антония, но о. Иоанн и после его смерти продолжал распространять клевету на митрополита Антония. Еще о. Иоанн против Митрополита Виталия, против о. Никиты, против почитания святых Царственных Мучеников. И вот на этой почве община прекратила у него окормляться и присоединилась к Русской Православной Церкви Заграницей. Почитая митрополита Антония, к тому же в прошлом бывшего Харьковским архиепископом.
+ + +
Примерно через год, после публикации в «ПР», был обретен и сам оригинальный портрет митрополита Антония. Этот портрет написан маслом на холсте. К сожалению, я почти ничего не знаю о происхождении портрета митрополита Антония, который находиться сейчас у меня. Мне этот портрет подарила одна старушка, примерно через год после обновления фотопортрета в катакомбной общине. По моему предположению портрет принадлежал катакомбной монахине, жившей у соседей той старушки, которая подарила мне портрет.
Портрет написан маслом на холсте и наклеен на фанерный лист. Портрет кажется не очень старым, возможно, это копия с более старого портрета. Но по некоторым признакам он совпадает с фотопортретом, который находится в катакомбной общине. Думаю, что обновление фотопортрета и обретение портрета не случайность, и только по грехам нашим пока истинные причины происшедшего сокрыты.
Александр Валентинович Катрич, Харьков, 2001 г.
(Православная Русь. №4 2001).
Из Окружного Послания митрополита Антония 22 июня/5 июля 1928 г.
«Неустойчива человеческая душа! Даже просвещенных верою, св. крещением и благодатным рукоположением на степень священства она подвергает искушениям предательства и нередко отпадает от Христова стада, вне которого нет спасения, а вечная смерть.
Ныне повсюду пропечатаны в газетах и читаются во многих храмах, которые еще недавно были православными, то есть церковными, два послания моих, увы, когда-то единомышленных и любимых учеников — Митрополитов Сергия и Евлогия, ныне отпавших от спасительного церковного единства и связавшихся с врагами Христа и Св. Церкви — гнусными богохульниками большевиками, подчинившимися во всем представителям еврейского лжеучения, которое известно под именем коммунизма или материализма. Это учение, кроме того, проповедует непримиримую ненависть ко Христовой вере и Церкви, оправдывает беспощадное убийство всех, кто ему не последует, разоряет Божии храмы, ввергает в темницы и ссылку Божиих архиереев, иереев, монахов, монахинь и благочестивых мирян и воспрещает покоренному им народу учиться Закону Божию и печатать св. евангелие и прочие православные книги. Последователи сего учения свергли и убили православного русского царя с его семейством и подчинили себе в наше горестное время всю русскую землю, возлагая насильно на русских воинов антихристову печать, то-есть пятиконечную звезду, на чело или на правую руку, так-что сбывается пророчество Иоанна Богослова: «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя или число имени его» (Апок. 13, 17).
И пусть те новые обольстители не оправдываются, заявляя, что они не друзья большевиков и евреев, стоящих во главе большевицкого царства: в душе они может быть и не друзья им, но они этим врагам Христовым, хотя бы и неохотно, подчинились и стараются расширить власть последних не только над злосчастными жителями бывшей Святой Руси, но и над всеми русскими людьми, хотя бы далеко от русской земли ушедшими (телом, но содержащими русский дух в сердцах своих). Они боятся тех православных русских людей, которые «победили зверя и образ его и начертание его» (15, 2).
Их бояться враги Христовы, ибо знают, что они без труда будут вразумлять своих единомышленников, русских братьев, и убеждать их не поклоняться зверю.
Вот почему они побудили митрополита Сергия, который сперва в своем первом послании 1926 г. заявлял, что не будет касаться православных соотечественников, живущих заграницей и не подчиняющихся антихристовой советской власти, а теперь уже видит себя принужденным приманивать и притягивать их под свою руку через митрополита Евлогия...
Незаконно составленное и вошедшее в единение с врагами Божиими учреждение, которое Митрополит Сергий называет православным Синодом и от признания которого отказались лучшие русские архиереи, духовенство и миряне, вовсе не должно быть признаваемо нашими православными церквами, ни нашим Архиерейским Синодом с его заграничною паствою, а учредители Московского Синода должны бы быть признаваемы такими же отступниками от веры, как древние либеллисты, то-есть христиане, хотя и отказавшиеся открыто похулить Христа и принести жертву идолам, но принявшие от идольских жрецов ложное удостоверение, будто они находятся в полном согласии с последователями языческой религии; эти удостоверения избавляли их от преследования правительства, но подвергали совершенному отлучению от Церкви, в которую кающиеся из них после отречения от идолопоклонства и принимались только через несколько (15) лет.
Избави Бог всех вас, православные христиане, уподобиться древним либеллатикам, на которых Св. Церковь взирала как на прямых отступников от Христовой веры».
Из Пасхального Послания митрополита Антония 1934 г.
«Несколько иерархов с паствой, по преимуществу русских, уже отпало от вселенского единства и на вопрос «како веруеши» - отвечают ссылками на самозваных глав всяческого раскола в Москве, в Америке и в Западной Европе [т.н. сергианская «Московская патриархия», «Северо-Американская митрополия» и «Западно-Европейский экзархат» - ред. Эсх.]. Ясно, что они потеряли или теряют веру в единство Церкви по всей вселенной и не хотят в этом сознаться, стараясь спокойно переносить отказы истинной Церкви от общения с ними и воображая, будто можно спасать душу и без общения с Нею.
Должно русским православным христианам сознаться, что они мало дорожили до сих пор этим спасительным догматом: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» и многие из них, оторвавшиеся от нее, лишают себя надежды на спасение, как об этом учат отцы VI Вселенского Собора, признав отщепенцев за совершенно безблагодатных, согласно слову Христову: «аще и Церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь» (Мф 18.17).
К сожалению, некоторые православные миряне, даже, увы, многие клирики подвергли сами себя такому безблагодатному состоянию, хотя и при сохранении внешности церковных богослужений и кажущегося совершения таинств.
Впрочем уже не первый раз я призываю тех, которые не имеют общения со Св. Церковью в ее Таинствах, принести ей чистосердечное покаяние и прекратить свое общение с церковью лукавнующих, дабы не лишиться навсегда благодати Божией и не уподобиться язычникам и мытарям, но снова вступить в нее, как многократно указано, по третьему чину.
Вас же, верная паства, приветствую словами богослужебной песни: «О светообразная чада церковная» и словами Христовыми «не бойся, малое стадо, яка благоизволи Отец ваш дати вам царство» (Лк 12.32).
С древнейших времен в Христовой Церкви возникали гибельные расколы и ереси - иные очень продолжительные, как, например, арианство, монофизитство и многие другие, отторгавшие от Церкви временами даже большую часть верующих, но со временем они все исчезали яко дым, а истина Христова пребывает во век.
Откройте же, возлюбленные, сердца для принятая сей единой спасающей истины и «не приобщайтесь к делам неплодным тьмы» (Еф 5.11)».